Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Женева * Genuve * Genf * Geneva * Geneve

Первые поселения человека в районе Женевы, в пещерах Салева возникли около 10000 лет назад – об этом свидетельствуют находки археологов. Более 2000 лет назад на месте современной Женевы возникли первые поселения, которые располагались в устье реки Рона, впадающей в озеро. В IX веке до н.э. на месте сегодняшнего собора Сен-Пьер, была построена деревянная крепость Генава — первое упоминание о ней в письменном источнике содержится у Юлия Цезаря в «Записках о Галльской войне». В 58 году до н.э. неподалеку от Генавы произошло сражение легионов Цезаря с гельветами. В 120 году до н.э. римляне захватили эти поселения, которые были основаны кельтами. Римляне одержали верх и вскоре подчинили себе все земли гельветов — отсюда и другое название Швейцарии, Гельвеция, встречающееся на монетах и почтовых марках по сей день. В начале IV века население города меняет свою веру и обращается в христианство, и она становится центром большой епархии. В 443 году город был захвачен германским племенем бургундов, в течение тридцати лет Женева являлась столицей их королевства. В 534 году здесь появились франки, и город вскоре становится частью империи Каролингов. В IX веке Женева была уже столицей Бургундии. С XI века городом правили местные епископы. Это продолжалось вплоть до Реформации, когда Женева стала республикой. В начале XVI века города Цюрих, Берн и Женева заключают оборонительный, а позже и постоянный союз. В XVI веке здесь был центр Кальвинизма. Во времена острых религиозных распрей и Реформации Женева, присоединившая к себе несколько соседних местечек, стала республикой и впервые ярко проявилась на международной арене. С 1798 по 1814 годы Женева входила в состав Франции - Наполеон в ходе своих завоеваний присоединяет Женеву к Франции, превращая её в региональный центр Леманского округа. После падения империи Наполеона Женевская республика присоединилась к Швейцарии. В 1859 году здесь был основан Международный Красный Крест. После Первой Мировой войны в 1919 году Женева была выбрана местом пребывания Лиги наций. Как известно, связанные с этой международной организацией надежды не оправдались, и Лига практически перестала существовать с началом Второй Мировой. Сейчас в Женеве расположились штаб-квартиры десятков международных организаций.

2009 год

Ещё год назад я собирался посетить Женеву, когда был в Лионе. Часа за полтора можно было добраться туда на поезде. Но что-то меня остановило. Решил не «нарываться» на пограничников – визы-то Швейцарской у меня тогда не было. Но теперь… Я решил начать своё очередное путешествие с поездки в Швейцарию (страна вошла в Шенген). Летел я в Женеву с пересадкой в Дании. Времени между рейсами в аэропорту Копенгагена у меня было вполне достаточно для того, чтобы спокойно пройти предрейсовый досмотр, уладить все визовые формальности. Я даже успел пройтись как следует по магазинам дьюти фри. Датский пограничник поинтересовался у меня, какой мой "destination after Kopenhagen?" Я ответил: «No destination». Он удивился: «No destination?». Я ответил: «Yes». Он ещё более удивился, усмехнулся и поставил мне въездной штамп в паспорт – дорога в Евросоюз открыта. «Чего это он?», - подумал я, но так и не понял. И только немного погуляв по магазинам, до меня дошло: он интересовался тем, куда я направляюсь дальше, после Копенгагена. А я подумал, что его интересует, буду ли я останавливаться в Копенгагене – я не расслышал слово «after» (после). И ответил: «Нет пункта назначения»! Интересно, что он про меня подумал? Наверное, так на мозг и память действуют авиаперелёты. Хотя, я ему отдавал мой посадочный талон Копенгаген-Женева вместе с паспортом. Мог бы и сам прочитать… Ну и ладно - можно иногда побыть смешным!

