- > Азбука
-
>
Европа
- > Австрия
- > Беларусь
- > Бельгия
- > Ватикан
- > Венгрия
- > Германия
- > Греция
- > Дания
- > Испания
-
>
Италия
- > Алессандрия
- > Аоста
- > Асти
- > Бергамо
- > Болонья
- > Брешия
- > Венеция 2007-2012
- > Венеция 2014-2016
- > Вентимилья
- > Верона
- > Верчелли
- > Виченца
- > Генуя
- > Иврея
- > Казерта
- > Катания
- > Комо
- > Кремона
- > Кьявари
- > Лаванья
- > Ланчано
- > Лекко
- > Ливорно
- > Милан 2007-2012
- > Милан 2014-2017
- > Модена
- > Монфальконе
- > Монца
- > Неаполь
- > Новара
- > Павия
- > Падуя
- > Пальманова
- > Парма
- > Пескара
- > Пиза
- > Помпеи
- > Портофино
- > Пьяченца
- > Равенна
- > Рим
- > Римини
- > Санремо
- > Санта-Маргерите
- > Сиракуза
- > Специя
- > Терамо
- > Триест
- > Турин
- > Удине
- > Флоренция
- > Чивитавеккья
- > Латвия
- > Люксембург
- > Мальта
- > Монако
- > Нидерланды
- > Норвегия
- > Польша
- > Португалия
- > Сан-Марино
- > Сербия
- > Словакия
- > Словения
- > Турция
- > Финляндия
-
>
Франция
- > Авиньон
- > Антиб
- > Аркашон
- > Арль
- > Безансон
- > Бержерак
- > Бокер
- > Бордо
- > Вильфранш
- > Грасс
- > Гренобль
- > Дижон
- > Канны
- > Каркассон
- > Ле-Канне
- > Либурн
- > Лион
- > Марсель
- > Ментона
- > Монпелье
- > Ним
- > Ницца
- > Оранж
- > Орлеан
- > Париж
- > Перпиньян
- > Реймс
- > Сен-Рафаэль
- > Сен-Тропе
- > Тараскон
- > Тулон
- > Тулуза
- > Шамбери
- > Шартр
- > Хорватия
- > Чехия
- > Швейцария
- > Швеция
- > Эстония
- > Видео
- > Саквояж
- > Контакты
Шартр * Chartres
Карнуты, которые основали Шартр, называли его Аутрикум (Антрикум) – он был одним из религиозных центров Галлии. В I веке до н.э. город завоевали римские войска Юлия Цезаря. Под властью Рима город значительно увеличился в размерах, обзавелся форумом, храмом, амфитеатром и акведуками. Улицы города замостили щебнем и покрыли гравием. По их краям были вырыты сточные канавы, за которыми следовали широкие тротуары. Пересекались улицы под прямым углом, и были плотно застроены домами. Город обладал системой канализации и водоснабжения. В эпоху заката Империи, Шартр ужался до размеров маленькой деревеньки. Город преследовали частые пожары. В IV веке, когда христианство стало официальной религией, на месте языческого холма возникла первая христианская базилика. В последующие четыре века Шартр неоднократно подвергался набегам различных завоевателей. В 743 году город разграбил герцог Аквитанский. В IX веке Шартр неоднократно подвергался нападениям викингов. Город пришел в упадок, и на его месте образовалось несколько деревень. Лишь в эпоху Каролингов Шартр вновь стал напоминать город: вокруг него выросли мощные стены, за которыми укрывались и горожане, и жители окрестных деревень в периоды войн и нападений. Главным городским сеньором вплоть до X века являлся епископ. При этом сильно пострадал Кафедральный собор. Желая поддержать работы по его восстановлению, король Карл Лысый подарил Шартру весьма почитаемую христианскую реликвию - покров Богоматери, который, согласно легенде, находился на Деве Марии во время рождения Иисуса Христа. Этот щедрый дар стал мощным стимулом к экономическому развитию города за счет паломников. Укрепившееся экономическое положение привело к расцвету интеллектуальной жизни города. Епископ Фульберт Шартрский стал основателем школы Шартра. Со временем она превратилась в центр французской философии. Город увеличивался в размерах и уже не помещался в прежних границах - пришлось перестраивать фортификационные сооружения. С XII века Шартр делится на две части: «верхний город» (где был расположен графский замок и епископский дворец) и «нижний город» (у реки Эр находились дубильные и кожевенные производства, мельницы и т.