Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Ливорно * Livorno

Впервые Ливорно как населённый пункт упомянут в 1017 году и назывался тогда рыбацкой деревушкой в несколько домов. Графиня Матильда преподнесла в 1103 году эти земли в дар пизанским клирикам. В XIV веке граждане Пизы занялись укреплением приморского поселения, а на исходе века продали его роду Висконти из Милана. После недолгого периода генуэзского владычества (с 1407 по 1421 годы) контроль над устьем Арно заполучили флорентийцы. Ливорно обязан своим превращением в город правителям из рода Медичи. Ввиду заиления гавани древней Пизы герцог Козимо I в 1571 году приказал придворному градостроителю Бернардо Буонталенти превратить Ливорно в новые морские ворота своего государства – со рвом и крепостью. В 1590-1630 годы были изданы Лионские законы, среди который свобода вероисповедания и политическая свобода для каждого: поэтому здесь находили убежище инакомыслящие из разных стран Европы: преследуемые в Англии католики, изгнанные из Испании евреи и мавры, выходцы из Греции, попавшей под власть Османской Империи и прочие. Они жили за счёт торговли, превратив Ливорно XVII века в крупный коммерческий центр Средиземноморья. Благодаря этим законам, Ливорно стал самым популярным портом на Апеннинском полуострове. Герцог Леопольд Габсбург в конце XVIII века занялся благоустройством города: расширил его пределы, привлёк в гавань иностранные купеческие суда, велел соорудить волнорез. В конце XVIII века во время русско-турецких войн в Ливорно стоял русский флот под командованием графа Алексея Орлова. И отсюда похитил княжну Тараканову фаворит Екатерины II. В XIX веке город осаждали французы, испанцы и англичане. В эти же времена через Ливорно прибывали в Тоскану знаменитые путешественники и поэты, здесь бывали Байрон и Шелли. В годы Второй мировой войны город сильно пострадал от бомбардировок, но постепенно был отстроен заново. Из всех тосканских городов Ливорно считается самым современным.

2014 год

В Ливорно можно доехать напрямую из Генуи или из Флоренции. Правда, таких «прямых» поездов немного и цена на билеты в них довольно высока. Я же предпочёл приехать и уехать в Ливорно из Пизы. Поезда отправляются сюда буквально каждые 20-30 минут (по крайней мере в течение светового дня), а билет стоит 2,5€ в одну сторону. Большинство поездов идёт сюда без остановок и эти 20 км преодолевает примерно за 15-20 минут. Очень часто - это поезда лишь на пару вагонов (местные аналоги метро). По дороге мы проехали аэропорт Пизы. Получается, что тут (в Италии) у каждого более менее крупного города имеется свой аэропорт. Пускай он небольшой, но это очень удобно. На подъездах к Ливорно начинаю замечать многочисленные склады и хранилища (автомобили, топливо, строительные материалы и прочее) - понятно, что порт Ливорно - довольно значимый в Италии. Не зря ещё в средние века город и порт пытались выкупить многие морские державы и города. Здесь располагаются превосходные ворота для отправляющихся на французский остров Корсика и итальянский остров Сардиния. Надо будет в следующий раз обязательно продумать путешествие на эти острова.

Порт Ливорно - ворота на КорсикуПорт Ливорно - ворота на Корсику

Готовясь заранее к поездке в Ливорно обратил внимание, что город не принято оценивать с точки зрения нахождения в нём каких-то старинных памятников архитектуры или христианских ценностей. Здесь, конечно, немало дворцов, церквей, других достопримечательностей. Ливорно будет правильно оценивать с точки зрения его привязки к морю: его порты, старинные оборонительные сооружения, морские каналы, набережная с превосходным видом на море и прочее. Главные местные украшения дамбы, маяки, каналы, мосты и водные тоннели.

Via della VeneziaVia della Venezia

В Ливорно железнодорожная станция Ливорно Чентрале располагается несколько в стороне от центра города (примерно минут 20 пешком), но и по дороге есть на что посмотреть. Сама дорога проходит по оригинальной аллее, окружённой небольшими домиками - это некий пригород, спальный район. Почему-то мне этот город с первых же минут моего здесь пребывания напомнил Францию. Какой-то тут не итальянистый стиль во всём. Может быть - это мне просто так показалось. А может и близкое расположение французской Корсики сказывается.

