- > Азбука
-
>
Европа
- > Австрия
- > Беларусь
- > Бельгия
- > Ватикан
- > Венгрия
- > Германия
- > Греция
- > Дания
- > Испания
-
>
Италия
- > Алессандрия
- > Аоста
- > Асти
- > Бергамо
- > Болонья
- > Брешия
- > Венеция 2007-2012
- > Венеция 2014-2016
- > Вентимилья
- > Верона
- > Верчелли
- > Виченца
- > Генуя
- > Иврея
- > Казерта
- > Катания
- > Комо
- > Кремона
- > Кьявари
- > Лаванья
- > Ланчано
- > Лекко
- > Ливорно
- > Милан 2007-2012
- > Милан 2014-2017
- > Модена
- > Монфальконе
- > Монца
- > Неаполь
- > Новара
- > Павия
- > Падуя
- > Пальманова
- > Парма
- > Пескара
- > Пиза
- > Помпеи
- > Портофино
- > Пьяченца
- > Равенна
- > Рим
- > Римини
- > Санремо
- > Санта-Маргерите
- > Сиракуза
- > Специя
- > Терамо
- > Триест
- > Турин
- > Удине
- > Флоренция
- > Чивитавеккья
- > Латвия
- > Люксембург
- > Мальта
- > Монако
- > Нидерланды
- > Норвегия
- > Польша
- > Португалия
- > Сан-Марино
- > Сербия
- > Словакия
- > Словения
- > Турция
- > Финляндия
-
>
Франция
- > Авиньон
- > Антиб
- > Аркашон
- > Арль
- > Безансон
- > Бержерак
- > Бокер
- > Бордо
- > Вильфранш
- > Грасс
- > Гренобль
- > Дижон
- > Канны
- > Каркассон
- > Ле-Канне
- > Либурн
- > Лион
- > Марсель
- > Ментона
- > Монпелье
- > Ним
- > Ницца
- > Оранж
- > Орлеан
- > Париж
- > Перпиньян
- > Реймс
- > Сен-Рафаэль
- > Сен-Тропе
- > Тараскон
- > Тулон
- > Тулуза
- > Шамбери
- > Шартр
- > Хорватия
- > Чехия
- > Швейцария
- > Швеция
- > Эстония
- > Видео
- > Саквояж
- > Контакты
Оранж * Orange * Aurenja
Галлы назвали это поселение Араузионом в честь одного из кельтских богов. Около 120 года до н.э. эти земли захватили римляне, включившие Араузион в провинцию Нарбоннская Галлия. В 105 году до н.э. вблизи Араузиона состоялась битва римских войск с племенами кочевых германских племен (кимвров и тевтонов), где римляне потерпели сокрушительное поражение (погибло, по разным данным, от 80 до 120 тысяч римлян). Официально город был основан ветеранами Второго легиона (с разрешения Юлия Цезаря) в 35 году до н.э. и назывался Colonia Julia Firma Secundanorum Arausio, сократившись впоследствии до Arausio или Араузион. В 21 году город сильно пострадал от восстания галлов. В городе была введена прямоугольная планировка, были построены театр, термы, Триумфальная арка, храмы и рынки, в окрестностях разбиты виноградники. При римском императоре Октавиане Августе город стал одним из самых цветущих центров римского Прованса. Население в лучшие годы достигало 110 тысяч человек. Благодаря удачному расположению на пути от Средиземного моря к Лунгудуму (нынешнему Лиону), доходы города постоянно росли. Став столицей Северного Прованса, город привлекал колонистов из центральной части Римской Империи, став привлекательным местом для поселения для солдат Северных армий, покидавших военную службу. Город развивался и отстраивался, возводились обычные для римских городов коммуникации: мощеные дороги, водопровод, канализация. Было сооружено немало общественных зданий. В V веке, когда Римская империя переставала существовать, город постепенно начал приходить в упадок, и был в итоге взят штурмом, разграблен и разрушен вестготами в 412 году. Вестготское владычество продлилось недолго, королевство ослабело, и в первой половине VI века Араузион достался франкам. На рубеже VIII-IX веков король франков Карл Великий сделал его столицей графства Орания, позднее оно оказалось в королевстве Прованс, а в 1032 году включено в состав Священной Римской империи. В 1163 году германский император Фридрих Барбаросса объявил графство княжеством - это еще больше повысило его статус и дало возможность чеканить собственную монету. Начиная с XIII века город официально именуют Оранжем - он продолжает быть важным сельскохозяйственным и торговым центром Прованса. Во второй половине XVI века город пострадал, оказавшись в центре религиозных войн между католиками и протестантами. В 1530 году оно перешло во владение к дилленбургской ветви Нассауского дома. Владение городом они сохранили до 1702 года (смерть Вильгельма III). Оранж был присуждён Франции (по результатам Утрехтского мира (1713 год) – после окончания войн за испанское наследство), хотя (фактически) он вошел в состав страны еще в 1660 году. Титул принца Оранского до сих пор носит наследник короны Нидерландов.
