- > Азбука
-
>
Европа
- > Австрия
- > Беларусь
- > Бельгия
- > Ватикан
- > Венгрия
- > Германия
- > Греция
- > Дания
- > Испания
-
>
Италия
- > Алессандрия
- > Аоста
- > Асти
- > Бергамо
- > Болонья
- > Брешия
- > Венеция 2007-2012
- > Венеция 2014-2016
- > Вентимилья
- > Верона
- > Верчелли
- > Виченца
- > Генуя
- > Иврея
- > Казерта
- > Катания
- > Комо
- > Кремона
- > Кьявари
- > Лаванья
- > Ланчано
- > Лекко
- > Ливорно
- > Милан 2007-2012
- > Милан 2014-2017
- > Модена
- > Монфальконе
- > Монца
- > Неаполь
- > Новара
- > Павия
- > Падуя
- > Пальманова
- > Парма
- > Пескара
- > Пиза
- > Помпеи
- > Портофино
- > Пьяченца
- > Равенна
- > Рим
- > Римини
- > Санремо
- > Санта-Маргерите
- > Сиракуза
- > Специя
- > Терамо
- > Триест
- > Турин
- > Удине
- > Флоренция
- > Чивитавеккья
- > Латвия
- > Люксембург
- > Мальта
- > Монако
- > Нидерланды
- > Норвегия
- > Польша
- > Португалия
- > Сан-Марино
- > Сербия
- > Словакия
- > Словения
- > Турция
- > Финляндия
-
>
Франция
- > Авиньон
- > Антиб
- > Аркашон
- > Арль
- > Безансон
- > Бержерак
- > Бокер
- > Бордо
- > Вильфранш
- > Грасс
- > Гренобль
- > Дижон
- > Канны
- > Каркассон
- > Ле-Канне
- > Либурн
- > Лион
- > Марсель
- > Ментона
- > Монпелье
- > Ним
- > Ницца
- > Оранж
- > Орлеан
- > Париж
- > Перпиньян
- > Реймс
- > Сен-Рафаэль
- > Сен-Тропе
- > Тараскон
- > Тулон
- > Тулуза
- > Шамбери
- > Шартр
- > Хорватия
- > Чехия
- > Швейцария
- > Швеция
- > Эстония
- > Видео
- > Саквояж
- > Контакты
Монако - Монте-Карло * Monaco - Monte-Carlo
Современная территория Монако была заселена ещё в эпоху каменного века. Первое масштабное строительство здесь началось во времена генуэзской династии Гибеллинов, которая правила Монако в XIII столетии. 8 января 1297 года первый представитель рода Гримальди прокрался в крепость Гибеллинов, напав на них с тыла, и, тем самым, обеспечил беззаботное проживание своим потомкам в течение последующих семисот лет. В 1489 году французский король Чарльз VIII признал независимость Монако. Несмотря на недолговременное господство Испании над Монако в период с 1524 по 1641, Франция и Монако всегда были хорошими соседями, хотя и существовали обособленно друг от друга. Тем не менее, собственнический нрав Франции взял верх, и в 1793 во время нового революционного режима земли Монако были аннексированы. В 1861 году независимость Монако была восстановлена, а споры в последние десятилетия ограничиваются только вопросами в области налогового законодательства – Монако отказывается облагать налогами граждан Франции и французские компании, находящиеся на его территории. В 1918 между Монако и Францией был заключён договор, в соответствии с которым после полного исчезновения династии Гримальди, Монако станет автономной областью Франции. Современная история Монако неразделимо связана с его настоящим правителем. Рождённый в 1923 году, принц Ренье III взошёл на трон в 1949 году. Его сказочный брак с кинозвездой Келли Грейс в 1956 году стал «глазурью на кусочке торта», что ещё больше усилило гламурный имидж Монако. Принц обладает огромной исполнительной властью, что возводит его в более высокий ранг, чем просто номинальный глава государства. Так как резиденты Монако освобождены от уплаты подоходного налога, княжество является чем-то вроде «налогового приюта» для частного капитала элиты мировой общественности. С 1993 года княжество является полноправным членом ООН. Туризм во всех его проявлениях, от однодневных путешествий до посещения страны различными делегациями, является основой экономики и вместе с банковским сектором составляет основу бюджета страны.