Район железнодорожной станции Ливорно ЧентралеРайон железнодорожной станции Ливорно Чентрале

Перед самым центром города - ботанический сад и красивый парк. А рядом на пьяцца дель Чистертоне располагается какое-то оригинальной конструкции здание: что-то с колоннами и полукуполом (так в советские времена в парках обустраивали летние сцены). Может это театр какой или планетарий. У меня была масса предположений. Оказалось – это здание (комплекс зданий) Чистерноне ди Ливорно. Это водоочистительная станция. Чистерноне по-итальянски означает «громадная цистерна» - тут очищается и хранится питьевая вода для города. Когда-то к этому зданию был подведён многокилометровый акведук Леопольдино. И всё это начали сооружать в конце XVIII века! Здесь же, напротив, располагается довольно крупная церковь с высокой башней.

Чистерноне ди Ливорно (водоочистительная станция)Чистерноне ди Ливорно (водоочистительная станция)

Практически напротив Чистертоне располагается Parrocchia S. Andrea - неоготическая церковь Святого Андрея с высоченной колокольней. Издалека не заметно, что церковь лишь часть большого строения (размером с квартал), внутри которого располагается прекрасный зелёный парк - это Епархия Ливорно. Времени на посещение было жаль, хотя постройка середины XIX века заслуживает внимания. Первоначально церковь была посвящена Святому Андрею Шотландскому. Строительство было разрешено итальянской католической церковью при условии, что церковь не будет похожа на католические костелы - вот и объяснение необычного для Италии вида.

Церковь Святого АндреяЦерковь Святого Андрея

Начинаются улицы с высокими домами, на первых этажах которых многочисленные заведения. Двигаюсь по Via de Larderel в сторону площади Республики. Обращаю внимание на то, что в городе закрыто большинство магазинов, лавок, разных заведений. В отличие от многих итальянских городов, которые я посещал недавно, здесь соблюдается сиеста. На дверях большинства заведений висят указатели времени работы с разрывом на сиесту. Например: с 09:00 до 12:30 и с 15:30 до 19:30. Обед может немного сдвигаться, но у большинства он имеется в обязательном порядке. Шоппинг не планировал, поэтому лишь обратил на них внимание - я приехал изучать достопримечательности и дух города.

График работыГрафик работы

Сразу скажу, что большинство построек в городе не слишком старинные и довольно высокие. Есть места с очень густой застройкой, много же мест, где буквально очень большие свободные пространства. Подтверждение тому – одна из центральных площадей Piazza della Repubblica (пьяцца дела Република, площадь Республики). От неё в сторону моря ведёт виа Гранде (Главная улица). Площадь Республики - в виде овала, окружённого домами, справа видны старинные стены. Как футбольное поле, только вместо ворот слева и справа стоят памятники кому-то из выдающихся людей.

Пьяцца делла РепубликаПьяцца делла Република

Со стороны же противоположной той, где старые крепостные стены (по левую руку), что-то напоминающее просто «свободное пространство». Решаю подойти ближе и вижу: оказывается мы на большой высоте, а под нами морской канал - Фоссо Реале. Получается, что он проходит по тоннелю под площадью и дальше идёт куда-то вдаль, к порту. Вижу такое в первый раз. Вверху высокие дома, затем дамба-набережная, а внизу каналы с довольно чистой морской водой и множеством пришвартованных катеров-яхт. Канал тянется довольно далеко, периодически его пересекают мосты, под которыми имеются арки-тоннели для прохода водного транспорта. Красивы и сами мосты, и отделка тоннелей - явно не сегодняшняя работа. Кажется, что все самые интересные дома выстроились вдоль канала. Воды мало, очень высокие стены набережной, облицованные камнем и высокие фасады домов.

Канал Фоссо РеалеКанал Фоссо Реале

Получилось так, что я отправился к порту по берегу канала, поэтому и не побывал в Кафедральном соборе Ливорно. Он располагается на Пьяцца Гранде и к нему ведёт виа Гранде. Это постройка 1606 года, посвящённая святым Марии, Франческо и Джулии, хотя и посвящён собор Святому Франциску. А я шагаю дальше вдоль канала Фоссо Реале.

Прогулка вдоль канала Фоссо РеалеПрогулка вдоль канала Фоссо Реале

Увидел я тут Mercato Centrale - центральный рынок Ливорно, высокое строение на берегу канала - есть даже особый водный тоннель, по которому, возможно, подвозили свежий товар. Невдалеке повстречалась мне и гимназия, из открытых окон которой раздавался детский смех и крики. Есть тут и другие общественные строения и конечно же - просто жилые дома.

