Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Парма * Parma * Pärma

История основания Пармы уходит в эпоху Римской Империи. В 183 году до н.э. римляне основали одну свою колонию на правом берегу речки Парма – это и дало начало созданию и развитию города. В 570 году Парма перешла под власть лангобардов, в 774 году -  франков. В XI - ХIII веках Парма была ареной постоянной борьбы между гвельфами и гибеллинами. Управление городом было предметом спора между семьями Росси, Паллавичино, Корреджио, Санвитале и др. В 1167 году Парма вступила в гвельфский союз ломбардских городов. В 1248 году под Пармой, которой временно овладели гибеллины, был наголову разбит император Фридрих II. В 1346 году городом овладели Висконти и присоединили его к Миланскому герцогству. Папа Юлий II присоединил Парму, вместе с Пьяченцей, к папским владениям. Во время расцвета периода Коммуны к уже существующему ядру города добавилось густонаселённое предместье на левом берегу реки, окружённое средневековыми стенами XIII века. В 1545 году Парма становится столицей Герцогства Фарнезе. В течение двух веков Парма и Пьяченца жили под властью династии Фарнезе жизнью небольшого самостоятельного итальянского государства с деспотическим управлением, блистая роскошью двора, по обычаю всех итальянских дворов покровительствовавшего развитию искусств. В XVIII веке в период герцогства Бурбонов и в первые десятилетия XIX века при правлении герцогини Марии Луиджии, Парма пережила моменты плодотворной культурной и градостроительной деятельности, во время которых была заново открыта Академия Художеств, основаны Библиотека Палатина и Археологический музей. В это же время французский архитектор Петито создаёт проект и руководит работами по восстановлению Герцогского Дворца (Палаццо Дукале) и Герцогского Садика (Джардино Дукале) и устройству широких аллей на периферии города. Благодаря этому созидательному и интеллектуальному порыву город заработал себе славу «итальянских Афин». В 1860 году жители Пармы и Пьяченцы постановили присоединиться к объединённой Италии. Город сильно пострадал от союзнических бомбардировок на исходе Второй мировой войны. Даже сегодня, проходя по широким улицам исторического центра города, по его площадям и герцогскому садику, по набережной реки Парма и небольшим предместьям, чувствуется, что город сохранил атмосферу древней столицы.

2011 год

Спокойно увидеть и разглядеть в Парме то, что видел практически через глазок фотоаппарата и видеокамеры, собирался давно. Окончательное решение о путешествии в Парму я принял уже на вокзале. Билет обошёлся туда в 15€, обратно в 10€. Время в пути чуть меньше двух часов. В Италии во время поездок на поездах я обратил внимание, что очень часто здесь вдоль железнодорожных путей цветут маки. Интересно, почему? Может быть, машинисты поездов отковыривали мак с булочек (ну не нравится он им) и выбрасывали в окно, а может и контрабандисты с наркоторговцами так избавлялись от «товара». Шучу, конечно! Но это красиво и оригинально. Город мне достаточно хорошо знаком. Я решил просто погулять и пофотографировать. А ещё прикупить с собой на Сицилию пармезана и ветчины –   лучших в Италии!

Вдоль железной дорогиВдоль железной дороги

Меня поразило огромное количество жителей города, которых я встретил на улицах Пармы. Это был перебор даже для выходного дня! Правда, распределение людей по городу очень неравномерно. В самом центре и на окрестных улицах - людей очень много. Но чуть в стороне попадаются улицы, где практически нет никого! Мне нравится там, где никого нет.

На улицах ПармыНа улицах Пармы

На страда Гарибальди увидел поразительной красоты фасад приходской церкви Святой Терезы Младенца Иисуса (Chiesa parrocchiale di Santa Teresa di Gesù Bambino). В отличие от многих других фасадов итальянских церквей, которые очень объёмные (включая ниши со скульптурами), этот фасад выглядит почти "плоским", с каким-то "простым" геометрическим рисунком - но в этом мне и показался высокий архитектурный уровень и стиль.

Церковь Святой Терезы Младенца ИисусаЦерковь Святой Терезы Младенца Иисуса

Я смог оказаться внутри и оценил красоту церкви и изнутри. Когда с шумной и солнечной улицы попадаешь в полумрак церкви, и так ощущается резкий контраст. А тут на потолке, стенах, сводах превосходная лепнина, яркие краски и... тишина и умиротворение. Вся суета осталась где-то там, далеко, за дверями...

В церкви Святой Терезы Младенца ИисусаВ церкви Святой Терезы Младенца Иисуса

Заметил, что очень многие жители Пармы делают покупки в небольших семейных магазинчиках, которые выстроились буквально вдоль всей центральной улицы Гарибальди (Strada Garibaldi). С удовольствием пофотографировал витрины местных магазинов. Почему-то думал, что итальянцы всё приготавливают дома и исключительно своими руками. Но нет... Наверное, не всем в такую жаркую погоду хочется стоять у плиты.