Женева. Женевское озероЖенева. Женевское озеро

Мой самолёт немного задерживался в Копенгагене, и я понимал, что эти 1,5 часа пребывания в Женеве у меня просто украдены авиакомпанией «SAS». Мой рейс должен был прибыть в Женеву к 18:00 и я планировал успеть засветло погулять по городу. Теперь же времени оставалось ещё меньше. Пилот нашего самолёта, когда он заходил на посадку, наверное, решил показать нам сразу все красоты Швейцарии. Сначала мы пролетали мимо Монблана (наивысшей точки Альп), потом летели вдоль Женевского озера, затем ещё долго кружились между горами, разглядывая панораму Женевы.

Сразу после приземления мы отправились получать багаж. Пока ждали его разгрузки, я обратил внимание на то, что один мужчина подошёл к какому-то стенду, нажал какую-то кнопку, получил какой-то кусочек бумажки. Мне тоже стало интересно, и я подошёл посмотреть, что там такое. Оказалось, тут можно бесплатно взять билет на общественный транспорт Женевы, который действует в течение полутора часов. И добраться до нужного места в городе! Очень трогательная забота о пассажирах. Доехать до города можно было либо на поезде, либо на автобусе. Поскольку я жил вблизи вокзала, то решил выбрать поезд. Оказалось, что его придётся долго ждать – был вечер. Да и разбираться в расписании не хотелось. Я вышел на автобусную остановку, там ждал пассажиров автобус какого-то маршрута. Совершенно не зная, довезёт ли он меня до нужного мне места, я всё-таки сел в него и поехал. На специальном табло появлялось название остановки, но мне оно ничего не говорило, и я ждал, что вот-вот появится название «Банхофф». Мы сделали немало кругов по разным районам города, и тут я нутром почуял, что пора выходить. Я вышел, и, завернув за угол, понял – вот он вокзал. Отель оказался чистым и уютным, но слишком уж миниатюрным. Лифт на одного человека и один чемодан. Холл длинный и узкий. Там ещё и строительство какое-то шло.

Я бросил вещи и отправился на прогулку – оставалось час-полтора до полной темноты и опустения улиц. В руке у меня, как всегда, была камера. Выйдя из отеля, я сразу же начал фотографировать и снимать на видео окрестности. Оказалось, надо было быть аккуратным. Ко мне тут же подскочили откуда-то взявшиеся местные «ночные бабочки» и попросили удалить фото. Когда они туда попали (в кадр) – я так и не понял, ведь фотографировал исключительно улицы, дома, магазины. Тут было их рабочее место, и я решил не спорить – какая-то из «бабочек» сумела разглядеть себя в тёмной точке на фото. Сказала, что не хочет, чтобы это «увидела её мама»… Больше фотографировать на этом квартале я не стал. Хотя местная архитектура мне понравилась.

Женева. Правый берегЖенева. Правый берег

Пройдя всего пару-тройку кварталов, я оказался на набережной Роны - реки, которая вытекала из Женевского озера. Это была набережная Монблан (правый берег). Зрелище было потрясающим! На ветру трепетали флаги, которыми любят украшать города в Европе. Ветер был ещё тот – не холодный, но сильный. После жаркого дня это было так приятно. Я сначала не планировал переходить мост Монблан и обозревать противоположный берег (именно там и располагался исторический центр) - думал, что на сегодня мне и моего берега хватит. Но уж слишком красиво там было.

Женева. Левый берегЖенева. Левый берег

Шаг за шагом, крутя камеру налево и направо, незаметно перешёл на другую сторону реки по мосту Монблан. Рядом заметил остров Руссо. Когда-то в Средние века, здесь были оборонительные укрепления, а потом там разбили парк, где якобы любил бывать философ Жан Жак Руссо. Но попасть на этот остров можно было по соседнему мосту Берг. Вдоль набережной выстроились современные, очень респектабельные здания. Да и светящиеся вывески на них оказались не менее респектабельными: Rolex, Cartier, Louis Vuitton, Zurich и другие... Оно и понятно - это деловой и торговый центр Женевы. На другой стороне оказалось непривычно тихо и пустынно – было страшно поздно по местному времени (около 9 часов вечера). Тем более - понедельник. Ну и ладно, спокойно можно погулять и наделать много фотографий. Хотя для хорошего качества фотография света явно было недостаточно - не транжирят местные муниципалитеты электричество...

