- > Азбука
-
>
Европа
- > Австрия
- > Беларусь
- > Бельгия
- > Ватикан
- > Венгрия
- > Германия
- > Греция
- > Дания
- > Испания
-
>
Италия
- > Алессандрия
- > Аоста
- > Асти
- > Бергамо
- > Болонья
- > Брешия
- > Венеция 2007-2012
- > Венеция 2014-2016
- > Вентимилья
- > Верона
- > Верчелли
- > Виченца
- > Генуя
- > Иврея
- > Казерта
- > Катания
- > Комо
- > Кремона
- > Кьявари
- > Лаванья
- > Ланчано
- > Лекко
- > Ливорно
- > Милан 2007-2012
- > Милан 2014-2017
- > Модена
- > Монфальконе
- > Монца
- > Неаполь
- > Новара
- > Павия
- > Падуя
- > Пальманова
- > Парма
- > Пескара
- > Пиза
- > Помпеи
- > Портофино
- > Пьяченца
- > Равенна
- > Рим
- > Римини
- > Санремо
- > Санта-Маргерите
- > Сиракуза
- > Специя
- > Терамо
- > Триест
- > Турин
- > Удине
- > Флоренция
- > Чивитавеккья
- > Латвия
- > Люксембург
- > Мальта
- > Монако
- > Нидерланды
- > Норвегия
- > Польша
- > Португалия
- > Сан-Марино
- > Сербия
- > Словакия
- > Словения
- > Турция
- > Финляндия
-
>
Франция
- > Авиньон
- > Антиб
- > Аркашон
- > Арль
- > Безансон
- > Бержерак
- > Бокер
- > Бордо
- > Вильфранш
- > Грасс
- > Гренобль
- > Дижон
- > Канны
- > Каркассон
- > Ле-Канне
- > Либурн
- > Лион
- > Марсель
- > Ментона
- > Монпелье
- > Ним
- > Ницца
- > Оранж
- > Орлеан
- > Париж
- > Перпиньян
- > Реймс
- > Сен-Рафаэль
- > Сен-Тропе
- > Тараскон
- > Тулон
- > Тулуза
- > Шамбери
- > Шартр
- > Хорватия
- > Чехия
- > Швейцария
- > Швеция
- > Эстония
- > Видео
- > Саквояж
- > Контакты
Тулон * Toulon * Tolon * Telo Martius
Первыми на землях (у горы Фарон), где теперь расположен Тулон в I тысячелетии до н.э. поселились племена лигуров. Здесь совпали сразу несколько благоприятных факторов: климат, источники питьевой воды, плодородные почвы и море. Как вариант историки рассматривают версию, что первыми здесь в VII веке до н.э. поселились финикийцы (греки), В I веке до н.э. римскими колонистами здесь был основан населенный пункт. Они начали добывать здесь краски из морских раковин и желудей (пурпур). В V столетии здесь был возведен Кафедральный собор. Тулон серьезно пострадал в 889 году от набега сарацинов, город был восстановлен силами графа Вильгельма I Арльского, но подобные набеги произошли в 1178, 1196, 1211 годах. С 1032 года город находился под управлением графов Прованса. В 1348 году множество еврейских семей было обвинено в отравлении колодцев и способствованию распространения черной смерти (чумы). В 1481 (1486) году Прованс был присоединил к королевскому лену и началось восстановление не раз разрушаемой сарацинами рыбацкой деревушки. Были заложены цитадель, мол и два бастиона. По указанию Карла VIII было принято решение основать здесь крупный военный и торговый порт для успешного проведения Итальянской кампании. Она не удалась и Генуя, как победитель, начала диктовать свои условия на Средиземном море. Идея развития порта была отложена до 1514 года (время короля Людовика XII) из-за возмущения и противодействия генуэзцев. Король Франциск I в 1543 году разрешил зазимовать в Тулоне Барбаросским пиратам, помогавшим ему в осаде Ниццы. Пираты отправляли свои мусульманские богослужения в местном соборе. Генрих Великий, кардинал Ришелье, политик Кольбер, маркиз Вобан продолжали оказывать помощь в укреплении города и развитии порта. В 1707 году, в ходе войны за испанское наследство, Тулон выдержал осаду принца Савойского. В 1720 году в Тулон из Марселя пришла эпидемия чумы, которая заметно опустошила город. К 1780 году Тулон являлся одним из крупнейших портов Европы, имевшим свой арсенал и многочисленные верфи. Историю своего восхождения Наполеон Бонапарт начинал с Тулона, подавив в 1793 году местное восстание роялистов. Тулон стал местом, откуда в разные страны мира отправлялись колониальные завоеватели, наиболее известный пример – поход в Алжир. В 1893 году, при заключении франко-русского союза, в порт Тулона зашла русская эскадра под руководством вице-адмирала Авелана – это вызвало манифестации местного населения. Пострадал Тулон во время Второй мировой войны – в 1942 году 77 военных судов (большая часть военно-морского флота Франции) были затоплены в местном порту и его окрестностях.
