Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Пьяченца * Piacenza

Пьяченца была основана римлянами 31 мая 218 года до н.э. как военный аванпост на галльской территории для обороны рубежей Империи. Этому способствовало выгодное стратегическое расположение.  В город переезжают первые 6 тысяч колонистов. Поселенцы наделяются привилегиями: они не только имеют право самостоятельно заниматься торговлей и вступать в брак с римскими гражданами, но и отдавать свой голос на собраниях Рима. В течение нескольких столетий сохраняется «римский» тип застройки, о чём свидетельствуют ровные перпендикуляры современных проспектов и улиц, вымощенных по контурам древнего города. К IV веку практически всё население перешло в христианскую веру, а в IV - V веках появляются новые культовые сооружения. С VIII века налаживаются связи с лангобардами, что способствует развитию религиозных и философских идей. Пьяченца становится оживлённым центром торговли и ремёсел, через который проходит одна из самых важных судоходных артерий Апеннинского полуострова - река По. С X века в городе активно формируется собственное купеческое сословие. На этот же период приходится расцвет средневековой архитектуры города. В 1281 году к власти приходит Альберто Ското. В конце XII - начале XIII веков обостряется борьба многочисленных династических семейств за Пьяченцу, что сильно ослабило её мощь и сделало бессильной перед миланскими герцогами, которые уже давно присматривались к богатствам процветающего соседа. В 1313 году, с приходом к власти Джан Галеаццо, начинается долгий период царствования рода Висконти, длившийся до 1447 года. Висконти внесли значимый вклад в создание образа неприступного и боеспособного города. В 1315 году были укреплены городские стены, началось строительство Цитадели По. В 1447 году жители Пьяченцы восстали против обосновавшегося в городе миланского милицейского гарнизона, вызывавшего недовольство у местного населения своей распущенностью и беззаконием. Когда к власти пришёл Франческо Сфорца, в городе уже чувствуется влияние флорентийского Возрождения, дополненного традициями миланской и павийской архитектурной школ. В 1545 году появляется новое государство Парма и Пьяченца. Этот период отмечается активным строительством оборонительных сооружений  обустройством города. В 1732 году начинается относительно недолгий период правления Бурбонов, который характеризуется противостоянием двух культур – французской и итальянской. 5 мая 1796 года в город входят войска Наполеона. В 1815 году Пьяченца переходит во владение дочери Фердинанда I Австрийского Марии-Луизы, жены Наполеона. Мария-Луиза была очень популярна среди граждан Пьяченцы. С 1822 года Австрия содержит в городе постоянный гарнизон. После смерти Марии-Луизы в 1847 году Герцогство Пармы и Пьяченцы переходит к Карлу III, приверженцу жёсткой авторитарной политики. В 1859 году Пьяченца была присоединена к савойскому королевству Витторио Эмануэле II. Завершение периода объединения Италии застало город в упадке. Только в конце прошлого века наступает период относительного спокойствия и благополучия.

2011 год

Проезжал этот город несколько раз: по пути в Болонью, в Парму, в Модену. Но никогда тут, на вокзале Stazione FS di Piacenza не останавливался. Наверное, пришло время. Ехать далеко не хочется, но и сидеть в дождливом Милане нет желания. Еду! Пути от Милана до Пьяченцы 55 минут и €5,75 в одну сторону. Вот бы путеводитель почитать или в интернете покопаться – не подумал заранее. Даже карты перед глазами нет - придётся, как привык, интуитивно... И интуиция меня не подвела.

Железнодорожный вокзалЖелезнодорожный вокзал

Я в Пьяченце. А мне тут нравится! Городок действительно замечательный. Чистый и ухоженный. На туристов, если он и рассчитан, то в малой степени. Всё тут сделано для удобства местных жителей. Площадь Маркони (Piazzale Marconi) небольшая, но уютная. А рядом стоит (по-моему) единственный небоскрёб Пьяченцы.

