- > Азбука
-
>
Европа
- > Австрия
- > Беларусь
- > Бельгия
- > Ватикан
- > Венгрия
- > Германия
- > Греция
- > Дания
- > Испания
-
>
Италия
- > Алессандрия
- > Аоста
- > Асти
- > Бергамо
- > Болонья
- > Брешия
- > Венеция 2007-2012
- > Венеция 2014-2016
- > Вентимилья
- > Верона
- > Верчелли
- > Виченца
- > Генуя
- > Иврея
- > Казерта
- > Катания
- > Комо
- > Кремона
- > Кьявари
- > Лаванья
- > Ланчано
- > Лекко
- > Ливорно
- > Милан 2007-2012
- > Милан 2014-2017
- > Модена
- > Монфальконе
- > Монца
- > Неаполь
- > Новара
- > Павия
- > Падуя
- > Пальманова
- > Парма
- > Пескара
- > Пиза
- > Помпеи
- > Портофино
- > Пьяченца
- > Равенна
- > Рим
- > Римини
- > Санремо
- > Санта-Маргерите
- > Сиракуза
- > Специя
- > Терамо
- > Триест
- > Турин
- > Удине
- > Флоренция
- > Чивитавеккья
- > Латвия
- > Люксембург
- > Мальта
- > Монако
- > Нидерланды
- > Норвегия
- > Польша
- > Португалия
- > Сан-Марино
- > Сербия
- > Словакия
- > Словения
- > Турция
- > Финляндия
-
>
Франция
- > Авиньон
- > Антиб
- > Аркашон
- > Арль
- > Безансон
- > Бержерак
- > Бокер
- > Бордо
- > Вильфранш
- > Грасс
- > Гренобль
- > Дижон
- > Канны
- > Каркассон
- > Ле-Канне
- > Либурн
- > Лион
- > Марсель
- > Ментона
- > Монпелье
- > Ним
- > Ницца
- > Оранж
- > Орлеан
- > Париж
- > Перпиньян
- > Реймс
- > Сен-Рафаэль
- > Сен-Тропе
- > Тараскон
- > Тулон
- > Тулуза
- > Шамбери
- > Шартр
- > Хорватия
- > Чехия
- > Швейцария
- > Швеция
- > Эстония
- > Видео
- > Саквояж
- > Контакты
Гренобль * Грёнобль * Grenoble
Люди обосновались в этих местах ещё в середине V века до н.э. Территория была подчинена римскому господству ещё в 121 году до н.э., но окончательно вошла в состав Римской республики при Гае Юлии Цезаре. Впервые Гренобль упоминается в 43 году до н.э. В то время посёлок назывался Куларо («тыквенное поле»). В 27 году до н.э. Куларо получил статус деревни и вошёл в состав Вьеннского округа. Стены вокруг городка начали строить в 286 году. Император Грациан сделал Куларо римским городом. В 379 году император значительно расширил город, чтобы он мог укрывать расквартированные войска. В 381 году Куларо был переименован в Грацианополис. В галло-римскую эпоху в Гренобле жили речные перевозчики, мельники, гончары, каменоломы, ткачи, сельскохозяйственные рабочие, а также приезжавшие в город торговцы и экспедиторы. Его благополучие было связано главным образом с торговлей. Помимо этого в нём существовал торговый порт. Продолжала функционировать таможня. Епархия Гренобля была основана в 377 году. Епископы стали концентрировать в своих руках значительную политическую власть над городом. В эпоху Великого переселения народов Грацианополис неоднократно подвергался нашествию германских племен. В конце IV века он был занят бургундами, затем в 532 году завоеван франками и включён во франкское королевство Бургундия. В конце I тысячелетия Гренобль, как и вся Нижняя Бургундия, вынужден был противостоять не прекращавшимся набегам арабов. Только в 970-х годах графу Арльскому Гийому I удалось окончательно разгромить арабов и изгнать их из страны. После 1032 года город стал частью Священной Римской империи. Роль Гренобля значительно возросла в XI веке, когда граф Албона выбрал этот маленький город в качестве столицы своих территорий. Гренобль стал столицей государства Дофине. Жителям Гренобля была дарована Хартия обычаев, которая гарантировала их права. Эта Хартия была подтверждена королем Людовиком XI в 1447 году и Франциском I в 1541 году. Дофин Гумберт II создал в 1336 году совет, который обосновался в Гренобле в 1340 году. Он также основал Университет Гренобля в 1339 году. В 1349 году Гумберт продал свои владения Франции при условии, что наследник французской короны будет носить титул «Дофин». Людовик XI правил провинцией с 1447 по 1456 годы. В период его правления провинция вошла в состав территории Королевства Франции. Гренобль и его окрестности были местом дислокации французской армии во время итальянских войн. Гренобль пострадал от французских религиозных войн - барон де Адретс, глава гугенотов, разграбил Собор Гренобля и уничтожил могилы умерших дофинов. В 1575 году новым лидером протестантов стал Лесдигье - он начал строительство Бастилии в целях защиты города. Он также приказал построить новые городские стены, чтобы увеличить территорию города. Отмена Нантского эдикта Людовиком XIV стала причиной ухода двух тысяч протестантов из Гренобля, а также ослабления экономики города. В 1790 году провинция Дофине была разделена на три части, и Гренобль стал главным городом департамента Изер. Город был