2019 год
Думаю, что приехать на экскурсию в Тулон на несколько часов, удобнее всего из Марселя. Тут недалеко (в билете указано 67 км) - дорога занимает немногим более одного часа в одну сторону. Имеется регулярное железнодорожное сообщение Марсель-Тулон, цена билета составляет €10. Но я нашел вариант намного лучше - междугородний автобус FlixBus - мне предложили билет по цене €0,99 в одну сторону. Это фантастически выгодный тариф. Правда, автобус отправляется из Марселя довольно рано, но больше времени у меня останется на его осмотр. Около 9 часов утра я был в Тулоне...
Еще во время того, как мы добирались к вокзалу, городок мне понравился - и это мы ехали по современным кварталам. Думаю, что в центре будет еще интереснее. От вокзала в сторону гавани уходит проспект Вобана (Avenue Vauban), но начинается он площадью Альберта I (Place Albert 1er). Судя по уже увиденным строениям, город окажется довольно респектабельным - архитектура довольно разнообразна и привлекает внимание. Всё вокруг аккуратно и ухожено. Не зря я читал, что город - это важнейшая военно-морская база Франции. Практически половина карты города заштрихована - большой секрет...
На площади Альберта I установлен мемориал с надписью на латыни: "Сладостно и почетно умереть за Отечество. Гораций". Монумент был установлен в честь погибших моряков и солдатов - уроженцев Тулона. И дата поставлена - 16 декабря 1884 года. Памятник в настоящее время окружает фонтан 2007 года.
Проспект Вобана - шикарная улица, которая ведет меня к площади Свободы. Вот именно такие картинки (архитектура в едином стиле + идеально-ровная аллея деревьев) вызывают у меня неподдельный восторг и восхищение. Понятно, что город военный и военных, привыкли тут к порядку - наверняка, нередко сюда приезжают различные воинские чины, на которых нужно произвести впечатление. Да и Вобан - знаменитый военный инженер Франции.
Буквально квартал в сторону от проспекта Вобана - и я на площади Либерте или Свободы (Place de la Liberte). Большое, практически идеально квадратное пространство, которое окружают постройки самых разнообразных стилей. К тому же, с трех сторон площадь окружает аллея из больших и красивых пальм. Когда началась перепланировка города в 1852 году, появилось много свободного пространства и была сформирована площадь Оружия, которая получила свое нынешнее название в 1889 году.
На северной стороне площади располагается здание Гранд Отеля, которое было построено в период 1868-1869 годов. Но спустя буквально несколько лет здание решили переделать в обычный жилой дом. Вот и получился жилой дом с довольно вычурным фасадом. Карта говорит, что за этим здание (во дворе) располагается Театр Свободы (Thèatre Liberté). Театр этот не только место для постановки классических представлений - это и место для встреч, бесед, обсуждений, различных перфомансов.
Наиболее привлекающий внимание на пощади объект - памятник Федерации, который возвели к 1889 году, в тот год праздновали вековой юбилей Французской революции. Как всегда во Франции, Федерацию олицетворяет аллегория - женская фигура на постаменте в окружении многочисленных скульптур. Памятник расположен в центре очень живописного фонтана. Местные даже придумали историю - это в Америку из Франции везут статую Свободы.
На бульваре генерала Леклерка (Boulevard Général Leclerc) располагается небольшой симпатичный особняк, в котором разместился Художественный музей Hôtel des Arts. Здание было построено в начале XX века и ранее оно принадлежало префектуре. Это бесплатная галерея, где представлены инновационные произведения искусства второй половины XX века. Тут располагаются в постоянной экспозиции более 250 произведений искусства Средиземноморского направления.
