- > Азбука
-
>
Европа
- > Австрия
- > Беларусь
- > Бельгия
- > Ватикан
- > Венгрия
- > Германия
- > Греция
- > Дания
- > Испания
-
>
Италия
- > Алессандрия
- > Аоста
- > Асти
- > Бергамо
- > Болонья
- > Брешия
- > Венеция 2007-2012
- > Венеция 2014-2016
- > Вентимилья
- > Верона
- > Верчелли
- > Виченца
- > Генуя
- > Иврея
- > Казерта
- > Катания
- > Комо
- > Кремона
- > Кьявари
- > Лаванья
- > Ланчано
- > Лекко
- > Ливорно
- > Милан 2007-2012
- > Милан 2014-2017
- > Модена
- > Монфальконе
- > Монца
- > Неаполь
- > Новара
- > Павия
- > Падуя
- > Пальманова
- > Парма
- > Пескара
- > Пиза
- > Помпеи
- > Портофино
- > Пьяченца
- > Равенна
- > Рим
- > Римини
- > Санремо
- > Санта-Маргерите
- > Сиракуза
- > Специя
- > Терамо
- > Триест
- > Турин
- > Удине
- > Флоренция
- > Чивитавеккья
- > Латвия
- > Люксембург
- > Мальта
- > Монако
- > Нидерланды
- > Норвегия
- > Польша
- > Португалия
- > Сан-Марино
- > Сербия
- > Словакия
- > Словения
- > Турция
- > Финляндия
-
>
Франция
- > Авиньон
- > Антиб
- > Аркашон
- > Арль
- > Безансон
- > Бержерак
- > Бокер
- > Бордо
- > Вильфранш
- > Грасс
- > Гренобль
- > Дижон
- > Канны
- > Каркассон
- > Ле-Канне
- > Либурн
- > Лион
- > Марсель
- > Ментона
- > Монпелье
- > Ним
- > Ницца
- > Оранж
- > Орлеан
- > Париж
- > Перпиньян
- > Реймс
- > Сен-Рафаэль
- > Сен-Тропе
- > Тараскон
- > Тулон
- > Тулуза
- > Шамбери
- > Шартр
- > Хорватия
- > Чехия
- > Швейцария
- > Швеция
- > Эстония
- > Видео
- > Саквояж
- > Контакты
Гимарайнш * Guimarães * Guimaraes * غويماريس
Первым поселением на месте нынешнего города считают римское, о чём свидетельствуют многочисленные археологические находки. С VII века упоминается крепость на холме Монте-Ларгу, на месте сегодняшнего Гимарайнша – со времен правления Вамбы, последнего вестготского короля. До конца IX столетия территорией владели арабы, их поселение называлось Вимаранеш. К 950 году в ходе кровавой Реконкисты португальцы отвоевали эту землю у мусульман, ее владельцем стал граф Диогу Фернандеш. Позднее она перешла во владение его дочери, графини Мумадоны Диаш. Получив в наследство от родителей обширные имения, она разделила их между шестью детьми и ушла в основанный ею монастырь в Гимарайнше (передав ему 26 января 959 году большой надел земли). Для защиты монахов и жителей от нашествий викингов на вершине холма в 959 году был построен одиночный донжон, окружённый оборонительной стеной. Постепенно крепость расширили, с восточной и западной стороны укреплений возвели ворота – так появилась первая резиденция португальских графов. Постепенно вокруг обители возникло жилое поселение. В XI веке эти земли оказались во владении Генриха Бургундского, основателя Бургундской династии, правившей Португалией до 1383 года. Генрих стал одним из главных военачальников Альфонса VI, короля Леона и Кастилии. В 1085 году Генрих получил в дар земли и титул графа Португальского, выбрав замок в качестве резиденции. В 1096 году Гимарайншу был дарован первый португальский форал (запись обычного права), то есть Гимарайнш стал первым городом Португалии, получившим хартию от графа Генриха Бургундского, на некоторое время став столицей графства. По одной из версий, в замке в 1109 году родился сын Генриха Афонсу Энрикеш. 24 июня 1128 года состоялась битва войска Афонсу Энрикеша со сторонниками его матери, дочери короля Леона, графини Терезы. 15-летний Афонсу одержал победу, после чего объявил о независимости португальского графства от королевства Леон. Свою мать он отправил в монастырь, где она спустя 2 года закончила свои дни. В 1139 году Афонсу (с помощью крестоносцев) разгромил армию мавров в Битве при Оурике, добился признания независимого королевства папой, королями Леона и Кастелы и стал официальным первым королем Португалии, а город стал первой столицей королевства Португалия. Через некоторое время столица была перенесена в Коимбру, а Гимарайнш становится обычным португальским городом. В 1383—1385 годы Айриш Гомеш да Силва повелел построить вокруг замка стену с 8 воротами и 8 башнями (28-метровой высоты) - её периметр достигал 2 км. В 1420 году крепостная стена и построенные укреплённые башни были разобраны практически полностью ввиду отсутствия надобности в ней. Город был разделён на две части: Нижний (Вила-Альта) для простых горожан и Верхний (Вила-Байша) с королевской резиденцией для знати. В XV веке рядом с крепостью был построен дворец-замок герцогов династии Браганса. В середине XIX века Гимарайнш повторно получил статус города. В 1881 году Castelo de Guimarães королевским указом был причислен к историческим памятникам Португалии. В 1910 году он получил статус национального достояния. В 2007 году министерство культуры отнесло его к Семи чудесам Португалии.
