Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Новара * Novara

Впервые Новара (её основатель Юлий Цезарь дал городу имя Новария) упоминается в 89 году до н.э. Город был основан на пути из Верцелл (современный Верчелли) в Медиоланум (современный Милан). В 386 году Новара была сожжена узурпатором Магном Максимом за то, что горожане оказали поддержку его сопернику, императору Валентиниану II. Император Феодосий I, правивший вслед за Валентинианом II, заново отстроил разрушенный город. В конце IV – начале V века в Новаре прославился своей благочестивой жизнью местный епископ Гауденций. По преданию, после смерти Гауденция, его голова продолжала разговаривать и даже читать проповеди. В V веке, когда Римскую империю захлестнула волна варварских нашествий с севера, Новара была дважды разорена – в 405 году предводителем готов Радагайсом, и в 452 году вождём гуннов Аттилой. В середине VI века Новара была захвачена лангобардами. В 876-887 годах при короле Карле III Толстом появляется Новарское графство. В X веке Новара получает свободу и права самоуправления. Растущая независимость североитальянских городов начала беспокоить императоров Священной Римской империи. В 1110 году император Генрих V захватывает и разоряет Новару. Вскоре город восстановился после нашествия имперских войск, и в 1167 году вступил в Ломбардскую лигу североитальянских городов, боровшихся против своеволия германских императоров. В конце XII века Новара перешла под покровительство Миланского государства, и таким образом попала в руки правившего там семейства Висконти. В течение XIII и XIV веков эта династия удерживала Новару за собой. В ходе войны Камбрейской лиги (1508 – 1516 годы) Новара стала полем битвы между Францией и Миланским герцогством. В 1513 году французские войска под предводительством Луи де ла Тремуйя осадили Новару. 6 июня к городу подошла армия швейцарских наёмников, выступавших за интересы Милана. В ходе кровопролитной битвы французской армии было нанесено жесточайшее поражение. После смерти в 1535 году Франческо II Сфорца Миланское герцогство перешло к Карлу V Габсбургу, императору Священной Римской империи и королю Испании. После его отречения в 1556 году, Новара перешла по наследству к королю Филиппу II Благоразумному. В 1706 году савойская армия захватила Новару. В ходе войны 1733 – 1738 годов Новару отнял у Габсбургов король Карл Эммануил III. В 1802 году, в результате очередной наполеоновской кампании в Италии, Новара становится центром департамента Агонья, и входит в состав созданной Наполеоном Итальянской республики. В 1814 году город возвращается в состав Сардинского королевства. В 1859 году премьер-министр Пьемонта граф Кавур издал указ о создании провинции Новара, в которую вошли территории, которые на сегодняшний день принадлежат провинциям Новара, Верчелли, Бьелла и Вербаньо-Кузьо-Оссола. В 1861 году эта провинция стала частью единого Итальянского королевства.

2011 год

Город -  довольно крупный транспортный узел, да и в деловых кругах банк Новары известен достаточно хорошо. Удобнее всего добираться сюда либо из Милана, либо из Турина - город располагается примерно на равном расстоянии. Поездов много, поэтому добраться можно быстро, в пути придётся провести около часа. Самые главные, и самые заметные достопримечательности Новары – купол и колокольня базилики Святого Гауденция (или Гауденцио). Они видны издалека, ещё при подъезде к городу. Хорошо рассмотреть их можно лишь оттуда. Туристов здесь я практически не увидел - только местные жители. Хотя городок очень неплох...

Новара. Площадь РеспубликиНовара. Площадь Республики

На площади у железнодорожного вокзала располагается очень зелёная и симпатичная площадь Гарибальди. Обязательно рассмотрите местный фонтан со статуей девушки, которая тянется к воде. Здесь же расположились многочисленные "новые итальянцы" с чёрной кожей. Всё вокруг очень просто и без ненужной помпезности.

