- > Азбука
-
>
Европа
- > Австрия
- > Беларусь
- > Бельгия
- > Ватикан
- > Венгрия
- > Германия
- > Греция
- > Дания
- > Испания
-
>
Италия
- > Алессандрия
- > Аоста
- > Асти
- > Бергамо
- > Болонья
- > Брешия
- > Венеция 2007-2012
- > Венеция 2014-2016
- > Вентимилья
- > Верона
- > Верчелли
- > Виченца
- > Генуя
- > Иврея
- > Казерта
- > Катания
- > Комо
- > Кремона
- > Кьявари
- > Лаванья
- > Ланчано
- > Лекко
- > Ливорно
- > Милан 2007-2012
- > Милан 2014-2017
- > Модена
- > Монфальконе
- > Монца
- > Неаполь
- > Новара
- > Павия
- > Падуя
- > Пальманова
- > Парма
- > Пескара
- > Пиза
- > Помпеи
- > Портофино
- > Пьяченца
- > Равенна
- > Рим
- > Римини
- > Санремо
- > Санта-Маргерите
- > Сиракуза
- > Специя
- > Терамо
- > Триест
- > Турин
- > Удине
- > Флоренция
- > Чивитавеккья
- > Латвия
- > Люксембург
- > Мальта
- > Монако
- > Нидерланды
- > Норвегия
- > Польша
- > Португалия
- > Сан-Марино
- > Сербия
- > Словакия
- > Словения
- > Турция
- > Финляндия
-
>
Франция
- > Авиньон
- > Антиб
- > Аркашон
- > Арль
- > Безансон
- > Бержерак
- > Бокер
- > Бордо
- > Вильфранш
- > Грасс
- > Гренобль
- > Дижон
- > Канны
- > Каркассон
- > Ле-Канне
- > Либурн
- > Лион
- > Марсель
- > Ментона
- > Монпелье
- > Ним
- > Ницца
- > Оранж
- > Орлеан
- > Париж
- > Перпиньян
- > Реймс
- > Сен-Рафаэль
- > Сен-Тропе
- > Тараскон
- > Тулон
- > Тулуза
- > Шамбери
- > Шартр
- > Хорватия
- > Чехия
- > Швейцария
- > Швеция
- > Эстония
- > Видео
- > Саквояж
- > Контакты
Либурн * Libourne * Liborna
Место, которые ныне занимает город Либурн, наверняка было заселено еще в стародавние времена. Об этом свидетельствуют археологические находки конца Бронзового века (около 1000 года до н.э.). В V веке до н.э. на эти земли пришли иберы и вытеснили отсюда лигуров, которые селились здесь много веков. Позднее на берега Гаронны пришла римская армия под командованием лейтенанта Цезаря Публия Красса и завоевала в 56 году до н. э. Бордо и всю страну. Римляне создали здесь свое поселение и провели административное деление, которое, соответствует нынешним границам департамента Жиронды. Первое поселение, построенное тут в галльские времена, получило название Кендатен (означает "слияние" - речь идет о слиянии рек Дордонь и Иль). После римского завоевания Кендатен стал Кондатисом. Начинается большая работа по обустройству. Он расположен на одной из римских дорог, которая идет от Бордо до Периге. Небольшой активный и торговый город исчезает с вторжениями сюда варваров. Возникает небольшой городок Фозера. Это поселение с его небольшой гаванью, занимаются самой разнообразной торговлей на протяжении нескольких столетий. Еще в 770 году засвидетельствовано существование ныне исчезнувшей церкви Святого Фомы на том месте, где сейчас стоит крытый рынок. С 1152 по 1453 годы территория нынешнего Либурна находилась под английским владычеством. 25 мая 1268 года Эдуард Английский приказал построить укрепления вокруг Фозеры и рядом с важным замком Кондат, резиденции английских государей. 24 ноября 1269 года продолжать строительство должен был лейтенант Роджер де Лейберн. Официально выбранная версия указывает на то, что название Либурн происходит от Лейберн, который в 1270 году завершил планировку города – эта дата считается годом основания города. С годами его имя слегка исказилось. Он превратился в Либурн. Различные пошлины, взимаемые Либурном с оборота товаров, обеспечивают ему солидные доходы. Город пользовался монополией на торговлю солью. Население росло, заметно активизировалась торговля шерстью, вином, древесиной и солью. Во времена Черного Принца, в первой половине XIV века, пятиугольный корпус, состоящий из толстых валов, башен и восьми ворот, обеспечивает оборону города. Стены высотой от 12 до 15 метров закрывают город и его улицы. Эта оборонительная функция в наибольшей степени пригодилась во время англо-французской Столетней войны в период 1336 - 1453 годов. В 1451 году граф Дюнуа поставил осаду перед Либурном. 