переименован в Грелибре. Старое название вернулось городу только при императоре Наполеоне. В 1813 году Гренобль находился под натиском австрийской армии, которая вторглась в Швейцарию и Савойю. Хорошо укрепленный город успешно отразил австрийские атаки. Но вторжение во Францию в 1814 году привело к капитуляции французских войск и оккупации города. В XIX веке промышленность Гренобля стала активно развиваться. Заводы по производству перчаток достигли своего Золотого века. Они сбывали свою продукцию в США, Великобританию и Россию. Первый поезд прибыл в Гренобль в 1858 году. Первая мировая война способствовала развитию экономики региона. Новые гидроэнергетические объекты были построены на берегах рек в окрестностях Гренобля. Также были построены новые химические предприятия. Такое развитие событий привело к значительному росту иммиграции в Гренобль, особенно из Италии. Во время Второй мировой войны при битве в Альпах нацистские войска были остановлены около Гренобля силами генерала Картье. Гренобль активно противостоял фашистской оккупации. В сентябре 1943 года немецкие войска оккупировали Гренобль. 5 ноября генерал Шарль де Голль с войсками вошел в Гренобль. В 1968 году в Гренобле были проведены Х зимние Олимпийские игры. Это способствовало модернизации города, развитию инфраструктуры (аэропортов, автомобильных дорог) и созданию новых районов. Были также открыты новые лыжные курорты.
2015 год
Гренобль – первый французский город в нынешнем путешествии, куда я отправляюсь из итальянского Турина. По описаниям, город старинный и должен оказаться интересным. Располагается он недалеко от Турина – это хорошо, потому как надоело мне переезжать на слишком большие расстояния. Оказалось, что попасть сюда из Италии не слишком просто. Можно поехать на автобусе до Шамбери (44€) или с вокзала Торино Порта Суса на поезде (67€) тоже до Шамбери (дальше он идёт в Париж). Поезд этого направления (в Париж) идёт в 7 часов утра, потом в 10:15, есть и пара вечерних поездов. Наш поезд оказался загружен полностью – хорошо, что купил билет с резервацией места, а то стоял бы 2,5 часа. Это единственный поезд, который идёт за границу Италии (из тех, что я видел в расписании) из/через Турин. Придётся делать пересадку в городке Шамбери - однажды я уже бывал там, когда ехал в Лион. Но расписание подобрано так хорошо, что ждать долго не пришлось.
Честно сказать, цена на двухчасовое путешествие слишком высока. Расписание обещает всего несколько остановок в пути до Шамбери (даже, вроде всего одну), но их достаточно много (в расписании почему-то это не указали). На пограничной станции Бардонеккья (Bardonecchia) в поезд входят французские таможенники с пограничниками и выборочно проверяют документы. Франция по-прежнему оберегает себя от въезда «нежелательных» граждан из неевропейских стран. Если смотреть на карту, то между Бардонеккьей, Шамбери и Греноблем образуется равносторонний треугольник. Но напрямую до Гренобля нет железнодорожной ветки. Может быть, здесь и ходят автобусы, но я про них ничего не знаю. Поэтому приходится делать большой крюк на север, а уж потом оттуда спускаться на юг. Поезд всё это время проходит по удивительно красивым местам - высоченные горы, покрытые белыми шапками, синее небо и периодически появляющаяся рядом с железной дорогой река. Картина просто уже и не итальянская - больше похоже на Швейцарию. Наверное, потому, что не так далеко отсюда граничат сразу три страны: Италия, Франция и Швейцария. И вот я в Шамбери. Ещё не знаю местного расписания, но надеюсь, что до Гренобля доберусь быстро и билет не будет стоить очень дорого.
Получилось так, что ещё поезд Милан-Париж, на котором я приехал, не успел отойти от перрона, как я уже успел купить билет на электричку Шамбери - Гренобль. Она отправляется в 13:20. В пути всего 45 минут с одной остановкой, цена билета 12€. Поезда ходят достаточно регулярно. Мне повезло: на следующий день поезда ходили очень нерегулярно (ремонтировали пути). На станции я услышал, что французы говорят Грёнобль. Сложно описать ту красоту, которую я видел из окон поезда. Самая главная эмоция - величественные скалы, некоторые покрыты снежными шапками, некоторые уже успели покрыться растительностью. Многие места у подножья гор засажены виноградниками. Населённые пункты встречаются не слишком часто, да и небольшие они совсем. Это не предгорье Альп в Италии. Хотя, ближе к Греноблю населённые пункты идут практически без перерывов. Перед Греноблем мы делаем остановку в университетском городке. Вокруг всё очень современно, красиво и ухожено.