Пьяцца ГарибальдиПьяцца Гарибальди

Сразу от железнодорожной станции начинает Корсо Гарибальди - вот по ней и надо двигаться в сторону площади Кавур. Как мне понравилась Корсо Гарибальди - она плотно засажена высокими старыми деревьями, так что даже в самый жаркий день здесь прохладно. Первые же кафе, лавки, банки и прочие заведения наводят на мысль о том, что жизнь тут неспешная, размеренная, спокойная.

Корсо ГарибальдиКорсо Гарибальди

На площади Кавур первое, на что я обратил внимание, стал шпиль базилики Святого Гауденция и колокольня рядом. Они для меня главный ориентир – к ним и отправляюсь, петляя по улочкам Новары. Как во многих других итальянских городах, в Новаре узкие улицы и плотная застройка. «Съедается» вся красота построенных зданий, так как полностью рассмотреть храм или дом практически невозможно. Хочется отойти - а некуда! Фотографировать и снимать на видео приходится с использованием широкоугольного объектива, забившись в какой-нибудь подъезд напротив или даже с соседней улицы.

Пьяцца КавурПьяцца Кавур

Пришёл. Стою и смотрю вверх, сильно задрав голову. У меня не проходит ощущение, что я смотрю на Белый дом в Вашингтоне – сходство очень сильное. Это я про базилику Святого Гауденция. Задолго до этого, на данном месте сменили друг друга несколько храмов и церквей. В 1552 году испанцы решили кардинально поменять город и снесли в Новаре практически всё, что находилось вне городских стен. В те времена В XVI веке Новара была «на подъёме».

Базилика Святого ГаудецияБазилика Святого Гаудеция

В 1576 году решили строить новую церковь – выбрали возвышенность и архитектор Пеллигрино Тибальди получил заказ на создание базилики (строительство которой окончилось почти через 100 лет). Всё получилось красиво, но сооружённая тогда же колокольня грозила разрушить всё здание, так как вибрация от ударов колокола не была учтена заранее. Поэтому новую колокольню построили рядом и она возвысилась над городом на 92 метра.

Колокольня базилики Святого ГаудецияКолокольня базилики Святого Гаудеция

В XIX веке в Новаре решили что-то менять и архитектор Алессандро Антонелли (тот же самый, который соорудил в Турине башню Моле Антонеллиану) разработал проект нового купола. Он возвышается над городом на высоте 121 метра. Это самое высокое сооружение в мире, которое выполнено из кирпича! Установленная здесь же статуя Христа Спасителя высотой 5 метров из бронзы еще на несколько метров увеличила высоту этого сооружения. Правда, теперь увидеть эту статую можно лишь внутри базилики, а снаружи установлена пластиковая копия. Почему я так подробно говорю про эту базилику? Да потому что это самое красивое и самое известное сооружение города.

Купол базилики Святого ГаудецияКупол базилики Святого Гаудеция

Внутри тихо и спокойно. Никто не мешает снимать на фото и видео все, что нравится. Здесь не только множество художественных полотен старых мастеров (на религиозную тематику), но и другие элементы интерьера и религиозные артефакты. Запомнилась красивая люстра с коваными листьями, лестницу, ведущую в капеллу Скуроло и урна с телом Святого Гауденция.

В базилике Святого ГаудецияВ базилике Святого Гаудеция

Затем было петляние по многочисленным кривым и узким улочкам. По ним (ещё и на высокой скорости, но очень осторожно) гоняют автомобили. Бесконечной чередой шли красивые дома, храмы и снова дома. Очень много в Новаре домов в традиционном итальянском стиле – с арками под вторыми этажами. Поражает практически полное отсутствие людей и автомобилей на улицах старого центра Новары.