Практически рядом располагается еще одно симпатичное здание, но уже с башней - это местная Торгово-промышленная палата (Chambre de Commerce et d'industrie du Var). Палата была создана по приказу короля Луи-Филиппа в 1833 году - ей предстояло решить вопрос коммерческого использования порта, поскольку военные слишком сильно мешали развивать коммерцию. Здание было построено в 1912 году и получило название Дворца Фондовой биржи.
Буквально через несколько десятков метров мне повстречалось просто восхитительное здание - им оказался Тулонский художественный музей (Musée d'art de Toulon). В Тулоне уже длительное время хранилась коллекция произведений искусства и размещалась она в Ратуше. Наконец-то было принято решение о необходимости строительства здания под художественный музей, музей естественной истории и библиотеку.
В период 1880-1888 годов был разработан проект здания и осуществлена его постройка. В качестве образца выбрали постройки в стиле итальянского ренессанса. Здание получило U-образную форму, с небольшим садом и фонтаном во внутреннем дворике. Невозможно не обратить внимание как на архитектурные особенности (большие лоджии, арки, лестницы), так и на работу скульпторов - барельефы, кариатиды, медальоны, бюсты, скульптуры, другие архитектурные элементы. Жаль, что полному восприятию помешал проводимый тут ремонт.
Рядом располагается превосходный парк, вернее сад Александра I (в честь короля Югославии), но меня сманил на другую сторону улицы фасад очередного исторического здания - им оказался Суд высшей инстанции (Tribunal de Grande Instance). Такие заведения во Франции принято называть Дворцами Юстиции. Здание хоть и является одноэтажным, но оформлено просто превосходно. Над входом традиционные для Франции слова: Liberté. Égalité. Fraternité (Свобода. Равенство. Братство.) И скульптура соответствующая на входе - Богиня правосудия...
Обойдя Дворец юстиции, я направился в сторону площади Оружия. И не смог пройти мимо интересной достопримечательности. Оказалось, что на этой (ныне пустующей) территории находилась тюрьма. А теперь осталось только это - ворота бывшей тюрьмы департамента Вар (Porte de L'ancienne prison départementale du Var). Никаких подробностей об этой самой тюрьме не нашел, да и на карте увидеть эти ворота оказалось очень проблематично.
Двигаюсь в сторону порта по аллее адмирала Курбе (Allée Amiral Courbet) и мне повстречался симпатичный фонтан у Королевских ворот (Fontaine de la Porte Royale). Следовательно, где-то рядом должны находиться (или должны были находиться) сами Королевские ворота. Но ничего похожего на Королевские ворота где-то вблизи я так и не встретил. Возможно, они "спрятались" где-то за закрытой территории, у военных...
Передо мной открывается очень большое пространство, застроенное по периметру домами. Это плацдарм или, если перевести название более творчески, площадь Оружия (Place d'Armes). Почему-то именно про "военное назначение" площади я и подумал. Хотя внешне это место совершенно не напоминает плацдарм для тренировок и строевой подготовки.
Площадь оказалась не только по периметру окружена аллеей деревьев, но и в некоторых местах была дополнительно украшена кустарником, клумбами и даже ящиками с апельсиновыми деревьями. Давно уже путешествую по "апельсиновыращивающим странам" (Франция, Италия, Греция) и не могу привыкнуть, что апельсины могут расти просто так, на улице, для украшения...
Я стараюсь подмечать разные мелочи, когда путешествую. И красивые, колоритные места. Именно таким местом мне очень хочется назвать симпатичные домики у проспекта генерала Маньяна (Avenue Général Magnan) и площади Оружия. Именно так в моем восприятии мне видится "провинциальная" Франция.
Довольно длинное строение (или серия строений) протянулись вдоль проспекта генерала Маньяна - у меня постоянно возникало желание назвать их казармами, но подтверждения этому не оказалось. Но то, какое сооружение я встретил с торца этого строения меня поразило. На здании было указано, что это Ворота бывшего Морского госпиталя (Porte de L'ancien Hôpital Maritime) и указано, что они дошли до нас из XVII века. Выходит, и вправду, кзармы... Правдя, я не уверен, что и сами казармы дошли до нас из того времени. Скорее всего, здание было построено уже вокруг этих ворот, став его частью.