Страда ГарибальдиСтрада Гарибальди

Народ закупал продукты огромными пакетами и развозил их по домам в основном на велосипедах. В Италии – это, наверное, самый велосипедизированный город! Реально, очень много велосипедистов. И даже на каблуках! У нас такого не увидишь - на велосипеде с пакетами от «Zara», «Max Mara», «Lacoste» и других!

За покупками на велосипедеЗа покупками на велосипеде

Решил палаццо делла Пилотта и его окрестности оставить на обратный путь. Повернул голову налево и заметил башню у монастыря Святого Павла (где располагаются Галерея Святого Людовика, музей Джордано Феррари и пинакотека Стуарда). Хотелось бы там побывать, но как представил, что там ещё жарче, чем на улице, то принял решение - буду оставаться на улице и дальше.

Монастырь Святого ПавлаМонастырь Святого Павла

Пройти просто так, без эмоций мимо базилики Санта-Мария-делла-Стекката (Basilica di Santa Maria della Steccata) просто невозможно. Как и сфотографировать её так, чтобы рассмотреть сразу со всех сторон - это нереально без применения летающей камеры. Наверное, в 1539 году, когда её построили, рассмотреть её было проще. Название "за Оградой" объясняется легендой: на стене появился лик Богоматери, вокруг него построили капеллу и обнесли оградой от возможного повреждения. В середине XVIII века базилику передали герцогу Пармскому и он разместил здесь орден Святого Георгия.

Базилика Санта-Мария-делла-СтеккатаБазилика Санта-Мария-делла-Стекката

В прошлый раз попасть во внутрь я не смог - началась сиеста. В этот раз всё получилось. Я был просто поражён красотой, которая скрывается за этими простыми кирпичными стенами. Почему-то у меня не было ощущения, что я оказался в храме - это место скорее напоминает дворец с высокими потолками, красиво отделанными стенами, расписными потолками и обилием естественного освещения. Интересно было взглянуть на захоронения герцогов пармских. В оформлении базилики принимали участие известные художники того времени, включая Пармиджанино. 

В базилике Санта-Мария-делла-СтеккатаВ базилике Санта-Мария-делла-Стекката

Рядом находится площадь Стекката (Piazza della Steccata). Не обратил бы на неё особого внимания, если бы не памятник Франческо Пармиджанино. Это итальянский художник и гравёр эпохи Возрождения. Его настоящее имя Джироламо Франческо Мария Маццола, но он остался в памяти итальянцев под прозвищем Пармиджанино (т.е. "житель Пармы"). Известен своими работами по оформлению храмов и дворцов Пармы, работал вместе с Карреджо.

Piazza della SteccataPiazza della Steccata

Невдалеке заметил скромный фасад церкви Святой Лючии (Chiesa di Santa Lucia). Две фигуры Святых в нишах (Святого Бьяджо и Святой Лючии), над входом изображение (возможно) Богоматери - вот и всё оформление церкви, построенной в XIII веке. Скорее всего, фасад был перестроен (уж больно он выглядит новым). Возможно, что внутри сохранилось что-то из творений средневековых мастеров.  

Церковь Святой ЛючииЦерковь Святой Лючии

Когда я выбрался на улицу Джузеппе Маззини (Strada Giuseppe Mazzini), то заметил, что количество народа всё увеличивается. И я даже не заметил, когда это всё прекратилось. В начале первого часа дня я зашёл в местный универмаг, погулял немного в прохладе, побрызгал на себя туалетной водой и вышел на улицу. А на улице уже никого! ВСЕХ живых как будто ветром сдуло, хотя ни одна веточка не шевелилась. И как в комедиях, обычно, отставший от всех кричит остальным: «Меня подождите!» и убегает за угол здания. Всё вдруг закрылось на сиесту. С 12:30 до 15:00 и даже до 16:00! Вот это молодцы!

Улица Джузеппе МаззиниУлица Джузеппе Маззини

И сразу же на улицах практически исчезли люди. Лишь кое-где в кафе и ресторанчиках ещё оставались посетители, остальные же, скорее всего, разошлись по домам. Как тут чётко отлажен механизм. Хотя, это прекрасная защита от сложных условий жизни. Температура к этому времени уже перевалила за 33 градуса жары. Необычно смотрелся пустой магазин «Zara», который никогда не пустует.

СиестаСиеста

Тогда я решил, что стоит отправиться за покупкой ветчины и сыра в лавочку, где покупал их в прошлый раз. Это лавочка с названием «Rastelli».  А у них там висят на окнах жалюзи, а на дверях объявление - закрыто до 16 часов! Потом будут работать до вечера ещё три часа. Пришлось мне менять свои планы и решать - где делать покупки. Все супермаркеты тоже закрылись. Чем мне было ещё заняться? И я отправился на Площадь Гарибальди. Осмотрел ещё раз дворец Губернаторов. С XIII века - это уже не первое здание на этом месте и с этими функциями.