2019 год
О городе Оранж (в окрестностях Авиньона) слышал буквально "город интересный". Выбирая, куда бы съездить из Авиньона познакомился вкратце с историей и остался в уверенности - надо ехать! Стал выбирать транспорт. Оказалось, что поезда из Авиньона в Оранж ходят довольно периодически, провести в пути предстоит около 13 минут, города разделяет 21 км. Билет обойдется от €8,5. Дороговато! Выяснилось, что и автобусы в Оранж ходят, практические городской маршрут, проезд на котором стоит €2. Правда, в пути предстоит провести 1 час и 20 минут, поскольку автобус по пути заходит во многие населенные пункты. Накопал информацию, что автобус (маршрут № 2) отправляется в Авиньоне с остановки Университет на бульваре Лимбер (Boulevard Limbert). Автобус не пропУстите - горит надпись Orange. В Оранже автобус делает несколько остановок, лучше выйти на конечной - Cours Pourtoules (площадь Пуртуль).
Сразу же нашел остановку, откуда автобус отправляется в Авиньон и проверил расписание. Обычно автобус ходит практически каждый час, но я увидел в расписании наличие перерыва и добавил час ко времени пребывания в Оранже. Таким образом, если не планировать прогулку по музеям, то часа два-три вполне хватит на прогулки по Оранжу - город не слишком велик и его легко обойти пешком. Исторический центр слегка "обнимает" холм со смотровой площадкой и статуей наверху - хороший ориентир. На площади установлен памятник Погибшим за Родину сынам Оранжа в 1870-1871 года, и там есть дополнение - Погибшим во всех войнах. Захотелось узнать, что за события происходили в городе в 1870-1871 годах - шла франко-прусская война.
На северо-западной оконечности площади Пуртуль (улица Пуртуль) обратил внимание на тот самый Античный Римский театр. Пока виден лишь его небольшой фрагмент. По дороге встретил небольшой табачны магазин и решил выполнить поручение: меня просили привезти из Франции пару пачек сигарет Житан - это классические французские сигареты, которые производят "из обрезков табака, который идет на производство сигар". Оказалось, что по названию найти их самостоятельно практически невозможно - логотипа там нет, название написано мелкими буквами обычным шрифтом и 90% поверхности пачки занято под фотографии последствий курения...
После посещения Нима я думал, что увижу в Оранже подобное сооружение "колизейного" типа. Однако, нет... Оказалось, что Римский амфитеатр (Théâtre Antique d'Orange) - это даже более грандиозное сооружение, чем Колизей и устроен он иначе. Хотя, с Колизеем он имеет похожие формы арок и в некоторых фрагментах сходные черты. Как утверждают знающие люди, Римский амфитеатр - один из самых, если даже не самый хорошо сохранившийся подобный театр в Европе. Лично мне пока не удавалось увидеть что-то подобное в таком превосходном состоянии, учитывая, что ему 2 тысячи лет от роду...
На некоторое время я чуть удаляюсь в сторону от амфитеатра, но к нему вернусь в самое ближайшее время. Очень уж мне понравились увиденные рядом картинки "повседневной жизни"... Неширокие улицы, старинные церкви, неспешная жизнь - все это не может не заворожить любого туриста...
Площадь Корделье или Кордельеров (Place des Cordeliers).Это замечательное небольшое уютное пространство, которое окружено стильными (но не старинными) домиками. Пока еще тут много солнца, но через некоторое время покроются зеленью голокорые платаны и над столиками кафе вырастет большая зеленая крыша. Название площади пошло от располагавшегося некогда на этом месте монастыря кордельеров или францисканцев.