2018 год
Долго сомневался - каким отзывам верить: интересный город или не интересный... Ехать или не ехать... Решил, что стоит побывать в таком "противоречивом" городке. И нисколько не пожалел, когда побывал. Теперь могу смело его рекомендовать к посещению тем, кто окажется в Порту и будет иметь несколько часов на подобную экскурсию. Тем, кто планирует приехать специально в Гимарайнш из Лиссабона - не рекомендую этого делать - слишком далеко! Есть и другие неплохие города поближе к столице. Решение о посещении колыбели Португалии и её первой столицы - положительное. И я нисколько не пожалел о таком решении.
Итак - еду. Накануне узнал, что удобный поезд отправляется с вокзала Сан-Бенто (из Порту) в 8:20, никаких пересадок делать не надо, в пути предстоит провести 1 час и 16 минут. При наличии проездной карты билет обойдётся в €3,2. Порту и Гимарайнш разделяют около 60 км. Пассажиров немного, наверное все боятся очередного урагана и предпочли остаться в Порту. Вновь отправляюсь в поездку без зонта, в ветровке. И вновь попался...
Это просто уже такая подлая традиция у погоды - за считанные минуты до прибытия на конечную станцию на небе сверкают молнии, гремит гром и начинается ливень. На станции пережидаю стену дождя, покупаю обратный билет (есть поезда на 11:59, 12:48, 13:48, 15:48 и так далее). Билет продаётся не на определённое время, а на выбранное направление. Главное - завалидировать билет перед посадкой в поезд.
Железнодорожная станция Гимарайнш тупиковая, с двух сторон окружена высокими холмами, поэтому определить направление, куда двигаться несложно - на север. До центра пешком минут 10-15, если по дороге прятаться от дождя и двигаться с остановками - то чуть больше. Я выбрал avenida Dom João IV - проспект короля Жуана IV. Зелень вокруг просто восхитительна, пахнет какими-то цветами. Одно плохо - пасмурно, будет мало ярких фотографий.
Интуиция меня не подвела - впереди большая церковь с высоченными башнями - скорее всего, самый центр (или что-то рядом с центром). По дороге заглянул в один из китайских супермаркетов - просто так, переждать очередную волну дождя. Мое "нихао" произвело впечатление на хозяина магазина. А когда я сказал, что живу вблизи провинции Хэйлунцзян, то и вовсе был принят как родственник. Итак - большая церковь. Начинаю её фотографировать со всех ракурсов.
Я оказался в очень красивом месте - пока ещё за пределами Старого города. Можно назвать это широченным проспектом? Но нет, на карте написано сад/площадь Республики Бразилия (Jardim do Largo da República do Brasil). Действительно, и площадь, и сад одновременно. Небольшой уклон и зелёные газоны чем-то напоминают мне некоторые королевские резиденции. Если не обращать внимания на строения по бокам и автотранспорт, ощущение королевской резиденции будет практически полным. Мне показалось, что наиболее подходящее место для того, чтобы сфотографировать сад - с лестницы с балюстрадой, которая ведёт в церковь.