Перед прибытием на станцию Гренобль, мы практически полностью огибаем центр города по железной дороге. Что сказать: просто шикарный город. Небольшой, но очаровательный. Мой отель находится в нескольких минутах от железнодорожного вокзала. Поэтому я очень быстро заселился в него. Номером остался доволен - хоть и две звезды, но есть всё необходимое: очень чисто, аккуратно, тихо и вежливо. Да и расположение отеля просто потрясает. Как я заметил, вокруг вокзала сосредоточилось множество отелей. Наверное, туристам нравится селиться именно в этом районе.
Гренобль располагается практически в котловине между высокими горами. С севера хребет Шартрез, с запада хребет Веркор, с востока Бельдон. Я пока не слишком понял, какой тут в связи с таким межгорным расположением климат. Но то, что погода меняется буквально за минуты - заметил. Только что светило солнце, и уже капает дождь. Не успел он закончиться, как подул сильный ветер, и унесло все тучи. И так может происходить по несколько раз за час. Моя первая прогулка состоялась в местный супермаркет - он тут за углом. На 400 рублей (7€) удалось приобрести кучу всего разного - на 2 дня хватит (кстати, завтрак в отеле стоит 8€, поэтому я отказался от него). Много в продаже кулинарной продукции, которую осталось лишь довести до ума с помощью микроволновки или духового шкафа. У меня нет с собой ни того, ни другого. Поэтому йогурты, паштеты, салями, сок, вода и... рисовая каша! Не знал, что она будет так красиво нарисована на упаковке (что я и не сразу пойму, что я купил) и окажется очень вкусной (я выбрал с карамельным сиропом, а бывает и с мёдом). Ещё присмотрел местное блюдо - внутри хлеба запекается фарш с разными начинками. Выглядит неплохо и стоит недорого - завтра куплю и попробую. Такой продукт правильно называется «паштет, запечённый в хлебной корке».
Отнеся всё это в отель, я отправился на свою первую прогулку по Греноблю, взяв с собой камеру и фотоаппарат. Довольно быстро я успел обойти всё самое интересное и набрать необходимые кадры. Первое ощущение - маленький Париж. Ни в чём не уступает столице, разве только что в размерах. Мне понравились как местные старинные архитектурные формы, так и современные. Чуть ли не на трети всех фотографий в кадр попадают окрестные горы.
В Гренобле мне особенно понравилось гулять по проспекту Альзас Лоррен (Avenue Alsace Lorraine), который затем переходит в площадь Виктора Гюго, затем в улицы Мольера и Феликса Пула - движение получается практически параллельно реке Изер - смело могут назвать этот маршрут одной из центральных улиц Гренобля. Дорога несколько раз меняет своё название, изрядно петляет и отличается тем, что на ней не ходит практически никакой транспорт, за исключением трамваев. В Гренобле - это самый передовой и самый популярный вид общественного транспорта. Ходит стабильно, часто и быстро. А всё почему? А потому, что лишь для него здесь предусмотрено движение. Я заметил тут очень оригинальное изобретение: перед проходом трамвая поднимается шлагбаум и сразу после проезда опускается. И так на всём протяжении улицы. Никакой другой транспорт просто не может оказаться на этой улице и мешать движению трамваев. Очень оригинально и продуманно: местным автохамам нет возможности проявить себя. Здесь (как и в Турине) пешеходы не с большим почтением соблюдает ПДД, зато водители стабильно пропускают пешеходов и там где их положено пропускать, и где не положено тоже пропускают.
Мне понравилась архитектура Гренобля. Типичная французская застройка. Домики здесь сохранились с разных времён. Практически все строения ухожены, отремонтированы и на них приятно посмотреть. В самом центре обратил внимание на несколько домов - они украшены необычными каменными рисунками и очень нарядно смотрятся. Вряд ли это средневековье - скорее XIX, ну может быть XVIII века. Запомнился дом в самом центре, «со слонами». Немного осталось старой и неудобной в быту застройки. Всё больше на улицах Гренобля высоких, просторных, светлых сооружений. Интересно смотрится, когда в один ряд выстроились высокий дом, потом поменьше, потом совсем маленький, затем снова большой и так далее. Симпатичное соседство.
Невдалеке от местного отделения универмага «Галери Лафайет» не смог пройти мимо церкви Святого Людовика с колокольней. Храм начали строить в 1699 году из-за бурного роста города. Как по мне, так внутри не оказалось ничего интересного. Больше похоже на концертный зал. Говорят, что установленный здесь орган – один из лучших в Европе. Жаль, послушать не удалось.