Памятник ГарибальдиПамятник Гарибальди

Почти сразу у вокзала всех встречает памятник Гарибальди, а рядом большой и красивый парк "Сады Маргарита" (Giardini Margherita). Здесь просто буйство зелени. Не могу в полной мере оценить парк, ибо пока ещё не жарко и тень не требуется. Возможно, на обратном пути можно будет попрохлаждаться у фонтана...

Сады МаргаритаСады Маргарита

На карте центр Пьяченцы выглядит очень правильно – чёткие кварталы, ровные углы, параллельные и перпендикулярные улицы. Но это в центре, немного в стороне геометрия нарушается. Скорее всего, это осталось от римлян – они любили такую геометрию своих городов. Обратил внимание, что здесь очень плотная застройка. В центре совсем мало парков, скверов и площадей. Дома, дома, дома…

ПьяченцаПьяченца

В центральной части пьяченцам приходится жить в домах старой, иногда даже античной постройки. Хотя, почему приходится? Может им это нравится! Все удобства имеются. Правда, я обратил внимание, что все коммуникации проходят снаружи (видны трубы, идущие снаружи по стенам – в нашем климате такого позволить себе не удастся) - но, главное - результат. Есть вода, отопление и канализация.

ПьяченцаПьяченца

Прибыв в Пьяченцу, я заметил, что буквально недавно здесь прошёл сильный ливень. Было много луж и смытых с деревьев цветов и почек. Зато дышалось легко! И народ повылазил ото всюду и теперь с наслаждением прогуливался по улочкам или сидел на скамейках парка, а также за столиками уличных ресторанов и кафе.

ПьяченцаПьяченца

Так вышло, что осмотр достопримечательностей Пьяченцы я начал с посещения базилики Сан-Савино или Святого Сабина (Chiesa di San Savino), построенной в начале XI века – она оказалась на моём пути первой. Довольно скромный фасад, который рассмотреть как следует можно только издалека. Заметил, что стены "ложенные-переложенные". Заметно использование разных материалов, следы реконструкции - по всему заметно, что зданию почти тысяча лет...

Базилика Сан-СавиноБазилика Сан-Савино

Внутри достаточно скромно, однако здесь очень много ценного для понимающих людей: и распятие XII века, и чёрно-белая мозаика (XI века), и изображение старика, олицетворяющего Время, в руках у которого две сферы (луна и солнце). Не хватало света, чтобы картинки получились яркими и сочными. 

В базилике Сан СавиноВ базилике Сан Савино

Я даже успел спуститься в крипту, к которой ведёт широкая и красивая лестница. Там я заметил изображения знаков Зодиака и символов сезонных работ, которые выполняются в разные месяцы года. В базилике я увидел уже традиционных для севера Италии «испуганных и усталых» львов, которые держат на себе колонны.

"Испуганный" лев"Испуганный" лев

Я совершенно не знал города заранее, поэтому шёл наобум. То и дело мне на пути попадались площади и просто улочки, где были разные храмы, памятники и просто красивые дома. В большинство храмов мне удалось зайти и сделать фотографии. При столь небольшом размере городка и немногочисленном населении, поражают размеры храмов и базилик - могут вместить тысячи человек. Они богато украшены росписью, картинами и гобеленами. Большинство храмов реконструировано, но на фасадах кое-где оставлены фрагменты прежней отделки.

ПьяченцаПьяченца

Мне понравилось, что если посмотреть вдоль практически любой улицы, то обязательно увидишь фасад церкви или колокольню (башню) – это превосходные ориентиры, куда двигаться дальше в поисках достопримечательностей. Вот и церковь Сан-Рокко (Chiesa San Rocco) тому доказательство.

Римская улица, церковь Сан-РоккоРимская улица, церковь Сан-Рокко

На одной из улочек мне случайно встретился православный храм, в котором как раз шла служба. Очень необычная смесь: храм оформлен по всем католическим канонам, но поверх этого всего помещены православные иконы и символы православной церкви. На паре образов я даже узнал Серафима Саровского…

В Православной церквиВ Православной церкви

Первоначально, церковь Святого Петра (Chiesa di San Pietro) и дворец Ланди (Landi Palace) я принял за одно строение. Однако, это два разных здания. Церковь имеет просто великолепный фасад, в нишах которого помещены шесть статуй Святых. Купола церкви почти не видно, если только отойти подальше. Палаццо Ланди - один из городских дворцов, изначально он был построен в Средние века, но в конце XV века был заметно обновлён.