Это не Кафедральный собор, как подумал я вначале. Церковь носит название Богоматери Утешения и Святых Шагов (Igreja de Nossa Senhora da Consolação e Santos Passos). Очередное строение в стиле барокко, которое начали строить в XVIII веке. И не просто очередное, а одна из жемчужин. Башни были достроены в XIX веке.
Есть у церкви и другое название - церковь страстей Господа или Святого Гуалтера (Church of S. Gualter), располагается он на одноимённой площади Ларго-де-Сан-Гуалтер. Церковь назвали в честь францисканского монаха, посланного в 1217 году святым Франциском Ассизским на служение вере и помощи страждущим в Гимарайнш. После смерти святой Гуалтер был признан святым покровителем города, в котором он многое сделал для простых жителей.
Храм был построен на месте капеллы XV века. После серого цвета снаружи, внутри кажется очень красочно и ярко. Особое внимание обращает на себя алтарь церкви, который сохранился с XVIII века. Естественно, что не стоит проходить мимо Святых мощей Святого Гуалтера - он является небесным покровителем города Гимарайнш и его жителей.
Выхожу из церкви и прячась от дождя под балконами, навесами и арками спешу в Старый город. Не могу не остановиться перед входом в лабиринт узких улиц Старого города и не бросить ещё один взгляд на церковь Богоматери Утешения - картина просто восхитительная, Появившееся ненадолго солнце добавило красок...
Итак - я на перекрёстке нескольких оживлённых городских улиц и одновременно у Старого города. О том, что это он говорит крепостная стена, идущая рядом с проспектом Альберту Сампайо (Alberto Sampaio) - португальского историка, уроженца Гимарайнша. Не знаю, как это выглядело раньше, но сейчас стена выглядит как-то декоративно, для красоты. Не думаю, что она смогла бы защитить город от серьёзного нападения врагов. По окончании стены виднеется здание - сразу могу сказать, что это местный замок. Он выглядит именно так, как мы с детства себе и представляем замки и дворцы. Только тут, как мне кажется, слишком много труб.
Хочется отправиться в сторону замка, естественно. Но и оказаться в Старом городе тоже интересно. Замок - это надолго, поэтому решаю вначале прогуляться по историческому центру. Пока рассматриваю небольшую часовню (Chapel Sr Dos Passos), которая закрыта (всегда или только сейчас - не знаю), кто-то кричит "Нихао" - оказалось, что идет мимо владелец того самого китайского супермаркета, показывает мне своего ребятёнка. У меня появился хороший знакомый в Португалии.
Могу сразу же попасть на площадь Ларго-да-Оливейра (Largo da Oliveira), но решаю сначала зарулить чуть в сторону - побродить по небольшим кварталам с симпатичными старинными домиками. И случайно натыкаюсь на небольшую кузнечную лавку. Внутри идёт работа, а снаружи выставлены некоторые произведения кузнечного мастерства. Оригинальный (и даже необычный) взгляд на мир и высокий профессионализм в своём деле - такую оценку могу дать увиденному.
Буквально через несколько минут я уже на площади Ларго-да-Оливейра. Место очень колоритное: церковь, какое-то палаццо, старинные домики по периметру, церковь Носа-Сеньора-да-Оливейра (Igreja de Nossa Senhora da Oliveira) и какая-то арка рядом, больше похожая на своды/вход в старинную церковь. Итак - церковь Носа-Сеньора-да-Оливейра или Девы Марии Оливы - она являлась часть основанного в X веке монастыря. Первоначально на этом месте находилась Соборная церковь XII века Санта-Мария-де-Гимарайнш.
В 1342 году её заменила церковь в готическом стиле. Её построил король Иоанн I, давший обет перед Девой Марией, прося её о помощи в победе в битве при Альябаррота (когда португальцы победили кастильцев). В 1513-1515 годы была построена башня, но уже в мануэлинском стиле Снаружи - довольно мрачная готическая постройка, но внутри просто дворец, богато украшенный всевозможными элементами религиозного искусства. Всё вокруг вполне можно принять за королевский зал приёмов. В процессе многочисленных реконструкций и модернизаций к готике добавились элементы мануэлино и неоклассики.