д.). В 1286 году был выкуплен французским королем. В XIV веке началась Столетняя война Англии с Францией, на город постоянно нападали разбойники, была угроза вторжения вражеских войск. В 1417 году войска герцога Бургундии Иоанна Бесстрашного, воевавшего на стороне англичан, захватили город. Под власть французского короля он был возвращен в 1432 году. В XVI веке, в период религиозных войн между католиками и гугенотами, войска принца Конде осадили его, но потерпели неудачу и вынуждены были отступить. После восстания в 1588 году королю Генриху III пришлось бежать из столицы и укрыться в Шартре. В апреле 1591 года был осажден войсками Генриха IV. Генрих избрал местом своей коронации Шартр (вопреки сложившейся традиции короноваться в Реймсе) – он стал первым королем из династии Бурбонов. Во времена Французской Революции было утеряно множество католических реликвий, которыми славился Шартр, планировали снести и главную гордость Шартра – Кафедральный собор, однако его удалось спасти, ненадолго объявив Храмом Разума. В 1849 году был открыт железнодорожный вокзал, в 1909 году в Шартре был построен один из первых во Франции аэродромов. В годы Первой мировой войны город пережил бомбардировку. Во время Второй мировой войны Шартр дважды подвергался бомбардировкам. В августе 1944 года Шартр был освобожден войсками союзников.
2015 год
Как мне хотелось уже больше никуда не ездить! Я добрался до крайней точки моего нынешнего путешествия - прибыл в Париж. Мне так надоели поезда, самолёты, автобусы и теплоходы! Почти полдня я всё решал: поехать куда или нет, хочу я увидеть ещё что-то или не хочу. Цель была определена заранее – Шартр (тот самый, где знаменитый собор с витражами). Тем более, что провинция во Франции мне нравится гораздо больше, чем крупные города. Там сохранилось гораздо больше французского, чем в городах-миллионниках...
Утро оказалось мудренее вечера. Я понял, что провести целый день, слоняясь по Парижу - это не оригинально, поэтому в 7 часов утра отправился на вокзал. Поезда в Шартр идут с вокзала Монпарнас (метро рядом имеет одноимённое название). С непривычки, до вокзала я добирался долго и опоздал на поезд всего на пару минут, следующий отправлялся через час. Поездов много, они идут каждый час, а то и чаще. Поезда следуют как до станции Шартр, так и дальше в западном направлении. Мой поезд идёт дальше, поэтому он более комфортабельный, а обычно на этом маршруте курсирует чартер «Париж-Шартр» - поезд самый обычный. Покупая билет, не перепутайте Шартр (Chartres) и Шартрёз (Chartreuse)! Билет стоит 16€, в пути (в зависимости от типа поезда) придётся провести от 1 часа. Оказываюсь в Шартре довольно рано - ещё только 10 утра. Посмотрел расписание обратно, и запланировал себе сначала 1,5 часа на осмотр города, потом добавил ещё час, и ещё час, и потом ещё полчаса. Это я так увлёкся осмотром город, открывая его для себя. Нечасто удаётся побывать в городе, который замечательно сохранился со времён Средневековья и эпохи Возрождения.
Я почти сразу оказался на большой городской площади Шатле (Place Châtelet) - отсюда был виден и сам собор, и некоторые местные достопримечательности. Хотя, далеко не все. Очень далеко не все: их оказалось неожиданно много для такого небольшого городка. Я решил начать знакомство с городом с главного собора Шартра – Кафедрального собора Богоматери. Понимаю, что вблизи отснять его нормально не получится, поэтому общий вид решил снимать издалека. В глаза бросается то, что башни собора разные – это не совсем привычно, но и не является каким-то "архитектурным нарушением".