Здесь располагается одна из "смотровых площадок", с которых можно насладиться вполне себе сохранившимся северным фасадом римского амфитеатра. На площади установлен небольшой, но вполне себе в "римском стиле" фонтан. Установлен он был, на минуточку, в XVII веке. Поскольку зелени вокруг еще немного, повсюду установлены большие вазоны с умело сформированными наборами цветущих растений.
Напротив площади располагается превосходный образец готической архитектуры - церковь Сен-Флоран д'Оранж (Église Saint-Florent d'Orange). Это все, что осталось от монастыря францисканцев. Церковь (или часовня) была построена практически сразу, как францисканцы появились в городе - в XIV веке. Оказалось, что в этом монастыре в Средние века получили последнее земное пристанище немало правителей Прованса - их принято было называть Сеньорами Бо.
К сожалению, та церковь, которую мы видим сейчас, построена не в XIV веке (первая постройка была сожжена гугенотами в 1561 году, во время религиозных войн), а много позже. На некоторое время на этом месте была построена мельница. Позднее францисканцы восстановили обитель, но Французская революция превратила ее в казарму и тюрьму.
В 1803 году, по окончании революционных событий, богослужения были возобновлены. В честь небесного покровителя города Святого Флориана, церковь была переименована в 1844 году. Жаль, что мне удалось побывать внутри и пришлось довольствоваться только ее готическим фасадом и колокольней.
Так вот - северный фасад римского амфитеатра прекрасно виден именно с площади Кордельеров. Есть немного мест, откуда можно удачно поместить всю эту огромную постройку в кадр целиком. Театр сохранился с момента строительства - в первой половине I века, во времена правления императора Октавиана Августа. Это задняя стена театра, она в превосходном состоянии, которое больше не встречается нигде. И это при размерах 103м в длину и 37м в высоту.
Вход в амфитеатр располагается у далекой арки, поэтому двигаюсь к ней. В это же время стараюсь не пропускать красивых мест - к примеру, улица Сен-Флоран (Rue Saint-Florent). Она описывает в этом месте дугу и по дуге же выстроились здесь и симпатичные домики. Насколько они реально сохранились с давних времен или это стилизация для туристов - сказать не могу. Но впечатление они производят правильное - симпатичные средневековые домики, площадь перед которыми сплошь покрыта столиками и зонтиками ресторанов и кафе.
Рядом располагается небольшая площадь братьев Мунет (Place des Frères Mounet), на которой располагается памятник Античный Гений (Le Génie Antique). Наверное, надо было сделать фотографию так, чтобы на заднем фоне оказался римский амфитеатр. Описание скульптуры не встретил, но судя по театральным образам, которые в ней видны, она имеет прямое отношение к амфитеатру. Возможно, посвящена всем выступавшим на сцене театра актерам.
Вдоль театра проходит улица Мадлен Рош (Rue Madeleine Roch), по которой я двигался к входу в театр. Только пройдя весь северный фасад театра понимаешь его огромные размеры. Да и стоя у арок можно оценить высоту сооружения. А иногда получается заглянуть в арки, через которые немного видны ряды мест для зрителей. Театр находится на реконструкции и строительные леса (местами) мешают правильному восприятию постройки, которой почти 2000 лет.
Итак - я у входа в римский амфитеатр Оранжа. Старинные конструкции до реставрации и после уже производят впечатления. Решаю побывать в книжном магазине (он же касса). Наверное, есть какие-то билеты и экскурсии, хотя в настоящее время амфитеатр и находится на глобальной реконструкции. Посмотрю, конечно, но покупать билет и гулять по рядам каменных скамеек не планирую.
Заметил несколько интересных изображений, которые дают наглядное представление о театре. Вот, к примеру, сцена римского амфитеатра. Изображение сделано достаточно давно (но уже после изобретения фотографии, конечно). Возникает ощущение, что это качественно сделанные декорации к какому-то спектаклю из жизни античного Рима...
А вот так выглядит это в реальности, сейчас, когда тут проводится масштабная реконструкция. "Обрамление" сцены приведено в порядок, установлена надежная крыша. Главное, чтобы остался в неизменном виде этот античный "задник".
Оказалось довольно трудно сделать полноценную фотографию сразу всего объекта - тут нужен геликоптер с камерой. Но и сквозь ветви деревьев, строительные леса и прочие помехи можно получить ощущение о масштабах театра. Оказалось, что театр включал в себя 60 рядов зрительских мест, которые использовали естественные формы холма, вблизи которого и был построен амфитеатр.