Решил не торопиться и внимательно всё осмотреть - оказалось тут есть на что полюбоваться. Да и старинные часы, стоящие у входа, не могу не привлечь своим многочисленным нагромождением пружин, маятников, деталей и верёвок с детства любящего конструкторы человека... Прочитал, что в церкви разместился музей Алберту Сампайю (Museu Alberto Sampaio), в экспозиции которого находится большое количество ценных экспонатов. Наверное, часы - один из них.
Выхожу наружу и теперь могу внимательно рассмотреть расположенную на площади "арку/своды". На карте это месте обозначено как Padrão do Salado - "В честь битвы при Саладо". По-русски звучит как Подран-ду-Саладу. Не сразу нашёл какую-либо информацию про это строение. Но вот: готический арочный павильон, построенный в 1340 году в честь победы над маврами в битве на реке Саладу, которые пытались вторгнуться на Пиренейский полуостров. Кто-то называет это готической аркой, которая на полвека старше стоящей рядом церкви. Постройка была возведена по приказу короля Афонсу IV. Обратите внимание на крест под аркой. И вот еще: "войско кастильца Альфонсо XI и португальца Афонсу IV сразилось с армией марокканского султана Абу Хассана, выступившего союзником эмира Гранады Юсуфа. Несмотря на почти трехкратный численный перевес мусульман, семичасовой бой завершился их полным разгромом".
Я сразу заприметил на площади старинное здание, которое по своим очертаниям очень сильно напомнило мне итальянские палаццо. Подобные постройки встречаются довольно часто: в Бергамо, Кремоне, Пьяченце. Говорю только о принципе построения данного здания. Итак - это Старая Ратуша (Antigos Pacos do Concelho). Её строительство датируют XIV веком, но с тех времён она не сохранилась, поскольку в XVII веке была кардинально перестроена. Местные мастера могли бы привнести в её отделку популярные в те времена элементы барокко, но решили сохранить её готические черты (для единого ансамбля с церковью). В настоящее время здесь размещается Museu de Arte Primitiva Moderna - перевод несколько противоречивый: музей современного примитивного искусства.
Из-за дождя мне не удалось в полной мере оценить атмосферу площади. Думаю, что это очень популярное место и у туристов, и у местных жителей, если судить по многочисленным столикам кафе и ресторанов. Единственное, что может нарушить это красоту (Ратуша, церковь, старинные домики) - это огромные зонты, которые перекроют половину всей красоты. Большинство домов вокруг были построены в XVII-XVIII веках.
Пройдя под арками Старой Ратуши, можно оказаться на соседней площади Сантьяго (Praça de Santiago). Там практически всё то же самое - красивые старинные (и под старину) домики, бары, кафе, рестораны и многочисленные столики на самой площади. Одним словом - большая барная стойка...
Отправляюсь в сторону местного Муниципалитета. По дороге с удовольствием рассматриваю местную архитектуру: домики самых разнообразных калибров, стилей и эпох. Местных жителей практически не видно - сплошные туристы. Но им сегодня не сладко - дождь мешает наслаждаться прогулками по Гимарайншу. Причём, тут и спрятаться-то от дождя особенно не где - разве что под этой аркой...
Сразу за аркой располагается небольшая площадь Largo Cónego José Maria Gomes - в переводе что-то вроде площади Рыцарского Ордена Хосе Мария Гомес. Очень тихая площадь, особенно, если учесть, что тут располагается местный Муниципалитет (Câmara Municipal de Guimarães), а ещё это Дворец Юстиции.
Здание очень симпатичное. Совершенно другое по своему внешнему облику, если сравнивать со Старой Ратушей XIV века. На фасаде сплошное барокко - можно очень долго рассматривать скульптуры, элементы декора и всё остальное. На карте указано, что тут располагается церковь и монастырь Санта-Клара (Igreja e Convento de Santa Clara). Скорее всего, монастырю в прошлом принадлежало здание. По стилю очень подходит...
Двигаться в сторону Замка надо по небольшим узким улочкам, где сейчас ни туристов, ни местных жителей, ни магазинов - только фасады домиков. Хотя - нет. Вот один из сувенирных магазинов. Этот специализируется на симпатичных керамических изделиях. Цены достаточно демократичные - жаль, что я не любитель керамики. А вот муравьи из камней и металла мне понравились (в центре фотографии) - один даже встречает посетителей у входа в заведение.