Невдалеке располагается еще одно сооружение, и как выяснилось, это тоже ворота - Главные ворота Арсенала (Porte Principale de L'arsenal). Неплохо, надо сказать, перестроили Тулон в свое время. Посносили достопримечательности оставили от них одни ворота. Если верить вывескам, здесь же располагается и Морской музей (Musée de la Marine). Здание Арсенала отдали под нужды Морского музея уже более двух веков назад - в 1814 году.
В экспозиции музея достойное внимание уделено военному инженеру Франции - Вобану, который активно занимался не только разработками оборонительных сооружений для армии, но и строил форты и укрепления на Лазурном берегу Франции. Жаль, что было закрыто: я не смог увидеть полноразмерные модели старинных галер и кораблей.
Не сразу я обратил внимание, что за серьезно охраняемыми воротами вооруженными людьми в форме, располагается какая-то интересная башня. На воротах было написано, что это Национальный военно-морской флот, или попросту - военная база (Marine nationale Basé navale on Toulon). 24-метровая Башня с часами или Часовая башня Арсенала (La Tour de l’horloge) - так она называется. Даты ее строительства 1772-1775 годы, построили ее на сваях для устойчивости.
Строилась башня как место для наблюдения за окрестностями от желающих проникнуть в Арсенал. В XVIII-XIX векам башне добавили еще одну функцию - сообщать колокольным звоном о начале и окончании рабочего дня. Путеводители пишут, что видимый на вершине башни колокол - это лишь деревянная модель, оригинал установлен у входа в башню. Кстати, и тут есть фигурный купол на вершине башни. Учитывая место, где башня располагается - сомневаюсь, можно ли побывать там в экскурсионными целями...
Можно сказать, что я выхожу на первую линию Тулона - это проспект Республики (Avenue de la République). Уж в скольких приморских городах я бывал, но подобные места нигде не повторяются. Где-то они сложились уникально в силу исторических причин, где-то были спроектированы в недавние годы, но везде это место - буквально, лицо города. Думаю, что в пик туристических сезонов здесь куда более многолюдно.
Я не перестаю обращать внимание на детали, которые встречаются мне в новых городах. Не мог пройти мимо подобного оформления фасада здания. Мы восторгаемся росписям по стенам домов, которые сохранились с давних времен, иногда с периода Средневековья. А тут современные фрески - и создают атмосферу ничуть не хуже. На одной стене, практически, изложили в рисунках историю Тулона (как и любого приморского города).
Интересная деталь - в Тулоне я встретил несколько необычных лавок в порту. Вернее, с необычными товарами. Понятно, что только я, как гражданский человек, обратил внимание на магазин для военных матросов - в нем продавали и форму, и предметы военного обихода, и сумки (весьма стильные и для гражданских, кстати). Но в нескольких местах я увидел магазинчики с русскими товарами (наряду с турецкими и т.п.). Матрешки, книги и даже форменные зимние шапки российских военных розового цвета с кокардами... И вот еще - довольно оригинальный ассортимент сувениров для обеспеченных туристов...
Оказалось, что в Тулоне достаточно много небольших, но очень уютных площадей. Оформлены они очень разнообразно: одни выигрывают от особенного оформления фасадов домов, другие из-за фонтанов и особого озеленения... А есть и такие, где настроение делают установленные там скульптуры или арт-объекты. К примеру, площадь Райму (Place Raimu). Здесь установили скульптуру "Мужчины, играющие в карты". Когда окрестные кафе выставляют рядом свои столики и зонтики, атмосфера становится совсем уж домашняя...
Такие вот площади в историческом центре связывают между собой довольно узкие улочки, на которых никогда не хватает света, где сложно запомнить фасад какого-то дома... Со временем, конечно, дорогу можно запомнить, но все равно нет слишком большого желания ходить по ним слишком часто. Думаю, что в вечернее время тут может быть небезопасно.
Очередная площадь с оригинальным название - площадь Земного шара (Place du Globe terrestre). Вероятнее всего, это современное название, поскольку тут установлен небольшой фонтан в виде глобуса. Помимо интересной растительности, здесь немало каких-то малозаметных с первого взгляда деталей, но которые придают площади особую атмосферу.