3 июня французы вошли в укрепления Либурна. С этого момента город становится все более и более слабым: семьи английского происхождения уезжают, на смену им пришли поселенцы из Сентонжа и Пуату. Отныне история Либурна сливается с историей Франции. Город управляется мэром, двенадцатью юратами и сенешалем. Короли Франции также подтверждают привилегии либурна. Людовик XI устраивает проведение трех крупных ежегодных ярмарок. В правление Франциска I (начало XVI века) Либурн был довольно терпим по отношению к протестантам: гугеноты могли спокойно проводить свои проповеди. При Людовике XIII королевская власть укрепляется в городе. Принц Конде построил новые укрепления в Либурне, разрушив сотню домов и уничтожив деревья на Аллее фламандцев. В XVIII веке Либурн остается торговым городом, центром покупки лучших вин провинции, которые уже называются Сент-Эмилион и Фронсак, которые пользуются спросом по всей Европе. Именно в Либурне в сентябре 1792 года были избраны представители Национального Конгресса, известные как жирондисты. Открытие железнодорожной станции в 1853 году привело к упадку порта. Первая мировая война косит многих либурнцев. В 1917 году в Либурне устроен учебный лагерь американских войск. Во время Второй мировой войны, после перемирия 1940 года, Либурн находится в зоне, оккупированной немцами, которые затем в августе 1944 года покидают город, взорвав часть двух мостов.
2019 год
Долго сомневался - останавливаться в Либурне на осмотр города или нет. Внятной информации о достопримечательностях города так и не встретил - может быть, плохо искал, в спешке. Остановиться здесь на пару часов меня подтолкнуло расписание поездов Либурн - Бордо. Как раз был довольно серьезный перерыв в расписании поездов. Можно было, конечно, поискать автобусное движение... Итак, утром из Бордо можно выехать, к примеру в 07:11 и прибыть на место уже 07:39. В пути 28 минут и €8. Утром большинство пассажиров двигается в направлении Бордо, на работу. Так что толкаться не придется. Картинка за окном не очень. Автомагистраль, пробки, фуры и заборы...
Железная дорога делит Либурн напополам с юга на север. Туристам окажется интересна его западная половина. Сразу от вокзала начинается улица Шанзи (Rue Chanzy). Она приведет вас в самый центр города, на площадь Деказ (Place Decazes). Обстановка вокруг простенькая, все аккуратное, миниатюрное, но настоящее. Никакого фахверка, простые домики во французском стиле.
Дорога до площади Деказ займет минут 5-7, если двигаться пешком. Ездить по Либурну на автомобиле или общественном транспорте практически некуда. Да и останавливаться придется слишком часто. Здесь довольно много общественного транспорта, но лишь с одной стороны. Все остальное пространство занято ресторанами, фонтаном, газонами со скамейками и пешеходным пространством. Здесь хочется найти тень. Но чаще находишь внимание - тебя будут разглядывать местные жители и тусующаяся в ожидании автобусов молодежь, возвращающаяся с обучения на "свои хутора" молодежь.
Казалось бы, апрель, середина дня, а как хочется найти тень. На площади Деказ это сделать пока малореально. Высоких построек нет, кусты какие-то малорослые... Разве что поискать тень вблизи памятника. Кстати, так и не зафиксировал, что за памятник, кому посвящается. Город так невелик, что памятные места на карте не отображаются. Кому-то из военных посвящается. И дата упоминается 5 марта 1865 года...
На мой взгляд, самым интересным строением на площади можно назвать церковь, вернее часовню Кармелитов (Chapelle du Carmel). Очень изящное и стильное творение архитекторов с иглообразной колокольней. На мой взгляд, что-то в итальянском стиле. Судя по тому, что заведение закрыто и перед входом красуются афиши какого-то фотопроекта, это не действующая церковь, а какой-то художественный музей.
Решаю двигаться к реке Иль (которая на территории города впадает в Дордонь) по аллее Робер Булен. По платановой аллее! Во Франции, Испании и некоторых других странах эти деревья очень красиво обрезают - поэтому даже без листьев (пока они еще не проклюнулись) такие деревья способны замечательно украсить любой парк, сквер или (как в данном случае) городскую аллею.
По дороге мне то и дело встречались очень оригинальные образцы местной архитектуры. В некоторых местах постройки не уступают тому же Бордо. Особенно учитывая, что население Либурна немногим больше 20 тысяч человек. Застройка тут достаточно плотная, стандартом считаются 2-3 этажные строения.
