Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Амстердам * Amsterdam

Согласно легенде, Амстердам был основан двумя рыбаками, которые высадились на берегах реки Амстел. Возникновение города относят к 1275 году, тогда же граф Голландии Флорис V освободил от пошлин его жителей. На рубеже XIII-XIV веков Амстердам получил городские права, что явилось причиной роста благосостояния его жителей. В конце XIV века в Амстердаме появились богатые торговцы из Антверпена, разграбленного и опустошённого испанцами. Город на Амстеле на целый век становится самым большим портом и одним из крупнейших финансовых центров в мире. После 80-летней воины за независимость с Испанией (в середине XVII века) наступает период расцвета -  «Золотой век» Амстердама. Сюда потянулись многочисленные переселенцы, в том числе богатые и влиятельные евреи из Испании и Португалии. С 1613 года в Амстердаме появились три центральных канала. Вдоль этих каналов богатые торговцы строили свои элегантные особняки. Большинство каналов было вырыто в XVII веке для транспортировки грузов. Помимо этого, они формировали систему отвода воды. Четыре основных канала в самом центре Амстердама, опоясавшие исторический центр в форме полумесяца, с XVII века и до настоящего времени сохранили свой неповторимый облик. Канал – это, прежде всего дренажная система или удобный водный путь для перевозки грузов, а построенные по берегам дома одновременно могли служить складами. Недаром в Амстердаме никогда не существовало частного водного транспорта: все горожане, даже самые богатые, ходили пешком, чтобы не мешать движению грузовых лодок. Когда в 1658 году «план четырёх каналов» был воплощён в жизнь, Амстердам превратился в один из самых красивых европейских городов. Вдоль каналов были устроены бульвары, к ним под прямыми углами проложили небольшие каналы и улицы, образующие своеобразный каркас Нового города.

2008 год

Мой следующий визит в Амстердам состоялся спустя 2 года. По поручению знакомой я вёз её другу небольшой сувенир. Я понадеялся на то, что раз уж человек приедет в аэропорт, то и меня довезёт обратно в Амстердам. Но я не учёл, что это будет ИНОСТРАНЕЦ. Он приехал в Амстердам, оставил на одной из стоянок свою машину, сел на поезд и приехал в аэропорт. Встретил меня, а потом вместе со мной отправился в город за машиной. Столько лишних движений и какая-то непонятная экономия. Выяснилось, что я гораздо лучше знаю город, чем некоторые из голландцев. Или дело всё-таки в жадности некоторых...

АмстердамАмстердам

Поскольку я уже бывал в этом городе и знал, куда и как мне добираться, я как «умная Маша» зашёл в кассы по продаже билетов на общественный транспорт с намерением приобрести книжечку на 15 поездок (это выгоднее в несколько раз, чем, если приобретать отдельные билеты). А в Голландии, как и в некоторых других городах Европы, вошли в моду «нумераторы очереди». Создаётся видимость отсутствия очередей – все ждут кто где, разбредясь по углам. Дождался я своей очереди и купил билеты. Спускаюсь в метро и вижу, что вход закрыт. Никакого объявления на понятном языке нет, написано лишь что-то по-голландски (в словах по 20-30 букв – нормальное явление). Информаторы у входа в кассы имеются, но предупреждают о закрытом метро не всех и только после покупки билетов.

У билетной кассыУ билетной кассы

Я решил поискать другой вход. Нашёл. Опять закрыто. Я пошёл в третьи и четвёртые ворота – ЗАКРЫТО! Ничего не понимаю! Поскольку станция расположена очень близко к морскому порту, у меня появляется мысль – может быть, прорвало стену и станцию залило водой? Это мне показалось наиболее вероятным. А что ещё может произойти? Ну не мог я даже и предположить, что в городе началась забастовка работников метро! Но я об этом ничего не знаю и поэтому продолжаю искать. Решаю дойти до следующей станции – благо они расположены близко друг от друга. Опять закрыто. Начинаю что-то подозревать, но продолжаю искать вход.

Станция метроСтанция метро

Так и получилось, что я практически пешком дошёл до своего отеля. Потратил на путь около часа и лишь в последний момент смог проехать одну станцию на метро. По дороге мне приходилось периодически корректировать свой маршрут – я сверялся с картой и названиями улиц на специальных указателях. В Амстердаме это просто ужасно. У них длиннючие названия – я умудрялся запомнить лишь первые несколько букв. А улиц с похожими названиями немало. Один был ориентир – река Амстел. На следующий день оказалось, что метро ходит лишь по надземным веткам. Там, где начинались подземные ветки – движение отсутствовало. Но была предложена замена – автобусы. Получалось, что из своего отеля я ехал одну остановку на метро, затем пересаживался в автобус и без остановок доезжал до центрального вокзала. Причём систему доставки пассажиров организовали просто замечательно. А уже в понедельник метро вновь возобновило свою работу в полном объёме. На выходе со станции каждому приехавшему пассажиру вручали стиккер с извинениями «Мы вернулись!» и оригинальный шоколадный пряник с символикой метро. Некоторые пассажиры старались выйти из метро несколько раз, очень уж вкусными были пряники. Кстати, любимым общественным транспортом в Амстердаме является трамвай. Это своего рода произведение искусства. Они быстро бегают по городу и проникают практически во все его районы. Однако мне в этом плане не повезло – в мой район трамваи не ходили – а то не было бы проблем.