На площади я немного затормозил у необычной инсталляции - на скамейках сидели две фигуры людей и смотрели друг на друга вполоборота. Непонятно, что это значит. Рядом у небольшого сквера установлен памятник, посвященный каким-то военным событиям (я не разбирался подробно).
В магазине сувениров меня сразу же привлекли необычные штуки: это были миниатюрные горгульи, которые традиционно украшают французские соборы (наверное, не только Шартрский) – необычайно оригинально. Если бы в продаже были мелкие фигурки, то обязательно бы купил, а так - на балкон её привинтить и народ пугать? К тому же – дорого, тяжело и сложно будет довезти. Всегда мечтал вблизи посмотреть на эти штуковины – они оказались такие забавные. Главное в них – эмоции. Минут десять стоял и рассматривал...
Собор окружён со всех сторон небольшими домиками. Тут практически нет Домской площади - буквально сразу начинаются обычные кварталы. Я смотрел на эти микроскопические домики и всё думал – как их назвать? И придумал - сюсюшечные! Неужели тут можно комфортно жить или работать? Хоть тут и располагаются разные сувенирные лавки и рестораны, но в них настолько мало места (даже учитывая подвалы), что поставить там больше пары-тройки столиков не получится.
Лицом к собору располагается старинное здание. Явно, что раньше это здание было роскошным и принадлежало кому-то из правящих особ. По срокам своего рождения оно, скорее всего, относится к Средним векам. Окна (да и сам дворец) немного напомнили мне Италию (и конкретно - венецианский стиль) - именно окна здесь самая красивая часть фасада.
Решил вначале немного осмотреть собор снаружи - очень много тут всего, что привлекает внимание. Какие-то элементы от парижского Нотр-Дама, от Реймского собора, и даже от миланского Дуомо - говорю про общие черты. У собора две башни. Они почти одинаковы по величине, но совершенно различны по конструкции.
Даже их общие очертания немного отличаются. Дело в том, что построены они были в разное время – отсюда и различие в облике. Южная башня была сооружена в 1140 году и имеет высоту 105 метров. Северная башня немного выше (113 метров). Основание осталось от прежнего собора, а уже верхнюю часть надстроили в XVI веке. Теперь там открыта смотровая площадку (внутри собора имеется особая дверь, через которую можно попасть на лестницу и подняться наверх). Посещение платное - 5,5€ с человека. Желания куда-то подниматься нет - не пошёл, хоть и хотелось мне увидеть город с высоты. Пожалел свои ноги, особенно левую.
Вход в собор бесплатный. Просят лишь не шуметь во время проведения служб. Фотографировать и снимать на видео можно свободно, ограничения на посещение храма стандартные: выключить сотовый телефон, подобающая одежда и тишина. Закончили постройку собора в 1225 году (строили всего 31 год – очень мало для такой грандиозной постройки).
На Шартрском холме – это уже шестая по счёту религиозная постройка. Сразу у западного входа можно увидеть старинную крипту, к которой вниз ведут ступени – располагается она под современным алтарём. Получается, что в состав нынешнего собора вошли и некоторое уцелевшие при пожаре помещения от предыдущего собора. Сейчас внутри идёт реконструкция и, как я увидел, собор совершенно преображается. Ставят новые колонны из красивого светло-красного мрамора, проводят разрисовку стен, обновляют интерьер практически полностью. Половина уже сделана – интересно смотреть, как было раньше и что получается после ремонта. Я до этого видел достойный ремонт лишь в итальянских храмах, а во Франции чаще всё потемневшее от времени.
По поводу местных святынь: главная здесь – это Плащаница Девы Марии (Покров Богородицы). Она хранится в соборе с 876 года (вернее, до момента постройки нынешнего собора хранилась в более ранних соборах). Её передал на хранение в Шартр император Карл Лысый. Именно для хранения этого артефакта и был построен столь грандиозный собор. А ещё здесь есть Богоматерь-защитница – небольшая фигурка в одном из пределов собора.