Набережная, к который я выбрался, свернув с платановой аллеи, здесь называется Эспланад дю 8 Мэ 1945 (Espl. du 8 Mai 1945). Здесь пока еще протекает река Иль, которая совсем скоро вливается в Реку Дордонь. Пока всё простенько - домишки на другом берегу и плотная застройка центральной части Либурна.
Здесь по не интересно, поэтому решаю вернуться внутри кварталов центра Либурна. Наверное, правильно было бы назвать эти кварталы "спальными" = вокруг ничего, кроме жилых домов. Ни магазинов, ни заведений питания, ни каких-либо учреждений. Впрочем, как и зелени, газонов. Наверное, все что тут связано с зеленью находится по другую сторону зданий, во дворах.
Наконец-то выбираюсь "в цивилизацию" - на перекрестке улиц Орб и Юньон уже начинает ощущаться какая-то деловая жизнь города. Здесь располагаются банк, почтовое отделение, страховая компания, приют для бездомных. Отсюда решаю двигаться в сторону улицы Монтескьё (Rue Montesquieu).
Здания тут становятся заметно богаче и изысканнее. Вот и сберегательная касса Монтескьё располагается в красивом особняке, тут и полиция имеется, и машин много, и пешеходы ходят. А всё потому, что улица Монтескьё - одна из центральных и приведет меня в самый центр города - на площадь Абель Сюршам. Мимо больших и скромных магазинов, театра, банковских учреждений.
Заметил, чем скромнее городок, тем более оригинально смотрятся его заведения. Вот, к примеру, цветочный магазин. По ассортименту не уступит крупным городам, но подобная витрина на улице возможна, обычно, только в провинции. Где "всё на доверии", продавцы не боятся за товар. Да и вид улицы из-за таких вот витрин принимает очень жизнерадостный и ухоженный вид.
Я же, тем временем, оказался у входа на площадь Абель Сюршам. В кадре виднеется волнистая крыша крытого рынка (Marché couvert), но зайти во внутрь просто не было времени. Да и что бы я там увидел? Сотни сортов сыра? Десятки сортов ветчин и колбас? Упаковки с трюфелями? Множество видов белого и черного хлеба и багеты? Так это ничего особенного - привычная картина... На самом деле я очень завидую европейцам, которые могут себе позволить покупать натуральные, по оригинальным рецептам приготовленные продукты...
И вот я на площади Абель Сюршам (Place Abel Surchamp). Даже и не ожидал увидеть тут такую замечательную площадь. Хотя именно такие площади и характерны для небольших городов Италии, Франции и других стран. Застроенные по периметру самыми разнообразными строениями. Тем самым, можно понять, сколько лет городу - ведь обычно вокруг площади сохраняются самые красивые и памятные строения разных эпох, а соответственно и стилей.
Самая важная постройка на площади - это, конечно же местная мэрия (Mairie de Libourne). Строительство мэрии (или, как более привычно - Ратуши) датируется XV веком. Совершено не исключаю того, что здание не один раз прошло реконструкцию - не могло за 600 лет оно ничуть не состариться.
Есть информация, что в XIX веке здание Ратуши было реконструировано и заметно расширено. Надо было, конечно, попытаться побывать внутри. А что? Во многих городах Европы старинные здания городского управления открыты для посетителей.
В Ратуше в настоящее время, помимо городского управления, располагается и музей изобразительных искусств, который называется "Музей Франции". Он разместился на втором этаже здания. Его коллекции включают в себя картины, скульптуру, декоративно-прикладное искусство. Несмотря на то, что Либурн довольно небольшой городок, в его художественном музее хранятся полотна таких мастеров, как Анри де Тулуз-Лотрек, Альбрехт Дюрер, Огюст Родена.
Обратил внимание на то, что в самом центре располагается какое-то небольшое сооружение. Оказалось, что это старинный городской колодец. На мой взгляд, он больше похож на фонтан, коим, впрочем, он тоже является - вода лилась из нескольких отверстий по периметру. В настоящее время там сухо и он используется людьми всех возрастов как место отдыха и тени...
Практически все постройки по периметру площади имеют подаркадные тротуары (как в Италии), под которыми удобно прятаться от непогоды. С таким устройством строений удобно посещать многочисленные магазины, рестораны, супермаркеты, туристические агентства, которые расположились на первых этажах зданий.