Дворец ГубернаторовДворец Губернаторов

На другой стороне (как и последние несколько веков) всё ещё стояли здание мэрии или муниципалитета (Comune Di Parma) и рядом с ним палаццо дель Подеста (Palazzo del Podestà). Здесь ещё были живые люди, так как это крупный транспортный узел и самый центр города. Можно попробовать разобраться в показаниях солнечных часов, которые сконструировал физик и математик Джамбатиста Бенедетти в XVI веке. Они показывают время в разных городах мира.

Муниципалитет (слева) и палаццо дель Подеста (справа)Муниципалитет (слева) и палаццо дель Подеста (справа)

Меня тянуло туда, где ещё были живые люди, не спрятавшиеся в тень. Поэтому снова оказался вблизи монастыря Святого Павла. У основания башни с часами находится памятник Павшим (Monumento ai Caduti). Не выяснял, павшим в какой период истории.

У монастыря Святого ПавлаУ монастыря Святого Павла

Решил проверить, отремонтировали уже колокольню Кафедрального собора или нет? Оказалось, что это работа на года - строительные леса были на прежнем месте. Не удалось попасть и в сам Кафедральный собор - там тоже была сиеста. Священники ведь тоже люди. Собор называется Санта-Мария-Ассунта и начало его строительства датируется 1092 годом. А до этого времени здесь существовала древняя церковь Богоматери, в то время - на окраине города.

Кафедральный соборКафедральный собор

Путеводители пишут, что колокольня моложе собора на пару веков, на верхушке установлена позолоченная медная статуя ангела. Но увидеть её мне так и не удалось. В расположенный рядом Баптистерий попасть было можно, но почему-то я решил этого не делать. Зданием можно было полюбоваться и снаружи - сегодня он показался мне особенно красивым. Очень тонкая работа. Сомневаюсь, что он был таким же в конце XII века, когда его построили. Говорят, что розовый мрамор, использованный в отделке собора, способен менять свой оттенок в зависимости от погоды. А она сегодня замечательная. 

БаптистерийБаптистерий

Дворец Епископа, расположенный на этой же площади, на этот раз заинтересовал меня. Оказалось, что здание использовать по назначению (исходя из названия, здесь размещались покои Епископа Пармы), как и Кафедральный собор, в 1092 году. Хотя само здание было построено значительно раньше. С того времени мало что сохранилось в облике дворца. В XV веке убрали зубчатые стены и оформили здание в стиле ренессанс.

Дворец ЕпископаДворец Епископа

Решил побывать в его внутреннем дворе. Очень интересно. А оно неплохо сохранилось за тысячу лет!На мой взгляд, строение построено не в готическом стиле, но архитекторы классифицируют его именно как "готическая постройка". В XVIII веке здание (на время) сделали барочным, но в XX веке всё вернули на место.

Внутренний двор дворца ЕпископаВнутренний двор дворца Епископа

Решил совершить прогулку по проспекту Республики (Str. della Repubblica). Естественно, выбрал ту его сторону, где была тень. По дороге повстречал немало красивых палаццо и старинных церквей. Почти рядом с пьяцца Гарибальди находится церковь Святого Виталия (Chiesa di San Vitale). Путеводители советуют постараться услышать орган, который размещается в этой церкви - он считается лучшим по звуку в Парме. Храм официально датируется началом XI века, однако по некоторым источникам, он появился ещё в IX веке. А так и не скажешь, что ему пошла вторая тысяча лет... А потом я отыскал информацию, что прежний храм находился на площади Гарибальди, а этот был построен в 1676 году.

Церковь Святого ВиталияЦерковь Святого Виталия

Немного дальше находится приходская церковь Святой Кристины (Chiesa Cattolica Parrocchiale Santa Cristina). Впервые она упоминается в X веке. В 1694 году её решили реконструировать, но денег на всё не хватило. Поэтому фасад так и остался незавершённым. Он напомнил мне Кафедральный собор в Болонье - такая же кирпичная кладка. Внутреннее оформление частично сохранилось с 1662 года, но в последующие века было дополнено.

Церковь Святой КристиныЦерковь Святой Кристины

Старался не пропустить ничего, но дома и магазины, а также другие расположенные в них заведения были не интересны. А вот на аббатство Святого Антония не мог не обратить внимание. Правда, фотографировать пришлось издали - рядом оно не помещалось в кадр.

Аббатство Святого АнтонияАббатство Святого Антония

Шпиль приходской церкви Святого Гроба Господня (Chiesa parrocchiale di San Sepolcro) виден издалека. Год её рождения 1275. С XIII по XVIII века церковь была частью монастырского комплекса латеранских каноников. Изначально церковь строилась как готическая, но в 1506 году её решили перестроить в духе Возрождения. Колокольня появилась в 1616 году, а в 1753 её надстроили, сделав заметно выше.  