Самый популярный вид транспортаСамый популярный вид транспорта

Отель, где я поселился, оказался превосходным. Там были даже чайник и набор чаёв и кофеёв с сахаром и сливками. Это очень редкое явление в отелях. Всё в номере было просто идеальным. И даже на проходящие мимо поезда уже через полчаса я перестал обращать внимание.

ОтельОтель

Из окон моего номера были видны несколько особого вида строений. Высотки с минимумом окон. Как я и подумал – это оказалась тюрьма. Но вся такая европейская! В Амстердаме очень неравномерно распределено население. Есть места, где дома просто налеплены друг на друга. Но, в то же время поражает и определённая пустынность города. Но пустынность эта положительная – там располагаются аллеи, парки, газоны, спортивные сооружения. Людей немного и очень часто ты оказываешься один на улице. Первоначально непривычное ощущение, но потом это начинает нравиться. Тем более что за исключением некоторых районов города, безопасность в Амстердаме достаточно высока.

Голландская тюрьма БийлмербайесГолландская тюрьма Бийлмербайес

В этот свой визит в Амстердам я решил быстренько пробежаться по уже виденным мною ранее достопримечательностям, а также увидеть какие-нибудь новые для себя  знаменитые места Амстердама. В готические времена (это был 1308 год) в Амстердаме был построен первый храм. Посвятили его святому Николаю (это святой, покровительствующий морякам) и назвали его Старой церковью или Ауде Керк (Oude Kerk). Располагается он совсем рядом с железнодорожным вокзалом Centraal Station и кварталом Красных фонарей. Самого большого внимания, как мне показалось, заслуживают его витражи. Тут и Дева Мария, и изображения тех, кто делал пожертвования для их изготовления. В то же время церковь - один из крупнейших некрополей (говорят про десяток тысяч захоронений) - об этом свидетельствуют многочисленные надгробные плиты. 

Храм Ауде КеркХрам Ауде Керк

Пройдя всего несколько кварталов на восток от Ауди Керк я оказался на новой рыночной площади Ньивмаркт (станция метро Nieuwmarkt). Ничего себе – «новая»?! С XV века торгуют здесь. Рядом располагается Вааг (Waag) – Палата мер и весов, очень оригинальной архитектуры. Четыре века стоит это здание – его перестроили из восточных ворот в городских укреплениях. Если считать с того времени, как были построены ворота (1488 год), то уже шестой век! Почему такое название? Здесь размещались торговые весы и собирались представители различных гильдий. Здесь можно выпить пива в ресторане с одноимённым названием «Waag».

Вааг на площади НьивмарктВааг на площади Ньивмаркт

У центрального железнодорожного вокзала видна оригинальная башня Схрейерсторен или Башня плача (Schreierstoren). Когда-то это было строение оборонительного назначения. Одновременно, это одно из самых первых сохранившихся строений Амстердама. Название (как и архитектура) оригинальное. Говорят, что когда моряки уходили в плавание, то их жёны забирались наверх и начинали плакать, прощаясь. Профессия моряка непредсказуемая, поэтому и прощались многие как в последний раз, проливая море слёз. Нельзя пройти мимо церкви Зёйдеркерк (Zuiderkerk). Её красивый шпиль с колоннами, куполом, башенками и большими часами не оставит вас равнодушным. Интерес вызывает то, что в 1874 году её расписал сам Моне. В начале XX века здесь перестали проводить церковные службы, и сейчас это здание служит Амстердаму информационным центром городского развития. И по совместительству, информационным центром для туристов. А во дворе, где расположен центральный вход, мне запомнился оригинальный фонтан-водопад, который стекал по стене одного из жилых домов.

Церковь ЗёйдеркеркЦерковь Зёйдеркерк

Если вы окажетесь на Монетной площади Мюнтплейн (Muntplein), то не пройдёте мимо бывших городских ворот. Это Регулирспоурт (Regulierspoort). На её башне (как и на некоторых других) Хендрик де Кейсер (голландский архитектор эпохи Возрождения) сделал изящную деревянную надстройку. Её называют «скелетом купола». Трудно себе представить, что в XV веке у этой башни находился скотный рынок. Если внимательно приглядеться, то можно рассмотреть флюгер – это золотая фигурка быка (в память о имевших место событиях). Когда в 1672-1674 годах город Утрехт (где работал голландский монетный двор) был занят войсками Людовика XIV, в этой башне устроили монетный двор. Поэтому эту башню называют ещё и Мюнтторен или Монетная башня (Munttoren).

РегулирспоуртРегулирспоурт

Нельзя не обратить внимание в Амстердаме на "плавучие дома". Это явление тут стало распространённым после окончания Второй мировой войны. Жилья не хватало и пришлось людям обживать брошенные корабли, баржи и прочие плавающие поверхности. Кто-то до сих пор живет в пришвартованном кораблике, кто-то заказывает специальную баржу и строит на ней дом. А что - очень удобно, можно путешествовать по городу, меняя место жительства (прикрепления дома к стенке очередного канала). Заметил, что в некоторых местах города таких домов много, в некоторых нет совсем. Наверное, этот вопрос регулируется.