2017 год
Зная заранее, что в Вентимилье покупать билет во Францию - дело утомительное (надо стоять в очереди, автоматов нет, желающих купить билеты немало) решил приобрести билет заранее, ещё в Генуе. Стоит он €4,4 - всего за пять станций и чуть более 20 км это достаточно дорого! Но, вариантов нет... По дороге приходится сидеть у окна и караулить, чтобы сделать красивое фото проплывающих мимо французских городков...
Поездка в Монако - это для меня как визит вежливости. Быть на Лазурном берегу и не побывать в Монако - неправильно. Прибываю в княжество во время обеда - это заметно по местному населению: многие рабочие (всех национальностей, возрастов, вероисповеданий, рас и прочих разностей), а также офисный планктон выбираются в общественные места, достают свою коробочку с едой и приступают к ланчу. Заметил, что некоторые ищут тень и даже устроились на железнодорожной станции. Людей вокруг как всегда много...
С помощью эскалаторов, системы лифтов и лестниц выбираюсь на поверхность, где-то над вокзалом. И сразу же попадаю на оживлённую дорогу. Тут много личного и общественного транспорта, курсируют большие грузовики и небольшие микроавтобусы, развозящие товары. Грузовики нередко встречаются из-за того, что повсюду идёт стройка. И почему-то дорога не оказывается разбитой после их движения. Может быть, делать надо уметь?
Строительство повсюду. Казалось бы - пространства в Монако минимум, свободного практически нет, а стройки идут. Точечно возводятся небоскрёбы, ремонтируют и реконструируют уже построенное. Так и получается, что в Монако немного старинных построек (если не считать район Княжеского дворца). Строительством занимаются исключительно гастарбайтеры (если что, то те два рабочих из местных меня простят)...
Гуляя по разным районам Монако можно заметить, что здесь современная высокотехнологическая архитектураудачно замечательно сочетается с буквально средневековым устройством некоторых кварталов. А всё потому, что из-за дефицита свободного пространства пришлось искать различные архитектурные решения.
Ограниченность пространства заставляет и к зелёным насаждениям относится по-особенному. Они занимают буквально каждый свободный участок не только земли, но и крыши, заборы, террасы, клумбы и газоны. Весной, когда многие растения цветут, в Монако особенно красиво.
Решаю двигаться в сторону местной "золотой мили" - к Казино. По дороге не могу не обратить в очередной раз внимание на транспортные и пешеходные развязки. Как всё умно продумано. И не только удобно, но и выгодно - не пришлось строить отдельную трассу для гонок. Пешеходы тоже остались довольны.
Заранее зная, что времени на поход к Княжескому дворцу (Le Palais des Princes de Monaco) у меня не будет, постарался найти наиболее подходящую точку, чтобы сфотографировать его в наилучшем виде. Именно на этом месте в 1215 году была построена Генуэзская крепость, а в 1297 году Франческо Гримальди из Генуи перебрался в крепость - с того времени и до XVII века княжество Монако не считалось отдельным государством - просто обычное феодальное образование.
Иду дальше в Казино и не могу в который раз не заметить контраст между современными постройками и красивыми дворцами, построенными в прошлом и позапрошлом веках. И снова зелень - не все в Монако могут позволить себе иметь собственный сад...
Когда говорят "город будущего" или "город-сад", мне кажется, что имеют в виду, как пример, Монако. Есть, конечно, много зелёных городов в мире, но именно Монако в вопросе озеленения нравится мне больше остальных. Возможно, потому, что здесь зелень сочетается с высоким уровнем комфорта проживания.
Никогда мне не приходилось слышать, чтобы в Монако происходили какие-либо крупные беспорядки, волнения, противостояния с полицией. Может быть, это просто скрыто от взора туристов и местных жителей? Но и полицейские здесь какие-то расслабленные, не привыкшие к большой загруженности.
В одной фирме заметил очень необычную восковую фигуру полицейского. Захотелось сфотографировать - увидев это, сидевший в офисе мужчина открыл дверь и пригласил меня во внутрь. Наверное, я не первый такой... Но ругательных слов "Да вы задолбали!" я не услышал. Большое спасибо за потакание туристам.
На входе в торговый центр заметил оригинальную табличку - здесь таким вот толерантным образом решили бороться за безопасность посетителей и работников: не пускают внутрь подозрительных личностей. А как быть в холодное время, когда шляпу натягивают по самые уши и воротник поднимают?
