- > Азбука
-
>
Европа
- > Австрия
- > Беларусь
- > Бельгия
- > Ватикан
- > Венгрия
- > Германия
- > Греция
- > Дания
- > Испания
-
>
Италия
- > Алессандрия
- > Аоста
- > Асти
- > Бергамо
- > Болонья
- > Брешия
- > Венеция 2007-2012
- > Венеция 2014-2016
- > Вентимилья
- > Верона
- > Верчелли
- > Виченца
- > Генуя
- > Иврея
- > Казерта
- > Катания
- > Комо
- > Кремона
- > Кьявари
- > Лаванья
- > Ланчано
- > Лекко
- > Ливорно
- > Милан 2007-2012
- > Милан 2014-2017
- > Модена
- > Монфальконе
- > Монца
- > Неаполь
- > Новара
- > Павия
- > Падуя
- > Пальманова
- > Парма
- > Пескара
- > Пиза
- > Помпеи
- > Портофино
- > Пьяченца
- > Равенна
- > Рим
- > Римини
- > Санремо
- > Санта-Маргерите
- > Сиракуза
- > Специя
- > Терамо
- > Триест
- > Турин
- > Удине
- > Флоренция
- > Чивитавеккья
- > Латвия
- > Люксембург
- > Мальта
- > Монако
- > Нидерланды
- > Норвегия
- > Польша
- > Португалия
- > Сан-Марино
- > Сербия
- > Словакия
- > Словения
- > Турция
- > Финляндия
-
>
Франция
- > Авиньон
- > Антиб
- > Аркашон
- > Арль
- > Безансон
- > Бержерак
- > Бокер
- > Бордо
- > Вильфранш
- > Грасс
- > Гренобль
- > Дижон
- > Канны
- > Каркассон
- > Ле-Канне
- > Либурн
- > Лион
- > Марсель
- > Ментона
- > Монпелье
- > Ним
- > Ницца
- > Оранж
- > Орлеан
- > Париж
- > Перпиньян
- > Реймс
- > Сен-Рафаэль
- > Сен-Тропе
- > Тараскон
- > Тулон
- > Тулуза
- > Шамбери
- > Шартр
- > Хорватия
- > Чехия
- > Швейцария
- > Швеция
- > Эстония
- > Видео
- > Саквояж
- > Контакты
Гётеборг * Goteborg * Geteburg * Gotenberg
Швеция получила территорию между норвежским Бохусленом и датским Халландом лишь в середине XIII века. В начале XVII века король Карл IX заложил на острове Хисинген, что в устье Гёта-Эльва, город, получивший название Гётеборг. Город быстро рос, главным образом за счёт приезда иностранцев, большая часть из которых была голландцами. В 1607 году в Гётеборге начали возводить укрепления, однако работы продвигались медленно и к началу Кальмарской войны они достроены так и небыли. В июне 1611 года высадившиеся здесь войска до основания разрушили город. В 1619 году Густав II Адольф перенёс Гётеборг на то место, где он стоит в настоящее время. 4 июня 1621 года город получил королевскую привилегию, согласно которой на 16 лет освобождался от налогов и получал право беспошлинной торговли. В 1643 году было завершено возведение городских укреплений, благодаря которым Гётеборгу удалось отбить все атаки датчан в ходе датско-шведской войны 1643-1645 годов. Во время Северной войны датский адмирал Педер Турденшёльд дважды пытался захватить город, однако его попытки успехом не увенчались. Период «эры свобод» принёс городу процветание. Здесь находилась резиденция Шведской Ост-Индской компании, торговавшей со странами Востока. Сюда из Китая доставлялись чай, фарфор, шёлк и продавались европейским торговцам на открытых аукционах. В середине XVIII века население города достигло 10 тысяч человек, и он стал оспаривать у Карлскруны право называться вторым по величине городом Швеции. В начале XIX века городские укрепления Гётеборга были срыты, и в дальнейшем город постепенно утратил военное значение. В сороковые годы XIX века город являлся крупнейшим портом, через который в Швецию шёл импорт, а к концу века стал также и ведущим портом, через который Швеция экспортировала свои товары за границу. Сейчас Гётеборг нередко называют городом шведской науки и культуры.