Плавучие домаПлавучие дома

Чтобы успеть посетить все самые интересные места в центре Амстердама, приходится много петлять по центру (в прямом и обратном направлениях). А учитывая, что вокруг каналы с водой, приходится проходить вдвое большие расстояния. Со многих мест в округе видна Монтелбансторен – крепостная башня, с которой когда-то охраняли голландский флот. Заметно, что она строилась в два этапа – сначала сама кирпичная башня, а затем, спустя немалое время, была надстроена ажурная башня со смотровой площадкой. Когда осмотрены основные достопримечательности внутри колец каналов, стоит выйти за их пределы и отправиться дальше.

АрхитектураАрхитектура

Осталось лишь вернуться на площадь Дам (Dam Square). Здесь располагаются сразу несколько интересных достопримечательностей – музей мадам Тюссо (Madame Tussauds), здание Фондовой биржи, Новую церковь или Ньиве Керк (Nieuwe Kerk) и, собственно, Королевский дворец (Koninklijk Paleis). Все эти сооружения можно рассмотреть практически с одного места, встав в самом центре площади.

Площадь ДамПлощадь Дам

Церковь Ньиве Керк (Nieuwe Kerk) располагается в самом сердце Амстердама, на площади Дам. Рядом Королевский дворец. В 1408 году от местного епископа было получено поручение о необходимости строительства новой церкви, посвященным Святым Марии и Екатерине. Поскольку Старая церковь уже не вмещала всех желающих. Сейчас перед нами церковь выглядит такой, какой стала после как минимум трёх пожаров - в 1645 году её перестроили, придав её готический облик.

Церковь Ньиве Керк (с улицы Nieuwezijds Voorburgwal)Церковь Ньиве Керк (с улицы Nieuwezijds Voorburgwal)

Последующие реконструкции внесли незначительные черты в облик храма. Церковь имеет "королевский статус" - здесь проводятся коронации, а также венчания царствующих особ. Я посчитал, что изнутри площади Дам церковь выглядит совершенно иначе, чем со стороны одной из центральных улиц города - Nieuwezijds Voorburgwal.  Церковь практически превращена в музей, так как службы здесь почти не проводятся и она предоставлена в распоряжение туристов.

Церковь Ньиве Керк (с площади Дам)Церковь Ньиве Керк (с площади Дам)

На некоторое время я решил заглянуть в торговый центр Магна Плаза (Magna Plaza). Вот это я понимаю расположение - сразу за Королевским дворцом. Глянув на здание сразу понимаешь - это и есть неоготика, количество башенок и шпилей просто зашкаливает. Оно было построено в XIX веке и входит в число самых популярных построек Амстердама. Больше всего мне понравился отдел со всякими дизайнерскими штучками для интерьера.

Торговый центр Магна ПлазаТорговый центр Магна Плаза

Невдалеке располагается и ещё один крупный торговый центр де Беенкорф (Bijenkorf). Меня он привлёк, прежде всего, своей необычной архитектурой, явно не современной. В 1870 году это был просто швейный магазин, а к середине XX века разросся до шести этажей. У кого денег достаточно для покупки дизайнерских вещей - добро пожаловать, тем же, кто привык экономить - сюда лучше отправляться в период больших осенних скидок.

Торговый центр де БеенкорфТорговый центр де Беенкорф

Биржа Берлаге (Beurs van Berlage) тоже располагается в самом центре Амстердама. Несколько мрачное (на первый взгляд) здание, которое построили к 1903 году, сразу планировали как место проведения биржевых торгов. К настоящему времени оно используется как концертный или выставочный зал. Неоштукатуренный кирпич и вставки из натурального светлого камня настраивают на Средневековье. Ещё и часовая башня как в средневековой Италии добавляет привлекательности.

Биржа БерлагеБиржа Берлаге

В нынешний свой визит в Амстердам я решил посетить некоторые города Голландии, добираться до которых было легко и просто, да ещё и быстро. А остальное время решил провести в прогулках по городу. Интересная ситуация произошла со мной в одном из центральных пассажей города. Молодая голландка, присев перед манекеном на корточки, надевала на него джинсы. Я решил это сфотографировать. Что почему-то её разозлило. Она попросила удалить фотографию. Я решил, что не стоит связываться, и показал ей, что фото не получилось (оно действительно «смазалось»).

Амстердамский вокзал АмстелАмстердамский вокзал Амстел

По дороге в музей Амстердама (Рейксмузеум), мне встретился по дороге красивейший театр Стадссаувбург (Stadsschouwburg). Первый театр на этом месте был построен в 1774 году, нынешний же был построен после пожара 1890 года. Когда я говорю про "пряничные домики", то имею в виду примерно такие постройки.

Театр СтадссаувбургТеатр Стадссаувбург

Надо сказать, что в городе встречаются здания, от взгляда на которые задумываешься - это что-то из Средних веков или современная стилизация? Ну, не похоже это строение на отель, хотя это именно он и есть - Hampshire Hotel Amsterdam American. В таком здании, по-моему мнению, обязательно должно жить привидение...

