Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Саламанка * Salamanca

Кельты отличались большой воинственностью и вели постоянные войны между собой и с соседями, а потому предпочитали селиться в хорошо укреплённых поселениях на вершине холмов или гор – каструмах. Одним из таких каструмов была Helmantica. В 237 году до н.э. карфагенский полководец Гамилькар Барка начал завоевание Испании. После его смерти завоевание продолжил его сын Ганнибал. В 220 году до н.э. он попытался захватить Хелмантику. Ганнибал сумел отбить нападение. Во II-I веках до н.э. Испания была завоёвана римлянами. Главными центрами и проводниками романизации были города. Одним из таких стал город Salmantica, входивший в провинцию Лузитания. Город имел выгодное положение: через него проходила дорога Виа-де-ла-Плата. Она служила для перевозки золота и серебра из приисков Лас-Медулас. Недалеко от Салмантики римляне построили мост через реку Тормес. После крещения Испании в IV веке город стал центром одноимённой епархии. В V веке  могущество Римской империи стало угасать, варварские племена стали прорывать её границы, основывать собственные королевства. В 411 году Салмантика вошла во владения королевства аланов, потом перешла во владение королевства вандалов, а в середине того же столетия – вестготов. Вестготы правили в Салмантике до начала VIII века. Город в то время был влиятельным, обладал собственной епископской кафедрой. В 712 году его захватили мусульмане. Свободными от власти мавров оказались земли к северу от Кантабрийских гор. Здесь было основано христианское королевство Астурия. Салмантика оказалась хорошо укреплённым поселением на территории, оспариваемой маврами и астурийцами. Астурийский король Альфонсо I совершил ряд опустошительных набегов на Салмантику и к 754 году практически полностью разрушил её. Город обезлюдел. После крупной победы, одержанной христианами в битве при Симанкасе в 939 году, началось заселение земель между реками Дуэро и Тормес. Ожила и Саламанка, однако город долгое время представлял собой всего лишь крупное, хорошо укреплённое аграрное поселение. Жители его чаще занимались землепашеством и скотоводством, чем ремеслом и торговлей. Развитию города сильно мешали постоянные набеги мавров. В 974 году началась очередная война с мусульманами. В 977 году среди прочих поселений была разрушена и Саламанка, вновь обезлюдев после этого события на целый век. Город начал заселяться лишь в 1085 году, после взятия кастильцами Толедо. Граф Раймонд Бургундский в 1102 году начал заселять Саламанку, привлекая для этого людей самого разного происхождения: французов, кастильцев, леонцев, галисийцев, португальцев, мосарабов (христиан, проживавших в Кордовском халифате и подвергшихся арабскому влиянию) и евреев. В Саламанке была восстановлена епархия. В 1218 году в Саламанке произошло событие, которое определило всё дальнейшее развитие города - королём Альфонсо IX был основан университет. Он самый старый в Испании и один из самых старых в Европе. Он стал центром испанского образования и культуры, здесь учились Сервантес, Кальдерон, Лопе де Вега. В XVI веке треть студентов составляли приезжие из Лиона, Неаполя и Лиссабона. Архитектура Саламанки окончательно сформировалась в эпоху ренессанса, многие здания являются уникальными памятниками стиля платереско.

2012 год

Получается так, что это мой второй визит в Саламанку за последние несколько дней. Первый был транзитом, можно сказать. Из Вальядолида до Саламанки примерно 1,5 часа пути на автобусе. Билет стоит 8.45€ в одну сторону. Рейсы выполняет компания «Auto-Res». Движение между городами довольно оживлённое. Я решил отправиться в поездку в 8:00. Поскольку было утро, и автобус заезжал в небольшие населённые пункты по дороге и забирал пассажиров, то мы прибыли в Саламанку в 9:45. Я сразу же проверил расписание в обратную сторону и обратил внимание, что есть рейсы на 13:00 и на 15:30. Понимаю, что 15:30 - это поздно, следовательно, выбираю час дня. У меня в распоряжении практически 3 часа на Саламанку. По описаниям исторический центр довольно компактен, поэтому, времени должно хватить. Но обратный билет пока брать не буду - вдруг мне понравится?

По дороге в СаламанкуПо дороге в Саламанку

О расположении исторической части города говорят купола и башни, так что беру курс прямо на них – от автостанции (она находится на авениде Филиберто Вильялобос - Av de Filiberto Villalobos) их хорошо видно уже от автостанции. В Саламанке лучше всего получается учить других - поэтому это исторически сложившейся город, где получают образование. Мне лично показалось, что я попал в один большой университет (хотя есть тут и другие учебные заведения), где есть спальные и учебные корпуса, кампус, дома для профессоров и обслуги. В городе были довольно пустынные места, но были и заполненные местными жителями и туристами под завязку...