Здание ближе к Казино становятся всё более роскошными. Чего только стоит отель "Эрмитаж" (Hôtel Hermitage Monte-Carlo), стоимость номера в котором составляет от €835 за сутки. Две ночи в отеле будут стоить столько, сколько я потратил на 3 недели путешествия по Европе. Понятно, что рассчитаны они на совершенно другую публику. Обычно, эту самую публику, увидеть тут не так просто, если только в Казино не зайти...
Оказалось, что я не просто так обратил внимание на этот отель. Выяснил, что построен он был в "Прекрасную эпоху" (конец XIX - начало XX века) и сейчас представляет из себя смесь отеля и музея с шикарными картинами, старинной мебелью, гобеленами, флористическими композициями. Представляю, насколько шикарный вид открывается отсюда...
Ещё более шикарное здание - отель "Париж" (Hôtel de Paris Monte-Carlo) - располагается буквально рядом с Казино. Всё внимание туристов и местных жителей было обращено на несколько выставленных на ближайшей автостоянке автомобилей. Сложно назвать город в мире, где бы была большая концентрация автомобилей элитных марок на квадратный метр...
На площади Казино (Place du Casino) все с удовольствием фотографировали сами машины, пытались сфотографировать себя на фоне этих машин. Сами владельцы делали вид, что все такие из себя скромные и стояли неподалёку. А с ними общались их знакомые, оглядываясь - заметили ли остальные, что они знакомы с владельцем такого авто!
А вот японцы молодцы - им больше всего интересна Опера Монте-Карло (Opéra de Monte-Carlo) и Казино Монте-Карло (Casino de Monte-Carlo). Здания объединены в единое целое (развлекательный комплекс), хотя архитекторам будет несложно "разделить" эти две постройки.
Снаружи Казино (вдоль аллеи Франсуа Блан - Allée François Blanc) скромно располагаются несколько бутиков с баснословно дорогими ювелирными украшениями и всемирно-известные бутики одежды Hermes, Chanel и другие. А вдруг приехали играть в Казино, а платье или бриллиантовое колье разонравилось...
Обойдя Казино, я оказался на площадке, с которой заметил дорожную петлю: в том месте проспект Спелюг (Avenue des Spélugues) переходит в проспект Пренсес Грас (Avenue Princesse Grâce), или наоборот - Пренсес Грас в Спелюг. Здесь была большая тусовка автомобилистов - не выяснил, что это было за мероприятие. Но я заметил то уважение, которое водители в Монако оказывают друг другу. Спокойно пропускают друг друга, едут на предельно низкой скорости: и это практически на гоночной трассе, на автомобилях с такой мощностью...
Это, конечно, всё интересно... Но мне хотелось смотреть в другую сторону, на море, на Лазурный берег... Где-то там располагается Вентимилья, откуда несколько часов назад я видел Монако. Какие-то непередаваемые ощущения. Неужели есть такие люди, которые, просыпаясь утром в своей квартире, видят из окон подобную картину? Для меня это какая-то сюрреалистичная картина, совмещение сна и реальности...
Погода была просто превосходна и это навело некоторые оригинальные персонажи на принятие солнечных ванн или на обычный отдых на свежем воздухе. Уходить с этого места никуда не хочется - так и стоял бы здесь, и смотрел вокруг до бесконечности. Разглядывая и фотографируя всех вокруг, заодно...
Перед Казино (со стороны моря) располагается несколько террас, покрытых растениями, небольшими клумбами, ковром из травы, установленных необычными скульптурами, заставленных скамейками и прочими элементами, нужными для отдыха. Наверное, отсюда открывается самая красивая картина на бухту и окрестности. Потому и фасад Оперного театра и Казино с этой стороны смотрятся более торжественно, на мой взгляд.
Глянув на центральную небоскрёбную часть Монако, которая возвышалась над бухтой, заметил - у княжества есть ещё возможности роста. Практически половина скалы ещё свободна от застройки. Думаю, что придёт время, и технологии позволят начать строительство на скале. А что делать, когда так мало места?
В Монако всегда всё настолько красиво, тщательно отремонтировано, превосходно выполнено, что всегда возникает ощущение праздника. А ещё возникает ощущение, что ты попал в сказку - перемешаны современные небоскрёбы из стекла и бетона с какими-то сказочными дворцами с башенками, крышами...