Hampshire HotelHampshire Hotel

Рейксмузеум (Rijksmuseum) или Государственный Художественный музей Амстердама – самое подходящее место, чтобы начать экскурсию вне зоны каналов. Хотя строение и современное (почти современное, 1885 года постройки), но выполнено оно в стиле неоготики. Мне почему-то показалось, что здание музея напоминает центральный железнодорожный вокзал. Оказалось, что архитектор один и тот же.

РейксмузеумРейксмузеум

Сам музей был основан в 1808 году братом Наполеона I (Луи Бонапартом). Сейчас в музее собрано около 7 миллионов экспонатов! В основном – это произведения искусства. А начинал собирать коллекцию Луи Наполеон. Рядом располагается и музей Ван Гога – здесь собрана коллекция его картин, рисунков, переписка. В дополнение к работам Ван Гога, здесь есть немало работ его современников и друзей – Гогена, Тулуз-Лотрека, Моне, Бернара и Сера.

РейксмузеумРейксмузеум

Прогуливаясь пешком из отеля до центра, увидел знаменитую пивоварню, а теперь музей Хейнекен (Heineken Experience). Сквозь окно заметил огромные медные котлы, в которых варили пиво. Пиво на этом месте (но не в этом здании) варили с 1592 года. Не выяснял, здесь ли расположена и штаб-квартира Heineken.

Пивоварня-музей ХейнекенПивоварня-музей Хейнекен

В качестве сувениров я решил привезти из Голландии деревянные башмаки (кломпсы) и букет тюльпанов из дерева. Только оказалось, что покупать это лучше не в Амстердаме. Цены уж больно высоки. Поэтому я и решил оставить покупки на  «провинцию». Кстати, помимо сувенирных кломпсов, можно подобрать себе по размеру и настоящие полноразмерные башмачки. Смог ли бы я в них ходить – вопрос. А вот довезти их до дома оказалось бы сложно. Я просто попытался представить в своем чемодане два куска дерева 45 размера - и не смог. И даже 40€ было не жалко. Можно было за такие же деньги купить и очень популярные в Европе и сделанные по типу голландских кломпсов, пластиковые аналоги, но китайцы уже успели наштамповать их – эксклюзив пропал.

КломпсыКломпсы

Я прочитал на одном из сайтов в Интернете о том, что в Амстердаме открылся музей марихуаны. Интересно было посмотреть. Времени его посетить в рабочие часы у меня не нашлось. Но пройти мимо него получилось. Это было очень интересно – в ярко освещённой витрине под лучами ламп росли кусты конопли. У всех проходящих мимо они вызывали очень большой интерес. А у нас такие кусты растут нередко просто по улицам… В качестве сувенира я давно хотел привезти что-то с голландской тематикой. Футболка с марихуаной – это было бы слишком, а вот магнит «укурыш» - самое то. И 4,5€ оказалось не жалко.

В сувенирной лавкеВ сувенирной лавке

Если бы было достаточно времени, то в центре можно было посетить музей водки. Рядом, в паре кварталов от центрального вокзала, мне встретился интересный магазин. Там продавался только сыр. Но зато сколько сортов! И рядом здесь же я увидел оригинальную закусочную. Еда там была обычная – стандартный фастфуд: гамбургеры, чизбургеры, наггетсы, маффины и так далее. Необычным был способ продажи – вдоль стен были установлены металлические камеры хранения с подогревом и стеклянной дверцей. Бросаешь монетку, дверца открывается, и ты берёшь то, что выбрал. А ещё тут очень популярен картофель фри – он продаётся в кульках, и прямо в кулёк поверх картофеля наливается соус – майонез или кетчуп. Идёшь, макаешь и ешь…

Лавка сырных сувениров
Лавка сырных сувениров

Когда я решил прогуляться в район новостроек, на станцию Амстердам Южный (Station Zuid), туда, где понастроили самых современных высотных зданий и сооружений, то стал свидетелем рекламной фотосессии. Это я её так назвал. Мне показалось, то, что снимается, могло стать рекламой беспроводной мыши для компьютеров. Казалось бы – простейшая съёмка, а на самом деле её проводили не менее часа (и это без учёта предварительной подготовки).

Рекламная фотосессияРекламная фотосессия

Здесь было понастроено большое количество высоток, даже несмотря на известную своей неустойчивостью территорию. Наверное, используются самые современные технологии и глубокое заложение фундамента. Это деловой центр, в котором не только построены (и строятся) офисные здания, но и создана вся необходимая для хорошего препровождения времени инфраструктура. Кафе и рестораны - понятно, а ещё и произведений современного искусства много.