2007 год
Впервые в Гётеборге (иногда его называют Готенберг, а шведы и вовсе иногда называют Юртебой) я оказался проездом, когда мы с моей однокурсницей и её мужем совершали вояж по пути из аэропорта в один из итальянских ресторанчиков. Город показался мне каким-то пустынным и слишком тихим. При этом размеры города довольно внушительные. Наверное, время суток такое выдалось! До визита в ресторан мы немного прокатились по городу. Особенно мне понравился вид с дороги, которая идёт параллельно реке Гёта-Эльв. Очень красивы были пристани, у которых швартовались огромные морские и океанские паромы и теплоходы, на которых можно добраться в соседние города и страны по Северному морю. По хорошему завидно тем людям, которые могут себе позволить подобные путешествия регулярно и в удобное для них время.
Примерно через год я вновь оказался в Гётеборге. Теперь уже самостоятельно. К сожалению, времени было в обрез. Прибыв в город к 17 часам уже в 11 часов следующего дня, предстояло отправляться дальше в Копенгаген. Поэтому времени терять было нельзя. Тем более, что была суббота и очень многое уже оказалось закрыто. Зато я смог увидеть людей - а это дорогого стоит и о многом может рассказать...
Отдельная песня то, как я искал свой отель. Поисками карты Гётеборга я занялся ещё в Осло. В местных книжных магазинах оказалось, что по-норвежски слово «карта» звучит как… «карта». Приобрести заранее её мне так и не удалось, пришлось воспользоваться стендом-схемой, установленной у железнодорожного вокзала Гётеборга и собственной интуицией. Пришлось «нарезать» несколько кругов вокруг вокзала и центральной площади, посновать между каналами и памятниками, по паркам, а уж потом отыскать свою улицу. Как оказалось впоследствии, отель был расположен практически в том самом месте, где мы обедали в ресторане годом ранее.
Я поселился на центральной улице Кунгспотсавенин (Kungsportsavenyen) и до любого нужного места можно добраться за десяток минут. Скажу сразу – в Гётеборге все достопримечательности я видел лишь со стороны, никуда зайти так и не получилось. Всё вокруг было закрыто (кроме ресторанов и кафе). Хоть и располагался мой отель на одной из центральных улиц города, интересных памятников и сооружений совсем рядом не оказалось. Концертный зал и художественный музей не в счёт. Правда, художественный музей или Музей искусств (Konstmuseet), хорошо виден по улице (упирается в площадь). И даже какая-то скульптура перед ним имеется. Это Посейдон, стоящий в центре одноимённого фонтана, а площадь называется Гетаплатсен. Я даже было подумал, что это какой-то греческий стадион, но потом разобрался. Очень заметное и необычное здание.
Бросил вещи в номере отеля и сразу же отправился на прогулку - надо успеть познакомиться с городом. Иду к вокзалу и порту (в самый центр города). На моём пути оказывается очень узнаваемое здание - театр. Не знаю почему, но я сразу признал в нём храм Мельпомены. Это оперный театр, построенный в 1859 году. Любят здесь оперу, поскольку в гавани Лилла Буммен есть ещё один оперный театр.
Осталось лишь перейти мост над каналом и я оказываюсь на площади Кунгспотплатсен. Я в Старом городе. Когда-то на этом месте располагались городские укрепления и находились Королевские ворота - главный вход в крепость. Отсюда и название площади. В центре располагается конная статуя основателя Гётеборга - короля Карла IX.