На площади ЛондмальНа площади Лондмаль

Мне попалась небольшая площадь Лонжмаль, которая вся была усыпана светящимися булыжниками. Сначала я подумал, что площадь покрыта какими-то бумагами. Но это были именно булыжники, внутри которых расположили лампочки. Оказалось, что на них даже надписи имеются. На многих языках, в том числе и на русском – мне удалось найти слово «здравствуйте». По этой площади-улочке я вышел на длинную пешеходную торговую улицу, по которой передвигались только пешеходы и трамваи. Она носит в разных кварталах различные названия – улица Рив, улица Круа-д'Ор, улица Марше, улица Конфередасьон. Вдоль неё выстроились основные торговые дома, магазины, бутики и универмаги Женевы. С ними более подробно я познакомился только на следующий день.

Торговые улицы Женевы на левом берегуТорговые улицы Женевы на левом берегу

Надписи вокруг были преимущественно на французском языке – Женева ведь французоязычный кантон Швейцарии. Я немного прогулялся по этой улице, не встретив практически никаких исторических и архитектурных памятников. Меня окружали только современные постройки, если не считать храма Фюсри и площади Плас дю Молард. Погуляв ещё немного, я отправился домой, изредка останавливаясь у витрин со швейцарскими часами. Рольставни-сетки надёжно оберегали дорогой товар. Но рассмотреть шикарные часы местного производства за сотни и тысячи евро было интересно.

Витрины ЖеневыВитрины Женевы

В период пребывания в Женеве в моих планах было посещение ещё одного города Швейцарии – соседнего Берна. Столица всё-таки, хотя Женева наряду с Цюрихом имеют гораздо большее население и более известны. Так что на съёмки пришлось отправляться раненько. Позавтракав на французский манер (кухня здесь французская, завтрак континентальный) – кофе, сок, круассаны и багет с джемом и маслом. Людей на улицах было немного, так что нужные мне появления в кадре и виды города я отснял в тишине и спокойствии. Съёмки прошли в большинстве случаев вблизи набережной и на самой набережной. Ну так и виды здесь самые-самые. Оказалось, что я даже сделал один стендап у Монумента Брансуик в живописном Альпийском сквере, на берегу Женевского озера. Это мавзолей герцога Шарля Брансвика - одного из самых уважаемых жителей Женевы, который немало сделал для развития и процветания Женевы.

Мавзолей герцога Шарля БрансвикаМавзолей герцога Шарля Брансвика

Возвращаясь в отель, я стал встречать тех, кто уже спешил на работу. Различные чиновники, банковские и финансовые работники. Все они с деловым видом (кто пешком, кто на велосипедах, а кто и на самокатах) спешили на работу. Этакий умиротворённый мирок бюрократов, размеренная жизнь которых в самом спокойном месте Европы, вызывала некоторую зависть. Про кризис они даже и не догадывались (это у нас принято говорить «мировой кризис», чтобы никто не обвинял наших правителей в его наступлении). В магазины привезли товар: лобстеров, омаров и рыбу на льду, свежее молоко, цветы - грузовички разгружались практически у каждого магазина, лавки и ресторана.

Утро в ЖеневеУтро в Женеве

Затем я отправился в Берн, где провёл половину дня. После возвращения я решил немного прогуляться по магазинам – надо же было увидеть, чем торгуют и что покупают швейцарцы. Оказалось, то же самое, что и остальные европейцы. Бренды те же, цены те же (только во франках, можно рассчитаться и евро, но будет учтена комиссия за обмен), товары те же. На многих товарах (фенах, утюгах, одежде) нарисован белый крест на красном фоне (символ Швейцарии, элемент флага страны), однако 90% товаров с таким крестом китайского производства. Понравилось то, что за любую мелочь, даже за бутылку минеральной воды или газету, можно рассчитаться пластиковой картой. Так что нет необходимости накануне поездки бегать по Санкт-Петербургу или Москве и менять рубли на швейцарские франки. Франки – достаточно редкая валюта, так что её ещё поискать приходится, потому и курс не слишком выгодный. Хотя, всегда надо иметь при себе немного мелочи…