Гренобль - город достаточно зелёный. Именно здесь я впервые увидел, что каштан может цвести не только белыми свечками, но и сиреневыми - мне это показалось необычным. Часто попадаются стройные кипарисы - они уходят высоко вверх. А на площади Виктора Гюго я обратил внимание на каштаны, которые похожи на шарик с ножкой. Вечером специально сходил посмотреть, как они подсвечены. Но ничего не увидел – наверное, их «включают» только по каким-то случаям (видел лишь провода, которые тянутся куда-то вверх по веткам). В центре Гренобля я выделил несколько мест, где любят собираться горожане. Площадь Виктора Гюго – одно из таких мест.
До сих пор я шёл по центральной улице никуда не сворачивая - мне хватало впечатлений. Небольшие улочки расходились в разные стороны и, наконец, мне захотелось свернуть по одной из них. И я не прогадал - я вышел на площадь Трав. Окажись я здесь в утренние часы, смог бы застать работающим продуктовый рынок. А на другой площади (Горд) располагается дом-музей Стендаля (правда, тогда его звали Анри Бейль). Говорят, что посещение музея бесплатное, не проверял…
Петляя по лабиринту узких улочек, я неожиданно оказался на площади Сент-Андре (Place Saint-André), в центре ресторана «Круглый стол» (вокруг были расставлены столики). Это второй старейший во Франции ресторан (после парижского «Тур д'Аржан»), который был открыт в 1739 году. Здесь до сих пор помнят, что их посетителем был Жан-Жак Руссо.
Рядом располагается Коллегиальная церковь Святого Андрея (Collégiale Saint-André). Сейчас она находится на ремонте, но часть всё же открыта для посещения. В 1228 году это было практически первое кирпичное здание, построенное в Гренобле в готическом стиле. Спустя сотню лет рядом построили 56-метровую колокольню, на которую позже установили первые в городе часы. Колокольню рассмотреть не удалось - реставрация.
Внутри очень скромненько, я бы сказал. И так во всех храмах Франции - это вам не Италия с её роскошными интерьерами, золотом, лепниной и фресками. В соборе хранятся на стенах какие-то средневековые флаги и гербы. После шумной площади с её ресторанами, внутри оказалось удивительно тихо и набожно.
На этой же площади располагается и какое-то старинное здание, напоминающее дворец. Это и в самом деле дворец – дворец парламента Дофине. Его начали строить около 1500 года (при Людовике XII). Стиль постройки - пламенеющая готика, а цкремовый оттенок камня, использованного для строительства, выгодно оттеняют этот дворец от большинства построек города. В 1539 году здание решили увеличить, построив правое крыло, но уже из серо-голубого известняка - там разместилась Счётная палата. До 1790 года здесь работал местный Парламент. После того, как он прекратил своё существование, здание стало Дворцом Правосудия. Современный театр (расположенный тоже на этой площади) достаточно хорошо вписался в общую атмосферу средневековья. В центре площади располагается памятник Пьеру Терраю - рыцарю, который жил в XV-XVI веках и известен как «рыцарь без страха и упрёка».
С этой площади я решил отправиться к набережной реки Изер. Есть в городе и ещё одна река – Драк, но располагается она с южной стороны города, её увидеть я не успел. У воды просто дух захватило. Наш (левый) берег красивый - это набережная Стефан Жей, а противоположный ещё лучше - он называется набережная Перьер. На том берегу «живым» выглядит только ряд домов, которые располагаются у набережной – это квартал Сен-Лоран. Его строительство относят к XIX веку. Не успел побывать там лично, но, судя по карте, все первые этажи домов заняты заведениями питания - рай для любителей французской кухни. Из старинной застройки, помимо домов, тут сохранилась церковь Сен-Лоран (XI века).
Наверх по высокой скале уходят какие-то строения, крепостные стены, фрагменты защитных сооружений – это местная «Бастилия». Добраться туда можно на фуникулёре или пешком (но путь пешком я открыл для себя только в конце пребывания в городе). Обычный билет стоит 8€. Возможно, что это сооружение скорее называется подвесной или канатной дорогой.
Кабинки имеют яйцевидную форму и движутся паровозиком по четыре штуки. Получается, когда четыре поднимаются вверх, то другие четыре начинают спускаться. Было бы интересно прокатиться: представляю эмоции, когда взмываешь над городом и буквально пролетаешь над рекой... Вернувшись с Бастилии обратно на левый берег, можно отправиться гулять в городской сад (Жардин де Виль).
Мне понравилось, что в Гренобле одна сторона набережной (внизу, у воды) используется как обычная городская улица - по ней несутся машины. В городе несколько мостов, они не высокие, так что, скорее всего, река не слишком судоходная (не считая небольшие кораблики и баржи). Просто завораживают хребты, которые нависают над городом практически со всех сторон. Говорят, что в Гренобле очень дорогая земля. А всё потому, что окружающие скалы мешают городу разрастаться. Вот и приходится как-то существовать в нынешних границах.