Перед тем, как посетить бук-стор (книжный магазин при музее) я постарался поснимать "окрестности" амфитеатра - то, что оказалось вблизи театра. Сейчас эта зона представляет из себя многочисленные археологические руины. Многочисленные сохранившиеся фрагменты фундаментов говорят о том, что некогда это был большой "развлекательный центр" для местных жителей.
Некоторые фрагменты этого "развлекательного комплекса" находятся в достаточно хорошей сохранности. Как говорят историки, для местных жителей римский амфитеатр был не только местом популяризации культуры Рима среди собственных колоний, но и способом уменьшить политическую активность. "Хлеба и зрелищ", одним словом...
Опять же, если верить историкам, то местные жители могли проводить здесь очень много времени - с утра и до вечера тут проводились спектакли, театрализованные представления, народ веселили комедиями и читали поэтические произведения. Денег за посещение представлений не брали - одурачивание населения и в те времена было бесплатным для одурачиваемых...
Театр активно работал и нес культуру римлян колониям, но к IV веку, когда начался закат Римской империи, последовало его официальное закрытие. По Европе распространялось христианство, которое имело иные чем римляне ценности - в 391 году по требованию новой церкви был принят эдикт о закрытии театра. Христианской церкви не нравилось то, что пропагандировалось в театре.
После запрета церкви на работу театра, он длительное время оставался заброшенным. Тут нашлось чем поживиться варварам во время их набегов. Театр даже выступал в роли оборонительного сооружения и убежища для горожан в Средние века. В отличие от Колизея в Риме, местный театр не постигла участь стать источником строительных материалов. Современное возрождение театра началось в 1825 году - были организованы реставрационные работы. К концу XIX века театральная площадка в Оранже стала площадкой для многочисленных театральных представлений. Больше всего ее ценят оперные исполнители, благодаря поразительной акустике.
В книжном магазине оказалось представлено немало интересных сувениров и изданий о римской культуре. Но все это по большей степени можно купить во многих городах - магниты, ложки, рюмки, статуэтки (только здесь они с символикой Оранжа). Но вот что меня заинтересовало намного больше, чем магниты и открывашки - это гладиаторская амуниция.
Шлемы гладиаторов, каски, оружие - вот это действительно эксклюзив, который можно привезти в подарок и старым, и малым. Оказалось, что можно очень незадорого (каски от €94 и мечи от €30) приодеть современного любителя античной римской культуры. Понятно, что современным реконструкторам они не подойдут: пластмасса и жесть - не самые надежные материалы для проведения даже постановочных сражений. Но красиво и стильно!
После того, как я увидел самое интересное для туристов место в городе (я про римский амфитеатр), у меня осталось достаточно времени, чтобы прогуляться по улочкам Оранжа. И получить массу позитивных эмоций. Не уверен, что все увиденные постройки - это оригинальные средневековые постройки, но атмосферу того времени они реально воссоздают.
Однако, в некоторых местах не требовалось других доказательств средневекового происхождения построек - все можно было увидеть самому. Портал или дверь 1625 года. Сохранилось ли само здание с того времени или вокруг старинных дверей было построено новое строение - не выяснял. Но я был благодарен даже за эти сохраненные фрагменты старины. Арке почти 400 лет!
Иду осматривать город. Совсем недалеко от римского амфитеатра начинаются интересные и красивые места. К примеру, площадь Шануа Сотель (Place du Chanoine Sautel). Пока еще платаны не выпустили листья, можно в подробностях рассмотреть здесь все строения. Домики старинные, в несколько этажей. Но основная доминанта здесь - башня-колокольня протестантской церкви (Temple protestant de l'Eglise Unie). Как и в большинстве церквей - тут закрыто.
Церковь ведет свою историю с XVI века, когда они принадлежала монахам-якобинцам. В последствии ее выкупили городские власти и в 1812 году передали протестантам. Деревья пока не дают "уюта" и у меня ощущение, что это какая-то испанская площадь на жарком юге страны... Если бы не автомобильная стоянка и дорожные знаки - определить время на фотографии было бы сложно... Какие же платаны все-таки красивые и замечательные деревья. На покрытие довольно большой площади тенью хватает всего нескольких деревьев.