Церковь Святого Петра и палаццо ЛандиЦерковь Святого Петра и палаццо Ланди

Внутри церковь Святого Петра меня просто потрясла. Почему-то мне вспомнился Ватикан и его Сикстинская капелла. Наверное яркие фрески на потолке натолкнули на это сравнение. Хотя красив тут не только потолок - церковь вся просто изумительно отделана различными декоративными элементами. Сочетание красок хоть и не яркое, но подобрано с большим вкусом. Постройка явно не новая, но сохранилась в превосходном виде.

В церкви Святого ПетраВ церкви Святого Петра

В Пьяченце повсюду просто нереальная смесь старинного и современного. Постепенно вокруг становится всё больше прохожих, правда автомобилей по-прежнему почти не встречается – это я приближаюсь к центру города. Совершенно интуитивно выбираюсь к центральной площади города – Пьяцца-дель-Кавалли. Именно здесь сосредоточено большинство памятников средневековья. Но, буквально перед выходом на площадь упёрся в красивое здание – базилику Святого Франциска (San Francesco), построенную в конце XIII века. Не мог пройти мимо, тем более, что было открыто.

Базилика Святого Франциска Базилика Святого Франциска

Оказалось, что за таким простым фасадом скрывается превосходное внутреннее содержимое. Запомнилась роспись стен и потолков, среди которых есть даже фрагменты фресок XIV века. Атмосфера в базилике показалась мне очень "тёплой" и приятной. Фасад я, наверное, зря назвал «простым»: тут и красивое окно роза, и необычные круглые сквозные отверстия. Да и сам наложенный двускатный фасад из кирпича очень примечателен.

В базилике Святого Франциска В базилике Святого Франциска

Наконец выбираюсь на площадь Кавалли (Piazza Cavalli) - в самый её центр. Когда-то, ещё в римские времена, здесь располагалось Марсово поле – древнеримский военный лагерь. Самые интересные здания на этой площади – Готический Дворец Коммуны и Дворец Правителя. А назвали площадь (точнее, переименовали с пьяцца Гранде – Большой площади) Кавалли потому, что здесь в 1620-1625 годы появились две большие конные статуи Рануччо и Алессандро Фарнезе. Эти статуи установлены по краям Дворца Коммуны.

Пьяцца КаваллиПьяцца Кавалли

В 1281 году построили этот дворец, в котором планировали разместить городское управление. Построили его на деньги и по заказу местного торговца Альберто Ското. Хотя внешне дворец и выглядит очень компактно, но на самом деле имеет довольно просторные помещения. Как бы подобрать слова, чтобы описать свои ощущения от увиденного. Напоминает, ларец – вот, так будет правильнее. Даже какую-то шкатулку на ножках с «кремлёвскими зубцами». Смотрится он непривычно ярко. Если внимательно приглядеться, то на центральной башне можно увидеть колокол. Раньше его использовали для того, чтобы по разным поводам собирать местное население на площадь.

Дворец КоммуныДворец Коммуны

Я немного прогулялся под его сводами и заметил: тут давно не было ремонта, часть колонн облицована мрамором, часть нет. Мне очень понравились большие арки, которые окружают окна на втором этаже. Они концентрически расходятся от окна – эта работа камнерезов довольно неплохо сохранилась.

Под сводами дворца КоммуныПод сводами дворца Коммуны

Напротив Готического Дворца располагается Дворец Правителя (Governor's Palace). В сравнении с предыдущим дворцом – это довольно недавняя постройка. Его значительно изменили когда реконструировали всю площадь. Дворец Правителя украшен многочисленными античными статуями, и на нём располагаются оригинальные солнечные часы. Когда-то (до 1860 года) здесь не только работали, но и жили местные правители. Мне очень нравится делать фотографии одного здания из-под арки другого. Здесь как-раз это получилось – арки Готического Дворца для этого прекрасно подошли.