Может быть, именно поэтому есть отдельная станция «Университет Гренобля» - учебное заведение вынесли за черту города, и появилась возможность всё там устроить как надо, не экономя место. Когда смотришь вдоль улиц, то кажется, что вот-вот разразится гроза и начнётся ураган. А всё почему - потому что небо свинцово-чёрное или сизое. Я всё никак не привыкну - это видно не небо, это поднимаются заросшие зелёной растительностью окрестные горы (а в дымке они имеют синий оттенок).
Убедился, что по части супермаркетов Франция выглядит неплохо. Популярных торговых сетей я насчитал несколько: Carrefour, Casino, SPAR, Monoprix. И везде немного разный ассортимент, цены могут отличаться на 50%. К вечеру оказалось, что полки многих супермаркетов изрядно потрёпаны. Что-то раскупили полностью, что-то ещё осталось на прилавках, но к утру всё исправят. Уровень цен не сильно отличается от Италии, а вот в Греции всё заметно дешевле, особенно молочные продукты. По поводу кофе - хорошо, что я купил его в Италии: здесь в продаже в супермаркетах только самые дешёвые варианты (как правило, совсем не вкусные)... Встречал я в некоторых супермаркетах алкоголь, на этикетках которого изображены какие-то картинки из жизни Гренобля. Причем, на большинстве изображена местная канатная дорога - это один из символов города. Писатель Стендаль, мыслитель и педагог Руссо, математик Фурье – тоже визитные карточки города. Гренобль – родина этих известных личностей.
В Гренобле достаточно много предприятий торговли, которые предлагают не только всемирно известные бренды, но и много малознакомых (причём не худшего качества). Практически не встречал железных рольставней на витринах. Наверное, в городе достаточно безопасно. Хоть я и не встречал здесь повсеместно (как в Италии) полиции, но тут всё очень тихо и мирно. Вечером я видел множество подъездов жилых домов, где нет ни одной решётки, мраморные полы, цветы, люстры и нет охранников - опять-таки, значит всё спокойно. Нередко видел в городе небольшие смешные электромобили. Они заряжались от специальных розеток. Они тут предлагаются напрокат или это чья-то частная собственность - так и не понял.
Я и не ожидал, что всё вокруг закроется так рано. Крупные универмаги здесь работают в обычные дни до 19:30. И сразу после прекращения их работы вокруг стало как-то пустынно. Народ переместился либо по домам, либо в соседние бары, кафе и рестораны. Просто шикарно выглядит большая площадь Верден (place de Verdun), я набрёл на неё совершенно случайно. На неё выходят фасады сразу множества зданий, среди них Художественный музей и библиотека. А в центре располагается сквер с идеальной травой, идеально подстриженными деревьями и симпатичными клумбами - как некое подобие «альпийской горки». Площадь находится немного в стороне от шумного центра, поэтому здесь можно хорошо провести время (если вас не беспокоит шум машин, проходящих мимо по магистралям).
Странно, но в городе (в отличие остальной Франции) просто минимальное количество иммигрантов. Они если и есть, то не слоняются по улицам в поисках развлечений. Спрашивая разрешение на то, чтобы сделать фото, нигде не получил отказа. Зашёл в один винный магазин - выбор вина просто огромный. Магазин обставлен бесконечными стеллажами для вина. Есть там и огромные бутыли с алкогольными напитками - видел бутыль розового вина за 135€ (наверное, там литров 10 - бутыль мне по пояс).
В кондитерских лавочках просто огромный ассортимент, видна богатая фантазия местных кондитеров. Мне показалось, что здесь предпочитают кондитерские изделия в «мелкой расфасовке» - некоторые буквально на один укус. Видно, что изделия очень дорогие, но и ягоды с шоколадом использовались самые шикарные. Встретил я и несколько лавочек с сырами и ветчиной. С первого же вздоха просто сбивает с ног специфический запах некоторых сортов сыра, а потом привыкаешь, и это даже начинает нравиться. 100-200 граммов сыра или ветчины – много здесь не покупают. Местные жители любят погурманить…
Вечером я отправился на прогулку, чтобы увидеть город подсвеченным, а потому немного другим. Так вот - подсветки зданий практически не наблюдается. Хотя освещён город для обычной жизни достаточно. Ближе к 22 часам на улицах становится совсем мало людей. Если только молодёжь, да и то в самом центре. Улицы чуть в стороне от центра уже пусты. Общественный транспорт в лице трамваев ходит довольно часто (салоны внутри подсвечены зелёным светом). Сегодня будний день, поэтому и по ресторанам, многочисленным закусочным, барам и прочим заведениям устроилось мало посетителей. Как мне показалось, каждый нашёл для себя особый уголок: вот пара сидит в пустом китайском ресторане, вот молодёжь закусывает в кебабочной, а вот в одиночестве сидит владелец заведения в пустом баре с оригинальным оформлением. Встречаются заведения, которые выставляют на улицу большой «куб» из стекла, и в нём уже размещают несколько столиков. Получается, вроде как ты на улице, но в то же время не холодно, тихо и никто не мешает общаться. Не видел в тарелках у посетителей (а я позаглядывал) какой-то «творческой пищи» - кусков мяса, котлет и прочего. У большинства лишь салаты, лёгкие закуски и вино, вино, вино.