Подаркадные тротуары в НовареПодаркадные тротуары в Новаре

Невдалеке от базилики Святого Гаудеция я встретил церковь Сан-Марко (Святого Марка). Её построили в XVII веке для монахов ордена варнавитов. Внимание привлекли статуи святых, установленных в нишах на фасаде. Путеводители советуют внимательно вглядеться в лики святых - они практически неотличимы друг от друга - разница лишь в атрибутах, присущих каждому из них (у Святого марка у ног притулился Лев, у Святого Петра в руках книга и так далее). Внутренее убранство церки увидеть не удалось - сиеста виновата. Принадлежит ли соседняя колокольня красного кирпича церкви Святого Марка - мне неизвестно. 

Церковь Святого МаркаЦерковь Святого Марка

Особенно мне запомнился один «двор», в который я попал с Корсо Италия. Он располагается в самом центре города и сквозь него можно выйти на любую сторону. Это типично средневековый двор, окружённый по всему периметру строениями, точнее одним длинным строением. Кое-где видны практически утраченные росписи. Интересно, что здесь было в Средневековье? Похоже на двор Королевского дворца, но дворец тут располагается в другом месте… Может это можно назвать двором у магистрата? Однако, как не назови, но мне тут очень понравилось.

БролеттоБролетто

Оказалось, что это Бролетто - Ратуша. Это средневековый архитектурный комплекс, состоящий из четырех зданий, которые своими фасадами и образуют внутренний двор. Бролетто всегда находился под пристальным вниманием и являлся центром жизни города. В разное время здесь была тюрьма, место работы ремесленников и так далее. Сейчас это городской музей.

БролеттоБролетто

С севера Бролетто располагается Городской дворец. Из всех зданий – это самое старое (XII век). В Средние века в крытой галерее заседали судьи, проводились публичные собрания. По фасаду видны фрагменты росписей - они были выполнены в XV веке. Приглядевшись внимательно, можно заметить "картинки из жизни рыцарей". Подняв глаза выше можно увидеть большой зал - там собирались для решения городских вопросов местные власти. Крытые лестницы - это фирменный итальянский элемент в архитектуре, который мне очень нравится.

Бролетто. Городской дворецБролетто. Городской дворец

А на восточной стороне располагается Дворец Паратичи (XII-XIII века). В XVIII веке он стал заметно больше из-за того, что к нему была сделана пристройка крытой галереи. Наверное, самое жизнерадостное сооружение в этом дворе. 

Бролетто. Дворец ПаратичиБролетто. Дворец Паратичи

На западной стороне располагается Дворец Докладчиков (XV век). Отличается от всех своих соседей тем, что в нём отсутствует крытая галерея. В его отделке также использовался "кирпичный узор", а рядом с окнами можно рассмотреть фрагменты росписи.

Бролетто. Дворец ДокладчиковБролетто. Дворец Докладчиков

А на южной стороне дворец Подеста (XIV век) с фресками XV века. Стрельчатые арки сразу же дадут понять, что здание строили в готические времена и в готическом стиле. Здесь тоже есть фрески, сохранившиеся с XV века и красивый кирпичный узор.

Бролетто. Дворец ПодестаБролетто. Дворец Подеста

Сейчас в Бролетто открыта галерея современного искусства, городской музей с археологическими артефактами и произведения искусства окрестных регионов, созданные в XIII-XX веках. Обещали, что реконструкция закончится к 2011 году, но пока я всё ещё вижу, что работы продолжаются. Ощущения внутри этого сооружения просто непередаваемые. Так и представляются картинки из жизни в Средние века.

БролеттоБролетто

Из Бролетто я выбрался через южный выход и оказался на Пьяцца делла Република. С одной стороны вдоль улицы шли обычные подаркадные тротуары - тут было множество банков, страховых компаний, дорогих магазинов, кое-где столиков кафе и ресторанов. Напротив же располагается огромное строение, необычной архитектуры. По всем меркам - это религиозное строение. Но вместе с тем, мне показалось, что там что-то и от театра, и даже от городской Ратуши. Строение на ремонте и посетить его не удалось. Зато не был на ремонт его внутренний двор. Это просто восхитительный итальянский дворик, по периметру окружённый двухэтажными постройками. Весь первый этаж - это колоннады, а под ними выставлены экспонаты (каменные фрагменты украшения собора, усыпальницы, какие-то кресты).