Ненадолго углубляюсь в кварталы и снова выбираюсь к каналам Гётеборга - это "первый радиус каналов". Где-то слева остался неосмотренным Кафедральный собор (Домкирха) - надеюсь, что на обратном пути его всё-таки увижу. Про него говорят, что это уже третье здание, которое появилось на этом месте в 1827 году. Предыдущие строения сгорели в пламени пожаров. Я у каналов - на карте они выглядят как зубцы у королевской короны. Тут собрано, наверное, всё самое красивое. Заходящее солнце добавляло картинке особый шарм. Издалека видна башня церкви Святой Кристины (середина XVIII века). Двигаясь к ней попадаю на площадь Густав Адольф Торг – это центральная площадь города. Она находится рядом со старым портовым каналом Стура Хамиканален. В центре стоит статуя королю Густаву II Адольфу. Рядом пристроились палатки, где собирают подписи против войны в Ираке. Скорее всего, именно на этой площади и происходят многие важные события в жизни города. В старые времена здесь располагались многочисленные ремесленные лавки и торговые прилавки.
На этой же площади, скромно, с краешку, притулилось здание мэрии Гётеборга - Рёдхус. Его построили и открыли в 1849 году. Здесь довольно часто можно заметить пары, которые вступают в брак - это что-то похожее на главный ЗАГС города. Здание Ратуши двухэтажное и светлое, фасад украшен шестью колоннами со скульптурами различных мифических персонажей. Очень удобно всё осматривать, ибо не приходится высоко задирать голову - все строения вокруг не превышают нескольких этажей.
Чуть дальше располагается вроде бы обычное здание, если не знать, что это Дом знаменитой когда-то Ост-Индской компании. Теперь здесь располагается археологический музей. А я двигаюсь дальше и оказываюсь у церкви Кристины (по имени дочери короля Густава Адольфа). На мой взгляд - довольно скромный храм, построенный в середине XVII века. Ориентир - невысокая, но коренастая башня с часами (местные жители говорят, что башня "внушительных" размеров - я бы поспорил, может быть - это так по местным меркам). Звук четырёх десятков колоколов мне так и не удалось услышать. Музей банковского дела и Городской музей закрыты.
Пришло время шагать в обратную сторону - к центральному железнодорожному вокзалу. По пути просто поражаюсь красоте отелей, среди которых сплошь знаменитые сети и громкие имена. Интересны тут дороги – не понять сразу, где проезжая часть, где ходят трамваи, а где автомобили. Тут же рядом разные киоски и павильоны с закусками. Движение кажется просто хаотичным, но потом привыкаешь, что где только что прошёл ты, через минуту пройдёт трамвай.
Поезд для перемещения в Копенгаген я выбрал быстро и сразу купил билет. Правда, неприятно удивила его очень высокая цена. Определившись с поездом, я отправился на осмотр местной набережной у реки Гёта-Эльв, которая затем впадает в пролив Каттегат. Несмотря на то, что в этот субботний вечер меня окружали просто толпы людей (гулявших, сидевших за столиками, лежащих на газонах), город показался мне ненастоящим, просто какие-то величественные декорации! И лишь выйдя к реке, я увидел живых людей и живой город.
Уже стало почти совсем темно, но небо всё ещё светлое, а вскоре зажглось освещение – моё самое любимое время для проведения съёмок. На набережной (это пристань Лилла Буммен) вовсю веселилась молодёжь, нежно и трогательно обнимались старички со своими старушками, а на противоположной стороне стритрейсеры гоняли на своих болидах. Что это были за автомобили! Шедевры мирового автопрома. И как всё было организовано! Полицейские автомобили стояли на всех «сложных участках», полностью была исключена возможность появления на пути городских гонщиков случайных людей. Красотки в силиконовых комбинезонах махали клетчатыми флажками, а гонщики с рёвом срывались с места. Юмора у них было предостаточно: когда один из гонщиков почему-то остановился, другой, увидев это, тоже остановился и даже стал его поддразнивать – выписывал круги вокруг, сигналил и ревел мотором, пока второй не завёлся и не вступил снова в гонку. Но всё равно – выиграл первый.