Чуть западнее площади Шануа Сотель, у соседней площади Аристид Бриан (я бы назвал это проспектом с аллеями деревьев) увидел здание Муниципального театра (Opéra, salle Saint Florent, Théâtre municipal). Карта добавляет к этому названию Оперный театр. Здание очень стильное. И вот почему - оказалось, что одним из соавторов проекта театра был Шарль Гарнье, архитектор парижский Гранд Опера. Здание было открыто в 1885 году. Обратил внимание, что на фасаде театра в нишах установлены три бюста: Мольера, Корнеля и Фелисьена Давида. Объяснение простое - это символы комедии, трагедии и музыки.
Тему музыки продолжает еще одно строение, которое я встретил совсем недалеко от театра, в одном из старинных кварталов. Судя по внешнему виду (и по спутниковой карте, где виден внутренний двор, постройка когда-то принадлежала одному из монастырей. В настоящее время здесь располагается городская Консерватория музыки и драматического искусства (Conservatoire de Musique et d'Arts Dramatiques d'Orange).
По постройке заметно, что это видоизмененная когда-то церковь. Так и оказалось - это часовня Сен-Луи (Chapelle Saint-Louis). Судя по мемориальной доске на здании, история оказалась довольно насыщенной. 1633 год - здесь располагается Великий Храм Реформатской церкви, 1702 год - это Капелла Университета и Колледжа, В 1794 (Французская революция) - здесь заседает Народный комитет (с 19 июня по 4 августа). С 1867 года здесь располагается часовня Святого Луи.
Еще чуть дальше я вышел на небольшую, но стильную площадь Андре Бруэ (Place André Bruey). Она понравилась мне своими фасадами, витринами небольших заведений торговли и фонтаном. А еще красивыми переносными вазонами, в которых высажена симпатичная подборка цветущих растений и кусты кипарисов. Они очень дополняют обстановку в виду отсутствия естественной растительности на площади.
На некоторое время я оказался на местной торговой миле - меня окружали многочисленные витрины небольших бутиков, магазинов и кафе. Это улица Сен-Мартен (Rue Saint-Martin), которая через некоторое время приведет меня от площади Андре Бруэ к площади Репюблик.
На площади Республики (Place de la République) меня сразу же встречают многочисленные закусочные, кафе и рестораны. Площадь располагается чуть в стороне от основных достопримечательностей города, поэтому туристов здесь чуть меньше, чем вблизи амфитеатра. Вот местные жители и выбирают это пространство для общения друг с другом, чашку кофе или сока под круассан.
Буквально через квартал - очередная площадь, Жоржа Клемансо (Place Georges Clemenceau). Здесь пока еще места в кафе и ресторанах не заняты, да и сама площадь выглядит более помпезно и даже немного официально. Правда, пить кофе и сок сюда пока еще никто практически не пришел. Симпатичное место.
Причину более "официального и помпезного" вида площади я узнал чуть позже, когда осмотрелся. Оказалось, что именно здесь располагается городская мэрия (Mairie, Hôtel de ville d’Orange). История этого здания идет с XVII века - в те времена здесь был обычный частный дом, в 1713 году его выкупили городские власти. Надо полагать, что башня с колокольней появилась уже в более позднее время. Кстати, такую же колокольню из металла я уже встречал в Перпиньяне на Кафедральном соборе.
Сама мэрия представляет из себя интересное с архитектурной точки зрения строение. Как и расположившиеся рядом постройки. С теми самыми очаровательными аркадами на первом этаже. Ну как не остановиться в подобном кафе и не выпить кофе - такие виды вокруг, столько всего интересного вокруг - ты в самом центре городской жизни...
Оказалось, что в Оранже все рядом... Стоя у мэрии можно увидеть вход в местный Кафедральный собор или собор Богоматери (Cathédrale Notre-Dame). Плотная застройка не дает возможности увидеть собор во всей красе - приходится искать точку для съемки. Продуктовая лавка, ювелирный бутик, сувенирный магазинчик и где-то тут вход в собор... Мне повезло, что собор открыт и я смогу там побывать.
Полное название собора звучит так: Cathédrale Notre-Dame-de-Nazareth d’Orange, т.е. Кафедральный собор Богоматери из Назарета. Историю собор ведет с VI века (освящение церкви состоялось в 528 году). Со времени строительства первого здания мало что сохранилось - сейчас перед нами предстает собор XII века.