Современный АмстердамСовременный Амстердам

Меня просто поразили огромные, в несколько этажей стоянки для велосипедов – их тут тысячи, а может – и десятки тысяч. В Амстердаме, впрочем, как и в некоторых других городах очень популярна такая услуга для туристов, как  «велосипед на прокат». Пользоваться очень просто. Увидев специальные стоянки велосипедов, бросаете монету  (или рассчитываетесь пластиковой картой), магнит прекращает удерживать велосипед. Берёте и пользуетесь. После того, как он стал вам более не нужен, возвращаете его на одну из подобных стоянок. Ту, которая встретится вам раньше. На велосипеде очень удобно осматривать города, подобные Амстердаму. Кстати, говорят, что первые 30 минут бесплатно…

Велосипедная стоянка в АмстердамеВелосипедная стоянка в Амстердаме

2006 год

Первое моё путешествие в Амстердам пришлось на субботу. Именно в субботу я вылетал из аэропорта Стокгольма. Почему запомнил день недели – а потому, что очередь на регистрацию и досмотр превышала все мыслимые пределы. Все летели отдыхать или развлекаться. Пришлось мне  «сделать рожу тяпкой» и шагать туда, где оформляли транзитных пассажиров. Подал документы и сунул чемодан на весы. Шведка стала чего-то бурчать на своём наречии. Наверное, говорила, что мне надо не сюда и тому подобное, но сама тем временем оформила всё необходимое! И выдала мне посадочный талон. Потом я так же незаметно «просочился» и на досмотр. И вот – я в самолёте, совершающем рейс в Амстердам. Для меня поездка в этот город была чем-то вроде увлекательного приключения. Город представлялся мне этаким  «парком развлечений». Во время посадки я хотел хоть мельком увидеть город. Не получилось. Всё небо было затянуто тучами. Причём, не такими как у нас – светлыми и лёгкими, а грязно-серыми и тяжёлыми. Самолёт то и дело трясло – это мы ударялись об облака. Наконец мы увидели землю, точнее чередующиеся куски земли и воды – каналов, ручьёв, речек, просто рвов, заполненных водой. Мы довольно долго ехали в самолёте к месту стоянки, и я за это время успел рассмотреть местность. Всюду польдеры - каналы для удаления воды из грунта. Ни одной возвышенности! Всё сплошное, ровное, практически на уровне воды. Кажется, и ступить некуда – провалишься в грязь.  Но так только кажется! Впоследствии, я в этом убедился…

Плавучие домаПлавучие дома

Заранее познакомиться с Амстердамом я смог благодаря всевозможным материалам из сети Интернет и путеводителей. На фотографиях домики этого города не просто красивые и очень оригинальные, но ещё и… кривые. Было даже ощущение, что так строили специально, для колорита! Оказалось – это не так. Просто, Амстердам, также как и Венеция, построен на сваях. Так вот именно эти сваи, подгнивая, и дают такой результат. Почему дома ещё стоят? Наверное, их спасают более крепкие соседи.

Дома на сваяхДома на сваях

Для укрепления вязкого и сырого болотистого грунта перед тем, как начинать строительство, забивали иногда просто невероятное количество деревянных свай. Например, Королевский дворец покоится на фундаменте, в основание которого забито более 13 тысяч деревянных свай! Я так и не узнал – есть ли в Амстердаме подвалы. Так вот, Королевский дворец построили в 1665 году в стиле "римской архитектуры". До 1808 года он использовался как Ратуша, позднее стал резиденцией Луи Бонапарта. Это одна из королевских резиденций, которая функционирует и в настоящее время (когда Их Величества бывают в Амстердаме)...

Королевский дворецКоролевский дворец

До сих пор в Амстердаме (да и в других голландских городах) можно встретить места, где видно, как героическими усилиями голландцы отнимают у моря небольшие участки земли. Такие территории называют польдерами. После мелиорации на таких участках можно будет жить. Ну а раньше, земли вокруг Амстердама на протяжении веков отвоёвывались у моря с помощью сложной системы плотин и дамб, которые помогали удерживать морские волны и осушать почву. Строилась целая система подобных польдеров (рылся дренажный ров, укреплялся деревянными шестами – в него и стекала вода из окрестных земель).

Кругом водаКругом вода

Затем вода откачивалась. Для подъёма воды по системе кольцевых каналов, каждый из которых располагался выше соседнего, применялись ветряные мельницы. Сегодня для этого используют электронасосы, а мельницы остались просто частью колорита. Поэтому не стоит думать, что в Голландии было слишком много зерна и его надо было молоть. Просто воды тут слишком много…

Каналы АмстердамаКаналы Амстердама

Голландские купцы перевозили разные товары по системе городских каналов прямо к своим домам-складам. Для многих фронтонов старинных домов характерна массивная поперечная балка, торчащая наружу. Благодаря подъёмным устройствам, укреплённым на поперечной балке, а также системе блоков и канатов, товары попадали прямо из трюма баржи или морского судна в складское помещение на чердаке и верхнем этаже купеческого дома.

Дома с балкамиДома с балками

Старые дома строили с некоторым уклоном парадного фасада в сторону городского канала для того, чтобы облегчить перегрузку товаров. До сих пор, время от времени, жители старинных домов Амстердама прибегают к использованию такого способа подъёма тяжестей для своих бытовых нужд. Эти балки делают фронтоны старинных домов ещё более привлекательными. Благодаря такой возможности доставлять грузы в нужное помещение прямо через окно дверные проёмы и лестничные пролёты в Голландии очень узкие.

Дома с поперечными балками для подъёма грузовДома с поперечными балками для подъёма грузов

Поезд из аэропорта Схипхол прибывает на Centraal Staation минут через 15. Людей вокруг слишком много. Практически, ничего не успевая разглядеть вокруг, приходится сразу же спускаться в метро. В отличие от московского или питерского, метро в Амстердаме (то, что находится под землёй) маленькое, грязное, тёмное и страшненькое. Непонятно, где покупать билеты. Непонятно, как делать пересадки. Ничего непонятно! Билет я купил в автомате прямо на борту поезда – больше я не встречал подобных автоматов – мне просто повезло (а облавы на безбилетных пассажиров устраиваются тут регулярно).