Церковь Святого Гроба ГосподняЦерковь Святого Гроба Господня

Через некоторое время проспект Республики закончился и с площади разбегалось сразу семь дорог! Возвращаться обратно по этой же улице не хотелось, поэтому решил возвращаться в обход, выйдя на красивый проспект Святого Михаила (Viale San Michele). Хоть и было очень жарко, но уже ощущалась осень Деревья выглядели по-осеннему, встречались листья всех оттенков - возможно, им просто не хватало воды и они начали опадать.

Проспект Святого МихаилаПроспект Святого Михаила

Я сделал неплохой крюк по Парме, посмотрел на обычную жизнь города и на туристические маршруты. А потом вспомнил, что неплохой магазин есть на другой стороне города. Надо лишь перейти по одному из мостов на другую сторону через речку. Меня ждало удивление - речки не было. Она просто пересохла! Русло было - а речки Парма нету! Честно говоря, привыкнуть к такому сложно - набережная, мосты, два берега, а реки нет...

Русло реки ПармаРусло реки Парма

Зато на другой стороне я сразу попал в парк. Это знаменитый Парко Дукале (Parco Ducale) - Герцогский парк. Можно перевести как "парк Дожей", т. е. правителей, если пользоваться венецианской классификацией. Когда его задумывали в 1561 году, то хотели разбить итальянский парк, но к настоящему времени здесь смешались французский, английский и итальянский стили оформления парков. Народ расположился под кустами, на газонах, на скамейках - кто как мог переживал эту жуткую жару! От привычной мне итальянской растительности, которая окрашена в сочные зелёные оттенки, не осталось ничего. В парке наступила осень.

Парко ДукалеПарко Дукале

Вдоль одной из дорожек заметил Palazzo Ducale - это герцогский дворец в Парме. Он начал строиться герцогом Пармским Оттавио Фарнезе в 1561 году как собственная резиденция. Реконструкции XVII и XVIII века заметно изменили внешний и внутренний облик дворца. Почитателям Наполеона Бонапарта будет интересно, что здесь некоторое время проживала герцогиня Пармская Мария-Луиза, супруга Наполеона.

Герцогский дворец в ПармеГерцогский дворец в Парме

На моё счастье, супермаркет работал. Я сразу отправился в отдел гастрономии и выбрал два сорта колбасы. Первая - Гранде аббуфате пастиццио гастрономико - варёная колбаса из белого и красного мяса с кусочками паприки и… солёными огурцами. Вторая - обычная, но тоже очень вкусная - Фесо ди Таччина. А ещё, здесь же я выбрал внушительный кусок реджано пармиждано. Его цена составляла 14€ за килограмм, а выдержка у него была 26 месяцев. Интересно, почему тогда моцарелла, произведённая на нашем молочном комбинате, стоит ненамного дешевле?

Пармская ветчинаПармская ветчина

Ещё в первый мой визит в Парму меня поразило, удивило и заинтересовало необычное местное строение. Это Палаццо делла Пилотта (Palazzo della Pilotta) – в 1602 году его начал строить как герцогский дворец герцог Рануччо Фарнезе. Но так и не достроил. Его не зря некоторые экскурсоводы называют лабиринтом: в нём большое число внутренних переходов, двориков, соединяющих различные помещения дворца.

Палаццо делла ПилоттаПалаццо делла Пилотта

Сегодня, в субботний день, вокруг именно этого дворца расположился большой блошиный рынок. Правда, к обеду продавцы начали экстренно собирать свои коробки с обувью, сумки, бытовую утварь и всё такое прочее, упаковывать в стоящие рядом фургончики и разъезжаться по домам. Начиналась дикая жара. Зато их место занимали многочисленные группы молодёжи, которые устраивались в тени редких деревьев и вблизи фонтанов. Начиналось веселье выходного дня…

Палаццо делла ПилоттаПалаццо делла Пилотта

Тем и закончились мои очередные пармские приключения. В поезде было ужасно жарко. Кондиционер хоть и шипел, но прохлады не давал. Тогда я открыл окно - стало лучше, но не намного. Дышать было очень трудно - 35 градусов тепла сказывались. Зато в отеле в Милане меня ждал номер с заботливо включённым заранее кондиционером. Мне удалось хоть немного отойти от этого ужасного климата. Правда, даже такой жестокий климат не способен испортить впечатление от увиденного.

2010 год

Что сподвигло меня на посещение этого города? Наверное, его гастрономическая слава! Чем наиболее знаменита Парма? Конечно же, своими сырами и ветчиной. Регион Эмилия-Романья считается гастрономическим центром Италии – об этом говорят витрины многочисленных мясных и сырных лавок. Кухня этого региона чрезвычайно сытная, с большим выбором мясных блюд и с использованием колбасных изделий (в первую очередь, ветчины). Мясо, ветчина, колбаса в качестве начинки присутствуют в многочисленных мучных изделиях типа равиоли, лазаньи, аньоли, тортеллини.