Витрины ЖеневыВитрины Женевы

Прогуливаясь по улицам Женевы и заглядывая в некоторые магазины, я незаметно для себя выбрался на треугольную площадь Бур-де-Фур (иногда говорят Бург-де-Фур). Площадь известна как торговое место со времён Древнего Рима. Это довольно разноуровневое место, со множеством заведений питания вокруг - об этом говорят многочисленные столики, выставленные на площадь. После обеда здесь появилось много тени (от окрестных строений) и здесь было очень приятно спрятаться от жары. Местному фонтану уже более трёх веков. На эту же площадь выходят фасады Дворца Юстиции и других общественных зданий Женевы.

Фонтан на площади Бур-де-ФурФонтан на площади Бур-де-Фур

По небольшой улочке я выбрался на площадь Сен-Пьер и оказался у Собора Святого Петра. Почему-то я считал, что это и есть Кафедральный собор Женевы. Оказалось, что это не так. Но Сан-Пьер всё-таки считается самой важным религиозным местом Женевы. Он располагается посреди плотной застройки и не со всех ракурсов хорошо заметен. Лучше всего его можно рассмотреть, находясь на другом берегу Женевского озера. Его отличительная черта - две башни и высокий шпиль между ними. Правда, до Кёльнского или Миланского собора ему далеко: и по размерам, и по отделке. Зато местный Сан-Пьер может похвастать своим давним происхождением - его начали строить в начале XIII века. С обратной стороны собора располагается археологический музей. В нём можно увидеть артефакты, сохранившиеся от более ранних религиозных построек на этом месте (IV века).

Собор Сен-ПьерСобор Сен-Пьер

По небольшим улочкам я выбрался к городской Ратуше (Отель де Вилль). Всюду какие-то старинные архитектурные элементы - арки, башни... Прошел я и мимо местного Арсенала - небольшое симпатичное здание на арках, под которыми можно свободно проходить. Я оказался на вершине одного из холмов - впереди простирался большой парк (где-то в нём должен быть Университет). Дорога (Рамп де ла Трей) уходила вниз - я и отправился по ней, дойдя до площади Нёв (Нуве). Можно сказать, что я оказался в "нижнем городе", ибо верхний город (холм, обнесённый каменными стенами) остался наверху и нависал над площадью. Я на Новой площади.

Новая площадь ЖеневыНовая площадь Женевы

На площади сосредоточилось очень много интересного. Если пойти по периметру, то вначале идёт художественный музей Рат. Затем красивое здание Гранд Театра Женевы (Оперный театр). Рядом украшенное многочисленными статуями здание Консерватории. Творческое такое место Женевы, площадь искусства, скорее! В центре располагается конный памятник полководцу и национальному герою Швейцарии Анри Дюфуру.

КонсерваторияКонсерватория

На эту же Новую площадь выходит и парк Променад де Бастион (парк Бастионов). Пройдя через него, можно оказаться у дворца Эйнар, в котором расположился Университет Женевы. Но я далеко не пошёл - меня привлекли необычного размера клетчатые доски для игры в шашки и шахматы, расположенные у входа в парк. Такие же были раньше и у нас в некоторых домах отдыха советского периода. Местные жители с удовольствием таскали здоровенные фигуры, а вокруг было множество любопытных зрителей-болельщиков.

Шахматы в парке БастионовШахматы в парке Бастионов

Совсем рядом располагается очень большая площадь Marché de Plainpalais (рынок Пленпалэ). Это рыночная площадь, на которой располагается огромное количество не только торговцев с товаров, но и автомобилей, с которых тоже можно купить много интересного. Местный блошиный рынок обычно работает в среду и субботу - мне повезло с днём недели. Почему-то именно в Швейцарии наиболее часто мне встречались блошиные рынки. Вокруг было немало разного товара, но больше всего мне запомнилась старинная (или старомодная) мебель. А также вышедшая из моды музыка на кассетах и виниловых пластинках, продаваемая за копейки (будучи в Швейцарии, правильнее будет говорить раппены - местные копейки). Букинистам здесь и вовсе раздолье - каких только старинных изданий здесь не встретишь...

