Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Помпеи * Pompei * Pompeji * Πομπηία

Считается, что город Помпеи был основан ещё в VIII веке до н.э., и сначала принадлежал этрускам, грекам, самнитам, а затем перешёл к римлянам. Он был небольшим, но процветающим торговым центром. Местное население занималось рыбной ловлей и производством оливкового масла. Известность он приобрёл в 79 году н.э., когда произошло извержение вулкана Везувий, у подножия которого он был расположен. Везувий, бездействовавший многие столетия, неожиданно пробудился. Сначала над его кратером появилось облако горячего пара и пепла, а 24 августа началось сильное землетрясение, сопровождавшееся выбросом из расколовшегося жерла вулкана огромной массы камней, пепла, вулканической грязи и лавы. Город Помпеи был разрушен каменными бомбами, вылетавшими из жерла вулкана, засыпан вулканическим пеплом, всё это сцементировал горячий дождь. Хотя большинству жителей города удалось спастись, многие всё же погибли. Среди них оказался и знаменитый римский писатель Плиний Старший. Спасённым пришлось пережить все ужасы неожиданного бегства, потерю имущества. Рассказы об этой страшной катастрофе ещё долго жили в людской памяти. Но через столетия никто уже не представлял себе, где именно находился город. Когда местные крестьяне при рытье колодцев находили остатки древних строений, никто не связывал их с забытым городом. Местонахождение Помпей было обнаружено в XVII веке случайно при постройке водопровода, но целенаправленные раскопки здесь начались лишь в XVIII веке, а на научной основе только в XIX и XX веках. Благодаря работе археологов, Помпеи превратились в большой археолого-музейный резерват под открытым небом, позволяющий представить себе, каким был италийский город более чем 2 тысячи лет назад: увидеть типовую планировку и застройку римского города того времени.

2011 год

Раньше до Помпей надо было проехать несколько станций на поезде. Занимало это с полчаса. Теперь в терминалах по продаже билетов информация о поездах до Помпей имеется, но продажа билетов закрыта. Я обратился в кассу - мне сказали, что в нижнем зале у другой фирмы. Оказалось, что сейчас этими перевозками занимается компания, которая организует пригородные перевозки. Наверное, и метро тоже в их подчинении: обязательно разберусь. Билет на 1 день стоит 4,5€ (как и в любом итальянском метро). Это дешевле, чем билет туда и обратно покупать по отдельности. Поездов достаточно много - 3-4 в час, а то и больше. С железнодорожного вокзала надо спуститься на станцию Неаполь-Гарибальди (Napoli Garibaldi). Ехать минут 30-40. Пригороды Неаполя растянулись достаточно далеко и очень отличаются по благоустройству и уровню жизни их обитателей. Вагон был достаточно плотно заполнен пассажирами. И оказалось, что примерно половина их едет в Помпеи. Оно и понятно - это же памятник мирового уровня! 

Станция Наполи-ГарибальдиСтанция Наполи-Гарибальди

В дороге кое-что прочитал про Помпеи. Из путеводителей... Помпеи имели чёткую планировку. Две главные улицы города проходили с севера на юг и с запада на восток. Остальные улицы, мощёные каменными плитами, проходили параллельно главным, разделяя весь город на девять районов-кварталов. Центром городской жизни была прямоугольная площадь Форума, окружённая зданиями храмов, базилики, городской курии, архива-табулария, рынка. В южной части города находился большой театр со скамьями для зрителей, врезанными в склон холма, и сценой; он был рассчитан на 5 тысяч зрителей. В юго-восточной части Помпей размещался эллипсообразный амфитеатр, где происходили бои гладиаторов. А у ворот в городской стене обычно размещались гостиницы, трактиры, лавки, конюшни. В городе были также тюрьмы, публичный дом. Среди его жилых зданий (домусов) интерес представляют дома ремесленников с мастерскими и магазинами, особенно дома богатых людей, землевладельцев и торговцев. Судя по раскопкам, типовой богатый дом имел главную комнату (атрий) с бассейном в центре, куда через отверстие в крыше попадала дождевая вода. К атрию, где хозяин принимал деловых посетителей, примыкал его кабинет (таблиний), из которого открывался вид на перистиль - внутренний сад. К атрию и перистилю обычно примыкали столовая (триклиний)  с ложами для трапезы, рассчитанная на приём гостей, а также спальни (кубикулы), библиотека. Имелась также баня с холодной и горячей водой.