В гастрономической лавкеВ гастрономической лавке

Такую пищу принято запивать красным  (гуттиньо, ламбруско, санджовезе) или белым вином (альбана, мальвазия, треббьяно). Производят здесь (специально для запивки всех вышеперечисленных блюд) местный бренди и ночино (ореховый ликёр). Без пармезана (в Италии его называют «пармиджано реджано», да и «гран падано» очень его напоминает) трудно представить себе местный ресторан или закусочную. Тарелка тёртого сыра на столе для посыпания большинства блюд – это традиция. Помимо сыра, итальянские рестораны традиционно используют пармскую ветчину. Что особенного в этом мясе? Особый пармский климат: (уникальный воздух: достаточно сухой и довольно холодный) замечательно подходит для медленного высушивания свиного окорока.

В гастрономической лавкеВ гастрономической лавке

Начитавшись всех этих гастрономических текстов, я и решил отправиться в Парму. От Милана до Пармы пути на полтора-два часа со всеми остановками, поезд я выбрал из числа «реджонале». От Пармы до Модены ещё полчаса, но это будет после. Из Милана поезд выбирается довольно долго, у него большой пригород и около десятка железнодорожных станций. Я вспомнил, что билет купленный до определённой станции можно прервать. Срок действия после валидации написан на самом бланке. У меня было в запасе 6 часов. Для Пармы оказалось вполне достаточно. Потом продолжу путь до Модены по этому же билету.

Железнодорожный вокзалЖелезнодорожный вокзал

Достопримечательностей в Парме достаточно для того, чтобы провести за их изучением и осмотром не один день. И это, не считая гастрономической экскурсии по местным продуктовым магазинам. Поэтому я просто фотографировал, снимал на видео и шёл дальше - потом разберусь. В Парме протекает одноимённая речка - Torrente Parma, которую я и встретил практически сразу у железнодорожного вокзала. И решил отправиться вдоль неё по проспекту имени местного уроженца Пола Тоши (Viale Paolo Toschi).

Река ПармаРека Парма

Набережная и с моей стороны, и на другом берегу реки обещала много интересного. Архитектура очень разнообразная, есть и "типично итальянские" дома, есть и современная застройка. Вода в реке мутная (ощущение такое, что в ней растворили глину серого цвета). Строения вокруг были вроде самые обычные для Италии.

НабережнаяНабережная

У моста Джузеппе Верди (Ponte Giuseppe Verdi) я обратил внимание на какое-то странное сооружение. Поразили его размеры. Это оказалась Национальная Галерея (Galleria Nazionale Parma), которая расположилась во дворце Пилотта, по-итальянски - Палаццо-делла-Пилотта (Palazzo della Pilotta). Здесь же разместились Национальный археологический музей (Museo Archeologico Nazionale di Parma), театр Фарнезе (Teatro Farnese), Гуманитарный факультет местного Университета (Università degli Studi di Parma), библиотека и прочие интересные заведения.

Palazzo della Pilotta (вид с моста Верди)Palazzo della Pilotta (вид с моста Верди)

Пару слов о театре: театр Фарнезе - один из первых итальянских театров с подвижной сценой. Когда-то всё это была просто площадкой для игры в мяч между Герцогским дворцом и крепостью на берегу реки. Постепенно поле было обстроено различными помещениями. Величественный Дворец Пилотта является символом господства герцогов Фарнезе, строительство которого началось в 1602 году и осталось незаконченным. Молодцы, что хоть начали и построили столь много.

Palazzo della PilottaPalazzo della Pilotta

Мне очень понравилась прогулка под его сводами. Ведь здесь была тень. Само по себе здание показалось мне мрачным сооружением, с толстенными колоннами-подпорками под зданием, интересными лестницами-входами и довольно высокими фасадами. Я так и не смог отыскать идеальную точку, с которой здание получилось бы в кадре целиком.

Palazzo della PilottaPalazzo della Pilotta

Совсем рядом располагается площадь Мира (Piazza della Pace). Здесь установлен памятник Партизанам (Monumento al Partigiano). Но я решил, что сначала немного прогуляюсь по лабиринту улиц, которые расположились вблизи этого палаццо. Тем более, что здесь работал субботний рынок и везде что-то происходило.

Площадь мираПлощадь мира

Первым, что я встретил в лабиринте старинных улиц, оказался специализированный магазин по продаже «местного продовольствия»: сыров и ветчин. Хотелось попробовать тут же, прямо на месте купленный мною пармезан, но я подумал, что это будет как-то неприлично. Внешний вид и вкус у настоящего пармезана странные, точнее непривычные. Сыр отламывается кусочками, довольно плотный (ломается как халва). Ощущаются вкрапления кристаллов соли и чего-то ещё, каких-то крупных молочных крошек.