Дворец ПравителяДворец Правителя

Мэрия Пьяченцы (Comune di Piacenza) расположилась слева от дворца Коммуны. Их разделяет совсем небольшая площадь Торговцев (Piazzetta Mercanti). Соответственно, здание мэрии носит название Palacco Mercanti. Оно было построено в XVII веке и имеет очень живописный вид. 

МэрияМэрияЗа мэрией располагается старинная кирпичная церковь Сан-Доннино (Chiesa San Donnino). Совершенно никакой информации про неё не нашёл. Невдалеке от Пьяцца Кавалли располагается и Пьяцца Дуомо с Кафедральным собором Пьяченцы (нужно лишь пройти по улице XX сентября несколько кварталов от площади Кавалли). Но я отправился туда не сразу, а решил сделать небольшой крюк вокруг центра. Удалось увидеть много интересного.

Церковь Сан-ДонниноЦерковь Сан-Доннино

Мне запомнились улочки, по которым неспешно прогуливались местные жители: был субботний день – день покупок и отдыха. На улицу выбирались всем семейством – родители, дети, коляски, старички, собаки… Довольно много здесь небольших, но симпатичных бутиков, магазинов, продуктовых лавок. А народ с удовольствием останавливался у витрин и рассматривал новые фасоны платьев, тортов и сумок…

ПьяченцаПьяченца

Встретился мне по дороге и местный Городской театр (Teatro Municipale) – очень большое и красивое здание на улице Джузеппе Верди (Via Giuseppe Verdi). Театры, они как-то сразу выделяются и имеют что-то сходное в своей архитектуре в разных городах и странах. А афиши только подтвердили мою догадку. Театр открыли в 1804 году. Строил его тот же архитектор, что и Дворец Правителя. До нашего времени внешний облик театра изменился незначительно.

Городской театрГородской театр

На соседней площади Piazza Sant'Antonino встретился мне очень интересный экземпляр религиозной архитектуры – базилика Святого Антонина или Антония (Basilica di Sant'Antonino). Место, наверное, не менее значимое, чем местный Дуомо. Ведь Антонин – небесный покровитель Пьяченцы, а в базилике хранятся его нетленные мощи. Строение обращает на себя внимание издалека своей восьмигранной башней. Да и огромная стрельчатая арка не может не обратить на внимания (особенно, если видишь её в первый раз).

Базилика Святого АнтонияБазилика Святого Антония

Церковь невероятно древняя - её начали строить по поручению первого епископа Пьяченцы Святого Виктора в 350 году, строительство продлилось четверть века. В Средние века церковь немного перестраивали и реконструировали. Изнутри церковь украшена изображениями жития Святого Антонина. Фрески просто великолепные. Никто не помешал мне спокойно отснять всё внутреннее убранство базилики.

В базилике Святого АнтонияВ базилике Святого Антония

А потом я обнаружил выход во внутренний двор. Он хоть и небольшой, но в нём чувствуется старина. Ряды арок, цветущие растения, какие-то археологические элементы… Просто сложно себе представить, что церковь была построена значительно больше полутора тысяч лет назад...

Внутренний двор базилики Святого АнтонияВнутренний двор базилики Святого Антония

А выйдя из базилики Святого Антонина я через некоторое время оказался на площади Дуомо (Piazza Duomo) у Кафедрального собора (Duomo). Он посвящён Вознесению Богоматери. Когда-то здесь стояла церковь святой Иустины, построенная в IX веке, но в 1117 году произошло землетрясение, церковь оказалась разрушенной – поэтому в 1122 году заложили первый камень в фундамент нового собора.

Кафедральный соборКафедральный собор

Строили его до XIV века. Потом до XIX века изменяли, дополняли, улучшали и… вновь возвращали первоначальный облик. Сама площадь Дуомо показалась мне не сильно большой, но по местным «стеснённым» меркам её можно назвать очень просторной. В центре возвышается колонна-столп, на котором установлена фигура какого-то святого. Не уверен, кто именно изображен, но не исключено, что это Святой Антонин – покровитель города.