Centraal StaationCentraal Staation

Людей в стороне от центра практически нет – может потому, что суббота, а может и потому, что не в почёте у них метро. Я немного разобрался в схеме, помещённой на потолке поезда. Через 5-6 остановок с названиями «Ватерлоо», «Маркт» поезд выходит на поверхность. Глядя вокруг на город из окна поезда, возникает ощущение, что единственная твёрдая поверхность в Амстердаме – это та дорога, по которой мы едем. Остальное пространство занимают каналы. Домов практически не видно, можно рассмотреть только их верхушки. Зато зелени предостаточно. И лишь одна станция, вокруг которой понастроено множество небоскрёбов, дает ощущение, что твердь земная ещё где-то существует.

Метро АмстердамаМетро Амстердама

Как исключение, мне пришлось в Амстердаме жить в отеле, расположенном далеко от вокзала. Выбирать пришлось по ценовой доступности. Отели в центре стоили от 150-200€ за сутки. Пришлось отъехать немного в сторону от центра. Это оказался какой-то «арабско-турецкий район» (они считаются не слишком безопасными), хотя у меня ни разу не возникло неприятных ситуаций. Отель поразил меня своей «оригинальностью». Жуткое количество лесенок и переходов – как будто достраивали, перестраивали, добавляли новые помещения!  Бросив вещи, я поспешил к ближайшей «ярмарке», где посетил супермаркет и запасся продуктами на ближайшие 2 дня. Впереди - воскресенье и всё будет закрыто. Глядя на карту, оказалось, что я живу невдалеке от центра, но добраться до него удобнее на метро практически вокруг всего города, так как прямого пути нет. Как потом выяснилось, можно было доехать по железной дороге – поездов было предостаточно (курсируют они регулярно).

Hotel Nieuw SlotaniaHotel Nieuw Slotania

Итак, моя первая прогулка в исторический центр Амстердама. Вокруг всё настолько интересное, что и не знаю, на что прежде обратить внимание. Это хоть и город на воде (почти как Венеция), но тут всё совершенно другое: архитектура, атмосфера, история, традиции. После роскошных венецианских палаццо трудно перестроиться на узкие столбики домиков, которые хоть и высокие, но правда - слишком уж невелики в сечении.

Дома АмстердамаДома Амстердама

Интересные и местные мосты. Некоторые не замечаешь, они просто мало чем отличаются от тротуаров и обычной улицы. А на некоторые хочется обратить внимание. Например, на Тощий мост или Магере Брюг (Magere Brug). Название было дано не тому мосту, который мы видим сейчас, а его предшественнику, 1691 года рождения. Но, построенный уже в XX веке мост почти не изменил своих очертаний, оставшись таким же "худым". Судя по его устройству, он разводной. Но так и не получилось увидеть, как через него пропускают водный транспорт (говорят, он разводится трижды в день). Немного напоминает его по конструкции и Алюминиевый мост (Aluminiumbrug), который был построен в 1896 году. Очень оригинальная конструкция.

Алюминиевый мостАлюминиевый мост

Знаменитый «Красный квартал» или «Квартал красных фонарей» - место, где оживлённо и интересно в любое время суток. Представительницы древнейшей в мире профессии занимают древнейший район Амстердама – Де Валлен или Де Валлетьес, он же «Стеночки» (De Wallen или Dе Walletjes) – когда-то здесь проходили городские укрепления. Так что название не от того, что тут у стеночки выстроились проститутки. Здесь стоит побывать уже хотя бы потому, что можно увидеть, какими домами был застроен Амстердам XIV века. Правда, нынешние постройки - копии, но довольно точные. Так и не понял, когда я оказался на территории квартала. Заметил только, что вместо небольших окошек на первых этажах появились большие витрины, в которых был выставлен «живой товар». Девушки всех национальностей, всех возрастов и телосложения занимались в витринах кто чем.

Квартал Красных фонарейКвартал Красных фонарей

У кого-то на заднем фоне стоял трельяж, и у него расчёсывали волосы, кто-то накручивал на плойку локоны, а кто-то мило  «беседовал» через стекло с прохожими. Объединяло их то, что все они были в купальных костюмах или дорогом красивом белье. Я много читал, что снимать на фото или на видео в подобных местах не разрешается. И немало фотокамер покоится на дне здешнего канала. Но я продолжал снимать. Причём, я пытался просто отснять общую атмосферу и дома напротив, когда услышал, что кто-то стучит в окно. Я обернулся и увидел, что одна из  «продаваемых девиц» стучит ладонью по стеклу и намекает, чтобы убрал камеру. Я решил, что камера дороже, тем более что сделать фото я уже успел.