Сырно-ветчинная лавкаСырно-ветчинная лавка

Сначала вкус не ощущается, пресно. Через несколько секунд появляется молочный вкус с какими-то терпкими или острыми (выдержанными, «щекочущими» язык) нотками, потом появляется ощущение небольшой солёности, а к концу разжёвывания появляются ореховые нотки. Этот сыр созревал 25 месяцев, а есть ещё и 30 месячный. Стоимость его невелика - за 1 кг 11,7€, да ещё мне предложили скидку. Хотя цена может достигать 44€ за килограмм. Каких только зарослей плесени я не увидел на витрине в этой лавочке! Попробовать не решился. Я бы сказал, что он сгнил, а сыроделы скажут: «Созрел!».

Специальное предложениеСпециальное предложение

Буквально накануне видел сюжет про сыроваров и полицию. Сначала не мог понять, почему полиция в сыроварне, точнее сырохранилище. Потом понял - в одном хранилище, где полки заставленные сыром высотой метров 12-15, несколько нижних полок оказались пустыми. Сыр похитили! Если учесть, что ему требуется 2 года для созревания, то для сыроваров это действительно урон. Пармезан довольно плотный, почти ни грамма воды, он даже кажется суховатым. То, что продают у нас под названием «пармезан» и рядом не лежало с настоящим произведением сыроваров Пармы.

ВитринаВитрина

Наверное, именно поэтому Италия обязала все государства мира отказаться от использования названия «пармезан». Вряд ли, если его привезут к нам из Италии, он будет стоить дешевле 30-40€. Если встретите недорогой пармезан на наших полках, знайте - вас обманывают. Наши сыровары предпочитают сохранить в сыре максимум воды - так прибыли больше. Скажу сразу – это моё собственное восприятие и описание местных сыров. Постарался понятно их описать.

ВитринаВитрина

В Парме работает целая сеть магазинов по продаже сыров, молочных сыров и сыров с плесенью. Здесь же можно купить знаменитой пармской ветчины. Именно эти товары и составляют основу ассортимента данных магазинов. Продавец, наверное, неправильно понял мой вопрос о том, сыр какой выдержки вкуснее. Может быть, виноват был я, так как использовал слово «квалити» (качество). Сыр здесь только самого наивысшего качества. Так и не понял из его объяснений, в чём разница между сыром более молодым и старым. Решил поступать как с вином – чем старше, тем вкуснее и купил сыр 25-месячной выдержки. За то, что я сделал тут покупку, мне без проблем разрешили достать фотоаппарат и видеокамеру и отснять всё, что мне захочется.

В гастрономической лавкеВ гастрономической лавке

Как я, настоящий турист, должен был выглядеть, покидая Парму? Вот какое описание прочитал я в одной из заметок о путешествии в этот город: минимум полукружие пармиджано реджано под мышкой, по связке салями в руках, кулателло ди дзибелло в зубах. В чемодан всё это не помещается – там уже лежит бутылка местного оливкового масла, пара бутылок дешёвого, но такого обаятельного «Ламбруско» (если не знаете – красное, сухое, шипучее вино) и всякие разные консервы. И печенье. И ожидание неминуемой платы за перегруз в аэропорту, которое редко оправдывается – местные пограничники относятся к обалдевшим туристам с пониманием. Надо сказать, печенье редко доезжает до России. Даже до самолёта его мало кто доносит. Съедают по дороге. К сожалению, моё путешествие только начиналось, так что пришлось лишь довольствоваться сущими крохами этой неслыханной гастрономической щедрости. Но пару пакетиков в Милан я с собой увёз…

ВитринаВитрина

Сразу после посещения этой лавочки, я оказался у базилики Сан-Бартоломео, или Святого Варфоломея (Chiesa di San Bartolomeo). Удивительно, что за таким простеньким фасадом скрывается столь красивая церковь. Да и размеры удивляют. Эта базилика стала первой, которую я посетил в Парме.

Базилика Святого ВарфоломеяБазилика Святого Варфоломея

А затем я выбрался на одну из центральных улиц Пармы – страда Джузеппе Мазини (Strada Giuseppe Mazzini). Здесь располагается одна из торговых улиц города - об этом говорили многочисленные прохожие, в руках у которых было много сумок, пакетов и коробок с покупками. Пройди я метров 100 на восток – оказался бы в самом центре города. Но я решил, что стоит пройтись и по другой стороне реки Парма.

Strada Giuseppe MazziniStrada Giuseppe Mazzini

По Ponte di Mezzo (если перевести, то получится «половина моста», может быть – мост, что-то делящий наполовину) я оказался на другом берегу реки Парма. Мост небольшой, поскольку и река скромная. С удовольствием полюбовался цветами, украшающими мост, а также смог рассмотреть городские кварталы "со стороны" - так хоть что-то можно уместить целиком в кадр, а то улицы слишком уж узкие и плотно застроенные.