В Кафедральном собореВ Кафедральном соборе

Рядом с Кафедральным собором располагается и какое-то явно муниципальное здание. На эту мысль меня навели часы, расположенные на башне здания. Здесь (как и с театрами) можно сказать, что итальянские муниципалитеты имеют некие сходные черты. Но нет... Оказалось, это Episcopal Palace - дворец Епископа.

Площадь Дуомо, дворец ЕпископаПлощадь Дуомо, дворец Епископа

Улочки города довольно ровные по окраинам и тем более не слишком запутаны в центре, хоть и имеют кое-где «извилистую структуру». Ориентироваться в городке легко, заблудиться практически нереально. Можно ориентироваться по башням. Тут как в Болонье - видимо любили строить башни. Но не в такой степени их тут много, как в месте, где производят болонскую колбасу и изобрели ткань для дождевиков. У меня осталось примерно около часа времени до поезда, поэтому я решил прогуляться немного по относительно современной части Пьяченцы (это на восток от железнодорожной станции). Оказался, действительно очень приятный городок. На Римской площади (Piazzale Roma), я бы назвал это место круговой развязкой, в центре высится колонна, на которой установлен символ Рима: волчица, кормящая Ромула и Рема (основателей Рима). А в другом месте мне повстречался тираннозавр из пластика на постаменте, который был раскрашен в цвета итальянского флага.

Пьяццале РомаПьяццале Рома

И даже в стороне от исторического центра, где по большей части располагаются «спальные районы» тут и там периодически попадаются старинные (и не очень) религиозные сооружения. И просто храмы и базилики, и целые монастыри с многочисленными старинными корпусами, садами и галереями. Мне встретилась церковь Санта-Мария-Торричелла (Chiesa Santa Maria in Torricella). Первая часовня на этом месте была построена в 1514 году. На площади был устроен эшафот и церковь использовали для утешения тех, кто был осуждён на смерть. Современный вид церковь приобрела в XVII веке во время реконструкции.

Церковь Санта Мария в ТоричеллаЦерковь Санта Мария в Торичелла

Какие всё-таки они тут в Пьяченце богопочитатели… Церковь Святого Августина (Saint Agostino) просто великолепна. Фасад выполнен в лучших итальянских традициях. Даже чем-то он напоминает театр. Не могу не заметить, что в Пьяченце очень популярны восьмиугольные башни и купола.

Церковь Святого АвгустинаЦерковь Святого Августина

Зелени по городу немного, большей частью она сосредоточена в парках и скверах. Потому-то, именно в этих местах и собираются любители посидеть в прохладе. Сюда же подтягиваются и «круглосуточные бездельники» чёрного цвета кожи и с полуострова Индостан. Как они все здесь чужеродны!

ПаркПарк

Поскольку Пьяченца практически соседка Пармы, то я посчитал - Пармиджано Риджано покупать можно и здесь. Его тут в супермаркетах несколько видов. Я выбрал пару кусочков по цене 18,90€ за килограмм и выдержанных в хранилищах 30 месяцев. Это, конечно, не 11,9€ как в Парме, но заметно ниже, чем в других городах. А ещё я нашёл себе потрясающий обед. Огромная килограммовая коробка морепродуктов в оливковом масле. До сих пор я смотрел на них ровно - а тут захотелось! Кстати, такого великолепия и по такой цене (9,99€) я ещё не встречал. Впервые в жизни попробую всё сразу!  Всё сразу – это микроскопические кальмарчики (размером с ноготь), щупальца осьминогов, креветки, мидии, гребешок, крабовое мясо, огурчики, перчики и море оливкового масла. Правда, как оказалось, есть места в Италии, где такие же коробки можно купить и за 6€. Например, на Сицилии. До Милана остаётся 74 км. Опять на горизонте чёрные тучи. Неужели опять будет ливень? Ну и ладно – смогу неспешно распробовать все купленные морепродукты, сидя в номере отеля…

На главную     Европа

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?