В прежние времена именно в этом соборе располагалась резиденция местного епископа. Сохранилась информация, что в 1480 году здесь был король Людовик XI, который подтвердил своим письмом защиту патентов. Времена религиозных войн тоже не могли не сказаться на облике собора - он был частично разрушен в 1561 году, а гугеноты даже поспешили организовать здесь протестантскую церковь.
Французская революция превратила на некоторое время собор в "Храм Разума". Церемонии культа Разума сопровождались проведением карнавалов, парадов, принуждением священников отрекаться от сана, разграблением церквей, уничтожением или оскорблением христианских священных предметов. Помимо этого, проводились церемонии почитания «мучеников Революции». Но в 1801 году Наполеон заключил соглашение с Римом о признании новой власти во Франции в обмен на объявление католицизма государственной религией Франции. По этому соглашению епископство в Оранже было упразднено (в числе полусотни других подобных структур).
Башню собора увидеть не так-то просто - надо обойти собор. Эта башня-колокольня была построена в 1338 году. В те времена она выполняла не только функцию звонницы, но и служила домом местному проректору. Башню хорошо можно рассмотреть с улицы Ренуайе (Rue du Renoyer).
Мой следующий пункт в Оранже - Римская Триумфальная арка. Выбираюсь от Кафедрального собора на улицу Виктора Гюго (Rue Victor Hugo) и двигаюсь по ней в северном направлении. Буквально пара кварталов и я оказался у небольшой реки или большого ручья Мейн. Красиво тут, атмосферно, чем-то даже напоминает Венецианские каналы - дома нависают над водой...
Еще немного на север и я на проспекте Арк де Триомф (Avenue de l'Arc de Triomphe). Исторический центр города остался позади - я в той части города, где архитектура в чем-то напомнила мне футуристические мотивы. Все тщательно ухожено, подметено, отремонтировано и, особенно в сравнении с лабиринтом улиц со старинными домика, разительно непохоже на город с двухтысячелетней историей.
В Оранже все интересные туристам объекты располагаются практически рядом, в пешей доступности. Триумфальная арка (Arc de Triomphe), или, как будет более правильно, Римская Триумфальная арка. Триумфальные арки раньше строили в честь какого-нибудь важного события. Арка в Оранже не исключение. Ее соорудили по поводу подавления восстания галльских племен в 20 году и посвятили ветеранам Галльских войн и Второго Легиона Августа. Установить ее решили на старинной дороге Виа Агриппа (на пути из Рима на север, в городу Булонь-сюр-Мер). В 27 году по инициативе императора Тибериуса арку дополнили барельефами и надписями о победе над германскими племенами из долины реки Рейн.
Построена арка из больших кусков известняка. Арка имеет достаточно большие размеры (примерно по 20 метров в высоту и ширину) и вся ее поверхность украшена всевозможными элементами: барельефами, колоннами, надписями. Кстати, эту арку использовали как прототип при строительстве в Риме триумфальных арок (говорят о схожести со стилем постройки арки Константина и Септимия Севера). С удовольствием побродил вокруг (толщина арки около 8,5 метров), между ее арок и сделал немало фото и видеокадров с барельефами на военную тематику, с военными трофеями, зарисовками военных сражений римлян с галлами и германцами и даже о морских сражениях.
Оказалось, что в Средние века у арки проходила городская крепостная стена и арка являлась северными воротами. Не могла арка простоять без реставрации почти 2000 лет - в последний раз ее серьезно ремонтировали в 1850 году. Если приглядеться, то можно заметить на поверхности арки небольшие повреждения - это в Средние века арбалетчики тренировались вести стрельбы по арке как мишени. Мне повезло, туристов было немного и кадры удалось сделать качественными. И спокойно поглазеть на старинные барельефы.
Отправляюсь обратно к историческому центру. Практически все достопримечательности успел увидеть, но времени до автобуса осталось больше часа и есть возможность просто погулять по старинным улицам, увидеть какие-нибудь небольшие "исторические изюминки" в виде отдельных домиков, фонтанов, скульптур и прочих вещей. Да и просто понаблюдать за жизнью местного населения чуть в стороне от "туристических троп".
На одной из улочек (вернее на площади Репюблик) встретил памятник местному графу, есть и подпись "Рембо II, Граф Оранский, победитель в Антиохии и Иерусалиме. Считается, что он был рожден в 1066 году в Оранже. Прославился тем, что в 1096 году отправился в Первый крестовый поход, где принял участие в осаде Антиохии. Назад он не вернулся и остался в Палестине, где скончался (предположительно) в 1121 году. Однако, по другим данным он вернулся в 1108 году в Ниццу, а Оранское графство передал своей дочери. Статуя была установлена на площади в 1846 году.