Ponte di MezzoPonte di Mezzo

На другом берегу немного достопримечательностей, зато много обычной итальянской жизни. Сразу за мостом, на небольшой треугольной площади Филиппо Корридони (Piazza Filippo Corridoni) мне понравился оригинальный памятник. Сначала подумал, что какой-то космонавт, но нет… Оказался Филиппо Корридони, итальянский философ, политический и профсоюзный деятель, военный и журналист. Оказалось, что его имя тесно связано с деятельностью Муссолини и зарождающимся фашистским движением (умер в 1915 году). Тем не менее, памятник и по сей день стоит на площади.

Piazza Filippo CorridoniPiazza Filippo Corridoni

Немного дальше виднелось красивое религиозное сооружение – это оказалась приходская церковь Пресвятого Благовещения (Chiesa parrocchiale della Ss Annunziata) и расположенный рядом монастырь миноритов. И вновь проблема, как её красиво поместить в кадр - слишком большое строение. К её строительству приступили в 1566 году, но оно затянулось достаточно надолго. Внешний вид церкви довольно необычен - здесь слишком много деталей, элементов и сама форма необычна. В церкви можно увидеть довольно много старинных работ разного толка, которые были перенесены в новую церковь из старого, разрушенного храма. 

Церковь Пресвятого БлаговещенияЦерковь Пресвятого Благовещения

Дойдя до площади Санта Кроче или Святого Креста (Piazzale Santa Croce), я решил, что пора поворачивать обратно. И по проспекту Витториа (Viale Vittoria) дошагал до площади Томазо Барбьери (Piazzale Tomaso Barbieri), затем до площади Маршала (Piazzale Marsala), откуда по мосту Италии (Ponte Italia) вернулся в старую часть города. К центру я подошёл с восточной стороны и уже успел увидеть много интересного.

Площадь Томазо БарбьериПлощадь Томазо Барбьери

Решил двигаться в сторону площади Джузеппе Гарибальди (самому центру города) по улице Луиджи Карло Фарини (Str. Luigi Carlo Farini). Она извилистая, но если никуда не сворачивать, то приведёт куда надо. На часах было начало второго, в городе, судя по опущенным рольставням, закрытым кафе и ресторанам, началась сиеста. Расписание работы прямо так и указывает: с 9:00 до 13:00 и с 15:45 до 19:00. Время может немного отличаться, но только в большую сторону. Однако, некоторые магазины всё-таки работают. Ведь туристов надо обеспечивать пармезаном и ветчиной бесперебойно! Осматривая достопримечательности Пармы, я заметил целые улочки, на которых были выставлены столики кафе и ресторанов, за которыми обедали пармчане и гости города.

Улица Луиджи Карло ФариниУлица Луиджи Карло Фарини

Так, незаметно, я и выбрался к самому сердцу Пармы – площади Джузеппе Гарибальди (Piazza Giuseppe Garibaldi). Итак – площадь Гарибальди. Прямо передо мной, на другой стороне площади красивое старинное здание – ныне это муниципальное заведение, а ранее – Губернаторский дворец XVII века (Palazzo del Governatore), в центре башня с колоколами и часами, а ниже (если присмотреться), можно увидеть оригинальные солнечные часы. Перед зданием располагается памятник... Разумеется, что на площади Джузеппе Гарибальди может располагаться памятник только Джузеппе Гарибальди.

Дворец ГубернатораДворец Губернатора

А на моей стороне (получается, что у меня за спиной) находятся тоже очень интересные строения. Их лучше всего осмотреть, если перейти площадь и стать у дворца Губернатора. Это Муниципалитет (Comune Di Parma) и церковь Святого Петра. Муниципалитет, как и палаццо делла Пилотто, выполнен из «постаревшего» кирпича (тёмного цвета). Здание с большими арками, скульптурой известного художника пармской школы периода Возрождения Антонио Аллегри де Корреджо.

МуниципалитетМуниципалитет

Всю красоту этому месту придают окружающие Муниципалитет старинные строения, главное из которых палаццо дель Подеста (Palazzo del Podestà). Привлекает в них разноуровневые окна, на крыше зубцы «ласточкин хвост» (как на стенах в Кремле), старинные лоджии с колоннами.  

Палаццо дель ПодестаПалаццо дель Подеста

А расположенную рядом (на боковой стороне площади) приходскую церковь Святого Апостола Петра (Chiesa parrocchiale di San Pietro Apostolo) я не сразу заметил: слева и справа её обстроили современными зданиями-коробками, так что на площадь выходит лишь фасад церкви. Фасад выстроен в неоклассическом стиле. Церковь упоминается в 955 году, но до нашего времени дошла постройка, реконструированная в первой половине XVIII века.