В соборе имеется «лабиринт» - это рисунок на полу, по которому верующие должны были передвигаться на коленях, читая молитвы. Ползти предстояло 258 метров – цифра не случайная. Точно такой же путь Иисус прошёл на Голгофу. По другой версии, при создании лабиринта (в XII веке) было использовано количество камней, равных количеству дней беременности, т.е. передвижение по лабиринту символизирует появление на свет. Лабиринт не сразу и заметишь – он заставлен стульями и лишь в определённые дни становится доступным…
Чёрная Мадонна – ещё один магнит, который притягивает сюда верующих и туристов. Строители самого первого собора откопали почерневшую от времени и пожаров скульптуру матери с младенцем. Она долго служила предметом поклонения, но была уничтожена во время Французской Революции. Позднее была изготовлена её копия – сейчас она хранится в одной из крипт собора.
Но, чаще в этот собор приходят и приезжают для того, чтобы увидеть здешние витражи – их 176. Они тут действительно замечательные. Есть «стандартные» (тянущиеся вверх, похожие формой на венецианские окна), а есть и те самые «розы». Это уже как в Нотр-Даме Парижа. Витражей-роз тут сразу несколько. Я поначалу думал, что они одинаковые. Оказалось, только по форме, а смысловое наполнение совершенно различное. Цветовые оттенки витражей собора тоже особенные. Особенно красив синий – правда, рецепт изготовления кобальтового стекла оказался утерян. Большая часть витражей хорошо видна - рисунки чёткие и легко воспринимаются. Скорее всего, это либо не оригинальные витражи, либо уже тщательно восстановленные. Есть и такие, в которых теперь трудно понять замысел их создателя. Просто скопление цветного стекла… Но и до них скоро руки дойдут: отмоют, почистят, восстановят... Говорят, что самые старые витражи собора были созданы в XII-XIII веках. Что же изображено на витражах: библейские сюжеты, истории на религиозные темы, памятные исторические события, опытные экскурсоводы подскажут и про изображения на витражах местных меценатов. Может быть, есть там витражи и на другие темы. Солнце светит сквозь них лишь в нескольких местах, и почти не отбрасывает на стены и внутреннее убранство храма цветных пятен. Обычно, очень красиво получается подобная игра света и цвета. Может быть, мне с погодой не повезло?
В процессе осмотра собора я оказался у бокового выхода. Он оказался открыт и я ненадолго решил выйти из собора, чтобы посмотреть на площадь, расположенную рядом. Карта говорит, что это место называется Cloître Notre Dame (Клуатр Нотр Дам) - Монастырь Нотр-Дам. Если говорить по-русски, то Монастырская площадь. Расположенные здесь дома произвели неизгладимое впечатление. Средневековые строения! Возможно, что реставрированные, но создаётся полное ощущение далёкого прошлого. Наверняка, дома имеют собственные имена и историю. Выяснить, к сожалению, не удалось.
В соборе располагается несколько небольших крипт. Многие из них посвящены определённым людям и событиям. Они непохожи в своём исполнении, поскольку «разбросаны» по времени. В центральной части собора (она напоминает крест) располагается престол, окружённый хорами. Его отделяет особая ограда с изображениями святых и их деяний, какие-то исторические сюжеты из местной жизни (примерно 200 скульптур, самые ранние датируются XVI веком). Почти такие же, только более грубые и из камня, обычно украшают многие соборы снаружи. А эти, я так и не посмотрел - из металла, камня или дерева? Но очень красиво. Часть из них сейчас тоже восстанавливается, и «картинка становится намного ярче». Есть в соборе и аудио гиды - можно взять напрокат штуковину, которая всё тебе подробно расскажет про собор. Сюда приходит довольно много экскурсий. В местном сувенирном магазинчике имеется большая подборка необычных, нестандартных брелоков, магнитов и прочего подобного. Тут много небольших фигурок и целых сюжетов на религиозные темы. Есть и очень интересные штуки, но стоят очень дорого (то, что понравилось - почти сотня евро). Я вышел на одну из площадок у боковых входов и оказался ещё на одной небольшой площади, которую окружали красивые строения. Собор оказался красив везде, со всех ракурсов. Работа произведена колоссальная - вырезать из камня такое количество фигур и поместить их на фасады собора - это, наверное, заняло века. К слову – всего в соборе насчитывается около 3500 статуй (хотя, встречал цифру и 10 тысяч). Я вновь вернулся в собор и решил ещё немного побродить под его сводами…
Когда я выбрался из собора, то решил обойти окрестные строения - вокруг оказалось немало интересного. Особенно мне понравился Музей, который располагался позади собора. Это бывший Епископский дворец (его строили с XV по XIX века). Теперь здесь разместился Музей изящных искусств. В музее собрана коллекция произведений искусства, религиозных артефактов, мебели за период с XVI по XIX столетия.