Avenida de Filiberto VillalobosAvenida de Filiberto Villalobos

От автостанции следует пройти в сторону куполов по авениде Филиберто Вильялобос, пересечь оживлённую аллею Кармелитас (Paseo de Carmelitas) и всё! Я оказался в историческом центре города. Можно следовать карте, а можно передвигаться как я - от одной достопримечательности к другой, зигзагами, ориентируясь на шпили, купола, башни и интуицию. Город имеет довольно светлые здания - это объясняется тем, что большинство строений решили строить из местного песчаника нежно-золотого оттенка. Поэтому в солнечные дни город выглядит очень легко и воздушно, правда, фотографировать сложновато – кадры слишком яркие получаются. 

Paseo de CarmelitasPaseo de Carmelitas

Начинаются сплошные достопримечательности. Город открывается передо мной постепенно. Вижу то одно историческое здание, то другое. Стараюсь не пропускать ни одного, если надо - возвращаюсь, потом снова иду дальше. Колледж Арчбишоп Фонсека - это его красивые старинные стены встречают меня первыми.

Колледж Арчбишоп ФонсекаКолледж Арчбишоп Фонсека

Ощущение, что передо мной старинный монастырь, а в некоторых местах даже замок-крепость. На самом деле всё гораздо проще - это общежитие колледжа Арчбишоп Фонсека. Насколько строение снаружи суровое и неприступное, настолько же внутри оно лёгкое и воздушное. Внутренний дворик, вокруг арки, а в центре изумрудного цвета трава, тропинки, скамейки... Есть и другое название этого места - Колехио де лос Ирландесес (Общежитие ирландцев), так как изначально здание было построено для ирландских студентов, обучающихся в Саламанке.

Колледж Арчбишоп ФонсекаКолледж Арчбишоп Фонсека

Небольшая церквушка привлекает своим старинным видом. Ха! Это оказывается Auditorio Municipal San Blas - лекционный зал. Вот бы никогда не сказал, что в таком строении могут проводиться занятия со студентами...

Лекционный залЛекционный зал

Выбираюсь на улицу Рамон и Кахаль. Пробираюсь по ней в сторону центра. Останавливаюсь на площади Аугустинас. Вокруг столько всего и сразу. Меня встречает барочная церковь Parroquia De La Purísima Concepción - Ла-Пурисима, расположенная у огромного августинского монастыря. К ней оказывается не так-то просто подобраться, чтобы сфотографировать.

Церковь Ла-ПурисимаЦерковь Ла-Пурисима

Напротив располагается строение, чем-то похожее на богато украшенный дворец в ренессансном стиле. Оно так и называется - Дворец Монтеррей (Palacio de Monterrey). Немного "угловатое" здание с обилием каменной отделки. Планировалось построить четырёхугольное здание с башнями по углам, но денег хватило лишь на две башни. Здесь проживает семейство Альба, а построил дворец их предок - граф Монтеррей в 1539 году. Странная отделка фасада: нижняя часть дворца  - простая каменная кладка, а верхняя часть украшена резьбой, гербами и имеет галерею. Так и хочется сказать - вся красота сверху, чтобы вандалы не допрыгнули и не испортили (шутка). Хотя, может быть так и было, только вместо вандалов опасались захватчиков города. 

Дворец МонтеррейДворец Монтеррей

Мне надо поворачивать направо, к самым интересным памятникам, но очень хочется хоть немного прогуляться по узким, кривым и очень старинным улочкам, расположенным слева. Решаю потратить на это немного времени. И ничуть не сожалею. Вокруг много интересного. Старинные строения, какие-то памятники, и современная жизнь, магазины, транспорт и прочее.

Исторический центрИсторический центр

Мне очень понравился исторический центр Саламанки. Здесь множество старинных домов и узких, кривых улиц. Совершенно невозможно предугадать, какую архитектуру дома, какой фонтан или какую статуя я увижу, как только поверну за очередной угол. И всё это дополнено современными элементами: магазинами, автомобилями, витринами и обычными людьми. Движение автотранспорта по улицам исторического центра очень ограничено. Не разбирал – оно ограничено принудительно или автомобилисты сами не хотят тут ездить. И даже современные дома строятся здесь в стиле (цветовом и стиле отделки) как и сооружения прошлых веков. На улицах, практически отсутствует растительность – только во дворах или на окнах. Надо очень внимательно рассматривать всё вокруг. Первоначально кажется, что всё тут однообразное. Но приглядевшись видно, что много интересных элементов: отделка окон и дверей, фонари, гербы на стенах, колодцы, лесенки.