Когда я решил уже сворачивать к железнодорожному вокзалу (к нижнему входу), то заметил скульптуру. Сначала было подумал, что сюда перенесли статую гоночного болида чемпиона Формулы-1 Хуана Мануэля Фанхио, но заметил - это что-то другое. Оказалось, здесь установлен памятник гонщику Уильяму Гроверу, который на первом Гран-при Монако в 1929 году выиграл гонку на своём автомобиле Bugatti 35.
Примерно через месяц (25-28 мая 2017 года) состоится семьдесят пятый Гран-при Монако в истории - город уже практически готов: окружена стальной сеткой трасса (в обычной жизни - городские улицы), начали сооружать трибуны у автодрома.
Церковь Сент-Девот (Église Ste-Dévote) я видел уже неоднократно - она всегда оказывается у меня на пути к железнодорожной станции. Церковь (или часовня) Святой Девоты ведёт с II века, когда она являлась часовней монастыря. В 1870 году провели серьёзную реконструкцию часовни и она стала самостоятельной церковью. К слову, Святая Девота считается не только небесной покровительнице Княжества Монако, но и княжеской семьи.
В первый раз мне повезло - церковь оказалась открыта и я смог побывать внутри. Оказалось, там всё довольно просто, но стильно. Внутри церковь украшена многочисленными статуя и художественными полотнами с религиозными сюжетами. В церкви хранятся и Святые мощи нескольких Святых, включая Девоту.
В моих планах было посещение столицы Лазурного берега - Ниццы. Долго поезда ждать не пришлось и я вскоре отправился в путь. Обидно, что поезд проходит под Монако, а ведь так хотелось бы ещё хоть немного полюбоваться этим замечательным княжеством, увидеть новые для себя места.
2014 год
В этот раз я взглянул на Монако несколько с другой стороны. И буквально, и в переносном смысле. Вышел с вокзала по системе эскалаторов и лифтов. Оказалось, что княжество готовится к проведению с 9 по 11 мая какого-то особенного чемпионата по мотогонкам. Устанавливают зрительские трибуны, вдоль трассы (в обычное время - это просто обычные городские улицы) устанавливают мощные защитные ограждения (сетки и системы тросов). Даже на ж/д станции уже висит указатель, где какие трибуны располагаются и как туда лучше добраться.
Выбравшись наверх, оказался на обычных улицах обычного города. И не скажешь, что это Монако. Пока никакой помпезности и пафоса. Обычные автобусы, обычные люди. Правда, очень чисто и все дома называются резиденциями. И лишь двигаясь в сторону казино, начинают понемногу вырисовываться высотные здания, которые теперь и определяют облик Монако. По дороге решил зайти в магазин сувениров. Выбрал парочку на €7. Оказалось, что по банковской карте в Монако (в некоторых местах) обслуживают только при оплате суммы более €20. А мы тут со своими €7 суёмся... Пришлось отдать драгоценные наличные!
Ни одного кусочка свободного места - каждый квадратный метр занят либо скамейкой, либо баннером, либо растениями. Есть такие места, где вроде бы из ничего (каменная стена и обычный мостик) организована симпатичнейшая клумба. Магазинов вокруг немного, зато огромное число банков, офисов, коммерческих компаний и прочих контор. Местная зелень просто нереальная какая-то - вроде и обычная трава, ан нет... Растения с ароматно пахнущими листьями с благородным блеском. Лазурный берег!
Ещё пара поворотов, и я практически в центре Монако. Вырисовывается огромный торговый центр, многочисленные бутики, театр, стройки и Казино! Вот где пафос! Охранниками работают «громилы чёрного оттенка кожи».
Мимо то и дело прошмыгивают помпезные бизнесмены в костюмчиках от Бриони с пафосом в глазах. Появляются на пороге торгового центра и молодые содержанки со всего мира с гроздьями пакетов с покупками. Туристы поражаются ценам в бутиках...
Откуда столько самомнения - одаривать гостей Монако столь презрительными взглядами? Словно она сама заработала себе на апартаменты в Монако… Возвращаясь вечером через Монако видел просто толпу народа, севшую в поезд и постепенно рассредоточившихся по небольшим городкам Лазурного берега.