Перед музеем устроен небольшой сад, и оттуда можно было попасть на смотровую площадку над городом. Как там было классно! И восхищал больше не сам город, а именно площадка. Она спускалась уступами, а внизу был какой-то средневековый лабиринт-лужайка – правильно это называть «террасными садами». Были тут и какие-то остатки старинных стен и башен (как я понял, фрагменты замка Видам). Находясь здесь, я понял структуру города: у собора располагается «верхний город», а у реки Эр (которая на некоторое время раздваивается) находится «нижний город».
Сверху хорошо была видна церковь Святого Андрея (XII век). Осмотрев всё и наметив примерный маршрут, я отправился вниз - вдоль небольшой местной реки Эр расположились старинные фахверковые домики. Я сразу оказался у церкви Святого Андрея - ощущение такое, что раньше это были старинные ворота и от них начинался мост, который теперь был разрушен (осталось лишь небольшое начало арки моста). Оказалось, что эти арки-мосты были построены для поддержания стен церкви, да и сама церковь растянулась сразу на оба берега. Французская Революция превратила храм в склад фуража. Заметил я и фонтан (скорее колодец), как-то связанный с местным святым. Во дворе церкви можно увидеть небольшой сад – его восстановили в том же стиле, как и задумывали – церковный средневековый сад. Сейчас в этом здании проводят различные городские мероприятия.
На соседнем каменном мостике (который хоть и был старинным, но по нему ездили легковые автомобили) рыбачил местный дедок, для прикорма рыбы у него был с собой местный длинный батон. Вокруг была устроена небольшая система дамб. Практически вся набережная Эр (она хоть и небольшая, но очень уютная) украшена цветами, вдоль неё выстроились небольшие домики с разными сооружениями (навесы, причалы, дворики, кафе на несколько столиков и прочее). Был даже островок, на котором стояла небольшая скульптура какой-то красавицы (в стиле эпохи Возрождения). Домики вдоль набережной тоже сюсюшечные. В некоторых местах у меня складывалось ощущение, что это не Франция, а либо Бельгия (Гент или Брюгге, где тоже есть каналы на территории города), либо даже Венеция (хотя в последней зелени практически нет, а тут всё утопало в цветах и цветущих деревьях). Я решил, что надо осмотреть набережную не только в районе собора. И не пожалел!
Через некоторое время я попал в район старых городских ворот. Вот где была старина - фахверковые домики просто умиляли своей стариной, покосившимися стенами и крышами и… сюсюшечностью. В них (как всегда в таких местах) расположились трактиры, лавки с сувенирами, небольшие магазинчики.
Здесь же я и увидел старинные городские ворота Гийома со рвами вокруг. Правда, рвы ныне были пусты, а от ворот остались лишь археологические руины и какие-то фрагменты (как осколки развалившегося зуба). Дальше начинались уже более современные кварталы с частными домами. Поэтому я и решил вернуться обратно.
Вновь войдя в город, я решил отправиться по улочке, которая шла куда-то вверх, к собору. Отсюда он был очень хорошо виден, а сама улица была как в сказке - остроконечные крыши, фонари под старину, какие-то башенки на домах, сами домики сказочные, да и улочка кривая и выложенная булыжником. Красиво, наверное, выглядел Шартр для тех, кто въезжал в город через эти ворота. Дойдя до половины улицы, я свернул налево и увидел... Реально средневековый домик, который разрезал улицу Экюе напополам, и она расходилась от этого дома в две стороны, «плавно обтекая дом». Он был весь в горшках и, скорее всего, летом бывает просто покрыт цветами. А ещё большей старинности ему придавали какие-то старые вещи вокруг - крынки, кастрюли и прочее.