У меня на пути небольшая площадь, которая на карте обозначена как Jardins do Carmo - сады Карму. Зелени вокруг на самом деле не много - наверное, здесь замечательно в жаркие деньки, а во время дождя и фонтан не в радость. Вокруг практически абсолютная тишина, хотя сегодня рабочий день. По периметру симпатичные строения - общественные и жилые здания.
Наибольшее внимание на площади обращает на себя внимание северная сторона - как единое строение выглядят сразу два религиозных постройки: церковь и монастырь. Начну с монастыря Ду Карму (Convento do Carmo) - более привычное название "дом милосердия Святой Естефании" (Lar De Santa Estefânia) или монастырь кармелиток (в прошлом). Ворота украшены достаточно интенсивно (много различных элементов декора), в отличие от остального строения, у которого практически нет никакой отделки. Строительство началось в 1685 году и продлилось немногим более двух лет.
Куда идти и что там смотреть - я не разбирался. Просто заглянул за ворота - там оказалась красивая лестница с арками. Отсюда можно попасть сразу и в церковь, и в монастырь. Можно было бы попробовать подняться по ступеням и осмотреть, что там внутри, но надписи были только на португальском языке - решил не рисковать. К слову, монастырь Ду-Карму был посвящен Святой Терезе.
Рядом церковь Кармельской Богоматери (Igreja Nossa Senhora do Carmo). Оказалось, что церковь и монастырь начали строить одновременно, в 1685 году. Как и в остальных городах Португалии, монастырь был закрыт в 1892 году (по указу об устранении в стране монашеских орденов). Церковь действующая, но в тот момент она была закрыта. Я заглянул в неё на обратном пути, через час. Оказывается, только церковь и доступная для посещения, так что правильно я не стал вламываться в монастырь. А на изразцы на фасаде церкви я не мог не обратить внимание - там изображена Богоматерь и фото часто встречается при описании города в путеводителях. "Вознесение Марии" - так называется сюжет, изображённый на изразцах.
В церкви не оказалось ни души, не считая смотрительницы, которая в паре слов (на английском) рассказала о церкви. Она посвящена не только Кармельской Богоматери, но и Святой Анне. Архитектурный стиль церкви - барокко. Имеется основной и два боковых алтаря.Всё просто и в то же время величественно.
Стоило мне свернуть за церковью направо и я оказался на Largo Martins Sarmento - небольшой площади или дороге, обсаженной стройными высокими деревьями - они должны были привести меня прямо к Замку. Здесь уже началось некоторое туристическое оживление - подъезжали и уезжали автобусы, туристы сновали по сувенирным лавкам, группы внимательно слушали экскурсоводов...
Но я заслушался соловья и незаметно свернул вправо - по небольшой террасе я попал к небольшой сад, который окружал Дворец герцогов Браганса или Брагансских (Paço Dos Duques De Bragança). Обратите внимание: тут есть и Дворец, и Замок. Итак - я у подножия дворца, с его боковых фасадов. Послушав и записав на видео пение соловья, отправился на осмотр Дворца. Его состояние просто превосходное, ничего лишнего вокруг - ничто не мешает и не отвлекает внимание от фантазий на тему, как тут всё было устроено во времена...
...во времена XV века (1420-1422 годы). Напоминает Францию? Всё верно - за основу проекта строительства взяли бургундские дворцы. Заказчиком выступил будущий первый герцог Браганса Дон Альфонсо. Нельзя не обратить внимание на многочисленные высокие трубы и остроконечные башенки. У кого хватит терпения, смогут насчитать 39 труб-игл - это влияние французского ренессанса. В XVI веке герцоги решили покинуть дворец - он начал разрушаться, а денег на его восстановление не было. Трудно себе представить, что длительное время Дворец стоял заброшенным, в нём были военные казармы и даже он был в распоряжении президента страны (в эпоху диктатуры Салазара).
К центральному входу во Дворец я ещё вернусь, а пока решаю осмотреть Замок Гимарайнш (Guimarães Castle). Пока он виден лишь как нагромождение стен, башен, зубцов и прочих каменных сооружений. Пока вокруг довольно мало зелени, но ближе к лету в парке, наверняка, становится очень красиво - масса деревьев, лужайки с цветущими кустами, клумбы и всё такое прочее.