На улицах старого центраНа улицах старого центра

Возвращаюсь в сторону куполов. Иду по улице Компаньия. Вокруг столько интересного! И главное - никаких современных построек. На окнах и дверях множество решёток. Возможно, что так обеспечивается безопасность. Интересно, насколько тут спокойно в вечерние и ночные часы?

Улица КомпаньияУлица Компаньия

Прогуливаюсь по старинным кривым улочкам и выхожу на площадь Сан-Бенито. В центре располагается какое-то строение, напоминающее церковь. Места вокруг настолько мало, что никак не могу полностью поместить строение в кадр. Вокруг полукругом выстроились домики. В этом месте мне показалось очень уютно жить. Студенты расположились прямо на каменных ступенях домов, чтобы перекусить. А скоро повсюду откроются многочисленные рестораны и кафе.

Площадь Сан-БенитоПлощадь Сан-Бенито

Оказываюсь у иезуитского колледжа Клересия. Оказалось, что не сфотографируй я общий вид заранее, в самом начале прогулки по историческому центру, сейчас увидел бы только фасады. В комплекс колледжа включена одноимённая церковь Клересия (de La Clerecía). На её посещение времени не оказалось, удалось лишь оставить о ней "поверхностные" впечатления.

Иезуитский колледж КлересияИезуитский колледж Клересия

Главный вход в церковь Клересия. На улицу смотрит красивый портал с двумя башнями-луковками (их можно увидеть из самых дальних мест города). Сразу же заметил одну интересную особенность этих мест - аисты предпочитают гнездиться на башнях церквей, например, на «шляпе какого-нибудь святого». Сейчас как раз у них период обустройства гнёзд, при этом они так забавно щёлкают клювами. И всех это радует.

Церковь КлересияЦерковь Клересия

Вот и сам колледж - это творение рук Маргариты Австрийской (основан в 1611 году и достроен к 1755 году). После изгнания иезуитов в 1767 году здание стало собственностью короля и получило название Клересия (духовенство, священнослужитель). С 1940 года церковь стала частью колледжа. Внутренние залы украшены фресками, но на их осмотр уже нет времени. Успеваю лишь немного осмотреть "предбанник"...

Церковь de La ClerecíaЦерковь de La Clerecía

А прямо напротив, располагается очень оригинальное готическое здание. Его начали строить в 1493 году и закончили спустя 10 лет. Уже по одному его названию Каса-де-лас-Конхас (Дом Раковин) можно понять, что украшен он будет именно раковинами. Они раскиданы по поверхности фасадных стен. В XVI веке их было около 300, сейчас добавили ещё для украшения внутреннего интерьера. Почему фасад украшен ракушками и лилией? Это символы семейств Родриго Арианс Мальдонадо и Марии Пименталь, которые вступали в брак, а здание строилось как раз к этому случаю. В оформлении здания использовано очень много разнообразных символов, означающих разные понятия и отражающие исторические события. Сейчас тут общественная библиотека. В холл разрешён свободный доступ, и из этого красивого дворика можно как следует рассмотреть соседнее здание иезуитского колледжа, поскольку улицы узкие и отойти подальше не получается. На втором этаже располагаются фотовыставки. С удовольствием провёл несколько минут в Доме Раковин.

В доме раковинВ доме раковин

Одна площадь плавно переходит в другую. Везде имеется что-нибудь интересное. Главное - ничего не пропустить. Дворики, памятники святым и правителям города, дворцы большие и маленькие, монастыри. Так я оказался на небольшой площади Патио де лас Эскуэлас - это напротив Университета. В центре стоит памятник человеку, давшему имя площади - Фрай Луис де Леон.

Площадь Патио де Эскуэлас МеноПлощадь Патио де Эскуэлас Мено

Совершенно случайно, рассматривая красивые арки над закрытыми воротами, я заметил небольшой проход в какой-то дворик. Внутри оказалось очень красиво: небольшой зелёный газон посреди каменных джунглей. Здания, окружающие его значатся на карте как языковая школа и музей

Музей и языковая школаМузей и языковая школа

Я продолжил свои прогулки по старинным улочкам Саламанки. Встречалось очень много интересного: красивое здание исторического архива провинции, какие-то разноуровневые улочки, Archivo Diocesano и памятник какому-то католическому священнику - это я выбрался на площадь Хуана XXIII.

