Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Падуя * Padova * Padoa * Patavium * Esten

Падуя - город очень старинный. Он вырос в IV веке до нашей эры из обычной, простой рыбацкой деревушки. Присоединившись к римлянам в борьбе против галлов, город вошёл в состав Римской Империи в 45 году до н.э. и достиг высокого экономического уровня при императоре Августе. Среди известных уроженцев Патавиума римской эпохи историк Тит Ливий. Здесь процветала переработка и торгов­ля шерстью. В конце III - начале IV веков падуанцы приняли христиан­ство. Процветающий город почти не пострадал от на­шествия гуннов в 451 году, однако, в 601 году  был почти полностью разру­шен лангобардами. Окрестности стали заболачиваться, большин­ство жителей предпочли покинуть эти края. Возрождение Падуи началось после возвращения в го­род резиденции епископа при Карле Великом (774 год). В начале XII века Падуя была свободным сообществом. В 1222 году в Падуе был основан Университет, второй в Италии, в который приезжали преподаватели и студенты со всей Европы. В XVI веке университет переживает период расцвета - здесь преподавал математику Галилео Галилей. И Данте, и Петрарка останавливались в Падуе. Однако самый глубокий след в истории Падуи оставил святой Антоний. Со времён городской коммуны (это вторая половина XIII века) отмечается рас­цвет Падуи. Этому способствовала территориальная близость к Венеции – тогдашнему кошельку мира. В течении XIII-XIV веков город вступил в период развития культуры и искусства. Построен первый ряд городских стен, Палаццо-делла-Раджонэ, базилика Святого Антония и церковь Эремитани. Город распространил своё господство на ближние тер­ритории. В 1305 году Падуя смогла пригласить знаменитого Джотто, пору­чив ему роспись капеллы Скровеньи. Всё это время Падуя с пере­менным успехом воевала с Вене­цией, Вероной и Миланом. В 1405 году, проиграв венецианцам, она вошла в состав Венецианской республики и в XVI веке стала лишь узловым центром, связывающим Венецию с континентом. В течение следующих трёх веков Падуя переживает медленный экономический упадок. В 1797 году падуанцы встретили войска Наполеона как освободи­телей. Однако, вскоре город ока­зался под властью австрийцев. В 1848 году горожане восстали, и борьба за свободу не прекращалась до 1866 года, когда город присоединился к Итальянскому королевству.

2008 год

Этот день я ждал с каким-то нетерпением. Ведь это была поездка в Венецию. Пришлось пожертвовать вкусным завтраком, но поезд отправлялся в 07:14. Первым местом моей остановки на пути в Венецию стала Падуя. Честно сказать, до внимательного изучения карты Италии и путеводителя, про этот город ничего особенного я не знал. Краем уха слышал о святом Антонии Падуанском. Точнее, встречал в католических храмах его изображения и скульптуры, а рядом с ними – ящик для пожертвований. А ещё я читал, что Падуя в средние века часто, долго и ожесточённо воевала с Венецией, Вероной и Миланом. Проиграв Венеции, она вошла в состав Венецианской республики. Вот, пожалуй, и всё.

ПадуяПадуя

Первые же впечатления от Падуи мне очень понравились. Невдалеке от вокзала мне повстречалась небольшая речка Баччильоне. Она петляет по городу, и старый центр оказывается окружённым ею. По рукотворным каналам можно понять, какой прежде была местная крепостная стена, которая окружала город - хорошо сохранились её специфической формы выступы, на которых раньше располагались форты.

ПадуяПадуя

От вокзала по улице, точнее проспекту Пополо я за несколько минут попал в превосходный парк. Он носит название Парко-дель-Арена. В 60-70 годах (при императоре Августе) здесь был построен амфитеатр Арена. До нашего времени он не сохранился, но от него на территории парка остались гроты, маленькие озёра, небольшие водопады. Тут и там разбросаны бюсты известных исторических личностей. Здесь я и сделал несколько записей своего рассказа о Виченце, так как накануне сильный ливень помешал сделать мне это на месте съёмок. Думаю, что мало кто заметит, в каком месте проводились съёмки.

У Парко-дель-АренаУ Парко-дель-Арена

Почти в самом центре парка я заметил не слишком большое строение - это и есть капелла Скровеньи. Её построили в 1303 году  - всё оплатил богатый купец Энрико Скровеньи (отсюда и название). Так он хотел искупить грехи своего отца Реджинальдо - тот был ростовщиком (Данте упомянул его в своей "Божественной комедии"). Сразу после строительства капеллы она была расписана рукой великого итальянского художника Джотто - выделяют 38 фресок. Некоторые советуют называть капеллу Аннунциата. Попасть во внутрь довольно проблематично - хвост-очередь из желающих увидеть старинные фрески всегда в наличии. Лучше приобрести билет заранее, через сайт капеллы.

Капелла СкровеньиКапелла Скровеньи

На теppитории парка Арены ecть Музей Эремитани и церковь с таким же названием - когда-то это было монастырём, который основали в XIV вeкe. Я с удовольствием побродил и там, и там - никто не мешал фотографировать, снимать, спокойно рассматривать. И денег никаких никто не требовал. Снаружи - совершенно ничего особенного...