Термы, Порта МаринеТермы, Порта Марине

Выходить надо на станции Pompei Scavi. Вы сразу же попадаете на туристическую площадку. Здесь вам и ресторанчики, и соковыжимательные киоски, на которых гроздями, гирляндами и сетками висят фрукты (в основном цитрусовые). Я попробовал пальцем нереального размера лимон. Думал он из поролона. А парень-официант сказал: «Вива!» (живой, настоящий). Просто не верилось. Здесь же стояли автобусы, загримированные под вагончики трамваев с надписью «Везувий». Всех желающих приглашали прокатиться в окрестности вулкана.

Станция Помпеи СкавиСтанция Помпеи Скави

Я же, как и большинство туристов отправился в «археологическую зону». Минута ушла на покупку билета, за который взяли плату в 11€. Рядом стояли американцы и с жутким хлюпаньем сосали сок из стаканчиков. Экскурсия  началась! С первых же шагов по археологической зоне просто не понимаешь, не веришь в реальность происходящего, всей ситуации - ты в городе прошлого. Его жители бежали или погибли при извержении Везувия в 79 году. Это не декорации…

Морская улицаМорская улица

Самые первые дома и сооружения снимаешь на фото и видео очень подробно и тщательно. Кажется, что это единственная возможность – больше не представится случая это сделать. Не часто оказываешься на территории некогда процветавшего римского города. Но потом понимаешь, что такие же домики будут встречаться довольно часто и начинаешь уделять внимание лишь «особенным» экспонатам: храмам, интересным домам, остаткам памятников.

Аллея ГигантовАллея Гигантов

Мне очень повезло, что я один - сам по себе. Группы жалко: спокойно постоять и посмотреть на то, что интересно тебе, не получится. Тем более что можно взять напрокат аудиогид (как небольшая телефонная трубка) и слушать персональную экскурсию. Или подготовиться заранее, купив схему города.

Морская улицаМорская улица

Меня впечатлило складское помещение, в котором были собраны различные артефакты: кувшины и горшки, амфоры и колонны, гипсовые слепки людей и каменные украшения. Всё это было доступно взору лишь через прутья ограды. Гиды, как всегда, придумали для туристов истории. Одной русскоговорящей группе гид рассказывала: «А вот это реконструкция называется «беременная рабыня». Обратите на неё внимание…».

СкладСклад

Дальше к периферии людей становилось всё меньше – они понемногу рассредоточились по всей территории. Хотя, как оказалось, обычно группы посещают лишь самые центральные места города. Очень мне понравились улочки Помпей. И даже некое подобие перекрёстков и разветвлений улиц. Получается, что в те времена городки были очень плотно заселены. Практически нет ни единого свободного пространства. Все домики строились «стена к стене».

ПерекрёстокПерекрёсток

Очень мало домов имеют «достаточные» по сегодняшним меркам размеры. В основном - это небольшие однокомнатные строения (редко где выделяется «зона кухни»). И очень редко встречаются большие дома с садами, бассейнами и фонтанами (или другими водоёмами). Периодически можно встретить и останки древних храмов. Сейчас это просто ряды колонн по периметру бывших храмов.

Храм АполлонаХрам Аполлона

Храм Аполлона (Tempio di Apollo) - именно такое место. Считается древнейшим храмом города. Возможно, был построен в период 575-550 годов до нашей эры. Перед лестницей превосходно сохранился алтарь. Рядом сохранилась даже статуя Аполлона на фоне нескольких старинных колонн. Правда, оригинал увезли в музей Неаполя, а тут поставили бронзовую копию. 

Статуя АполлонаСтатуя Аполлона

Оказалось, что бывшее Зернохранилище стало теперь местом, куда собрали найденные во время раскопок экспонаты: предметы быта, скульптуры, сохранившиеся каменные и керамические приспособления, фрагменты отделки зданий и храмов.

АртефактыАртефакты

Рассматривать экспонаты здесь не очень удобно, но зато они в относительной сохранности. Картина чем-то напоминает зоопарк, только вместо животных - старинные находки. Возможно, когда-нибудь все экспонаты очистят от пыли и выставят в специально построенном музее из стекла и бетона.

ЗернохранилищеЗернохранилище

Напротив Зернохранилища находится сооружение, которое в первоначально принял за сцену театра. Оказалось, что это храм Юпитера (Tempio di Giove). Это был главный храм города. Его строительство датируют 150 годом до нашей эры. Из двух арок, построенных  слева и справа от храма, сохранилась только одна. 