В самом центре множество очень дорогих отелей, окружающих Казино. Казино «Монте-Карло» заслуживает восхищения. Я про его внешний вид. Собственно, как и про его окрестности. Всё очень дорого и красиво, вложено очень много труда. Это и есть сердце Монако.
Казино окружено большим красивым парком, в котором сейчас (во время обеда) многие перекусывают кому что Бог послал: кому сандвич, кому сухарики или чипсы, кому йогурт, а кому и контейнер с салатом и банку колы. Со стороны моря к Казино примыкает Opéra de Monte-Carlo - оперный театр Монте-Карло.
От Казино можно сразу попасть на крышу одного из отелей, который служит смотровой площадкой, засаженной красивыми цветущими растениями и на которой помещаются оригинальные памятники: Адам и Ева, Балерина и прочие. Какой отсюда открывается вид! Воду именно лазурного цвета я видел только в Монако. Внизу раскинулось море с многочисленными кораблями, катерами и яхтами, окрестные горы покрыты красивыми населёнными пунктами и отдельными домиками.
Постепенно выбираюсь к железнодорожному вокзалу - на сегодня это ещё не последнее моё путешествие. Меня ждет Санремо и Вентимилья. На горизонте виднеются чёрные тучи - не попасть бы в ливень, хотя над морем пока ни облачка... Меня просто поражают местные клумбы, парки и скверы. Очень многие засажены невиданными видами кактусов, многие из которых цветут. Практически вдоль всех улиц центра тут и там располагаются трибуны для зрителей, которые будут заняты во время чемпионата по мотогонкам.
На крутом повороте (который, скорее всего, сделан таким для гонок), где проспект Пренсес Грас (Avenue Princesse Grâce) переходит в проспект Спелюг (Avenue des Spélugues) заметил автосалон салон «MARUSSIA». Периодически встречаются паровозики с туристами - в них размещаются самые ленивые туристы...
Практически у ж/д станции переходил дорогу по подземному переходу: зеркальные стены, белые колонны, полы и потолки, ни одного бычка или бумажки. Остаётся только завидовать такой культуре быта...
P.S. На следующий день, пока ждал в аэропорту Ниццы посадки на свой самолёт, прочитал местное расписание рейсов. В принципе - ничего удивительного: география полётов весьма впечатляющая. Но больше всего понравилось направление Ницца - Монако и Монако - Ницца. Время в пути - 6 минут! Всё время бы путешествовать на такие расстояния...
2011 год
Три станции и 10 минут в дороге - и я прибываю из итальянской Вентимильи в княжество Монако. На повороте увидел это княжество через железнодорожное окно за 1 станцию - вид просто непередаваемый. Жаль, сфотографировать не успел - поезд быстро входит в тоннель. Успел в другой раз!
В этот раз я решил отправиться со станции наверх другим путём - сначала на эскалаторах, а потом на лифтах. Тут создана целая система лифтов и надо просто знать, где они расположены. Тогда подняться даже на самую высокую точку княжества не составит труда.
Я сразу же оказался на одной из дорог, которую можно назвать прекрасной обзорной площадкой. Не один десяток снимков и панорам я смог сделать с этого места. А потом решил подняться повыше. Так я и брёл, периодически пользуясь лифтами, пока не оказался в очень фешенебельном районе Монте-Карло. Какие тут дома, даже не дома, а резиденции - тут так и написано: «резиденция такая-то». Всё ухожено, покрашено, напомажено и блестит.
Везде идёт большое строительство. Строят большие капитальные дома. Все из монолитного железобетона. Со всех смотровых площадок открывается вид на Княжеский дворец (Le Palais des Princes de Monaco). Скромно живут князья, скромно. Монако-Вилль и Княжеский дворец издалека смотрятся великолепно. Какие-то сказочные ощущения.
На своём обычном месте сооружены трибуны для зрителей «Формулы 1» - это место старта и финиша. Гонка проходит по улицам города. Трасса очень сложная. Ограждения для безопасности зрителей и участников гонок - это сложные системы из труб, старых покрышек, металла и сеток.
Сразу за трибунами - старый центр. Там (немного вверх по улочкам) множество уютных кафе, магазинов сувениров и прочих общественных мест. В одном месте пыталась въехать на тротуар какая-то местная «мадама». Судя по машине и манерам - обеспеченная, но очень невоспитанная. Оказалось, что автохамы (и автохамки) встречаются не только в России, но и в аристократических местах...
