Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Роттердам * Rotterdam

Впервые Роттердам упоминается в источниках в 1283 году. В 1299 году он получил статус города. В 1340 году за Роттердамом были закреплены права и привилегии города, и 10 лет спустя его жители получили от графов Голландских разрешение на строительство канала, ведущего в Лейден и Делфт специально для перевозки английской шерсти, спрос на которую постоянно рос. Именно с этого времени начинается развитие Роттердама как торгового порта. Несмотря на войны и стихийные бедствия, нарушавшие в прошлом экономический рост города (осада войсками Максимилиана Австрийского в 1489 году, пожар 1563 года, разграбление испанцами в 1572 году), Роттердам активно торговал, особенно с французскими портами на Ла-Манше и Средиземном море. В обмен на рыбу и сельхозпродукты оттуда везли соль, вино, фрукты. После 1600 года были оборудованы 10 новых широких причалов. После 1870 года проложили прямой выход к морю – канал Ньиве Ватервег длиной 18 км. С этого времени Роттердам стал портом мирового значения. С развитием морской торговли вокруг порта появились многочисленные промышленные предприятия: шахты, верфи, маслоочистительные заводы. С начала Второй мировой войны из-за своего важного стратегического значения Роттердам пострадал значительно больше других нидерландских городов. За один день 14 мая 1940 года во время воздушного налёта немецкой авиации практически весь город и часть пригородов были разрушены и сожжены, погибли 25 тысяч жителей. А кроме стратегически важных объектов были уничтожены 24 церкви, 500 гостиниц и ресторанов, важнейшие памятники архитектуры. В сентябре 1944 года, освобождая Нидерланды от немецких войск, союзники за 125 воздушных налётов разрушили всё, что чудом уцелело. Отступая, немецкие войска взорвали 7 км набережной с доками и практически вывели из строя все причалы. В ходе послевоенного восстановления Роттердама было принято решение не реконструировать старый город, а построить новый, более современный и функциональный.

2008 год

Путешествие в Роттердам в практически пустом поезде заняло около часа. Поездов из Амстердама до Роттердама достаточно - несколько в час. Я отправился в поездку с центрального вокзала Амстердама, хотя можно было сесть на поезд и на одной из многочисленных железнодорожных станций города. Не понимаю, почему мне совершенно не запомнился пейзаж, пробегающий за окном? Самым интересным моментом путешествия стала остановка на железнодорожной станции городка Гауда. Сыр сорта «Гауда» – родом отсюда. По крайней мере, здесь изобрели рецепт его приготовления. Мне даже показалось (наверное, всё-таки показалось), что воздух на этой станции пахнет не то молоком, не то сыром… Наверное, стоило бы выйти на станции и посмотреть, что за городок...

Делфтские воротаДелфтские ворота

Вокзал в Роттердаме (Rotterdam Centraal) не вызвал практически никаких эмоций - может быть потому, что он ещё в процессе постройки (или перестройки)и всё вокруг огорожено, ремонтируется, реконструируется... А вот окружающие строения – удивили. Это оказался район, застроенный небоскрёбами. Прямо Манхэттен какой-то. Чем-то мне это место напомнило и Брюссель – район у Северного вокзала. Меня буквально обступили зеркальные небоскрёбы. Хотелось смотреть вверх, но вокруг всё ремонтировалось, поэтому приходилось чаще смотреть под ноги. Всех приехавших в Роттердам встречают два высоченных строения - Делфтские ворота. А рядом проходит одна из самых оживлённых магистралей Роттердама - улица Веена. Я заранее прочитал в путеводителях о каких-то «кубических домах» и «доме-карандаше», о мосте Эразмус и других строениях странной архитектуры. Всё это я и собирался найти в Роттердаме.

Штаб-квартиры крупнейших корпораций...Штаб-квартиры крупнейших корпораций...

Поскольку было воскресенье, то практически до обеда на улицах Роттердама прохожие почти не встречались. Это и к лучшему – можно было не спешить и спокойно провести все съёмки. Поскольку мне было известно, что искать старинные сооружения в Роттердаме нет смысла (во время Второй Мировой город был практически полностью разрушен), то я выбирал места для съёмок своих появлений в кадре хотя бы отдалённо напоминающие Голландию, а не современные кварталы.