Храм ЮпитераХрам Юпитера

Оглянувшись, наконец-то смог оценить размеры площади - здесь когда-то располагался Форум Помпей (Foro di Pompei). Уже после возвращения, когда листал литературу по древнему городу, увидел воссозданную картину Форума: большая площадь, по периметру которой располагаются двухэтажные строения с колоннами (портик с дорическими колоннами), на вершине Форума располагается храм Юпитера. Это был центр политической, экономической и религиозной жизни города. На площади могло уместиться всё население Помпей.

ФорумФорум

Интересно вымощены улицы. Они все сложены из больших камней. По бокам расположены высокие «тротуары», по центру улиц углубления (как для стока воды), а на перекрёстках или у высоких камней лежат некие специальные «камни-кочки». Так что нет необходимости спускаться с камней вниз и снова прыгать наверх. Можно просто шагать по камням. Гид французской группы что-то объяснял самим туристам, прыгая с камня на камень, туда и обратно. Поэтому я так и понял – это специальные «кочки» для передвижения.

Камни-кочкиКамни-кочки

Меня поразили размеры этого археологического памятника. Мы привыкли, что любые древности - это дом, максимум квартал. А тут целый город!. Периодически встречаются краники для воды в специально сооружённых местах. Вода тёплая, но от жажды умереть не получится...

Древняя улицаДревняя улица

В одном месте я остановился у итальянской группы, где экскурсовод рассказывал, что туристы сейчас осматривают «пиццерию». Итальянцы засмеялись, а гид рассказала, что это была хлебопекарня. Здесь в каменных печах пекли хлеб. Конусообразные каменные фигуры  это мельницы для зерна.

"Пиццерия""Пиццерия"

Быля и в районе терм, где помпейцы и помпейки принимали ванны. В некоторых домах, кажется, только крышу построй - и можно жить. Удивительная сохранность все вокруг, что значит вулкан "законсервировал" лавой и пеплом. Заметил, что периодически встречаются металлические конструкции, поддерживающие стены, колонны - время всё-таки берёт своё. Помпеи - удивительное место... Горшки принято называть "прилавками-термополиями". В таких сосудах в горячем виде (из-за постоянного подогрева) продавалась еда, которую мог купить любой желающий. Из-за обилия готовой еды, в некоторых домах даже не было кухни.

Вмурованные горшкиВмурованные горшки

Всем улицам даны названия, а все дома пронумерованы. На некоторых стенах можно разглядеть даже штукатурку с остатками росписей. Многие дома сейчас реставрируются и приводятся в порядок. В эти зоны пока доступ закрыт. Мне кажется, что со временем над городом должен вырасти стеклянный колпак.

РеставрацияРеставрация

Двигаясь в сторону Некрополя, заметил два неплохо сохранившихся сооружения. Оказалось, что это городские ворота Эрколано (Porta Ercolano). Укрепления вокруг города были построены в VI-V веках. Имелось семь (возможно, восемь) ворот. Место было превосходное и желающих завоевать город всегда хватало...

Порта ЭрколаноПорта Эрколано

В некоторых местах возникает ощущение, что это брошенное не слишком давно место, где людей нет всего пару десятков лет - так всё удивительно хорошо сохранилось. Villa delle Tombe - Город мёртвых, странное название для улицы, пускай даже она и ведёт к кладбищу.

Город мёртвыхГород мёртвых

Помпезно выглядит и кладбище - огромные постаменты для скульптур, скульптуры (собранные отдельно), надгробные плиты. Совершенно нет ощущения, что это место скорби - всё так величественно. Место называется Некрополь Порт Эрколано (Necropoli di Porta Ercolano).

Район Некрополя Порт ЭрколаноРайон Некрополя Порт Эрколано

Возвращаюсь обратно, стараюсь пройти не мимо храма Юпитера, а по новым местам. Эмоционально и физически сложно "переварить" столь большой археологический памятник, учитывая, что ты оказался в городе, где все погибли. Стараюсь осматривать самые интересные места. Вот и пример - Дом Фавна... Он считался самым роскошным домом в Помпеях. Предполагают, что был построен для Публия Суллы, племянника завоевателя города.

Дом ФавнаДом Фавна

Перед тем, как войти в амфитеатр, оказываюсь на на небольшой площадке с колоннами. Это место принято называть Триогональным Форумом, Треугольным Форумом. Название пошло из-за треугольной формы площади. Здесь же, на площади, был построен греческий храм Геракла (VI века до нашей эры) - считается (по мифам), что Геракл - основатель города.