Автомобильное движение в Монако довольно напряжённое - много грузовиков - неужели именно через Монако (сам центр) проходит основная трасса или это всё грузы для города? Как показывает карта, под городом проходят тоннели для движения транзитного транспорта. Переходить же улицы в Монако несложно: тут достаточно светофоров, но и в любом другом месте вас пропустят. Не стоит, правда, уж слишком беспечно вести себя на дорогах Монако.
Как всегда, в порту несметное число яхт и катеров всех калибров, статусов и расценок. Ощущая себя в Монте-Карло гостем, как-то непривычно и даже нереально, видя обычных людей, понимать - это жители княжества. Когда-то мне казалось, что посещение Монако – это удел избранных и практически неосуществимое удовольствие. А теперь и я бывал в Монако уже несколько раз. И посещение его для меня стало уже обычным делом. Обычная железнодорожная станция между Италией и Францией…
Жара в +31 в этот раз лишила меня желания и возможности прогуляться до Казино. Хотелось поскорее под землю - укрыться в помещении вокзала Монегетти. Буквально через несколько минут я уже возвращался в Канны. Поражает количество пассажиров на участке от итальянской Вентимильи до французских Каннов. Поезд каждые полчаса и почти полный пассажиров…
Уже дома мне стало интересно – а Монако и Монте-Карло – это одно и то же, или всё-таки нет? Как утверждают путеводители, Монте-Карло – это район княжества Монако. Всего их четыре. Исторический центр - это район Монако-Виль. Та самая скала с княжеским дворцом Гримальди, узкими улочками и дорожками, «висящими» над морем. Второй район Монако – это Ла-Кондамин. Его ещё называют портовым районом – здесь не только располагаются на хранении многочисленные катера и яхты, но и проводятся всевозможные регаты и другие водные спортивные мероприятия. Здесь же располагается и водный стадион. Фонвьей располагается по другую сторону от княжеского дворца. Здесь интересна не только современная архитектура, но и Экзотический сад, который расположился практически на отвесных склонах скалы. Здесь более 700 видов кактусов. Рядом Пейзажный парк, в котором есть красивый пруд, рядом розарий, в котором более 150 сортов роз. Пляж Ларвотто – ещё одно примечательное место района Фонвьей, больше-то в княжестве и искупаться негде. А для очень обеспеченных туристов и местных жителей этот район знаменит тем, что здесь располагается аэропорт Фонвьей. Можно заказать здесь воздушную экскурсию по княжеству и увидеть свысока все 2 квадратных километра Монако. Монте-Карло - это район Казино. К нему можно дойти по улице Гримальди, на которой располагаются роскошные магазины и бутики. Тут всё в одном месте – Казино (фасад, обращён внутрь города, на фото), оперный театр Монако (фасад выходит на море).
2009 год
Представить себе княжество Монако (или Монте-Карло – это его второе название) можно. Но ощущения будут неверными. Вы просто не сможете, даже мысленно, вообразить огромную скалу, уходящую в небеса, которая застроена небоскрёбами. Трудно представить и стройные ряды высоток, стоящих у самого моря, окружённых пристанями для яхт и катеров. От 15 до 30 минут занимает дорога в Монако из Ниццы. Итак – я в Монако. Правда, я все ещё сомневался, где мне выходить – в Монако или в Монте-Карло. Успокоила меня табличка с названием станции – «Монако - Монте-Карло». Мы прибыли на подземный вокзал. Эскалаторы доставили меня на поверхность, и я отправился к выходу. Увиденная картинка меня заинтересовала, но когда я поднял голову и посмотрел чуть назад – дыхание просто захватило. Надо мной висела скала, к которой прилепился небоскрёб. И не один. Я сделал немало снимков, и, не предполагая, что дальше будет ещё интереснее.
Встречает и провожает туристов небольшая Église Sainte Dévote - церковь Святой Девоты. Первая часовня на этом месте упоминается в 1075 году. Впоследствии (в 1476, 1606, 1637, 1870 годах) проводились значительные реконструкции и реставрации. Нынешний вид церковь как раз и приобрела в ходе последней реконструкции, в 1871 году, при принце Чарльзе III. Оказалось, что даже Французская революция не нарушила проведения здесь церковных служб.