И Дворец, и Замок располагаются на вершине скалистого холма и несколько возвышаются над городскими кварталами. Поэтому стараюсь сразу осматривать ближайшие окрестности. Перед Замком начинается Campo De Sao Mamede - я бы назвал это площадью и стоянкой для машин, на которой периодически проводятся различные городские мероприятия. Упирается площадь в церковь Святого Дамаса (Igreja de São Dâmaso).
Оглядывая окрестности с другой стороны - замечаю кладбище (по множеству башенок и шпилей) и расположенный рядом храм. Никакой информации карта мне не дала... Если считать, что находящаяся рядом улица носит имя Святого Педро (Rua de São Pedro), могу предположить, что и храм носит это же имя...
Итак - я у подножия Замка. Это место - официальная резиденция первого короля Португалии. Его строительство датируют X веком. Основателем замка считается дона Мумадона Диаш - именно по её приказу началось строительство замка (крепости Сан-Мигел) на вершине холма для того, чтобы защитить основанный ею монастырь от нашествия мусульман и нормандцев. Изначально он был сооружён в романском стиле, но впоследствии многократно перестраивался, и к XV веку приобрёл готический вид (каким мы видим его и сегодня).
Через некоторое время после его основания он был заметно расширен и лучше укреплён. В 1139 году Португалия объявила себя независимым государством и Замок стал официальной резиденцией короля (с 1139 по примерно 1200 год). После XV века "боевых действий" тут не наблюдалось - замок начал медленно разрушаться, к XVII веку он уже больше напоминал руины, в XIX веке его планировали разобрать на "строительный материал", но был признан историческим памятником и отреставрирован В числе памятников Замок числится с 1881 года (по приказу короля Луиша I). Я насчитал всего девять башен - восемь небольших вокруг самой большой, центральной. Туристам доступно посещение Замка - можно побродить по его внутренней территории, подняться на вершину башен, прогуляться по крепостной стене.
В парке Замка и Дворца достаточно много туристов, особенно из Китая. Уж насколько у китайских туристов спокойно отношение даже к самым известным достопримечательностям, здесь эмоции у них просто зашкаливают: готика, Средневековье... С высоты парка заметил расположенный рядом женский монастырь капуцинок (Convento dos Capuchos). К нему я ещё обязательно вернусь, сразу после осмотра Дворца Браганса.
По дороге ко Дворцу все обязательно посещают небольшую капеллу в романском стиле Сан-Мигель-ду-Каштелу (Igreja de São Miguel do Castelo). Я бы сказал, что церковь "открыта всем ветрам" - не похоже, что тут проводятся службы. Про это место есть легенда, что здесь крестили будущего короля Португалии Афонсу Энрикеша. Считается, что купель сохранилась с того самого времени. По другим данным, церковь была построена во времена правления Афонсу II.
Есть данные о том, что капелла была построена по приказу местного архиепископа (ХII век). После её расширения и реконструкции капелла стала называться церковью. В 1229 году архиепископ освятил эту церковь. Во времена правления короля Афонсу III храм служил приходской церковью. В конце ХIХ века здание начало разрушаться и было приведено в порядок только к 1939 году. При церкви есть кладбище, на котором похоронены аристократы эпохи Средневековья - надгробные плиты и камни можно отыскать поблизости.
И вновь - Дворец герцогов Браганса. Я у главного входа. Читаю краткое описание, основные исторические вехи. Дворец был восстановлен к середине XX века и превращён в музей, где можно получить представление о жизни богатых людей Португалии XVII-XVIII веков. Помимо предметов интерьера (ковров, мебели, фарфора) здесь можно увидеть коллекции живописи этого же периода.
А в оружейной комнате неплохая коллекция оружия начиная с XV века. Внутренний дворик Дворца сразу же переносит посетителя в далёкое Средневековье - возникает поразительное ощущение спокойствия внутри Дворца. Периодически Дворец выполняет и свои прежние обязанности - официальной резиденции Президента Португальской Республики. Дворец открыт для посещения туристами ежедневно с 10:00 до 18:00, исключая несколько праздничных дней.
Вблизи входа в Замок установлен памятник Афонсу Энрикешу I (Estátua a Dom Afonso Henriques) - это первый король Португалии. Памятник (по сравнению со дворцом) достаточно современный - его установили в 1887 году. Несмотря на то, что со времени его правления прошла почти тысяча лет (с 1139 года), португальцы гордятся своим предком. Даже придуманный им герб страны мало изменился с тех пор.