Площадь Хуана XXIIIПлощадь Хуана XXIII

Поскольку я подхожу в площади Анайя с южной стороны, то первым меня встречает Старый Кафедральный собор (Кафедраль Вьеха). Его заложили в 1120 году, плюс сотня лет ушла на его строительство. Он начал строится сразу после того, как Саламанка была освобождена от мавров. Когда собор ещё проектировался, он уже был рассчитан не только на церковные службы, но в него закладывались и оборонительные функции - собор-крепость. Пока строили, пришлось немного поменять стиль - с романского на готический. Считается, что на момент постройки, Кафедраль Вьеха был одним из самых величественных зданий Испании. 

Старый Кафедральный соборСтарый Кафедральный собор

Практически впритык к старому собору располагается Новый Кафедральный собор Саламанки. Его купол и башни видны были уже давно и с разных ракурсов. В тени собралось множество туристов. Они не просто сидели и отдыхали. Они изучали многочисленные украшения фасада собора. Ведь это главный фасад собора! Это, так называемый, тройной портал. Центральный - портал Рождества, а над ним Распятие, по бокам которого статуи Святых Петра и Павла.

Западный фасад Кафедрального собораЗападный фасад Кафедрального собора

Стоило мне завернуть за угол, как я оказался на площади Анайя. Здесь, практически напротив Нового собора располагается небольшая церковь Святого Себастьяна. Рядом располагается большое и красивое строение с колоннами - это какое-то образовательное учреждение.  

Собор Сан-СебастьянСобор Сан-СебастьянНовый собор (который теперь именуется Кафедральным и носит имя Вознесения Богородицы) «пришлось» строить в XV веке, когда после открытия университета население города выросло в несколько раз. Годы его строительства с 1491 по 1733 - поэтому тут тебе и ренессанс, и барокко, и поздняя готика. Над фасадом постарались камнерезы - они изобразили многочисленные сцены Рождества, Богоявления, Распятия. Вскоре после освящения и начала служб, в 1755 году Лиссабонское землетрясение способствовало тому, что в стенах появились трещины, а главный купол обрушился. Даже колокольня собора покосилась. Купол вскоре возвели новый, но уже в классическом стиле, да и колокольню укрепили.

Кафедральный соборКафедральный собор

Внутри очень тихо и просторно. Размеры и масштабы собора просто поражают, ощущаешь себя мелким насекомым под сводами собора. Никто не мешает спокойно снимать всё, что понравилось. Одно условие - не пользоваться вспышкой (я так и не заметил контролёров). Здание показалось мне холодным и несколько неухоженным - слишком много пыли вокруг. В нишах расположены гробницы архиепископов и богато оформленные золотом алтари. Света тут не хватает для полного счастья. Мне очень понравилось центральной помещение, огороженное деревянной решёткой - чем-то напоминает место, где заседают священнослужители (такие сгорбленные старики с большими посохами и в праздничных одеждах) и орган (он здесь очень красиво оформлен).

В Кафедральном собореВ Кафедральном соборе

Нормально увидеть собор, в полной его красе и со всеми архитектурными элементами, я смог только издалека, когда оказался на площади Консилио де Тренто. Здесь просто великолепные кипарисы - понятно, откуда пошло выражение "строен, как кипарис". 

Кафедральный соборКафедральный собор

А я уже любуюсь на очередной архитектурный шедевр Саламанки - доминиканский монастырь Сан-Эстебан. Если бы не встретил Кафедральный собор раньше, то посчитал бы, что это он и есть. Монастырь, только очень скромный, существовал на этом месте и до строительства нового, который мы видим сейчас. Произошло это в 1524 году. Снесли старый и приступили к постройке нового. Завершилось его возведение к 1610 году.

Монастырь Сан-ЭстебанМонастырь Сан-Эстебан

Рядом с церковью располагается симпатичное строение - это аркада, состоящая из двух этажей. Наверху располагается небольшая колоколенка. Весь фасад аркады украшен лепным орнаментом, медальонами. Есть там и лестница.

Монастырь Сан-ЭстебанМонастырь Сан-Эстебан

Времени на посещение монастыря у меня уже не оставалось. Успел лишь ненадолго заглянуть под его своды, чтобы хоть немного почувствовать атмосферу этого места. Как я понял, здесь расположен музей. Не узнавал подробности, но мне кажется, что он как-то связан с Христофором Колумбом и великими географическими открытиями. Христофор дружил с монахами доминиканского ордена, здесь он впервые и озвучил идею попробовать достичь берегов Индии, если пересечь Атлантический океан. Именно монахи-доминиканцы и устроили Христофору Колумбу встречу с королевскими особами, которым он и смог обсудить эту идею.