Квартал Красных ФонарейКвартал Красных Фонарей

Трудно сказать, сколько из прогуливающихся здесь мужчин воспользовались услугами жриц любви. Скорее всего, сюда приходят как на аттракцион, поглядеть и повеселиться. Например, впереди двигалась группа немецких мужичков. Они только смеялись, периодически останавливались у окон и обсуждали то, что видели. И лишь изредка, кто-то из тех, кто решался на более плотное общение, подходил к «чёрному входу» (обычно, сбоку от здания) и начинал обсуждать условия приобретения услуг. Чуть позже из двух или даже трёх автобусов начали высаживаться туристы. Они сразу же отправились на осмотр квартала «Красных фонарей». Люди знали, куда они приехали! И, тем не менее, я наблюдал такую картину. Пожилой турист (по-моему, это был итальянец) решил ненадолго остановиться и внимательнее рассмотреть то, что было представлено в витрине. Он успел даже о чём-то переговорить со своим знакомым, оба поцокали языками. И вдруг это увидела его жена. Она резко дёрнула мужа за руку и стала что-то темпераментно высказывать, используя не требующие  перевода слова: «кретино» и  «идиото».

Квартал Красных ФонарейКвартал Красных Фонарей

Между кварталами Красных фонарей и железнодорожным вокзалом находится церковь Святого Николая (Church of Saint Nicholas). Иногда к названию добавляется "в стенах" - это из-за того, что в прежние времена её окружали городские крепостные стены. Лучше всего её рассматривать именно от вокзала  тогда её можно оценить по достоинству  тогда становятся её барочно-ренессансные черты. Это практически современная постройка - 1887 год. 

Церковь Святого НиколаяЦерковь Святого Николая

Архитектура Амстердама довольно оригинальна. В мире не так много городов, которые находясь на уровне «минус 2 метра» от уровня моря, смогли бы создать такую красоту. Во время бурного расцвета Амстердама было слишком много желающих построить здесь собственный дом, так что пришлось продавать людям участки местной земли очень дорого. А в последствии брать ещё и большой земельный налог. Ширина домов оказалась ограничена 8 метрами, но и они были не всем по карману. Именно поэтому в Амстердаме столь много узких строений, хотя уже в средние века дома были многоэтажными. Может быть, поэтому самый узкий дом Амстердама имеет ширину фасада всего около одного метра.

Архитектура АмстердамаАрхитектура Амстердама

Как же менялась местная архитектура? В XVI веке господствовал голландский ренессанс. В XVII веке его сменил барокко, ставший популярным во многих странах Европы. С XIX века начали отдавать предпочтение неостилям: ар нуво, неоготический, югендстиль. Нас, туристов, и привлекает сюда именно это смешение стилей, которое с прежних веков дошло до нас практически неизменным. Да и самим амстердамцам нравится жить в таком симпатичном городе.

Смешение архитектурных стилейСмешение архитектурных стилей

Амстердам, традиционно, знаменит своими свободными нравами. Например, узаконенным употреблением лёгких наркотиков. Но никто, естественно не разрешал курить на улице или в другом удобном для кого-то месте. Для этого существуют специально отведённые места. Называются они «кофешопы». Искать в таких заведениях кофе не стоит. Здесь вам, наряду с выпивкой и лёгкими закусками, предложат выкурить сигаретку с марихуаной или скушать кексик-другой с гашишем. Делать инъекции наркотических препаратов и здесь запрещено. Стоит помнить, что ни в коем случае нельзя вывозить за пределы страны купленную, пускай даже и официально в кофешопах, сигаретку или «сладости». За деятельностью кофешопов пристально следят многие контролирующие органы и в случае нарушения очень легко потерять лицензию. Это очень доходный бизнес.

КофешопКофешоп

Очень-очень много европейцев решают провести уикенд именно в Амстердаме, оставив немало денег в кофешопах. Большинство подобных заведений расположено в историческом центре, на парочке центральных улиц. А вот у меня так и не возникло желания попробовать. Тем более, проходя мимо одной из курилен, на меня  «пахнуло» дымком, и я сразу узнал этот запах – сладковато-приторный, который нередко можно уловить и в нашем городе, где официальное употребление марихуаны запрещено.

КофешопКофешоп

На следующий день пришло время начать съёмки. Ничего не предвещало неприятностей. Но вдруг начался дождь. Растаять я не боялся, а вот текст, который был заранее напечатан и прикреплён к камере, просто стало смывать. Таких нервных stand up у меня ещё не было. Я промок до нитки, но съёмки завершил. Заканчивал я работу вблизи городского музея, куда решил обязательно вернуться, когда высохну – тут что-то намечалось! Вода с меня уже просто стекала ручьями. Я шёл и выжимал рукав, а он снова становился мокрым. К тому времени я оказался у концертного зала Консертгебау (Concertgebouw). Постройка 1886 года, здание считается одной из лучших площадок Нидерландов. 

КонсертгебауКонсертгебау

Добрался я домой, согрелся в душе и лёг спать. Прошло несколько часов, и я вновь был готов к походу. И снова направился к городскому музею, вернее на Музейную площадь (Museumplein). К этому времени там началась  «кулинарная ярмарка» - назовём её так. Зрители, желающие попробовать то, что готовят кондитеры и кулинары, должны были приобрести жетоны в кассе. Затем нужно было подойти к тому кулинару, который готовил что-то интересное на ваш взгляд, дать ему жетон и получить взамен тарелку печёных плюшек, политых ликером, мясную отбивную с особым соусом или жареные необычным способом грибы с оригинальным гарниром. Обстановка была спокойной и неспешной, никто никуда не торопился, все стояли в очередях (2-3 человека – уже очередь) и спокойно ждали, когда их накормят. Одновременно с этим у фонтана играла какая-то музыкальная группа.