Торговые кварталы РоттердамаТорговые кварталы Роттердама

Центр города выглядит очень современным, чего нельзя сказать о рабочих районах. Там есть, на что потратить деньги бюджета – нужны хорошие дороги, освещение, да и жилые дома требуют ремонта и переустройства. Но меня радовало то, что я всё-таки большую часть времени провёл именно в центре – вычищенном, вылизанном и причёсанном. Именно здесь я решил приобрести голландские сувениры. В одной сувенирной лавке нашёл несколько пар сувенирных кломпсов по приемлемой цене – раза в два дешевле, чем в Амстердаме. Несмотря на то, что я попал в Роттердам в выходной день, основные торговые центры города всё же открылись, и мне удалось немного погулять по магазинам. Ближе к обеду роттердамцы всё-таки проснулись и вышли на улицы, чтобы вяло и неспешно переходить от магазина к магазину или просто бродить по улочкам. А может, проголодались и решили посидеть в кафе или ресторане. Дома-то готовить пищу европейцы в большинстве своём не очень любят.

10 часов утра, воскресенье, центр Роттердама...10 часов утра, воскресенье, центр Роттердама...

Я отправился в сторону морского порта. По дороге оказался на большой и красивой современной площади у кинотеатра Pathe. Внимание моё здесь привлекли оригинальные столбы освещения. Они напоминают разложенную стрелу автомобиля-подъемника. Впервые видел такое. Правда, вся местная растительность оказалась в ящиках - настоящих деревьев я тут не встретил. Повсюду "стекло и бетон".

У кинотеатра PatheУ кинотеатра Pathe

Затем я решил отправиться в сторону набережной скульптур Westersingel - она находится у одноимённого канала Вестерсингел. Здесь оказалось очень интересно - множество разных скульптур, композиций, инсталляций - туристам есть где провести время. Именно в этом районе я и отснял все свои появления в кадре - атмосфера вокруг хоть немного напоминала что-то "голландское": водный канал, красивые деревья, домишки под старину. Застройка вокруг малоэтажная, множество заведений питания, небольших магазинчиков, отели и прочие интересные места. Здесь же начинаются и местные торговые улицы - от небольших бутиков с мировыми брендами и заканчивая большими универмагами. Большинство торговых улиц здесь пешеходные, только периодически появляются трамвайные рельсы - как и в Амстердаме, здесь это тоже любимый и очень удобный вид транспорта. Хотя и станций метрополитена здесь предостаточно.

ТрамвайТрамвай

Интересным, оказалось, увидеть небольшой участок морского музея – старинные и начала прошлого века портовые краны удивляли своим «оригинальным» дизайном. В отличие от некоторых городов (например, от Гааги) чувствуется, что Роттердам – рабочий город. Большинство его жителей работают в порту. Или связаны, так или иначе, с портом. А раз есть порт, то и кухня в Роттердаме преимущественно рыбопродуктовая.

Старые портовые краныСтарые портовые краны

К концу пребывания в Роттердаме мне удалось посетить один из  роттердамских рынков. Как хороша рыба, которая продаётся здесь. И это не просто свежая рыба - вам предложат приготовить её прямо у вас на глазах. Я про обычный (для Роттердама) рыбный бутерброд. За минуту рыба чистится, натирается какими-то специями, окунается в соус и помещается в специальную булку. Получается классный фишбургер. И желающих попробовать его немало. Туристы из Японии даже выстроились в небольшую очередь. На производство одного бутерброда у продавца уходило всего около одной минуты – вот это сноровка!

На рынкеНа рынке

Я довольно далеко прошёлся по набережной, увидел портовую инфраструктуру, а на другой стороне (район-остров называют Noordereiland) мне очень понравились домишки, которые выстроились вдоль береговой линии. Туда можно было попасть по тому самому мосту Эразмус, но я пожалел свои ноги. Тем более, что всё это новодел и в этих домах располодились офисы различных компаний по грузоперевозкам и прочим морским делам. На спутниковой карте видно, как интересен другой берег...

NoordereilandNoordereiland

Хотелось бы неспешно прогуляться по островкам-гаваням. Кстати, о берегах... Роттердам - мы говорим про него как про порт, но город не располагается непосредственно у Северного моря - он соединён с ним глубоководным каналом, который носит название Ньив-Маас. Некоторые называют этот канал рекой Маас. В чём-то Роттердам похож на Гамбург - тоже огромный порт (только немецкий). А кроме этого, мне очень нравится припортовая застройка небоскрёбами...