Триогональный форумТриогональный форум

Наибольший интерес у всех посетителей Помпей вызывает прогулка по старинному Амфитеатру или Большому театру (Teatro Grande) и соседним сооружениям.  Его  построили в период III-II века до нашей эры. Поражают масштабы этого строения - он вмещал до 5 тысяч зрителей. Представляете, сохранились кольца, к которым прикрепляли навес над театром! Идеально ровные трибуны для зрителей и сцена, остатки окружающих амфитеатр стен. Рядом располагается огромная площадка, окружённая каменными колоннами - Квадрипортик (Quadriportico). Здесь собиралась публика театров до начала спектакля и во время антрактов. После землетрясения 62 года, разрушившего казармы гладиаторов в северной части города, под казармы приспособили квадрипортик. Места для знати располагались на самых нижних ярусах, для властьимущих и организаторов представлений имелись и специально построенные балконы.

Большой театрБольшой театр

Оказалось, что рядом с Большим театром имеется ещё один амфитеатр - Малый театр или Одеон. Он был построен в 80 году до нашей эры и практически повторяет очертания Большого театра, но имеет несколько меньшие размеры. Был покрыт черепичной крышей и вмещал до 1,5 тысяч зрителей, которые приходили сюда посмотреть комедии и музыкальные представления. Получается, что и пару тысяч лет назад архитекторы и отцы городов создавали "очаги культуры"...

Малый театрМалый театр

Впечатления сильные, что и говорить. Теперь мне захотелось подробно почитать о Помпеях, истории его гибели и возрождения. А если есть художественные произведения о Помпеях, то и с ними ознакомиться. Было у меня желание вновь посетить соседний городок Новые Помпеи, но жара сделала своё дело и «отправила» меня обратно в Неаполь.

КвадрипортикКвадрипортик

2007 год

Помпеи, или, если говорить правильно – Новые Помпеи. Городок на 23 тысячи жителей располагается всего в 23 км от Неаполя – это около получаса езды на поезде. Вместе со мной на экскурсию едут вездесущие японцы и китайцы. Внимательно читают путеводители и очень волнуются, чтобы не пропустить свою «феррату» (ж/д станцию). Посетить этот город мне хотелось давно. И как только я оказался вблизи НЕаполя, тут же отправился на экскурсию.

Новые ПомпеиНовые Помпеи

Я всегда считал, что Помпеи - это город, который в незапамятные времена навсегда был заживо погребён под слоем пепла и лавы при извержении вулкана Везувий. И думал, что сейчас он существует лишь в воспоминаниях. А тут, читая путеводитель, узнаю, что город Помпеи жив-живёхонек. Но это Новые Помпеи. А тот, прежний город, представляет собой археологический памятник.

Новые ПомпеиНовые Помпеи

Где и как я ушёл в сторону от туристической тропы, я и не заметил. Ошибка моя оказалась в том, что я приехал на железнодорожную станцию Помпеи (Pompei), в то время как надо было выбирать станцию Помпеи Скави (Pompei Scavi - Villa Dei Misteri). Поэтому и решил совершить прогулку по Новым Помпеям, раз оказался без карты и не смог самостоятельно разобраться на месте. Если бы я заранее глянул на схему, то понял бы – старые Помпеи располагаются всего в двух шагах.

Новые ПомпеиНовые Помпеи

От вокзала к центру ведёт широкая и красивая виа Сакра (Via Sacra), застроенная симпатичными, но невысокими домами. В переводе - улица Святой. Ориентиром мне служит колокольня главного храма Помпей - Святилище Мадонна дель Росарио (Santuario della Madonna del Rosario).

Виа СакраВиа Сакра

Я на центральной площади города - Бартоло Лонго (Piazza Bartolo Longo). Это довольно большое пространство, заполненное людьми. Здесь по-итальянски оживлённо, народ спешит по делам. Здесь же перемещаются группами разного рода туристы. От площади разбегаются в разные стороны девять дорог, так что это крупный транспортный узел. Одним словом - центр местной деловой активности.

Площадь Бартоло ЛонгоПлощадь Бартоло Лонго

Главным объектом на площади считается храм Мадонна-дель-Розарио. Оказывается, это папская базилика. Её начали строить в 1876 году и завершили спустя четверть века. Казалось бы, в Помпеи надо ехать для того, чтобы знакомиться с археологическими древностями. Но храм Мадонна-дель-Розарио ежегодно посещают более 4 миллионов человек! Всё для того, чтобы приложиться к богородичному образу "Дева Мария Розария", который был приобретён в 1873 году в Неаполе.

Церковь Девы Марии РозариоЦерковь Девы Марии Розарио

Он считается чудотворным, творящим исцеления, поому и столько желающих прикоснуться к нему. Способствует этому праздник в честь Девы Марии Святого Розария в Помпеях, который отмечается в первое воскресенье октября. Сегодня суббота, совсем недавно закончилась служба и у центрального собора города полным-полно людей. Храм оформлен очень богато, но в то же время лаконично.