В центре площади, на минус первом этаже расположилась огромная автостоянка - это стало хорошим тоном устраивать в подобных "тесных городках" стоянки в несколько уровней. Удивительно, но при строительстве таких стоянок почему-то не страдают исторические памятники. Или российские проектировщики и строители чего-то не знают и не умеют?
Абель Сюршам - имя этого человека носить площадь. Оказалось, что это французский политический деятель, родился 26 апреля 1846 года в Либурне (Жиронда) и умер 2 февраля 1913 года в Либурне. Винодел, торговец тканями, мэр Либурна с 1882 по 1892 и 1904 до 1908. С 1889 по 1902 год был депутатом Жиронды, входил в группу прогрессивных республиканцев. Как называлась эта площадь ранее информации мне не встретилось.
Эта площадь в выходные дни, в предпраздничный период и особенно в предрождественское время становится местом, где открываются красочные рынки, ярмарки и просто торговые площадки. Не зря ведь это главная историческая площадь городка Либурн.
Как ни замечательно на площади, пора вновь вернуться на набережную. Я посчитал, что двигаться по улице Виктора Гюго (Rue Victor Hugo) - оптимальный вариант. Она должна вывести меня прямо к старинной башне. Улицы вокруг практически пустынны, несмотря на то, что я в самом центре города.
По пути к набережной стараюсь осматривать и прилежащие улицы. Интересных построек не так много, но они есть. Вернее, даже не самих построек, а того, что от них осталось. Судя по всему, передо мной остаток старинной крепостной стены, которая с XIII века (по проекту английских инженеров) окружала и защищала город. Саму стену, скорее всего, снесли за ненадобностью и потому, что она мешала развитию города, а дозорную башенку оставили. И красиво смотрится, и средневековое прошлое города подчеркивает. Мою теорию по поводу крепостной стены подтверждает и то, что очередная башня располагается буквально за поворотом.
Выхожу к набережной как раз в том месте, где располагается устье реки Иль, где она впадает в реку Дордонь. И набережная здесь меняет свое название с Эспланад 8 мая 1945 на набережную Суше (Quai Souchet). Территории по другую сторону рек выглядят "деревенскими предместьями" - какие-то домики, поля, растительность. Вода в реке не кажется слишком чистой - довольно много песка и глины (судя по цвету).
А теперь пришло время оглянуться и увидеть одно из самых интересных мест в Либурне - это Башня Большого порта (Tour du Grand Port). Кроме самой башни есть еще крохотный обрезок крепостной стены и соседняя с ней башня (без крыши). Это практически все, что удалось сохранить от средневековой крепостной стены. Башня, скорее всего, являлась не только оборонительным сооружением, но и выполняла функции городских ворот.
Судя по расположению, она выполняла функции защиты Либурна от нападения захватчиков со стороны рек. Судя по довольно немалой высоте, башня выполняла в прежние времена и функцию наблюдательного пункта. Я обошел башню со всех сторон, но не заметил, есть ли внутри какое-нибудь интересное для туристов заведение. Возможно, музей или просто смотровая площадка на вершине башни. Нет, ничего подобного нет.
Набережная Суше (Quai Souchet) - несомненно, место которое является лицом города. Местом для прогулок, общения, приема пищи... Здесь, как и в центре города, тоже высажена платановая аллея. Пока деревья без листвы, но можно себе представить, как красиво тут летом или осенью... Архитектурные стили домов, выходящих на набережную, достаточно разнообразны. Думаю, что это говорит о том, что история города была довольно насыщенной и интересной.
А кому говорит, если туристов тут не так много? Во-первых, жителям города и окрестных поселений. А во-вторых, все-таки туристам. Как я заметил, Либурн входит в какое-то местное "Золотое кольцо" - систему круизов на речных судах. Подобные причалы и суда я встречал на юге Франции довольно часто. Причаливает такой теплоход в интересный город, все его пассажиры отправляются на экскурсию по городу (чаще, пешком) и через некоторое время возвращаются обратно. А через некоторое время судно пришвартуется уже в другом городе. Подобный же вид речных круизных судов характерен для Европы - пара этажей, чтобы легко проходили под старинными мостами...
Я с удовольствием провел на набережной минут 10 - на большее времени просто не хватило. Почему-то мне представлялось, что в Средние века тут было достаточно весело и оживленно: курсировали баржи с вином, местными продуктами, деревом и прочими полезными вещами. И даже домики немного напоминают пиратские жилища, из окон которых своих отцов и мужей ожидали их семьи...