Застройка вблизи портаЗастройка вблизи порта

В городе построено огромное количество оригинальных высотных зданий (я сейчас не говорю про район железнодорожного вокзала). Они разбросаны вдоль Ньив-Маас - наверное, с воды город смотрится просто футуристически (особенно вечером, когда подсвечены ещё и мосты, и телебашня). Хоть всё это и построено на воде (или у воды), но никто не ограничивал полёта фантазии архитекторов. Оригинальные и смелые формы, какие-то надстройки, пентхаусы, башни. Возведены как отдельные сооружения, так и целые комплексы. У меня состоялась шикарная прогулка вдоль набережной Мааса - оттуда не только открываются красивые виды на водную гладь, мощные портовые сооружения, мосты, океанские корабли, но и оригинальные архитектурные украшения самой набережной. 

Современная архитектура РоттердамаСовременная архитектура Роттердама

Не мог не обратить особого внимания на мост Эразмуса (Эразма) - его называют и Роттердамским Лебедем и Мостом-Лебедем. Это самый длинный разводной мост в мире - больше 800 метров! Название "мост Эразма" - посвящение местному гуманисту Эразму Роттердамскому (жил в XV-XVI веках).

Мост ЭразмусМост Эразмус

Много раз в объектив моих камер попал "Белый дом". Местные говорят, что это первый небоскрёб Европы (но я уже помню один первый небоскрёб Европы в бельгийском Антверпене). Он построен в 1898 году как офисное здание (анверпенский вроде родом из 1930-х годов), но по габаритам хоть и был для своего времени очень высоким здание, на "небоскрёб" не тянет (11 этажей и 43 метра в высоту). Зато, в отличие от традиционных небоскрёбов, он очень красив и даже в чём-то похож на замок с элементами стиля арт-нуво. Удивительно, но тысяча свай и особое кирпично-цементное устройство позволило зданию устоять во время бомбёжки во Второй Мировой войне. "Белый дом" располагается в так называемой Старой гавани Роттердама (Oudehaven) - единственном уцелевшем месте, сохранившем черты старого города. А меня манили таинственные "кубические дома", я уже видел их и пробирался к ним по многочисленным набережным, мостикам, террасам у воды со столиками многочисленных кафе. 

"Белый дом""Белый дом"

Кубические дома. Я нашёл всё-таки эти оригинальные сооружения. Увидев их, я пошёл напролом – через набережную, уставленную столиками кафе, с пришвартованными лодками. Все здесь было готово к приёму посетителей. Только никого пока из желающих не было.

Кафе на воде у кубических домовКафе на воде у кубических домов

Итак – Kijk Kubus или «кубические дома». Строение (а это длинная вереница из отдельных фрагментов - их 38) состоит из кубов, которые, кажется, с трудом сохраняют равновесие на своих опорах. Кубы эти повернуты на 45 градусов от обычного расположения. В них кубах живут люди, что кажется совершенно невозможным из-за множества наклонных плоскостей. Но это легко проверить. Проводятся даже специальные экскурсии в одну из подобных квартир. Убеждаешься, что можно нормально жить и даже мебель и прочий скарб не скатывается в один угол. Просто, внутри куба всё устроено как обычно, а вот наружная упаковка заставляет усомниться в возможности тут жить.

Кубические домаКубические дома

Рядом расположено ещё одно оригинальное строение Хетт Потлоод – дом карандаш. Он слегка напоминает офисное здание, но в нём живут люди. Авторство и "кубических домов" и "карандаша" принадлежит одному и тому же человеку - Питеру Блому. Расположенный рядом комплекс зданий, покрытых яркими трубами - и торговый центр, и библиотека, и медиакомпания, и что-то ещё. А на площади у этих самых строений - большой транспортный узел. 

Хетт ПотлоодХетт Потлоод

Заметил здесь странный памятник, скорее даже - инсталляцию. Вот, что удалось отыскать в Wikimapia: Скульптурную композицию под названием "Посвящение Мартену Тоондеру" создала творческая группа роттердамских художников De Artoonisten в 2002 году в честь 90-летия со дня его рождения. Мартин Тоондер был известным нидерландским писателем и сценаристом, создавшим множество популярных комиксов и обогатившим голландский язык многими пословицами и фразеологизмами и уроженцем Роттердама. Изначально скульптура стояла напротив центральной библиотеки и была перемещена с началом строительства комплекса Markthal... Понятно, почему на карте я не смог её найти на прежнем месте...