Сделав сотню шагов, я сразу же оказался в центре Монако – тихой гавани, где стояли дорогущие яхты. Здесь же, начиналась и заканчивалась трасса «Формулы-1» с трибунами для зрителей. Отойдя чуть подальше, я наконец-то увидел ту самую знаменитую гору, которая и считается основой всего княжества. Это скала Ла-Рош. Её вершина просто терялась в гуще проплывавших мимо серых и густых облаков. А внизу расположился порт (Port Monte Carlo, Monaco).
На всём своём протяжении гора была покрыта небоскрёбами, которые нестройными, но живописными рядами высовывались друг из-за друга. Там могут жить люди?! И даже у самой вершины горы, когда облака рассеивались, были видны небольшие домишки. Я подумал: «Зрелище оттуда открывается, наверное, просто невероятное!». Но вот, если в доме закончилось молоко…». Но как оказалось, в княжестве есть целая система лифтов. Я не знаю, можно ли на лифте добраться на самый верх, но до половины скалы – можно.
На соседней невысокой горке я заметил оригинальное строение – замок какой-то. Я понял – это и есть княжеский дворец. Оказалось, что к нему ведёт ухоженная дорожка с площадками для отдыха. С фонтанами и скамейками: тут можно перевести дух (подниматься всё-таки в гору!) и оглядеться. Картина практически не меняется, но от этого у вас не исчезает желание вновь и вновь делать фото и видеокадры.
И вот перед вами старинные ворота – начинается княжеский замок. На площади перед ним немало людей. Как же они все сюда попали? Оказалось, что есть и другой путь – сесть на мини-паровозик и за полчаса добраться кружным путём. Но мой путь мне понравился больше.
Не часто встречаешь места, где правители живут столь долго, как в Монако - 700 лет. Правда, такой лёгкий и воздушный вид дворец получил лишь в последние столетия. А прежде - это была неприступная крепость, стены и бастионы которой можно наблюдать и сейчас, если увидеть дворец с разных сторон. Полюбовавшись замком (Prince's Palace of Monaco), я решил приобрести в автомате памятную медаль. Чем, кстати, подал пример остальным туристам – они просто не обращали на него внимания. А когда увидели у меня в руках блестящий кусок металла, стали потрошить свои кошельки. И всего-то 2€. Сфотографировать охранника в оригинальной национальной форме так и не получилось – он то отворачивался, то стоял с кислой миной, но вообще спрятался в своей будке.
Чуть в стороне от главных ворот, сразу за батареей пушек, я увидел «пустое пространство» - дальше просто ничего не было. Я подошёл к каменному бортику и… Оказалось, я находился на невероятной высоте, а внизу раскинулся «низинный Монако» - ряды высоток вперемешку с пристанями, стадионом, каким-то цирком и многочисленными дорогами. Описать словами просто нереально. А называется этот район Фонвьей (Fontvieille). Сможет ли передать мои ощущения фото и видео – пока не знаю… Как говорят путеводители, вся территория под современными строениями отвоёвана у моря.
Вниз спускалась голая скала, точнее не совсем голая – местами на ней росли гигантские кактусы. Для их удобства они были заботливо укреплены специальными металлическими конструкциями. А вдоль скалы, по самому её краю шла пешеходная дорожка для туристов (я назвал её променад). По ней можно было обойти всю скалу и очутиться на её другой стороне. Я и пошёл, о чём нисколько не пожалел.
Я решил более подробно осмотреть Монако-Вилль, его ещё называют Старым городом. У туристов особый интерес вызвал главный храм Монако – Кафедральный собор (Cathédrale de Monaco), он носит имя Святого Николая. Но я не нашёл в нём ничего особенного. На этом месте ещё в XIII веке находилась небольшая церковь Святого Николая. В 1875 году было принято решение о строительстве нового храма, который и стал Кафедральным собором Монако. В его облике смешалось два стиля: римский и византийский.
Туристов было предостаточно, но это не помешало мне побывать внутри собора. Именно здесь располагается усыпальница князей Монако. Внутри оказалось достаточно просторно, но не хватало хорошего освещения для получения качественных фотографий. И, как мне показалось, не было чувства "намоленности" - обычное заведение: музей, галерея, но никак не Кафедральный собор.