Комплекс ЭремитаниКомплекс Эремитани

И если музей - место достаточно предсказуемое (я предполагаю, что там можно увидеть), то посещение церкви Эремитани произвело на меня огромное впечатление. Она была заложена в 1276 году, а окончательно достроена лишь в нaчaле XIV века. Капелла c рocписями Андреа Мантеньи была разрушена во время войны (уцелело тoлькo «Вознесение» и двe фрески о Святом Христофоре). Можно заметить попытку восстановить фреску «Мученическая смерть Святого Иакова» (реставраторы пытаются сложить рисунок из небольших фрагментов).

Фреска в церкви ЭремитаниФреска в церкви Эремитани

Затем я отправился на поиски самой большой площади в Европе – Прато-делла-Валле. Надо сказать, что и погода благоприятствовала, хотя вокруг бродили тучи совершенно жуткого свинцового цвета. По дороге я заметил небольшой канал, вдоль которого слева и справа расположились симпатичные домики. Чем-то мне это напомнило Венецию. Да и устройство городка мне понравилось - всё вокруг аккуратное, жизнь нетеропливая, размеренная. Архитектура самая разнообразная. Достаточно зелени и мест для отдыха. Местные уже и не замечают красоты вокруг, а ты радуешься каждой замеченной на стене завитушке...

Улица в ПадуеУлица в Падуе

Двигаясь на юг, я достиг главной и самой красивой площади Падуи – Прато-делла-Валле (Prato della Valle). Название площади можно перевести как «долинный луг». Сама площадь имеет округлую эллипсовидную форму. Во времена Империи (при императоре Августе) здесь был построен театр Дзаирум. Империя перестала быть могущественной, и город пришёл в упадок. А вместе с ним и площадь – здесь появилось болото.

На Прато-делла-ВаллеНа Прато-делла-Валле

С XI века это место приглядели для себя торговцы скотом и крестьяне, которые проводили здесь осеннюю ярмарку. В XIII веке власти коммуны стали проводить здесь рыцарские турниры и состязания. Но лишь к концу XVIII века, под присмотром венецианского прокуратора Андреа Мемо, территорию осушили, и была сооружена такая вот красивая площадь с островком Меммиа посредине. К островку переброшено 4 мостика, а по периметру установлено 80 статуй великих падуанцев. Они образуют две окружности.

Прато-делла-ВаллеПрато-делла-Валле

Статуи появлялись здесь постепенно с 1775 по 1833 годы. Специально для этого случая были прописаны правила их установки. Было запрещено ставить статуи ещё живым людям или святым. Только персонам, которые имели связь с Падуей. Так и собралась коллекция статуй профессоров университета, артистов, полководцев и правителей города. Раньше здесь было установлено на 6 статуй больше, но при Наполеоне они были разбиты.

Прато-делла-ВаллеПрато-делла-Валле

Площадь окружена по периметру зданиями самой оригинальной архитектуры, разных времён и эпох. И тем удивительнее, что в них разместились самые обычные организации и службы: полицейское управление, колледж, рестораны и прочее...

Прато-делла-ВаллеПрато-делла-Валле

Мне удалось удачно отснять стэндапы на центральной площади. Затем я с удовольствием осмотрел базилику аббатства Святой Юстины (Санта Джустина). Я насчитал на ней 9 куполов и одну колокольню. Если верить путеводителям, то эта базилика  по своим габаритам входит в один ряд с крупнейшими христианскими храмами планеты. Её строительство заняло период с 1532 по 1579 годы. При Наполеоне здесь была казарма и военный госпиталь, а в начале XX века библиотека. Есть предположение, что здесь находятся мощи апостола Матфея и евангелиста Луки. В также здесь хранятся работы Паоло Веронезе «Мученичество святой Юстины», 1575 года и Себастьяно Риччи. В дополнение ко всему, я ещё пару раз обошёл вокруг базилики - всё никак не мог найти удачные ракурсы для съёмки - слишком уж высок был собор...

Аббатство Святой Юстины (Санта Джустина)Аббатство Святой Юстины (Санта Джустина)

А затем я отправился к самому знаменитому строению Падуи – базилике Сант-Антонио. Это всего в нескольких минутах пути от Прато-делла-Валле и ориентиром мне служили купола и шпили. Как говорят летописи, при жизни Антония на его проповеди собиралось огромное для того времени число паломников – до 30 тысяч человек. После смерти вблизи его тела стали происходить чудесные исцеления и изменения. С тех пор имя Святого Антония Падуанского славят со всех католических храмах мира. В базилике (а это комплекс зданий) множество капелл – их постройка происходила в течении нескольких веков, начиная с 1235 года. Поэтому все пристройки разного времени, разных стилей и разного назначения. Сам храм поражает своими размерами – длина 195 метров, 7 куполов.