К примеру, в одном уголке заметил барельеф, изображающий стражника и постояльца тюрьмы с кандалами. Думаю, что эта деталь здесь не просто так. Возможно, что в прежние времена здесь располагалась тюрьма. Кстати, обратил внимание и на то, что от площади в разные стороны идут "тоннели" - пешеходные колодцы под вторыми этажами домов, с деревянными сводами-балками.
Очередная площадь носит название Ватель (Place Vatel). Сама площадь - ничего необычного, если не считать, что к фасаду одного из домов "приделана" часть старинного корабля - скульптура корабля (Sculpture de Bateau). Считается, что это королевский фрегат Нептун, который был списан на берег в 1868 году. Оригинал носовой части располагается в Морском музее Тулона. Судя по звуку, который издает корабль - это бетон. Но выглядит очень реалистично. К слову - на карте указано, что именно по этой площади в свое время проходила тропа кающихся капуцинов.
Совсем недалеко располагается одна из главных торговых улиц Тулона - улица Жана Жореса (Rue Jean Jaurès). Это пешеходное пространства, куда выходят витрины разного типа магазинов - универмагов, бутиков, лавок. Можно даже сказать, что это местный деловой центр. Но у меня на Тулон были другие виды - на шоппинг я и в Марселе успею.
Улица Жана Жореса вывела меня к площади Виктора Гюго (иногда ее называют Театральной площадью), где располагается главный вход в Тулонскую оперу (Opéra de Toulon). Оперный театр в Марселе и других городах Франции появился довольно давно, а в Тулоне в 1770 году было решено построить только Зал Комедии. Нынешнее здание Оперы было открыто в 1862 году (начало строительства 1860 год, раньше Парижской Оперы).
Несмотря на то, что театр выглядит довольно компактно, его пять уровней зрительного зала могут вместить почти 1800 зрителей. Обойдя здание Оперы вокруг я сделал вывод: красив театр со всех сторон, включая и бульвар Страсбург - главную улицу, куда выходит другой фасад театр. Хотелось побывать внутри здания Оперы и увидеть его оформление (говорят про лепнину, позолоту и прочие элементы декора), но постеснялся, да и времени уже оставалось немного...
Театральная площадь или площадь Виктора Гюго - очень уютное место, расположенное в самом центре города. Здесь очень удобно - сидишь за чашкой чая или кофе в самом центре города, в курсе всех событий... Но пока за столиками местных кафе совсем нет посетителей. Сейчас, в Предпасхальные дни наибольшее оживление царит на улицах, где раскинулся бесконечный рынок.
Отправляюсь в сторону улицы Лафайет - именно там располагается рынок. Исторический центр Тулона довольно интересен. И не с точки зрения многочисленных достопримечательностей. Здесь интересно наблюдать за мелочами в архитектуре. Практически все постройки сохранились с момента своего строительства в XIX-XX веках, новых мест в историческом центре практически не построено.
По дороге я вышел к площади Пюже (Place Puget) - замечательное место. Так и хочется сказать: уютная площадь! Многочисленные столики кафе, которые практически все заняты, доказывают это. Она была сформирована в XVIII веке, ее украсили платанами, а в 1780 году дополнили самым важным и притягательным аксессуаром - фонтаном Три дельфина. Наверное, я впервые встретил подобный фонтан, усаженный растениями (заметил тут олеандр и папоротник). Дельфины прячутся в зарослях... А ведь в Тулоне довольно часто встречаются фонтаны - путеводители утверждают, что их 18...
И вот начались, наконец-то, места, где сосредоточена большая часть города. Лично у меня такое ощущение. Интересное местное население: вот вы смогли бы сесть за столик посреди оживленной улицы и начать заказывать себе что-то вкусное? А этим старушка вполне комфортно. И вкусно, наверное.
Начались витрины уличного рынка. Я уже давно привык к тому, как живописно выглядят в Европе фруктово-овощные развалы. Яблочко к яблочку, спаржинка к спаржинке. И этот товар довольно активно распродается - сам видел, как в конце торговли остаются лишь пустые ящики и коробки. Цены здесь адекватные, можно немного торговаться. Качество товара гарантировано - тут более спелые овощи и фрукты (сам не раз это замечал).