В настоящее время на набережной идет активное строительство - строится небольшой амфитеатр, укладывается новая плитка - одним словом, территория активно облагораживается. Уже практически все готово - даже длинномерные деревья высадить успели. А место-то оказалось довольно популярное - я насчитал несколько речных круизных судов...
А вот и местный старинный мост. В Либурне он называется Каменным (Pont de pierre). Подобные мосты можно встретить в южной Франции довольно часто - похоже, что они строились по одному проекту, различалось лишь количество пролетов. Судя по историческим данным, мост был построен в 1822 году. Строить столь дорогой мост мог себе позволить лишь богатый город. Следовательно, можно говорить, что в начале XIX века Либурн считался обеспеченным и развитым городом.
Была у меня мысль прогуляться по мосту на другую сторону реки Дордонь, но я решил, что и центр города еще не увидел в полном объеме. Тем более, что с моста заметил шпиль высокой колокольни, который видел и раньше. Оказалось, что я нахожусь практически возле него. Поэтому и решил возвращаться обратно в центр.
Пара минут - и я на площади Сен-Жан. У подножия высоченной колокольни собора Святого Иоанна Крестителя (Église Saint Jean-Baptiste). По сути, Жан это и есть Иоанн. Несомненно, что колокольня собора - самое высокое строение города и его окрестностей. Шпиль виден далеко из пригородов и это хороший ориентир, если отправляться на прогулку самостоятельно. Вокруг, на площади было огромное количество молодежи - рядом располагается школа. И я оказался здесь на одной из больших перемен.
Попасть в собор можно было легко и просто - в это время не проводилась служба и вход был свободным. Церковь была реконструирована в XIX веке, однако внутри сразу ощущается старина. Что-то готическое, высокие своды, расписные потолки, золочение, арки, многочисленные капеллы...
Правда, настоящая готика тут не сохранилась. Теперь здание перестроено в неоготическом стиле. Судя по тому, что в соборе сохранились хоры XIV века, то изначально церковь была построена не ранее этого времени. Вполне вероятно, что речь может идти и о XII, и о XIII веках. Тогда-то церковь уж точно была построена в готическом стиле. А вот и информация появилась - дата строительства 1270 год.
Описания церкви (как, впрочем, и многих других достопримечательностей Либурна) мне найти не удалось. Лишь какие-то короткие строчки, по которым можно сделать предположения. Одна из реликвий, у которой я заметил наибольшее количество молившихся прихожан, оказалась мраморная статуя Богоматери. Судя по ее виду, могу предположить - статуя старинная.
Одно из зданий расположенной рядом средней школы - очевидно является религиозным сооружением. Вполне вероятно, что в прежние времена, оно относилось к находящейся рядом церкви Святого Иоанна Крестителя. Жаль, что мне не удалось найти какую-нибудь мраморную доску с описанием этого сооружения. Было бы обидно, если здесь разместили спортивный или актовый зал школы...
Мой путь обратно к железнодорожной станции лежал через историческую площадь Абель Сюршам. Я присмотрел там супермаркет, в котором решил что-нибудь купить в дорогу - день-то уже заканчивался. По дороге мне не раз попадались витрины алкогольных магазинов, украшенные к предстоящей Пасхе. А здесь, оказывается, очень популярно не только местное вино, но и крепкий алкоголь, в бутылки с которым каким-то чудом помещают целые груши, персики или большие дольки манго, ананасов и других фруктов.
Подкрепиться в дороге решил местной выпечкой. Пицца с шампиньонами и пицца с сыром - мне очень понравились. Хотелось еще чего-нибудь сладенького, но потом пришлось бы покупать большую бутылку воды. Поэтому ограничился сыром и шампиньонами. Местные же жители по-прежнему предпочитают покупать багеты, внутрь которых набито множество всего: ветчина, сыр, майонез, салат и т.д. и т.п.
На обратном пути нашел в Либурне даже небольшое отделение самой популярной во Франции сети универмагов - Галери Лафайет. Считал, что эти универмаги работают только в крупных городах. А вот оказалось, что и в городке на 20 тысяч тоже такой имеется. Не заходил во внутрь, но могу предположить, что, конечно не Париж, но подобрать нужную вещь вполне реально.
Очень жаль, что информация о городе имеется в сети интернет в весьма "скромном" количестве, т.е. практически отсутствует. И печатные путеводители в данном случае туристу не помогут - там просто отсутствуют города формата Либурн. Местные сайты тоже публикуют какую-то мало кому интересную отчетность, фотографии с каких-то мероприятий. Но описания достопримечательностей (коих тут не столь много) и основные вехи истории города можно было бы опубликовать. А городок мне понравился...