Базилика Сант-АнтониоБазилика Сант-Антонио

Фасад базилики украшает треугольная корона ломбардского стиля, а наверху ещё и высокая колокольня со шпилем. В базилике можно найти черты романского, готического стиля, а также элементы барокко. Мощи Святого Антония хранятся в капелле Святого. Во внутреннем дворике комплекса располагается небольшой парк, а под арками находится немало захоронений известных людей Падуи. Здесь всегда многолюдно, ведь это место ежегодно посещают 5 миллионов человек.

Базилика Сант-АнтониоБазилика Сант-Антонио

На площади перед базиликой стоит конная статуя венецианского кондотьера (наёмного военного) Гаттамелаты (XV век) работы Донателло, который отдал жизнь служению великой Венецианской республике. Этот памятник стал в Италии первым изделием из бронзы со времён античности.

Конная статуя ГаттамелатыКонная статуя Гаттамелаты

После осмотра базилики Сант-Антонио, меня настиг сильный дождь. Но надо было продолжать снимать видеоматериалы о городе. И тут мне очень помогла особенность местной архитектуры. Подавляющее большинство домов в Падуе построено по одному принципу. Под вторыми этажами зданий устроены арки-тротуары. Можно переходить от квартала к кварталу по сухой брусчатке, при этом получается продолжать осматривать город несмотря ни на какие неблагоприятные условия на улице. И даже для перехода с одной стороны улицы на другую не придётся выходить под дождь – над дорогами установлены особые крыши. В Интернете и в путеводителях упоминается цифра – 6 км. Такова длина крытых тротуаров Падуи! Замечательно, что и новые строения, нет-нет, но появляющиеся между строениями средневековой постройки, сооружены по такому же принципу – с арками. И стиль города сохраняется, и забота о горожанах и гостях проявляется. Приятно, что традиции сохраняются…

Подаркадные тротуары в ПадуеПодаркадные тротуары в Падуе

Я отправился в северо-западном направлении: одновременно в сторону железнодорожного вокзала и ещё одного центра города - Палаццо делла Раджоне и Кафедрального собора Падуи. Надо сказать, что после базилики Сант-Антонио, местный Кафедральный собор производит впечатление уже не то - он значительно скромнее. Правильно пишут в путеводителях, что "фасад Кафедрального собора скучный". Неужели Микеланджело (по чертежам которого и строили этот собор) так недоработал? Ведь внешне - это просто сосредоточение кирпичных стен. Наверное, внутри очень красиво? Проверить лично не получилось (собор оказался закрыт), но говорят о компенсации внешней скучности собора его внутренней отделкой и сохранёнными там реликвиями.

Кафедральный собор в ПадуеКафедральный собор в Падуе

И "на сладкое" - несколько центральных площадей: Делле Эрбе (площадь Трав), Делла Фрутта (площадь Фруктов), Дей Сеньори. Они располагаются рядом и можно сказать, что их разделяет Палаццо делла Раджоне (в переводе - Дворец Разума). Его строительство началось в XII веке и закончилось XIII столетии... Здание построили для проведения здесь заседаний городского суда. Очень внешне примечательное здание. И внутренне тоже - самый большой зал без колонн, расписанный к тому же мастерами XV века. Если смотреть на палаццо издалека, то ощущение складывается такое - взяли корпус большого корабля, оббитого свинцовыми листами, перевернули и накрыли им стены дворца. Очень необычно. Мало того, что посещение палаццо платное, так надо ещё прикрепиться к туристической группе, заранее заказав билет - поэтому пришлось любоваться только снаружи.

Палаццо делла РаджонеПалаццо делла Раджоне

Выбираясь на одну из центральных улиц, которая приведёт меня к вокзалу, я смог увидеть местный университет, основанный в 1222 году. Чтобы понять его уровень, приведу лишь один пример - здесь в своё время преподавал Галилео Галилей. А на его медицинском факультете впервые в Европе был открыт анатомический театр. Если посмотреть историю мировых открытий в медицине, физике, математике и прочих науках, то часть из них сделана в стенах университета или его выпускниками.

Университет Падуи. Внутренний дворУниверситет Падуи. Внутренний двор

Совсем рядом с Университетом, на пьяцца дель-Антеноре я заметил какое-то сооружение - оказалось, что это гробница Антенора — мифического троянца, основателя Падуи. Гробница задумывалась для того, чтобы подчеркнуть связь Падуи c Римом — основатели обоих городов имели троянские корни. Её установили здесь в XIII веке - с тех пор мало что поменялось в первоначальном виде гробницы. Говорят, что Наполеон потребовал, чтoбы «гробница Антенора ocталась нетронутой и осталась стоять нa своём мecте». Рядом стоит ещё один саркофаг - инициатора строительства гробницы, судьи и поэта Ловато де Ловати, который умер в 1309 году.

Гробница АнтенораГробница Антенора

Впечатления от последних достопримечательностей уже не такие яркие, как в начале прогулки по Падуе, тем более, что впереди Венеция. Вывод такой - посещая Падую, не стоит планировать ещё какие-то поездки в этот же день...

На главную     Европа

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?