Идя вечером по Греноблю, я вспоминал свой визит в Бордо и Тулузу. Тогда у меня не было ощущения, что я попал в приятные во всех отношениях города. Они мне показались холодными и чужими. И только со временем я ощутил, что это интересные города и там достаточно комфортно жить и бывать в гостях. А вот про Гренобль такого сказать не могу - город с первых же минут пребывания в нём производит приятное впечатление. Здесь всё как-то по домашнему - нет бешеного ритма жизни, люди часто друг с другом здороваются, всё более размеренно и с улыбкой. Посмотрим завтра, как пройдёт очередной день моего путешествия. Думаю, что изменить моё отношение к Греноблю в худшую сторону ничто не сможет – видно, что город просто замечательный.
Утро - пришло время отправляться снимать стендапы. Решил, что вблизи реки будет самое то. Мест набралось достаточно. Я и не задумывался, что в девятом часу утра в Гренобле может быть столь напряжённое движение - машины стоят в небольших пробках. Многие на работу предпочитают добираться не общественным транспортом, а на своих авто. И как вариант, много людей приезжают на работу из окрестностей. Судя по реакции французов на видеокамеру - они не слишком эмоциональны, но всё же любопытны. Это я к тому, что как в Испании или Греции подходить и что-то спрашивать не станут, воспитание и этикет не позволяют. Но шею обязательно вытянут. Приятно, что утром (когда вокруг людей немного) все друг с другом здороваются (и со мной, незнакомцем). А велосипедисты благодарят, что отошёл в сторону, уступил им дорогу. В Гренобле построили не один километр велосипедных дорожек - и это сразу же сподвигло людей к поездкам на велосипеде. Велосипеды на прокат достаточно популярны. Поснимал я и на левом берегу, и на правом. Не мог пройти мимо башенки «Французские ворота» - в 1620 году её построили как городские ворота. В настоящее время башенка считается и памятником жертвам Первой мировой войны.
Совершенно не собирался взбираться на расположенную напротив центральной части гору с крепостью Бастилия (говорят и про форт Бастий, и холм Бастилия). Здесь так принято называть старинные оборонительные сооружения, расположенные вверх по скале над городом. Они начинали строиться ещё в XVI веке, и были закончены к XIX веку, уже когда подобные укрепления потеряли актуальность. Крепостных стен почти не сохранилось, а вот башню у основания Бастилии нельзя не заметить – это те самые «Французские ворота». Рядом с ними (вернее, над ними, на скале) располагается миниатюрный фрагмент крепости с башнями-бойницами. Я увидел вход, который ведет сначала в небольшой сад-сквер (его надо называть парком дофинов), потом на детскую игровую площадку, а потом дорожки уводят вверх к многочисленным смотровым площадкам.
Вид на Гренобль оттуда открывается просто потрясающий. И, естественно, на окружающие город горы. Понятно теперь, что городу действительно расти вширь сложно, а ввысь не позволяет отношение к истории - никто же не даст сносить старинные постройки и застраивать всё вокруг небоскребами. Я, конечно, не дошёл до самого верха, но и до середины горы восхождение мне очень понравилось. Как я понял, это местная «тропа здоровья»: тут и бегунов достаточно, да и обычных людей немало, кто решил отправиться на прогулку. Ввиду того, что многие места идут по краю скалы, в таких местах имеются специальные металлические сетки-ограждения. Есть и крутые лестницы-тоннели. На многочисленных площадках установлены скамейки, разбиты клумбы, цветут кустарники и деревья. В одном месте над городом завис в «сложной позе» то ли местный йог, то ли какой другой «спортсмен», но я видел его поднимаясь вверх, а потом (через полчаса) и спускаясь вниз. Наверное, ему картинка внизу помогает неподвижно стоять…
Я бы с удовольствием продолжил наслаждаться прогулкой по Бастилии, но мне предстояло ещё совершить запланированную поездку в соседний город Шамбери и наснимать там материалов на целую программу. В одиннадцатом часу я закончил дела в Гренобле и отправился на вокзал. Оказалось, что часть поездов отменена, а до ближайшего больше часа. Вариантов не было и я, купив билет (а заодно и билет на завтра, в Дижон), отправился по округе искать развлечений.Я решил, что для этого подойдёт та часть города, которая оказалась за железной дорогой, в стороне от исторического центра. Оказалось, что люди тут не чувствуют никакой оторванности от основной части города - сюда помимо замечательной пешеходной дороги, проведены и многочисленные трамвайные маршруты. И я отправился на осмотр нового для меня района. Судя по всему, тут много интересного - есть и современные офисы, и своя историческая часть. Свернув с центральной здесь магистрали, я оказался на немаленькой площади Сен-Бруно (Marché Saint Bruno) у старинного храма с высокой колокольней. Сейчас здесь расположился рынок - продукты и промтовары.