Центральный рынок ЛиворноЦентральный рынок Ливорно

Кое-где видны храмы и церкви, но мне они не слишком-то интересны, когда есть такое: каналы, форты и море. Но не отдать должное местным храмам всё-таки не мог - замечал, по мере возможности фотографировал. Вот, к примеру, Chiesa degli Olandesi - церковь Голландцев. С начала XVII века в городе была Голландская община - в неё входили многочисленные выходцы из голландских земель, ведшие здесь свои дела. Со временем решено было построить и собственную церковь. Во время Второй мировой войны церковь не пострадала, но была разграблена. Хоть и в строительных лесах, но симпатичная. Это неоготический стиль, редкий для Ливорно. Заметил, что многие жители города передвигаются на велосипедах, вон даже монашка поехала и смеётся, что я её заснял на видео.

Церковь ГолландцевЦерковь Голландцев

Отойдя немного в сторону от каналов, прогулялся по лабиринту улиц и вновь вернулся к каналу. Дойдя по нему почти до самого порта - свернул на центральную улицу (оставив позади Кафедральный собор и Пьяцца Гранде). На небольшой площади встретил Parrocchia S. Sebastiano - церковь Святого Себастьяна. Здание окружают со всех сторон современные строения - сложился неплохой архитектурный ансамбль. Сама церковь появилась в XVII веке, после эпидемии чумы, закончившейся в 1632 году. Святой Себастьян считается небесным избавителем от чумы. До нашего времени церковь дошла в несколько изменённом и отреставрированном виде. Она уцелела во время Второй мировой войны, но требовалось восстановление.

 

Церковь Святого СебастьянаЦерковь Святого Себастьяна

Виа Гранде напомнила мне Геную - высокие красивые дома с галереями на первых этажах (и, естественно, магазинами). В одну сторону она ведёт обратно к той самой центральной площади, а в другую - в порт. Иду, конечно же, в порт. Здесь уже улочки начинают напоминать мне что-то средневековое: на небольших площадях фонтанчики, какие-то старинные домики, галереи.

Виа ГрандеВиа Гранде

На небольшой площади перед набережной, заметил Fontane Con Mostri Marini (fontane del Tacca) - красивый "Фонтан с морскими чудовицами". Фраза "fontane del Tacca" в переводе означает "фонтан в пазу, прорези". Наверное, это название пошло от размещения - на небольшом свободном пространстве между домами. 

Фонтан с морскими чудовицамиФонтан с морскими чудовицами

А вот и набережная - перейти дорогу и ты в порту. Вернее – это площадь Микели. Сколько тут сразу интересного. Старинный памятник и за ним старинный отель (напомнил мне какой-то фрагмент крепостной стены), вход в порт (где оживлённо и многолюдно), небольшая гавань для рыбацкий корабликов, а также старый порт. Но, по порядку – Памятник Четырём Маврам. Самый знаменитый памятник Ливорно, конец XVI века. Над площадью возвышается Фердинанд I, его считают основателем города в его новом обличии. Мавры – как символ покорности Фердинанду.

Памятник четырём маврамПамятник четырём маврам

Перехожу оживлённую дорогу и оказываюсь у бухты порта Медичи. Я напротив Старой крепости Ливорно – Фортецца Веккья. Первая постройка появилась здесь в 1377 году – жители Пизы устроили тут морской форт. В дальнейшем, практически каждый владыка Ливорно реконструировал и укреплял крепость. Довольно высокие стены даже по нынешним меркам. Практически весь старинный порт-крепость хорошо сохранился и там (наверное) даже можно погулять, если знать где туда зайти. Со стороны города он отделён водой, по которой регулярно кто-то перемещается: вот прошла лодка с гребцами-спортсменами, а позади в моторном катере едет тренер и что-то командует в мегафон, а вот прошла лодка с рыбаками. Платить за посещение крепости не надо – вход бесплатный. Правда, стоит сказать, что во время последней войны тут всё оказалось разрушенным. А нынешние ассиметричные кирпичные бастионы возведены энтузиастами уже в наше время. И восстановление продолжается.

Бухта порта Медичи, Старая крепость Ливорно (Фортецца Веккья)Бухта порта Медичи, Старая крепость Ливорно (Фортецца Веккья)

Осмотрев старинный порт и крепость я возвращаюсь обратно в город. И оказываюсь у начала того канала, который я увидел на площади. Вдоль него располагается немало интересных домишек, памятников, площадей и церквей. Я в районе города с названием «Новая Венеция». Название пошло из-за наличия здесь каналов. Больше от Венеции тут ничего нет. Это место задумывалось как складской и торговый район города. Строились каналы, а рядом строились дома, которые и использовались под склады и магазины. Мне очень понравилось в этом районе. Строения здесь разного возраста – если поискать, то и XVII век можно обнаружить. Сейчас здесь днём довольно пустынно, всё самое интересное начинается тут вечером. Это, практически, квартал развлечений, ресторанных посиделок и прогулок у каналов.