Блошиный рынок ПленпалэБлошиный рынок Пленпалэ

По дороге не мог не обратить внимание на кафе "Альберт Эйнштейн" - очень уж оно оказалось оригинально оформлено. Да и всё вокруг тоже смотрится ухоженным, торжественным. Город просто купается в зелени, повсюду фонтаны, скамейки, кафе и закусочные. Город для достойной жизни!

Кафе "Альберт Эйнштейн"Кафе "Альберт Эйнштейн"

Несмотря на то, что жители как Женевы, так и всей Швейцарии - достаточно обеспеченные люди, большинство из них предпочитает в городах пользоваться общественным транспортом. Например, по Женеве носятся красивые длинномерные трамваи, которые далеко не пустые. Не говоря уже о тех, кто легко и просто передвигается на самокате, в шикарном деловом костюме и с кейсом в руке...

Общественный транспорт ЖеневыОбщественный транспорт Женевы

Обратно я отправился вновь через Новую площадь, у музея Рат свернул на улицу Корратри в сторону Роны. Очень вокруг мне всё понравилось - добротно, старинно, с флагами... Мне это место напомнило что-то из баварской архитектуры. Затем я выбрался на небольшой мост Машин. Справа остался небольшой остров посреди Роны, застроенный красивыми сооружениями (были там и банки, и ресторанчики, и магазины, и старинная башня Tour de l'Ile Sa). Башня Лиль - всё, что осталось от возведённого на этом месте в XIII веке оборонительного замка. Я же оказался на набережной Берг и двигался в сторону моста Монблан и одноимённой набережной. Невдалеке от них располагался мой отель.

Улица КорратриУлица Корратри

Получается, что у моста Монблан заканчивается Женевское озеро и начинается река Рона. Само озеро – очень красивое место. Женева словно обнимает его – город расположился по обе стороны озера, а также и ниже по течению рек Рона и Арв, которые имеют здесь свой исток. Знаменитый женевский фонтан Же д'О – зрелище красивое. Хотя на самом деле это просто столб воды посреди водной глади, высотой 145 метров (эквивалентно 46-этажному строению). Он считается самым высоким фонтаном Европы с момента своего запуска в 1886 году. Накануне (поздним вечером) я его не увидел, ибо он работает только в течение дня.

Фонтан Жу д'О на Женевском озереФонтан Жу д'О на Женевском озере

Многие туристические и экскурсионные маршруты берут своё начало в центре Женевы. Здесь немало пристаней, на которых ожидают пассажиров старинные колёсные или стилизованные под них пароходы. Это очень нравится туристам. У воды расположились и многочисленные рестораны с морской и прочими кухнями это здесь целая индустрия.

Морские прогулки по Женевскому озеруМорские прогулки по Женевскому озеру

По дороге в отель не мог не обратить внимание на здание почты. Не думаю, что это обычное почтовое отделение  судя по размерам и архитектуре - Главпочтамт Женевы. Если ещё немного пройти по улице Шантипуле в сторону железнодорожного вокзала, то окажетесь у местного Нотр-Дама (Кафедрального собора Женевы). Почему-то я не отправился на его осмотр.

Женевский ГлавпочтамтЖеневский Главпочтамт

Вечером мне захотелось немного прогуляться, я прошёлся по одной из центральных улиц с расчётом на то, что вернусь обратно по набережной Монблан. На этой улице мне встретился автосалон по продаже «Ferrari». Зрелище просто восхитительное. Наверное, такую машину я бы хотел иметь. Выйдя на набережную, мне показалось, что вокруг никого нет. Тут, вдалеке от зданий оказалось, что мой iPod ловит Wi-Fi, и я решил немного покопаться на знакомых сайтах. Вдруг выяснилось, что народу-то вокруг предостаточно! Редко кто из туристов решает просидеть в отеле отпущенное ему в Женеве время. Немало было и местных жителей. Просто они хорошо замаскировались... На набережной - популярное место для отдыха не только туристов, но и жителей города в любое время суток.