Монумент Мартену ТоондеруМонумент Мартену Тоондеру

Так получилось, что на цветочный рынок в Роттердаме я попал раньше, чем в Амстердаме. Несмотря на то, что он был довольно миниатюрным по ассортименту и оформлению торговых мест, мне он очень понравился. Наверное, особенно понравились цены на предлагаемые цветы: 5 за 10 роз или 7,5 за двадцать. А в качестве элемента для букетов и композиций из цветов предлагались натуральные маковые корзинки. Символично для Голландии. И ни у кого здесь не возникало желания их запрещать или использовать с "наркоманскими" целями. Просто красиво и оригинально.

На цветочном рынкеНа цветочном рынке

На обратном пути к вокзалу я не мог не остановиться у красивой церкви Святого Лоуренса (Laurenskerk) - это была первая большая церковь, которую я заметил в этом городе. Храм святого Лаврентия начали возводить в 1449 году. Конечно, тогда и башня была построена из дерева, и находилась она на другой стороне местного ручья. Сейчас мы видим церковь уже восстановленную после сильнейшего разрушения в годы Второй Мировой войны.

Церковь Святого ЛоуренсаЦерковь Святого Лоуренса

Рядом с церковью заметил несколько каналов, которые соединялись многочисленными мостами. Указанный на карте канал с названием Delftsevaart был особенно интересен. Интересен тем, что он буквально "цвёл" - был полностью покрыт растительностью и выглядел обычным "зелёным болотом". Запашок был соответствующий внешнему виду. Не канал, а сточная канава посреди города.

Цветущий каналЦветущий канал

Я немного прогулялся по открывшимся магазинам Роттердама. Покупателей вокруг масса - получается, что все просто сидели дома и ждали открытия магазинов в 12 часов дня. А потом все резко вышли на шоппинг. Особенно мне понравилось на улице Hoogstraat - товары со всего света в одном месте. Я заглянул и на улочку Лейнбаан - это специально спроектированная небольшая торговая улица с невысокими строениями. Её особенность в том, что это пилотный проект разработки улиц, где даже и не планируется движение автотранспорта. Необычно себя ощущать в таком месте, окружённом автомагистралями и высотными домами. Не мог не пройтись немного в сторону от нужной мне дороги, так как увидел симпатичное здание - это оказалось правительственное здание Stadswinkel XL Centrum. Мне оно даже чем-то напомнило один из Королевских дворцов в Копенгагене. Всё правильно - это ведь и есть Городская Ратуша (как говорят - самая большая в Голландии). 

Городская Ратуша РоттердамаГородская Ратуша Роттердама

Есть такие города, в которые хочется возвращаться – что-то осталось неосмотренным, куда-то не успел сходить, просто понравилась атмосфера города. Как мне атмосфера Роттердама? В общем – понравилось! Может быть, мне понравилась та смесь, которую я успел увидеть? А ещё понравилась где-то вычитанная фраза: Немного старого и много современного. Соседство богатых, роскошных, современных небоскрёбов и маленьких, давно не ремонтированных и старомодных домиков. Необычная архитектура с точки зрения геометрии, хотя и созданная гениальными умами так, что стоит себе и не падает. Может быть, действительно, местные архитекторы работают в кофешопах, создавая там свои шедевры?

Ресторанчик у воды в Старой гавани РоттердамаРесторанчик у воды в Старой гавани Роттердама

«Первое впечатление от Роттердама всегда яркое, хоть воплощённый в стекле и бетоне психоз кубизма в центре города далеко не у каждого ассоциируется с красотой градостроительства. Здесь многое может впечатлить - и неуклюжее, чуждое для Голландии нагромождение небоскрёбов на одной из центральных улиц города. Раз уж реальных исторических достопримечательностей здесь не наблюдается – приходится искать современные достопримечательности». Классная выдержка из путеводителя – лучше и не скажешь! Получается, что в Роттердам стоит ехать лишь за тем, чтобы восторгаться современной архитектурой. Чем больше я листаю путеводители и сайты о путешествиях - понимаю, что очень многое в Роттердаме я не увидел. Придётся как-нибудь повторить...

На главную     Европа

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?