Район Новая Венеция в ЛиворноРайон Новая Венеция в Ливорно

Решил побывать на территории порта. Здесь намешано сразу много всего - площади, какие-то склады, Американский рынок, церкви, каналы и так далее. Далеко не порт. Издалека заметил Parrocchia Saint Ferdinando "Crocetta" - церковь Сан-Фердинандо Крочетто - интересное строение с колокольней. Крочетто - это народное название, "крестик" в переводе с итальянского. В Ливорно её считают одной из самых красивых церквей. Она была построена в начале XVIII века в стиле барокко. Когда-то рядом находилась церковь Святой Анны, ныне несуществующая.

Церковь Святого ФердинандаЦерковь Святого Фердинанда

Буквально напротив располагается ещё одна церковь - Chiesa del Luogo Pio (в переводе - храм Благочестия). Сейчас идёт реставрация. Хотелось бы побывать внутри, но... Только в интернете смог найти небольшую заметку про эту церковь "Церковь в стиле барокко была завершена в 1715 году. Это небольшая церковь, посвященная Успению пресвятой Девы Марии и Святого Иосифа, изначально была частью большого комплекса зданий, разрушенных в послевоенный период. Некоторое время здесь бал приют для сирот. Сегодня это действующая церковь, здесь работает выставка живописи."

Храм БлагочестияХрам Благочестия

По поводу церквей - мне показалось, что снаружи они довольно аскетичны. Наверное, когда их строили, не слишком-то много внимания уделяли красоте снаружи, делая их даже какими-то грубыми. Зато внутри они шикарно выглядят, всё по церковным канонам. Это напрямую относится к церкви Святой Екатерины Сиенской.

Церковь Святой Екатерины СиенскойЦерковь Святой Екатерины Сиенской

Башня этой церкви возвышается практически над всей Новой Венецией. В средние века церковь строилась как Доминиканский монастырь, во времена Наполеона здание переоборудовали под тюрьму… Эту функцию здание выполняло почти до конца XX века. Фрески хоть и не столь старинные, как в некоторых церквях Италии, а всего лишь XIX века, но зато их очень-очень много в этой церкви.

В церкви Святой Екатерины СионскойВ церкви Святой Екатерины Сионской

Вдоль каналов дома выглядят уже не столь шикарно, как в самом центре. Появляется даже ощущение какого-то средневековья, старинности – так и есть. Решаю, что отсюда мне стоит выбираться обратно к центру и отправляться к железнодорожному вокзалу. Тем более, что впереди вижу ещё один форт - Fortezza Nuova. Я бы лично не назвал его Новым - эта крепость построена в XVI веке. Поскольку она окружена со всех сторон водой, то другое название ей очень подходит - Венецианская крепость.

Фортецца Нуово - новая крепость ЛиворноФортецца Нуово - новая крепость Ливорно

Наверняка, если посмотреть сверху, то она имеет какую-то форму (может в виде многоконечной звезды или как Петропавловская крепость, к примеру). Судя же по спутниковым снимкам – она не имеет определённой формы и немного напоминает «знак качества». Вход в неё я нашёл только один, и хорошо, что не решил пойти туда на прогулку - пришлось бы возвращаться назад. Новая крепость полностью повторила судьбу Старой крепости и во время Второй Мировой войны оказалась практически полностью разрушена. На её территории сейчас располагается большой и красивый парк с шикарной и разнообразной растительностью.

Fortezza Nuova (карта Google)Fortezza Nuova (карта Google)

Отсняв Фортецца Нуова со всех сторон, я оказываюсь на другой стороне той самой площади Республики и фотографирую второй памятник. А рядом вижу и ещё одну площадь с памятником неизменному Гарибальди – площадь тоже его имени.

Памятник ГарибальдиПамятник Гарибальди

А дальше виден пригород - там масса каких-то складов, подъёмных кранов, труб. Мне очень понравился ряд домов, которые выстроились невдалеке вдоль канала в одну кривую линию. Ощущение старинности, какого-то «пиратства» и весёлой разухабистой жизни приморского города. Обратно на вокзал иду через симпатичные районы города. Кое-где попадаются ну очень старинные домики. В сочетании с современными витринами и транспортом – смотрится немного нереально.

Домики вдоль каналаДомики вдоль канала

В городе всё оживает - закончилась сиеста. Жаль, что мне уже надо уезжать. Хотелось бы немного посидеть где-то в местном парке, съесть чего-нибудь морского, просто отдохнуть от беготни по городам. Но, надо ехать. Отправляюсь обратно в Пизу флорентийским поездом, чтобы оттуда поехать дальше - в городок с интересным названием - Ла Специя...

На главную     Европа

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?