Меня не заинтересовали промтовары. А если бы и заинтересовали, то здесь бы я мог купить (как и на многих рынках Европы) «всё по 1€» - продавец на весь рынок кричал о том, что у него есть всё нужное для жизни и всего за 1€... Несмотря на то, что Франция - родина парфюма (оригинальных брендов), здесь процветает торговля подделками. Можно купить копию почти любого аромата всего от 3€. Многие просили не снимать их товар, понимая, что торгуют подделками. То же относится и к очкам. На рынке я не встретил торговцев-азиатов. Тут такой товар продают местные жители (в отличие, к примеру, от Турина). Торговля же продуктами питания оказалась интересней. Нет, конечно, того изобилия как на рынке в Турине, но всё-таки. Овощи и фрукты здесь продают лишь в паре мест и устроено что-то вроде супермаркета под открытым небом: берёшь корзинку, выбираешь что-то и становишься в очередь к продавцу на оплату.
Ничего особенного и слишком уж привлекательного по ценам я тут не увидел - то же, что и в супермаркетах. Намного интереснее чем в магазинах тут оказались лавки с сырами, колбасами, оливками и прочими товарами. И куда как интереснее оказаться в тех местах, где продают готовую кулинарную продукцию. Не смог не купить горячий беляш, которые за 1€ покупали очень многие. Оказалось потом, что это обычная (хоть и вкусная, так как свежая) солоноватая пышка-лепёшка (я съел её в соседнем сквере, убивая время до поезда). Из находок, которые я не встречал раньше - жареный (печёный) картофель. Его тут готовят вместе с курами-гриль. И правильно - чего пропадать свежему натуральному куриному жиру? А картошечка получается красивой - тут берут небольшие клубни, они обжариваются и их складывают в специальные контейнеры (а кое-где они просто лежат горкой) - очень красиво и вызывает аппетит.
Пришло время ехать в Шамбери. У меня оставалось несколько минут до посадки на поезд и я зашёл на станцию. Меня поразило изобретение французских железнодорожников: они установили пианино практически на каждой станции страны. Любой желающий может присесть за него и начать играть. Уровень владения инструментом у всех разных, но в большинстве случаев он очень неплохой. Время в ожидании поезда на станциях пролетает незаметно… Мой поезд на Шамбери. Там я провёл несколько часов. Билет из Гренобля стоит 12,2€ (я думал, что в зависимости от количества остановок билет может быть дороже или дешевле - оказалось, что это стандарт). Вчера провёл в дороге всего 45 минут, сегодня пришлось потратить больше часа. А на обратном пути узнал, что ехать придётся на автобусе - как я понял, на железной дороге какие-то ремонтные (или какие там ещё) работы. Железная дорога всё организовала замечательно, и автобус отправлялся прямо от вокзала, шёл без остановки и даже обогнал заявленное расписание на полчаса. Познавательно было проехаться по автомобильным дорогам региона. Движение довольно напряжённое (мы ехали по платной трассе), но всё вокруг сделано с умом (я про развязки и отсутствие глупых дорожных знаков), так что пробок нигде не встречали.
Гренобль хоть и кажется небольшим городком, но вместе с окрестностями тут проживает 400 тысяч человек. Здесь немало предприятий химической, бумажной и лёгкой промышленности, развито машиностроение. И даже имеется центр ядерных исследований. Но при этом воздух здесь удивительно чистый и вода удивительно прозрачная – всё сделано и функционирует с умом. Хотел было по приезду пойти немного прогуляться, но сил просто не осталось. Сказывается ежедневное пробуждение в 5-6 часов утра. Хотя, что я тут ещё не видел? Успел познакомиться с Греноблем в достаточной мере - можно спокойно отправляться дальше. Завтра меня ждёт Дижон...