В монастыре Сан-ЭстебанВ монастыре Сан-Эстебан

Всё ещё надеюсь успеть увидеть реку Тормес, поэтому двигаюсь в её направлении. Совсем рядом с женским монастырём встречаю ещё одно религиозное строение - это Епархия Саламанки (Obispado de Salamanca). Правда, место это больше похоже на какой-то дворец, чем религиозное заведение...

Епархия СаламанкиЕпархия Саламанки

На обратном пути заметил ещё одно интересное строение, вернее - комплекс строений. Это оказался ещё один женский монастырь Convento de Las Dueñas - монастырь Дуэний (конвенто де лас Дуэньяс). Он занимает бывший арабский дворец (сейчас мало арабского осталось в его облике), который принадлежал когда-то главному счетоводу Кастилии. В 1419 году его вдова основала монастырь для дам благородного происхождения. В 1513 году появился этот симпатичный двухярусный портал, который там привлекает внимание. В 1533 году были построены крытые галереи (клуатр). Побывать внутри и увидеть построенную внутри монастыря готическую церковь времени уже не хватило.

Женский монастырь ДуэнийЖенский монастырь Дуэний

Я решил обойти монастырь Convento de San Esteban вокруг и не зря - повстречал в одном месте фрагмент крепостной стены и сторожевую башню. А внизу ещё и городскую скульптуру. Скорее всего, именно здесь и проходит граница между старым и новым городом.

Фрагмент крепостной стеныФрагмент крепостной стены

Оказалось, что я почти дошёл до Римского моста, но часы заставили меня повернуть в сторону вокзала. Да и солнце начало довольно нещадно припекать. Надо было ещё успеть купить сувенир из Саламанки. Почему-то здесь лягушка выбрана чуть ли не символом города. На магнитах и фигурках она изображена во всех ипостасях. Я решил выбрать себе лягушку - символ просвещения (в профессорской мантии). Время приближается к обеду и многие потянулись в кафе и ресторанчики (это я про туристов). Простые студенты располагаются в парках и скверах, в тени деревьев - они предпочитают перекусить всухомятку и запить баночкой колы или пепси. А есть тут и такая категория студентов, как  «вечные студенты». Это создания мужского или женского пола неопределённого возраста (25-30-35 лет и старше). Они поотращивали бороды и усы, понаделали себе дредов, пирсинг, татуировки. Они тут тусуются: пишут какие-то работы, живут в молодёжных общежитиях, стараются не пропустить ни одного гранта на обучение, выбирают всё новые и новые курсы. Очень часто, такие вечные студенты предпочитают проживать денежки своих родителей, работать они явно не спешат. Изображают из себя «очень занятых и востребованных», но на самом деле, будут учиться до старости, не принося пользы обществу. Сейчас и в России стало модным заниматься поисками всевозможных грантов и пристраиваться на обучение (тусовку) в Испании, во Франции, Италии и так далее. Обычно, все это маскируется под «изучение иностранных языков».

СаламанкаСаламанка

По дороге (на площади Корильо) мне встретилась ещё одна симпатичная церковь - не мог не обратить на неё внимание. Очень уж мне понравилась её колоколенка... Это оказалась церковь Святого Мартина. Построили её в XII веке в позднероманском стиле. Вход с северной стороны украшен барельефом XIII века с изображением Святого Мартина, юго-западный вход оформлен в стиле Платереско. Внутри можно было бы увидеть несколько готических гробниц. Но увы - оказалось закрыто на сиесту...

Церковь Святого МартинаЦерковь Святого Мартина

Вот такая она оказалась - Саламанка. Город мне очень понравился. И в количестве своих старинностей и достопримечательностей не уступит ни одному раскрученному туристическими фирмами городу Европы. Хотя в нём и проживает всего полторы сотни тысяч человек.  А по виду и не скажешь… Одного я не увидел в Саламанке - старинного моста римской эпохи. Он проложен через реку Тормес. Это самая  старая постройка в городе. В 1626 году наводнение разрушило большую часть арок (оригинальных до нашего времени сохранилось лишь 15 – это те самые, подлинные римские арки, построенные в I веке) и их достроили позднее – уже в XVII веке. Так хотелось увидеть, но времени уже не хватило. Всё самое интересное располагается на северном берегу реки Тормес, потому я и исследовал только его.

 На главную     Европа 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?