Сразу бросается в глаза странная конструкция хайтекового небоскрёба Лилла Буммен (86 метров). Говорят, там есть смотровая площадка – вот бы туда забраться! Местный оперный театр (Goteborgsoperan) просто бесподобен. Сплошное стекло и бетон, довольно внушительные размеры... Но он не смотрится здесь чужеродно, тем более, что он умело подсвечен. Прочитал, что архитектор хотел вложить (и у него это получилось) во внешний вид театра его внутреннее содержимое: творческий человек найдет в конструкциях театра и занавес, и зрительный зал, и сцену. А ещё, театр превосходно сочетается с самим местом, где он расположился: с гаванью, мостами, парусами пришвартованных яхт...
Вокруг расположились дорожки для прогулок и прочее для отдыха. Рыбные ряды для гурманов, Музей мореплавания – для любителей. Шикарно смотрится пришвартованное здесь парусное судно, покрытое лампочками - это четырёхмачтовый парусник "Викинг". Его построили на датских верфях в начале XX века и полвека активно им пользовались. А затем решили пришвартовать его в Гётеборге и организовать в нём отель с ресторанами. Много вокруг разного рода кораблей, корабликов, катеров и прочего, некоторые из которых являются плавучими ресторанами. Здесь же рядом пристроились и большие военные корабли.
Почти совсем стемнело и всё вокруг напомнило мне Венецию. Улицы буквально залиты светом, он отражает от воды, красивое небо и практически никого вокруг. Кому вся эта красота? Мне одному? Пробираюсь по пустым улочкам к своему отелю – завтра рано вставать. Встречаю много интересных, но непонятных зданий – что в них находится? О, а вот и местное казино… Как я понял по многочисленным рельсам и бегающим по центру трамваям - это наиболее любимый вид общественного транспорта в Гётеборге. Экологически чистый вид транспорта!
Где-то здесь, в Старом городе, среди жилых кварталов должен быть местный Кафедральный собор (Домкирха). Нашёл его, хоть и не сразу. Вокруг - небольшая площадь. Собор не слишком хорошо заметен со стороны, если только подняться на какую-то смотровую площадку. Итак, это третье строение на данном месте... 1827 год... Не показалось оно слишком величественным и отвечающим критериям "главный собор города". Над входом - высокая башня-колокольня с часами и 4 колоколами (так и не услышал, как они звучат). Собор в классическим стиле, 4 колонны у входа. Вокруг располагается не слишком большой, но красивый парк (когда-то на этом месте было кладбище). К сожалению, позднее время не располагало к прогулкам по его тропинкам...
Ближе к центру всё ещё ресторанничают многочисленные жители и гости города. Как и в других скандинавских городах, поражает то, что ближе к вечеру в городе закрывается всё, исключая рестораны и кафе. Остается лишь проходить мимо витрин, любоваться их содержимым и проходить дальше. Завтра воскресенье – вновь всё будет закрыто!
Наибольший интерес у меня вызывал магазин по продаже алкогольных напитков. Он принадлежит государству, и его работа строго контролируется. Часы его работы достаточно неудобные. К тому же ещё и два выходных дня. Вот и получается, что определённое препятствие к покупке алкоголя приводит к меньшему его потреблению. И здесь вряд ли найдутся такие предприниматели, которые решат заниматься продажей алкогольных напитков из-под полы или с нарушением закона. Желающим приходится посещать ресторан или кафе, где алкоголь дорог и сильно надринькаться не получится. Кстати, директора местных алкогольных магазинов получают премии, если продажи товаров снижаются! Вот она – забота о здоровье населения страны.