Меня всегда поражает в Европе это скурпулезное и серьезное отношение к своему делу (назову это так). Конечно, есть такие продавцы, которые просто "обеспечивают ассортимент" - берут по коробке наиболее ходового товара. Но есть и такие торговцы, которые до мелочей разбираются в своем товаре. Я специально остановился ненадолго у "помидорной витрины": продавец рассказывая (как я понял по эмоциям) о том, насколько вкусные и сладкие вон эти помидоры, какой вкус придадут блюду вон-те, с темными разводами, и сколько удовольствия получит покупатель от этих ребристых томатов...
Особое место (и довольно недолго) занимают прилавки с морепродуктами - Тулон, как-никак, располагается у моря... И если обычная рыба хоть и выглядит аппетитно, но морские деликатесы даже в сыром виде вызывают массу эмоций. Я упомянул, что витрина с морепродуктами недолго радует взгляд - она очень быстро остается пустой. Продавцы такого товара очень рано заканчивают свой рабочий день - кто успел купить, тому повезло.
Но, как оказалось, еще быстрее "отстреливаются" те предприниматели, которые предлагают готовые блюда. Вернее, которые готовят их на глазах у покупателей. Тут нельзя, увидев, что жарят устриц, лобстеров или паэлью, пойти прогуляться, чтобы вернуться потом. Покупателям буквально приходится караулить процесс приготовления и распродажи приготовленного. Может не хватить. Я несколько раз пытался экономить время, рассматривая что-то другое и возвращался к пустой посуде, на которой оставались только пара рисинок или кусочек лимона. Это правда, очень вкусно. Намного дешевле, чем в дорогих ресторанах, но приготовлено ничуть не хуже. Разве что особые гурманы определят разницу в оттенке вкуса соуса...
В некоторых местах встречаются просто удивительные картинки - как тут готовы ублажать своих клиентов... Это уже что-то из "восточной или арабской культуры" - подобные места я нередко встречал в Турции или Греции. Там принято неспешно проводить свое время в уличных заведениях. И для этого создают особую атмосферу "восточного базара"...
Лично мне всегда очень трудно пройти без эмоций мимо прилавков со специями: что в Италии или Франции, что в Греции или Турции. Если в планах у вас привезти (себе или в подарок) специи из Прованса - уличный рынок это то самое место, где экономнее и правильнее будет их приобрести. Магазинные хоть и упакованы более красиво и презентабельно, но уступают им по качеству и свежести. Без пакета с прованскими травами и смеси пяти перцев я давно уже не возвращаюсь из Европы.
На небольшой площади (перекресток улиц Лафайет и Жан Экар) увидел несколько интересных строений. Оказалось, что это Ancien Évêché, или бывший дворец местного Епископа. Ну, не то, чтобы дворец, но интересно. Но мне намного больше запомнился фонтан, установленный здесь - его пристенный тип.
Чтобы увидеть фасад Кафедрального собора и попасть в него, надо было свернуть с улице Лафайет к площади Катедраль (небольшое расширение на улице, куда выходит фасад собора). Фасад собора представляет собой классический стиль, сохранившийся с конца XVII века. Тулонский Кафедральный собор (Toulon Cathedral) или La Cathédrale Sainte-Marie-de-la-Seds (собор Девы Марии де ла Сед). Собор в честь Богородицы был основан в 1096 году и был построен в стиле романского периода. На небольшой период (1543-1544 годы) его превратили в мечеть для того, чтобы корсары-мусульмане (присланные на помощь в военной кампании в Италии) могли совершать молитву. Во время войны за испанское наследство в 1707 году церковь пострадала от пушечных ядер. Во время Французской революции уничтожили фасад - оказались разрушены статуи, украшающие собор.
К настоящему времени собор сохранил тот стиль, который ему придали в ходе реконструкции в 1654-1659 годов - появились элементы готики. В соборе сохранилась капелла XV века. Колокольня была построена (вероятно, перестроена) к 1740 году - ее высота составляет 36 метров. Внутри собора - красота. Там три нефа разного размера со стрельчатыми сводами (неравномерность - результат реконструкций и перестроек). По бокам имеется пять часовен - для оформления использованы фрески и картины (XVII-XVIII веков).
Статуя Богородицы украшает капеллу Богородицы - по праву является самым красивым артефактом этого собора. Она была изготовлена относительно недавно - в 1838 году Вианом де Пиньяном из дерева и покрыта позолотой. Стоит обязательно обратить внимание и на новые витражи (прежние были утрачены во время Второй мировой войны).