Ну вот, запланировал отдых а сам... Каким бы я был дураком, если бы остался в этот вечер в отеле. Сколько вокруг интересного я увидел, решив прогуляться по вечернему Греноблю. Вчерашняя вечерняя прогулка меня немного разочаровала - ожидал увидеть кучу драйва, ночной жизни, а увидел лишь спокойные и тихие улицы... Что произошло за одни сутки - непонятно, но я увидел совершенно иной вечерний Гренобль. Очень может быть, что это лишние пару градусов тепла так изменили всё вокруг. Хотя, глянув на календарь, понял: сегодня 30 апреля. Завтра 1 мая, во Франции это не только День Труда, но и День Ландыша, выходной. Я отправился по новым для себя улочкам. И там заметил, что бары нынешним вечером просто полны посетителей. А в некоторых местах все даже не помещаются внутри зала, а потому сидят за столиками вокруг кафе. У большинства на столах традиционное вино или минералка (вино чаще розовое) и лишь редкие посетители заказывают какие-то блюда. Заметил объявление на кафе: «вечернее меню - 37€»... Потому многие в одной из закусочных покупают за 2-3€ вкусный мясной бутерброд (или кебаб) и сидя на ступеньках храма или на газоне, с удовольствием уминают это. Так поступают и одиночки, и парочки, и большие компании.
Музыка слышна не сильно часто - в большей части вечерних заведений люди просто общаются под бокал вина. А в молодёжных барах, конечно, грохочет музыка. В одном месте мне удалось снять очень интересное видео - мимо проходили какие-то парни, одетые в огромные светящиеся костюмы, у них был с собой динамик и они просто развлекали народ. Всё это происходило всего какую-то минуту, но у всех оставалось недоумение - а что это было? Видел потом, как парни стали снимать эту амуницию и складывать в свой автомобиль - возможно, это был какой-то эксперимент или молодые люди просто решили весело провести время.
В центре Гренобля, как и в каждом другом городе, есть улицы, где вечерами очень многолюдно, а есть и такие, где кроме пары фонарей никого и нет. Мне показалось, что публика в Гренобле разделилась на несколько групп. Типичные французы посещают центральные, пафосные и дорогие заведения, чтобы провести время там. А вот те, которые «понаехали» ходят по своим улицам, где располагаются их национальные кафе, и там же проводят время. Французы пьют вино, арабы едят кебаб... Иногда, правда, они меняются местами. Но чаще всё-таки первый вариант. Заметил, что здесь очень условно подходят к понятию «после 6 вечера не есть». Запросто могут позволить себе заказать огромный кебаб с мясом и майонезом, а потом ещё и пакет жареного картофеля. И для детей 22:30 - вовсе не время уже давно спать. Многие с родителями сидят в кафе, едят мороженое или сладости.
Посетил заодно и несколько новых для меня улиц и площадей Гренобля. Обидно, что я добрался до Кафедрального собора Гренобльской Богоматери вечером, когда попасть вовнутрь было невозможно. Хотя, собор тут не сам по себе – это целый храмовый комплекс: Кафедральный собор, церковь Святого Гуго, епископский дворец и археологическая зона с руинами Баптистерия. Естественно, что моё внимание в первую очередь привлекла массивная квадратная колокольня, у основания которой располагается вход в Кафедральный собор. Башня построена из белого камня и кирпича. Количество арочных окон снизу вверх увеличивается, а их размеры уменьшаются.
На пляс Нотр-Дам, где располагается этот храмовый комплекс, есть и ещё много интересного: красивые здания, фонтан, первый дом из железобетона и так далее… Немного про фонтан: его называют фонтаном Трёх сословий (или фонтаном Столетия). Дворянство, духовенство и третье сословие – в 1788 году они требовали созыва Генеральных Штатов. У основания фонтана по четыре тритона и грифона. Любят во Франции писать слова «свобода», «равенство», «братство», «справедливость» - есть они и на фонтане. Как говорят путеводители, во время Второй мировой войны тритоны и грифоны были переплавлены для нужд армии и были восстановлены уже в послевоенный период. В епископском дворце теперь располагается музей, где есть много интересного из истории Гренобля до XVII века.
Вышел я и к набережной реки Изер. Противоположный берег светится всего одной линией - освещены окна домов и пестрят разноцветные вывески на первых этажах этих зданий. Возможно, это что-то типа развлекательного района. Посмотрел на карту – сплошные значки «ложка и вилка»! Выше практически полная темнота, лишь в паре мест светятся огни - Бастилия на ночь вымирает. Красивы подсвеченные мосты, шумит река и очень мало автомобилей - как хорошо и почти тихо. Возникает мысль: вот бы поселиться тут, в тихом месте Европы, далеко от политики, санкций и прочих нервных потрясений. Понятно, что и здесь без этого не обходится, но здесь их заметно меньше…
Думал, что утром на часок выберусь перед поездом на улицы Гренобля, чтобы ещё раз взглянуть на город. Но погода всё решила за меня - с утра идёт дождь. И по прогнозам он указан на ближайшие 10 дней. Так что мне, можно сказать, очень повезло с погодой. Посещение Гренобля подошло к концу. Хотелось бы ещё кое-куда прогуляться (так и не посетил некоторые соборы), но уже не получится. В 9 часов утра у меня поезд в Дижон. Всё ближе и ближе я приближаюсь к Парижу...