Я решил обойти весь мыс Сент-Антуан, на котором и расположился Монако-Вилль. По пути мне встретился Музей океанографии - вот он вызвал у меня гораздо большие чувства и эмоции. Представьте себе многоэтажное здание, которое стоит на скале, отвесно уходящей в море. У меня появилось ощущение, что во время шторма в нижние окна музея могут ударяться волны. Хотелось бы побывать внутри и увидеть это самому. Возможно, что это лишь мои фантазии. У здания разбит парк, гулять по которому не столь интересно (несколько лужаек с аккуратно подстриженными кустами).
Если спуститься вниз на эскалаторе или в лифте с соседней площадки, то вы окажетесь в подземном гараже (внутри скалы). Здесь можно сесть на автобус и уехать в центр, а можно и вновь выйти на небольшую дорожку, идущую вокруг скалы и отправиться дальше пешком. Я так и сделал. Дорога по периметру скалы вела в конечном итоге к порту. Можно было двигаться по дороге (по проспекту Сен-Мартен, затем проспекту Порт Нёв) или по небольшой дорожке для туристов, идущей вдоль моря.
Второе оказалось гораздо интересней. Периодически вниз уходили специальные лестницы, по которым можно было спуститься к самому морю – страшно жутко, тем более что нижний ряд ступенек висит в воздухе и регулярно заливался водой. Скорее всего, это какие-то причальные лестницы для морского транспорта. На всякий случай...
Когда я уже подходил к порту и трибунам стадиона на берегу, я заметил какой-то памятник. Оказалось, что это памятный знак одному из гонщиков - Хуану Мануэлю Фанхио (Juan Manuel Fangio Statue). Это аргентинский автогонщик, который стал пятикратным победителем гонок "Формула 1". По количеству титулов его смог превзойти лишь Михаэль Шумахер.
Оказавшись вновь в центре, я собрался было уезжать из княжества, как вспомнил – а где же казино-то? Я представлял себе город, в котором казино на каждом шагу, в каждом закутке стоят игровые автоматы. А вот и нет! Всё находится в одном месте. Заметил здание Казино, но на сторону моря выходит фасад Оперного театра - его я и заметил издалека.
Пришлось идти в гору! Это целый комплекс. На пути к Казино вас встречает небольшая улочка бутиков, затем следует шикарный круглый отель для иногородних игроков (а таких тут большинство) - Hôtel de Paris Monte-Carlo, потом начинается парк, внутри которого и располагается само Казино.
Итак - тут два в одном. Со стороны моря - Оперный театр (зал Гарнье), со стороны города - Казино. Считается, что зал Гарнье - это лишь один из залов Казино. Открылся Оперный театр в 1879 году. В тех пор здесь успели представить своё творчество многие известные деятели искусств: музыканты, оперные исполнители, постановщики. Заказчиком строительства театра выступил князь Монако Карл III. Строительством театра он старался привлечь в княжество побольше обеспеченных людей. Здесь состоялось более 80 мировых оперных премьер.
Обхожу здание вокруг и с другой стороны оказываюсь у фасада Казино, если официально - то это "Казино-де-Монте-Карло" (Casino de Monte-Carlo). Правительство Монако и княжеская семья имеют контрольный пакет акций Казино - как всё официально! В середине XIX века в княжестве наступило безденежье и было решено строить курорт, но место было непопулярное. Тогда решили привлечь внимание строительством казино, которое и началось в 1858 году. Требовалось привлечь деньги и в число акционеров вступили даже епископ Монако, а также кардинал Печчи, будущий папа Лев XIII. Открывшийся оперный театр также поспособствовал популяризации Монако. Так и повелось, что значительную часть "экономики" Монако представляет Казино и связанные с ним туристические продукты. Вокруг Казино царит веселье даже днём (многочисленные кафе, наиболее известное из которых «Пари», музыка, клубы). А что тут творится вечером и ночью! Всё почему? Это одно из старейших Казино в мире и старейшее в Европе игорное заведение.
Сразу за казино оказался ещё один район Монако, с красивыми небоскрёбами и множеством строительных кранов, но самое интересное было всё же на другой стороне скалы. Мне было удивительно, что в подобной "гористой" местности нашлось столь большое пространство, которое отдали под газоны, фонтаны и парки.
Я долго шёл по указателям куда-то в гору, петлял, потом долго спускался на лифтах к железнодорожной станции и, наконец, оказался на вокзале. Без единой выигранной фишки из казино я возвращался во Францию...