В базилике Девы Марии РозариоВ базилике Девы Марии Розарио

Мне понравилась и колокольня храма. Она (как и сам храм) довольно молода по итальянским меркам, где строения насчитывают сотни (иногда и тысячи) лет. А выглядит просто великолепно. Как я понял, сказывается близкое расположение Сицилии, поскольку в её облике угадываются черты сицилианской архитектуры.

Колокольня базилики Девы Марии РозариоКолокольня базилики Девы Марии Розарио

За храмом находится ещё одна церковь, Chiesa SS. Salvatore или церковь Святого Сальваторе, он же Спаситель. Очень скромный, но симпатичный храм. Постройка современная, но итальянцы умеют очень быстро "намолить" любой храм. Как и во всех остальных храмах, здесь тоже шло субботнее богослужение.

Церковь Святого СальватореЦерковь Святого Сальваторе

Невдалеке от храма Мадонна-дель-Розарио располагается ещё одна железнодорожная станция Помпей, от которой я и отправился в сторону Везувия. Мне всё вокруг интересно. И апельсиновые деревья, и маленькие домики с лавочками разных товаров, и просто море цветущих кустов и деревьев.

ВезувийВезувий

Пройдясь немного по улочке в сторону Везувия, я решил вернуться и отправиться по центральной улице в противоположную сторону от Неаполя. Только со второго визита на площадь заметил, что здесь располагается местная мэрия или Муниципалитет (Comune di Pompei). Самое обычное здание, на которое (если бы не надпись Municipio даже не обратил бы внимание...

МуниципалитетМуниципалитет

Городу около 150 лет и его можно считать городом-гостиницей для миллионов туристов, которые приезжают увидеть археологическую зону древних Помпей. Как по мне, туристам интереснее остановиться в Неаполе и приехать в Помпеи с визитом на один день, так как всё самое интересное располагается в Неаполе. Но, поверим гидам и представим, что все приехавшие в Помпеи останавливаются в Новом городе.

Новые ПомпеиНовые Помпеи

Новые Помпеи – небольшой, совершенно обычный город юга Италии – невысокие домики, много зелени, спокойные улочки, украшенные (по непонятно какому случаю) гирляндами флажков, лентами и яркими баннерами. Он площади Бартоло Лонго, куда я вновь вернулся, я решил отправиться на прогулку по улице Лепанто (Via Lepanto), переходящую в Национальный проспект (Corso Nazionale). Тут очень оживлённо, плотная застройка, всё ухоженно. Здесь же сосредоточена вся торговля города.

Новые ПомпеиНовые Помпеи

Отелей вокруг и правда много. Нет больших и современных, зато есть множество отелей семейного типа, буквально на несколько номеров. В самом центре людей довольно много, среди них туристов больше половины. Мне очень понравились местные тротуары – они тщательно выложены искусственным камнем, образующим рисунок. Вокруг отели, пиццерии, клубы. На балконах периодически можно наблюдать любопытных местных жителей, которым хочется знать, что происходит вокруг. Мне становится гораздо интереснее чуть в стороне от центра, где начинается обычная жизнь обычного итальянского городка.

Площадь Витторио ВенетоПлощадь Витторио Венето

Симпатично смотрятся домики, стоящие на берегу небольшой реки, которую по большей части взяли в бетонные берега. Здесь даже устроили множество дамб и водосбросов – несмотря на начинающуюся жару, здесь довольно прохладно.

Река Ночерино, церковь Святой Девы МарииРека Ночерино, церковь Святой Девы Марии

Тут совершенно ничего не напоминает о старых Помпеях. Тех самых Помпеях, которые оказались в одночасье погребены под вулканической лавой и пеплом  24 августа 79 года нашей эры. Благодаря консервации Помпей лавой, город прекрасно сохранился. Пепел и лава засыпали и сохранили для нас обычный уклад жителей города. Была разработана технология возвращения из небытия участников помпейской трагедии – в пустоты в окаменевшем пепле заливается раствор гипса, он затвердевает, создавая скульптурные изображения жителей, застигнутых внезапной смертью. Можно увидеть и подлинные улицы, дома, остатки храмов. Получился музей под открытым небом.

Новые ПомпеиНовые Помпеи

Середина дня. Дала себя знать невыносимая жара, сказалось и то, что это моя первая поездка в Италию и второй день в этой столь интересной стране. На улицах Новых Помпей уже немного местного населения – у всех началась сиеста…

На главную     Европа

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?