Музейная площадьМузейная площадь

Вечером, отправившись в исторический центр, у одного из каналов я обратил внимание на уличное кафе, расположившееся у старинного строения. Самым интересным был туалет для мужчин, который я здесь увидел. Это было странное сооружение. Высотой чуть более метра пластиковый ромб, к которому одновременно могли  «пристроиться» 4 парня с разных сторон. Зрителям, которыми становились все прохожие и отдыхающие, не было видно лишь «самого интересного». Посему, пользовались подобным туалетом лишь те мужчины, кто успел достаточно «подпить» - им уже было совершенно всё равно.

Туалет (фото взято из сети Интернет)Туалет (фото взято из сети Интернет)

Сначала я подумал, что это какой-то аттракцион или розыгрыш, но впоследствии довольно часто видел подобные изобретения на улицах европейских городов. Похожие строения (только чуть более закрытые от глаз окружающих) обычно размещают у мест пересечения дорог и каналов. Не требуется лишних коммуникаций, и проблема цивилизованного мочеиспускания решается. Сам не рискнул и отправился на соседний квартал, где встретил более туалет для скромных мужчин...

ТуалетТуалет

Я оказался в районе Зингель (Singel). Церковь Святого Франциска Ксаверия (De Krijtberg Catholic Church) - интересное строение. Нынешняя церковь была построена к 1883 году на месте более ранней церкви 1654 года ордена Иезуитов. Оригинальная неоготическая архитектура, которой невозможно не восторгаться.

Церковь Святого Франциска КсаверияЦерковь Святого Франциска Ксаверия

Крупных торговых центров в Амстердаме я практически не встретил. Была лишь пара-тройка крупных пассажей, в которых каких-то интересных товаров я так и не увидел. Зато мне очень запомнился Цветочный рынок (Bloemenmarkt). Это целый квартал палаток и павильонов, занимающих один из участков набережной.

Цветочный рынокЦветочный рынок

Здесь предлагается немало интересного. Деревянные тюльпаны разных видов, размеров и цветов. Цена невелика 1,5-2€ за штуку. При покупке десятка – цена снижается до 10€. Есть и другие искусственные цветы, но особого интереса (по крайней мере, у меня) они не вызвали. Всё-таки Голландия – страна тюльпанов.

Деревянные тюльпаныДеревянные тюльпаны

Очень много предлагается здесь луковиц: начиная от тюльпанов разных сортов и заканчивая другими растениями. Стоимость луковиц тюльпанов невелика – за 50 штук – около 8-10€. Одна проблема – на таможне могут возникнуть сложности. Это раньше из Голландии был запрещён вывоз луковиц, теперь чаше запрещён их ввоз в другие страны (например, в Россию). Поэтому пока я так и не привёз ни одной луковицы.

Луковичные прилавки АмстердамаЛуковичные прилавки Амстердама

В этих же павильонах предлагаются очень оригинальные сувениры. Начиная от обычных магнитов и керамических статуэток и заканчивая оригинальными вазами для цветов. Типично голландским стилем считается белая керамика, расписанная синими красками. Делфтский фарфор! Чем-то это напоминает гжель. Я до сих пор жалею, что не привёз вазу для тюльпанов с 3-5-7 горлышками. Каждому цветку – своё персональное горлышко.

Делфтский фарфорДелфтский фарфор

Такого я больше нигде не встречал. А вот и знаменитые голландские статуэтки: мельницы, фигурки людей или целующиеся парочки с надписью  «Holland». За них в Амстердаме надо заплатить 5€ за штуку. А в соседнем с Благовещенском Хейхе они стоят всего 2 юаня. Это ровно в 25 раз дешевле. Те, кто в курсе – покупают и дарят своим знакомым, как голландские сувениры. Остальные – просто не обращают на них внимания. Очень оригинальным сувениром может стать и набор магнитов в виде домов - из них можно построить целую  улицу. Подобный квартал из 5 домов вырос и на моём холодильнике.

SloterdijkSloterdijk

У меня оставалось ещё время до отправления на железнодорожный вокзал и я решил прогуляться по окрестностям своего отеля. Мне показалось, что Амстердам чуть в стороне от исторического центра кардинально отличается и по своей архитектуре, и количеством зелени (в большую сторону), и количеством свободного пространства. В этом месте он мало чем отличается от остальных современных городов. По крайней мере, район Sloterdijk именно такой.

Железнодорожная станция Amsterdam SloterdijkЖелезнодорожная станция Amsterdam Sloterdijk

Вокруг сооружения из стекла, металла и бетона. Здесь же много крупных транспортных развязок. И всё буквально утопает в зелени - газоны тут замечательные. Здесь же располагаются и "промышленные окраины", но никакой грязи и копоти не заметил - всё ОЧЕНЬ цивилизованно. Здесь же находится железнодорожная станция Amsterdam Sloterdijk, с которой очень удобно добираться в любое место не только Амстердама, но и Голландии.

На главную   Европа

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?