Невдалеке расположился и ещё один очень примечательный дом – Лестница королевы Берты (фахверковый дом XVI века с башней). Специально подошёл, чтобы рассмотреть искусную резьбу на старинных балках – такое я встретил впервые. В 1560 – 1792 годах здесь работал арбитражный суд. И вновь я направился наверх, не переставая любоваться старинными домиками. Впрочем, здесь они уже чередовались с довольно современными постройками. Людей вокруг практически не было, а по таким узким улицам проезжали лишь автомобили микролитражного формата (большим тут и не повернуть).
Эта дорога вывела меня к старейшему церковному приходу Шартра – церкви Святого Аниана (Эньяна). Правда, как и во многих местах, нынешнее сооружение появилось лишь в начале XVI века (после того, как предыдущее сгорело). Французская Революция сделала из церкви очередной склад и тюрьму. Собор внешне был похож не только на храм, но немного на старинный замок. А внутри просто поразил меня своей необычной архитектурой. С таким я как-то ещё не сталкивался - всё это напомнило мне какой-то большой и светлый ангар. Правда, украшенный религиозными и прочими элементами ангар.
Больше всего мне понравился «второй этаж» - было ощущение как в театре: вот-вот в этих маленьких ложах появятся зрители. Внизу было множество небольших старинных капелл, давно не видевших хорошей реставрации. Только я собрался отсюда уходить, как в храм пришёл местный органист и начал репетицию. Начал он величественно, но потом даже я почувствовал, что он «халтурит». Хотя и такие звуки всё равно вызвали восхищение – тут оказалась замечательная акустика. Богослужения были восстановлены в этой церкви в 1823 году, это был единственный на то время действующий приход.
Двигаясь к церкви Святого Аниана по улице Сен-Пьер с удовольствием разглядывал домики - по мне это исключительно реквизит для съёмок кино про Средние века. Издалека мне удалось увидеть и église St Pierre - церковь Святого Петра, но посетить её я просто не успел…
А потом я очень неожиданно открыл для себя современный Шартр. Я считал, что этот городок состоит исключительно из сюсюшечных домиков – а вот и нет. Я оказался на одной из площадей города (она носит название Аль - Place des Halles, возможный перевод "рыночная площадь"), где почти не было старинных построек – это уже почти как деловой центр. И лишь как небольшие «изюминки» кое-где были разбросаны старинные постройки или элементы (часть ворот, башни и прочее). «Изюминкой» оказалась и небольшая городская мэрия, которая несколько «потерялась» среди строек и строительных лесов.
Мне понравился местный естественно-научный музей. Здание, судя по архитектуре и элементам декора, отнюдь не современное и принадлежавшее ранее монастырю или какому-либо религиозному ордену. Многочисленные экскурсии школьников подтверждают, что процесс обучения местных детишек достаточно интересен и история изучается на реальных археологических и архивных артефактах.
Необычно оригинальную архитектуру фасада имеет местный детский театр. Я сначала подумал, что здание ремонтируется и видны строительные леса. Но потом оказалось, что так и задумано: фасад, словно ощетинившийся ёж или гнездо сороки. Но это были первые ощущения, подойдя ближе я уже мог назвать фасад этого театра "красивым" и "стильным", особенно его каменную арку...
Я вышел на дорогу, которая плавно поворачивала направо, вдоль неё выстроились старинные и не очень, общественные и частные здания, дома и сооружения. Это был бульвар Куртий, который незаметно перешёл в бульвар Шаль. Их проложили там, где когда-то проходила крепостная стена. Здесь же рядом неплохо сохранилась старинная башня, которая входила в состав этих самых крепостных стен. На карте лишь указано название этой башни - Archéologique d'Eure et Loir Sté.