Решил вернуться в исторический центр и досмотреть то, что ещё не увидел. Но прежде надо дойти до расположенного рядом монастыря капуциновк (Convento dos Capuchos). Его строительство датируется XVII веком. Конечно же, из всего монастыря самое интересное - это церковь Святого Антония. Помимо того, что фасад просто шикарен, так ещё и у входа располагается несколько панно-азулежу (говорят о том, что они были изготовлены в XVIII веке). В XIX веке здание монастыря было отдано под госпиталь. В настоящее время здесь расположен музей.
Прогулка по Гимарайеншу - сплошное удовольствие. Тут и там встречаются строения, у многих из которых своя давняя история. Всё это приправлено достаточно большой порцией зелени. Правда, её ещё немного (прохладно), но урожай апельсинов всё-таки созрел. Интересно, как это - жить внутри города-памятника?
Когда я попадаю на обычные городские улицы, где должен ходить общественный транспорт, спешить горожане, ездить грузовики и должны быть видны прочие признаки жизни небольшого города, то удивляюсь странному спокойствию. Вокруг практически никого нет. Может быть - это местный "спальный район"?
По архитектуре всё вокруг напоминает мне почему-то Италию и совсем немного Францию. Я вышел на довольно интересную площадь, которая носит название площади Милосердия (Largo da Misericórdia). И становится совсем обидно из-за того, что дождь льёт всё сильнее - а посмотреть на местную архитектуру хочется неспешно, сделать красивые фотографии. Приходится прятаться под крышами и снимать тоже оттуда.
Площадь Милосердия имеет форму буквы Г. Как я понимаю, она имеет давнюю историю - многие строения вокруг были построены в конце XVI - начале XVII века, возможно и раньше. На южной стороне вижу церковь Милосердия, которая (судя по всему) и дала название самой площади.
Какая замечательная картина - симпатичная церковь Милосердия (Igreja da Misericórdia) аккуратно "вписана" в ряд фасадов домов, которые выходят на улицу Rainha Dona Maria II. Хоть это и барокко, но выглядит всё очень стильно и как-то скромно, что ли... Информации о церкви немного - её строительство началось в 1588 году и окончилось к 1606 году. Обратил внимание на необычную форму креста над фасадом - пока не нашёл объяснения, почему он такой формы.
Мне повезло - церковь была открыта. Помимо возможности её осмотра, я получил небольшую передышку от дождя. Внутри всё менее скромно, чем снаружи. Как и в большинстве португальских церквей - шикарная золочёная резьба, множество статуй, превосходный алтарь. Особенно мне понравился арочный портал. Мне очень нравится то спокойствие и умиротворённость, которые можно ощутить внутри. Можно не торопясь рассмотреть всю красоту отделки, а желающие пообщаться с Богом смогут это сделать в тишине, которую не нарушают никакие звуки.
Вновь возвращаюсь на площадь и решаю немного пройтись по улице Rainha Dona Maria II. Буквально рядом с церковью Милосердия (слева) замечаю очень симпатичное барочное строение в светло-коричневых тонах. Оно имеет собственное имя - Лобу Машаду и было построено в середине XVIII века. Судя по тому, что на здании имеется баннер о 150-летии Ассоциации Коммерции и Промышленности, можно предположить, что именно она тут и размещается. А ещё заметил на фасаде здания символ клуба Ротари.
Ещё левее заметил фасад скромной (по размерам), но довольно-таки симпатичной с виду церкви-часовни Capela de São Crespim - Святого Креспима. Оценить красоту церкви смог только снаружи - ибо было закрыто и попасть во внутрь я не смог. Очень простое, и в то же время шикарное барочное оформление фасада.
Двигайся я по этой улочке и дальше, оказался бы вновь на площади Оливы. Я же планировал найти Largo do Toural - ещё одну площадь города. Поэтому отправился в противоположную сторону. Вновь проходя по площади Милосердия практически случайно наткнулся на оригинальный памятник или скульптуру. По очертаниям - напоминает рыцаря с мечом. Инсталляция современная (установлена в 2001 году) и олицетворяет (скорее всего) короля Афонсу Энрикеша I.