Рассматривая витрины закрытых магазинов в Гётеборге, а также ценники с довольно высокими цифрами, я вспомнил, что в Осло они ещё более высокие. Может быть, поэтому в Норвегии сложилась традиция – многие норвежцы (особенно из приграничных со Швецией городков) отправляются за продовольствием в Швецию. Там цены ниже процентов на 25-30. В том числе и на алкогольные напитки. А если делать покупки сразу на 2 недели или месяц, то выгода ощутимая. При этом не существует пограничных и таможенных пунктов, которые бы препятствовали подобному перемещению товаров или облагались пошлинами. Если граждане нашли выгодный для себя вариант – пользуйтесь. Нам бы так…
С утра на завтраке сижу у окна. На улице не то, чтобы людей не видно, машин нет. 8 часов утра, воскресенье! С камерой отправляюсь на прогулку, у меня есть пара часов, так что успею увидеть многое. Город хоть мне и незнаком, но заблудиться не боюсь – улицы тут довольно ровные. Успеваю увидеть много интересного: библиотеку, роскошные дома, большие и маленькие церкви и соборы. Здание городской библиотеки – как замок какой! Здание хоть и старинное с виду, но построено в 1967 году.
Побывал и на небольшом продуктовом уличном рынке: корнеплоды, зелень, цветы, овощи и фрукты. По ценам ничего не скажу – не приценивался, но местные жители активно интересуются овощами. Забрёл в район с несколькими улочками, вокруг которых построены недорогие (возможно, щитовые) домики для небогатых горожан и студентов. Всё очень просто, без выкрутасов, как говорят в Санкт-Петербурге: «Бедненько, но чистенько».
На горке увидел какое-то странное строение округлой формы из камня. Наверху блестит королевская корона. Небольшой королевский замок или сторожка королевского егеря? Оказалось, что на холме располагается редут Skansen Kronan. Это старая крепость высотой 4 этажа. Толщина стен (указанная в путеводителях) составляет 5 (!) метров. Надо было подняться и погулять вокруг - оттуда (говорят) открывается прекрасный вид на окрестности. Но что можно успеть за неполные сутки?
Издалека увидел очень высокий и красивый шпиль церкви. Оказалось, что мало того, что шпиль высотой 75 метров, так ещё и расположилась церковь на горке. Это церковь Оскара Фредерика (1893 года постройки). Местные жители нескромно говорят, что это самая красивая церковь Швеции. Жаль, что было закрыто и я не смог увидеть старинные фрески, украшающие его изнутри. Было бы интересно и орган послушать...
Время заканчивается и я выбираюсь ближе к реке – оттуда возвращаться по прямой быстрее. Порт отсюда виден как на ладони, со всеми своими терминалами. Где-то здесь швартуются корабли, которые перевозят пассажиров и автотранспорт между скандинавскими государствами. Всё вокруг просто притягивает взгляд.
Практически в самом конце осмотра города я оказался на площади "Железный рынок". Это одна из пешеходных зон Гётеборга. Фонтан (под старину, с позеленевшими бронзовыми статуями) привлёк моё внимание - его создали в 1927 году. Хочется назвать это место "богемным" - вокруг располагаются театры, галереи, многочисленные кафе и рестораны. Так что общаться на эту площадь приходят не только местные жители, но и туристы. Сама площадь появилась в начале XVIII века. Чаша фонтана пятиконечная и там установлены фигуры представительниц пяти континентов нашей планеты. Очень бы хотелось провести здесь некоторое время, но пора было спешить на вокзал.
На обратном пути заметил красивый и высокий шпиль церкви Хага (середина XIX века, неоготика). Колокольня со шпилем имеет высоту 49 метров, но вокруг было множество здоровенных деревьев - если бы не просвет в парке, мог бы и не заметить эту красоту. Церковь создана в стиле английских храмов. Как раз по воскресным дням здесь проводятся концерты органной музыки (тут целых два органа). Мне же очень хотелось бы услышать, как звучит клавесин XVI века, который установлен здесь же. Но, не в этот раз...
Гётеборг запомнился мне лёгким и позитивным городом. С раннего утра открываются рестораны и кафе... И даже обычные трубы (они тут белого цвета) смотрятся позитивно, не портя всей картинки. Вокруг очень много зелени, жилые дома просто дворцы какие-то. Так и хочется сказать: «Богато живут!»…