Закусочная на колёсахЗакусочная на колёсах

Судя по количеству огней в небе, аэропорт Женевы достаточно оживлённый. Город оказался просто превосходно расположен, и картина была завораживающая. Вокруг горы и луна подчёркивала их очертания, над нами звёздное небо, огни отражаются в озере. И тишина…

Женева. Женевское озероЖенева. Женевское озеро

Так получилось, что у меня осталось время на прогулку по Женеве после «расчётного часа» в отеле. Я провёл время на набережной Монблан. Успел не только побродить по своему берегу Женевского озера, но и перебраться на противоположный (в Английский парк) и в ярком солнечном свете хорошенько рассмотреть знаменитые цветочные часы. Судя по фотографиям, каждый год меняется их оформление, но продолжает работать их механизм. Диаметр циферблата 5 метров и движение огромной минутной стрелки реально заметно! Я не совсем разобрался в тонкостях, но понял следующее: помимо указания времени стрелками, в клумбах высажены цветы, подобранные таким образом, чтобы своими открывающимися цветками тоже показывать время.

Цветочные часы в ЖеневеЦветочные часы в Женеве

Рядом с цветочными часами располагается и памятник Объединению Женевы и Швейцарии. Он посвящен событиям 12 сентября 1814 года, когда Женева вошла в Швейцарскую Конфедерацию. Он представляет из себя две женские бронзовые фигуры с оружием в руках: Гельвеции и Республики Женева.

Памятник объединению Женевы и ШвейцарииПамятник объединению Женевы и Швейцарии

Нагулявшись и, забрав в отеле свой чемодан, отправился на вокзал. Было ещё около часа до отправления моего поезда. Оказалось – это хорошо! Поезда во Францию отходили с восьмого и девятого путей, путь к которым мне преградила… таможня! Оказалось, что она активно работает даже внутри территории Шенгенского союза. Пассажиров ещё практически не было. Меня попросили предъявить документы и билеты. Увидев, что я из России и отправляюсь во Францию, меня попросили поставить на досмотр чемодан. Пока его просвечивали на сканере, я разглядывал, как исследуют содержимое чемодана на соседнем столике. Аккуратно, в перчатках, таможенник изучал содержимое бутылочки с витаминами, вытаскивая и внимательно осматривая КАЖДУЮ таблетку! Я представил, что если и у меня будут так же изучать содержимое чемодана, я просто опоздаю на поезд. Таможенников что-то заинтересовало в моём чемодане, они так и этак разглядывали снимки на экране, а потом попросили открыть чемодан. Оказалось, что их внимание привлекла бутылка геля для душа несколько необычной формы. У меня в чемодане лежала аптечка и я подумал, что они тоже захотят её посмотреть, но таможенники увидев стандартную для Европы аптечку с крестом, даже не обратили на неё внимание. Всё было в порядке и, извинившись за задержку, мне предложили пройти на посадку. Девушка за соседним досмотровым столиком оставалась. В чемодане у неё было ещё много интересного. Я обратил внимание, что в момент осмотра моего чемодана мимо проходило немало пассажиров (наверное, пришёл поезд) и таможенники тут же закрыли специальные шторы-жалюзи. Это вам не таможня в Благовещенске, сотрудники которой будут при сотне любопытных глаз вынимать из вашего чемодана трусы и складывать их рядом в кучку…

Набережная МонбланНабережная Монблан

Я обратил внимание, что есть города, где я очень активно интересуюсь историческими памятниками, соборами, дворцами и прочим. А есть и такие города, где мне интересен сам дух города, его современная жизнь. Так вот – Женева относится ко вторым, хотя и тут есть немало исторических памятников...

На главную     Европа

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.