Я добрался до площади Largo do Toural, но решил на некоторое время сразу же покинуть её, чтобы немного пройтись по улице Paio Galvão. И не просто так - ведь там располагается Археологический музей (Museu Arqueológico da Sociedade Martins Sarmento), здание оригинальной архитектуры и "содержимого". Музей был открыт в 1885 году и носит имя Мартина Сарменту - учёного, который занимался изучением стоянок человека железного века. Любителям археологии надо здесь обязательно побывать - артефактов доримской эпохи и прочих находок тут множество. Архитектура просто завораживает - это настоящая готика - монастырь Святого Домингуша был построен именно в готическом стиле.
Невдалеке располагается церковь Святого Доминика (Convento de São Domingos), рядом с которой неплохо сохранился одноимённый женский монастырь. Как я понял - подходило время сиесты, поэтому двери церкви оказались закрыты. Церковь построена в 1397 году, но в период с XVI по XIX века пережила многократные перестройки и реконструкции - от её первоначального готического облика мало что сохранилось - сегодня строение выглядит как барочное строение.
А вот теперь возвращаюсь на площадь Largo do Toural. Она примыкает к историческому центру города с западной стороны. В XVII веке на этом месте проводились ярмарки: продавали скотину, птицу, продовольствие. Это место не входило в состав города до XVIII века. Его расчистили для постройки домов. И какие красивые получились эти домики: с восточной стороны несколько домов объединены в единый фасад, а с других сторон дома разные по калибру и отделке.
На южной стороне площади моё внимание привлекает церковь (базилика) Святого Петра (Basílica de São Pedro). Она была построена в 1737 году и, естественно, в стиле барокко. Почему-то мне показалось (или это оптический обман, а может быть - рука дрогнула), что церковь несколько наклонена. Возможно это из-за большой колокольни, расположенной рядом. Мне базилика показалась несколько мрачновата - возможно, виной всему погода... Если бы не крест и колокольня, здание можно было бы принять за обычное строение - жилой дом с балконом, например...
Над фасадом возвышается крест очень необычной формы - с тремя "перекладинами". Крест такого вида называют "папским". Почему он оказался тут - не выяснил. Внутри церковь достаточно яркая, светлая, тут много воздуха и ярких красок. Да и размеры впечатляют - снаружи всё выглядит скромно и миниатюрно.
На площади сохранился фонтан XVI века. Ну, как сохранился? Почти полтора века он располагался в другом месте. И буквально несколько лет назад его вернули на место. А вот памятник королю Афонсу Энрикешу I наоборот убрали отсюда и перенесли ко Дворцу герцогов Браганса. Такой вот круговорот достопримечательностей в Гимарайнше.
Практически на окраине площади, "за поворотом" обратил внимание на зубчатую башню - подумал вначале, что что-то современное, построенное "под старину". Но нет - это элемент подлинной средневековой крепостной стены, на которой заметил надпись "Aqui nasceu Portugal". В переводе означает «Здесь родилась Португалия». Наверное, здесь надо было входить в город - надпись напомнила бы о славном прошлом Гимарайнша. Но и прощаться с городом "под такую надпись" очень неплохо - обычно лучше всего запоминается первое и последнее...
На обратном пути к железнодорожному вокзалу, можно сказать, что совершенно случайно, заметил Jardim da Casa de Vila Flor - дворцовый парк у Дворца Вила Флор. Усадьба была построена в XVIII веке. Сначала я увидел небольшой, но хорошо спланированный многоярусный дворцовый парк: фонтаны, статуи, бассейны, художественно сформированные кусты. Побывать внутри не удалось - времени до отправления поезда оставалось мало.
Сам дворец Вила Флор я смог рассмотреть только с противоположной от парка стороны. Судя по надписям - сегодня тут разместился какой-то культурно-выставочный центр. Здание красивое, достаточно скромное (по нашим временам), но король Жозе I в 1750 году организовал здесь собственную инаугурацию.
Мне оставалось лишь пройти несколько кварталов и оказаться на железнодорожном вокзале. Впечатления от города - потрясающие. Если бы ещё не мешал дождь, временами, переходящий в ливень, то было бы просто замечательно. Как только я сел в поезд, сразу же выглянуло яркое солнце и голубое небо, проявились краски. Обидно, честное слово. Но впечатления от посещения города - исключительно положительные...