Кафедральный соборКафедральный собор

В центре разбит сад. Всё цветёт: розы, петуния и множество других цветов и кустарников. Причём, всё ещё и источает превосходный аромат. Честно говоря, я уже забыл, как пахнет роза - а тут вспомнил. Причём каждый сорт пахнет по-своему. В центре дворика располагается колодец. Теперь он лишь элемент декора, но когда-то здесь, наверняка, добывали воду. В этом дворике несметное количество мелких ящериц. Они шмыгают и если бы умели, то шипели, что я их потревожил. Посетителей тут немного и это просто рай для животных. Как оказалось, строение это и есть Кафедральный собор Новары. Построен весь этот комплекс был сравнительно недавно – в конце XIX века.

Внутренний двор Кафедрального собораВнутренний двор Кафедрального собора

Получается, что самые интересные места в Новаре (базилика Святого Гауденция, Бролетто и Кафедральный собор) буквально нанизаны на одну ось - очень удобно рассматривать - ничего не пропустишь, да и фотографии получаются просто превосходные.

Ось достопримечательностейОсь достопримечательностей

Я попал в Новару во время обеда, поэтому все места города, более-менее находящиеся в тени, были заставлены столиками и заняты обедающими. Так и хотелось заглянуть в тарелки и увидеть, а что там вкусного. Но многие просто расслаблялись во время своего законного перерыва. На столах стояли чашки с кофе, бокалы с водой и лишь немногие наматывали на вилку спагетти.

НовараНовара

А я тем временем по Via Fratelli Rosselli, обогнув Кафедральный собор, подобрался к Замку Сфорца Висконти. Мне показалось, что в Новаре замок сохранился в гораздо худшем виде, чем в Верчелли. Теперь он находится на ремонте и его посещение невозможно. Замок, видимо, пережил немало, что сейчас он выглядит довольно "жалко". Он служил военно-административным комплексом, в котором правили и проживали правители Новары. Уже в X веке здесь был построен предшественник замка: в 1272 году миланские аристократы соорудили здесь несколько зданий, башню и окружили всё это крепостной стеной – башню назвали Турриселла. Так было положено начало его строительству. Затем, постепенно он расширялся, укреплялся, модернизировался. Постепенно подобные замки переставали нести оборонительные функции и в разные эпохи превращались то в тюрьмы, то в места прогулок горожан, то просто оставался заброшенным.

Замок Сфорца ВисконтиЗамок Сфорца Висконти

Красива и театральная площадь (её правильное название Piazza Martiri della Libertà), на которую и выходит замок. Театральная - потому что Teatro Coccia занимает здесь самое видное место. Театр производит впечатление не просто культурного заведения, а больше похож на современный королевский дворец. В центре площади располагается конный памятник Витторио Эмаануэле II - значимая фигура в истории Италии.

Конный памятник Витторио Эмаануэле II на площади у теартаКонный памятник Витторио Эмаануэле II на площади у теарта

Собрался уже было двигаться в сторону вокзала, как заметил очень важное и значимое в Новаре место - Баптистерий. Он считается старейшей постройкой города - V век, есть вероятность, что в то время епископом служил Святой Гаудеций. Подготовленный человек (ознакомившийся заранее с данными путеводителей) сможет увидеть во внутреннем интерьере Баптистерия элементы старинной отделки: мраморную мозаику, фрески, росписи. 

БаптистерийБаптистерий

Было почти три часа дня, когда я закончил снимать. Большинство магазинов, ресторанов и прочих заведений закрылись на сиесту. Пора покидать этот городок. Мне он запомнился как очень оригинальный и приятный во всех отношениях.

На главную     Европа

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?