Церковь Святого Апостола ПетраЦерковь Святого Апостола Петра

От площади Гарибальди (мимо дворца Губернаторов) решаю двигаться одновременно и к железнодорожной станции, и к площади Дуомо – это в одном направлении. Для этого прекрасно подойдёт улица графа Камилло Бенсо Кавур (Str. Cavour). По дороге встречаю очень оригинальное сооружение. Сначала можно подумать, что это не церковь, а здание театра или какого дворца. На эту мысль наводит множество скульптур, украшающих церковь снаружи и балкончики вокруг купола, который располагается довольно высоко. Оказалось, что это и есть базилика Богоматери за оградой (Basilica di Santa Maria della Steccata). Она располагается буквально сразу за Губернаторским дворцом. Строить её начали в начале XVI века. В начале XIX века в неё были перенесены захоронения герцогов Пармских, среди которых и знаменитые Фарнезе.

Базилика Богоматери за оградойБазилика Богоматери за оградой

Почти напротив располагается вот теперь это уже точно здание театра - Королевского театра Пармы (Teatro Regio di Parma). Его ни с чем не перепутать. Его начали строить в 1821 году по желанию герцогини Марии-Луизы. Она посчитала, что театр Фарнезе мал для Пармы. 

Королевский театр ПармыКоролевский театр Пармы

Вдоль по улице Кавур виднеется высокая башня какой-то церкви. Оказалось, что это монастырь Святого Павла (Monastero di San Paolo). В его стенах получили пристанище Пинакотека Стуарда (Pinacoteca Stuard) и галерея Святого Людовика (Galleria San Ludovico).

Колокольня монастыря Святого ПавлаКолокольня монастыря Святого Павла

А я уже на пересечении с улицей Дуомо (Str. Duomo), надо лишь повернуть направо. Первым показывается Баптистерий или Крестильня (Battistero di Parma), а рядом располагается и Кафедральный собор Пармы (Cattedrale di Parma). Мне немного не повезло: собор был закрыт на сиесту, а его высоченная колокольня оказалась полностью покрыта строительными лесами. Это строение 1074 года – ему без малого тысяча лет!

БаптистерийБаптистерий

У входа в собор замечаю всё тех же самых львов, которые (как в Бергамо и прочих городах) держат на себе колонны. На фоне мрачноватого собора и практически пустынной площади Дуомо, Баптистерий выглядит довольно «весёленьким» - всё из-за того, что он облицован розовым веронским мрамором. Говорят, что с прежних времён (с XII века) он сохранил только общие черты и неизменную восьмиугольную форму. И здесь тоже была сиеста - закрыто. 

Кафедральный соборКафедральный собор

На этой же площади (которую помимо Piazza del Duomo называют ещё и Соборной площадью), напротив Кафедрального собора располагается Епископство (Vescovado), в котором сейчас располагается Епархиальный музей. Здесь представлено много предметов, дающих представление о жизни в городе начиная с римских времён. Было бы интересно посмотреть коллекцию старинных средневековых монет.

ЕпископствоЕпископство

За Кафедральным собором располагается небольшая площадь Сан-Джованни или Святого Иоанна (Piazzale San Giovanni). Здесь расположились монастырь Святого Иоанна Богослова (Monastero di San Giovanni Evangelista) и аббатство Святого Иоанна Богослова (Chiesa di San Giovanni Evangelista). Строительство началось в X веке. Но до нашего времени те постройки не дошли - их разрушил пожар 1477 года. Фасад оформился к 1604 году, а колокольню построили в 1613 году. Скульптуры в нишах на фасаде придают собору очень красивый вид. Она выполнен в стиле барокко и, наверняка, был оформлен в более поздние годы по тогдашней моде. В 1201 году впервые упоминается и монастырская аптека, сейчас в ней располагается "аптекарский музей".

Аббатство Святого Иоанна БогословаАббатство Святого Иоанна Богослова

По дороге оказался на небольшой площади Сан-Франческо (Piazzale San Francesco) и заметил здесь большую и когда-то величественную церковь Сан Франческо дель Прато (Chiesa di San Francesco del Prato) с оригинальной башней-колокольней. Когда-то всё здесь принадлежало францисканскому ордену. Монастырь впервые упоминается в 1298 году. Это место становилось пристанищем для местной знати после их смерти. Церковь значительно перестроили в 1462 году, а к 1523 году построили колокольню. Во времена Наполеона монастырь пришёл в упадок и здесь разместили городскую тюрьму. Церковь закрыта, на ремонт или навсегда - не понятно. Очень жаль, хотелось бы побывать внутри и посмотреть, что там за "многоэтажный дом", каким смотрится церковь с фасада... 

Церковь Сан Франческо дель ПратоЦерковь Сан Франческо дель Прато

Остаётся немного времени и надо спешить на вокзал – мне ещё предстоит осмотреть городок Модена, до которого добираться минут 30-40. Неправильным было бы посчитать, что у меня остались о Парме лишь какие-то гастрономические воспоминания. Это, так сказать, самые первые и самые яркие впечатления. Пройдёт время, и, рассматривая фотографии и видео, сделанные в Парме, я смогу оценить в полной мере его архитектурные красоты и достоинства. А ещё лучше – вновь посетить Парму при случае…

На главную     Европа

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?