По улице Лафайет я добрался до ее конца (почти до гавани Тулона). Но на дороге у меня оказалась площадь Луи Блана (Place Louis Blans). Здесь располагается церковь Святого Франциска из Паоло (Église Saint François de Paule). Необычного вида церковь, на мой взгляд, такие постройки больше характерны для Италии. А это и есть итальянский барокко - церковь была построена в качестве часовни монастыря в 1744 году. Когда-то на этом месте располагался королевский замок Кастеу де ла Мар (Casteou de la Mar). Как и большинство церквей Франции, она пострадала в период Французской революции и службы здесь возобновились только в 1803 году.
Внутри оказалось, что церковь имеет достаточно скромные размеры - небольшой неф и несколько боковых часовен. С первых же шагов внутри храма все внимание притягивает к себе необыкновенной красоты алтарь, для изготовления которого было использовано несколько сортов многоцветного мрамора. Он хоть и скромных размеров, но сделан очень мастерски. У меня почему-то сложилось ощущение, что я оказался не в церкви, а в каком-то концертном зале.
На некоторое время я решил заглянуть в местный торговый центр - просто посмотреть на его атмосферу. Поразили огромные очереди в продуктовом супермаркете - народ закупался перед Пасхой. Но я решил вновь вернуться к проспекту Репюблик, там где построен современный стадион. Оттуда лучше всего отправиться на небольшую прогулку по гавани Тулона.
Набережная в Тулоне достаточно узкая и никак не огорожена. Думаю, что в многолюдные времена, когда туристов здесь огромное количество, тут надо быть очень осторожным. Изначально, ширина набережной была шире почти в два раза, но местные рестораторы отвоевали ее в свою пользу и понастроили здесь многочисленные кафе, рестораны, закусочные и так далее.
Практически во все стороны, куда простирается взгляд, водная поверхность гавани Тулона покрыта яхтами и катерами. Рассмотреть окрестности можно только сквозь лес мачт. Здесь нет каких-то исторических построек или достопримечательностей - гавань выглядит современно и стильно. Не всем же французским портам выглядеть исторически - в Тулоне придумали свой стиль оформления морских ворот в город.
Пришло время отправляться на вокзал и уезжать обратно в Марсель. Решил двигаться по улице Жана Жореса, мимо Оперного театра. Не мог не остановиться на небольшой, но очень притягательной площади Амираль Сен (Place Amiral Senes). С первого взгляда понятно, что это место очень популярно у местного населения в качестве места отдыха и перекуса (количество столиков на площади говорит само за себя).
Здесь же на площади увидел очередной тулонский фонтан. Все в его облике достаточно просто, но вместе с тем очень стильно и превосходно подходит к атмосфере этого места. Уверен, что будь я жителем Тулона, мне нравилось бы часто приходить на эту площадь перекусить и просто провести время.
Практически последним впечатлением от посещения Тулона стало богослужение и крестный ход у церкви Святого Луи (Église Saint-Louis). Я проходил по улице Луи Журдан и заметил какую-то активность у симпатичного храма с колоннами. Не могу не отметить, что по первым же признакам определил его архитектурный стиль - неоклассика. Церковь было задумано построить в 1704 году епископом города и приступили к ее возведению в 1709 году. Однако окончание строительства датировано 1786 годом, да и то на новом месте - помешали эпидемия чумы и новые градостроительные планы. Естественно, что в Период Французской революции службы здесь не проводились, а храм был переименован в храм Разума. Довольно длительное время храм использовали как казармы и склад боеприпасов. Вновь службы здесь начались только в 1858 году.
Я дождался, когда вся процессия покинула храм и с удовольствием отправился на его осмотр. Примерно этого я и ожидал увидеть внутри: три нефа, которые разделены дорическими колоннадами. В храме очень мало внутреннего оформления (заметил несколько скульптур), и больше внимания стоит уделить архитектурным элементам отделки церкви.
Я провел в Тулоне около четырех часов - этого вполне хватило на знакомство с городом. Остались, конечно, некоторые места, где я не успел побывать, но ради них делать здесь остановку на большее время в мои планы не входило. Обратно я мог бы уехать на автобусе за €0,99, но пришлось бы ждать до вечера, а хотелось погулять по Марселю. Поэтому я выбрал поезд - €10 и около часа в дороге. Впечатления от Тулона и так были достаточно яркими, а тут еще возможность дополнить их марсельскими зарисовками...