Оказалось, что речка Мейн довольно хорошо обжита и на всем ее протяжении застроена интересными домиками. Вполне возможно, что в границах старого города, окруженного крепостной стеной, не хватало свободного пространства, что даже над водой небольшой реки приходилось строить террасы. Или это уже в наше время стало модно размещать рестораны над водой...
Интересные артефакты встречаются в Оранже довольно часто. Главное, быть внимательным и активно крутить головой во время прогулок. Вот еще пример - высмотрел старинный фонтан, который когда-то мог давать местным жителям питьевую воду. Кстати, в городе довольно часто встречаются небольшие фонтаны с бронзовыми фигурами.
Выходить за пределы исторического центра не хотелось - все интересное было внутри его периметра. Я решил немного перекусить в автобусе и приобрел еще горячий багет, посыпанный многочисленными семенами, орешками, зернышками. Оказалось очень вкусно и питательно - обедать мне не пришлось, вернувшись обратно в Авиньон, сразу отправился на прогулку по городу.
На небольшой улице Казимира Муанье (Rue Casimir Moynier) на фасаде ночного клуба заметил интересный пристенный фонтан. Название фонтана осталось мне неизвестным, но такое ощущение, что "от старой обстановки остался". Вполне себе в римском стиле: колонны, чаши, барельефы...
Я снова на площади Пуртуль, до отправления автобуса остается минут 40. А почему я не поднялся на холм Святого Евтропия, у склона которого и построен Римский амфитеатр? Времени вполне хватит - отправляюсь вверх. По дороге есть возможность буквально прикоснуться рукой к старинным стенам амфитеатра и рассмотреть все в подробностях.
Высота холма составляет чуть больше 100 метров - с этой точки можно будет рассмотреть город во всех подробностях. Холм Святого Евтропия в настоящее время представляет из себя зону отдыха: сквер или парк, дорожки, зоны отдыха, детские площадки. Весной, когда все это цветет, прогулка на холм - сплошное удовольствие.
Самое "туристическое место" на холме - это смотровая площадка Colline Saint-Eutrope, где установлена статуя Девы Марии. Наверху довольно ветренно, но после довольно сложного подъема (высота в 100 метров за несколько минут - это серьезная физическая нагрузка) и отсутствия времени на "постоять/посидеть" - ветерок оказался в радость.
Первое, на что обращаешь внимание со смотровой площадки - это сам Оранж и его окрестности. Если верить знающим людям, то отсюда виден "практически весь Прованс", да и Авиньон можно увидеть (наверное, если в руках имеется хороший бинокль). Но, тем не менее, вид с холма открывается превосходный и надолго приковывающий внимание.
Наверное, только отсюда и можно как следует рассмотреть Кафедральный собор города. Когда я смотрел на колокольню собора снизу, то практически не ощутил всей "готичности" сооружения. Когда же я оказался практически на одном уровне с башней, смог оценить ее красоту и "историческую ценность".
А теперь - главное, ради чего я и поднимался на холм Святого Евтропия: Римский амфитеатр. Отсюда можно рассмотреть в деталях его устройство, понять его масштабы и оценить умение и размах строителей Древнего Рима. Несколько мешают строительные леса, которыми покрыта вся сцена, но и сквозь нее понятно, как она устроена,
Особое внимание я обратил на скульптуру из белого мрамора (предположительно, императора Августа), которая установлена в самом центре сцены, в нише. Ее довольно хорошо видно, поскольку она имеет высоту около 3,5 метров. Одно из классических изображений римских императоров: рука поднята в приветствии, фигура в панцире. Обидно, но придется разочаровать любителей старины - это копия скульптуры, которую установили при строительстве амфитеатра. Подлинник был разбит при набеге на город варваров. И еще - я упомянул, что статуя "предположительно" императора Августа. Если осколки разбитой статуи были найдены, то голова так и не нашлась. Реставраторы изготовили новую - с лицом императора Августа, но он ли был тут изначально - пока точно не известно. Под невероятными впечатлениями о увиденной двухтысячелетней постройке я ускоренными темпами отправился вниз, поскольку до отправления автобуса оставалось всего несколько минут. Но я успел!