Особенно мне понравился небольшой, но симпатичный городской театр - Théâtre de Chartres. Он построен и оформлен в стиле итальянских дворцов-палаццо. Небольшой, но очень симпатичный. Судя по всему, строение достаточно новое - конец XIX - начало XX века. Попасть к нему можно, спустившись в особый подземный переход с надписью THEATRE...
Идя по этой дороге, я оказался на огромной (для этого города) площади овальной формы. Это площадь Эпар (Place des Épars), с неё я и увидел то самое оригинальное высокое здание со шпилями (как дворец), которое заметил в самом начале осмотра города. Это медиатека «Апостроф» (проще говоря, библиотека). Здание почти современное - его построили в 1928 году, ранее здесь располагался почтамт.
Путеводители предупреждают туристов: не перепутайте Шартрский собор и медиатеку. Обычно, так шутят про японских туристов… Оказалось, что я сделал крюк и вернулся практически к железнодорожному вокзалу. Получается, что внутри этого периметра (между собором, рекой и бульварами) и расположился центр города.
Я оказался в небольшом лабиринте улиц, вокруг которых выстроились дома самые разнообразные. Это уже не были те самые сюсюшечные домики – по большей части это оказались современные дома, некоторые в 4-5 этажей. Очень аккуратные, отремонтированные, на первых этажах которых располагаются различные магазины, кафе и рестораны, кондитерские, фирмы, ателье и прочее. Тут мне встретилось много интересного. Был обед, и многие отправились за чем-то съестным. Подошёл к лавке, в которой продавали выпечку и разнообразные традиционные французские бутерброды внутри багета. Тут же рядом стояла круглая скамейка, на которую и присаживались многие из тех, кто купил тут булку или бутерброд, чтобы с аппетитом его съесть. Мне было немного стыдно, но я не мог не снять этот хоровод жующих людей, причём рядом сидели совсем разные люди (офисные работники, строители, пенсионеры). Видно, популярное у местных заведение.
А улочки уводили меня всё дальше в лабиринт улиц. Тут всё было очень по-столичному: бутики, современная отделка, хорошие дороги. Да и покупатели уже появились с фирменными пакетами. Много брендовых бутиков (и это в часе езды от Парижа). Это местная торговая миля...
На одной из улиц я встретил интересный памятник, скульптурную группу или городскую скульптуру - назвать можно по-разному. Он современный, но изображает неких старинных войнов (реальных или придуманных – не знаю). Мне они чем-то напомнили инопланетян и войнов эпохи Чингисхана одновременно…
Запомнилось мне одно питейное заведение со старинными полукруглыми окнами и дверьми (типично французское заведение), а ещё небольшое и узкое строение с отделкой из песчаника, в котором разместилась книжная лавка (она была очень узкой, но высокой). А в старинном особняке теперь расположился модный бутик...
Я мог бы провести в прогулках по Шартру довольно много времени, но я и так уже несколько раз переносил свой отъезд. Поэтому решил - хватит. Было бы замечательно провести время на главной площади Шартра – тут много зелени, каких-то памятников и монументов. Просто походить и посмотреть всё вокруг. Получилось, что по приезду, я прошёл лишь по её краю и сразу свернул к собору, а на обратном пути не было времени осмотреть всё как следует.
В итоге - я провёл в Шартре 3,5 часа. Я не посещал там никаких музеев, время и так пролетело незаметно. Не успел я увидеть Дом Лосося и овощной рынок – места очень притягательные для туристов – жаль. Но всё-таки я остался доволен. На обратном пути к вокзалу (в районе площади Женераль де Голь) наконец-то обратил внимание ещё на одну большую церковь - Église Sainte-Foy de Chartres. Посетить было некогда, поэтому просто сфотографировал и отправился к вокзалу.
Французская провинция - это очень интересно. Мог бы и ещё на час-другой найти себе тут занятие, но хотелось успеть немного прогуляться и по Парижу. Написав рассказ о поездке в Шартр, я заметил, что он оказался не короче, чем о более крупных французских городах, которые я посетил. Так что, концентрация красивого и интересного здесь оказалась чрезвычайно высока. Будете в Париже – не забудьте посетить Шартр…