- > Азбука
-
>
Европа
- > Австрия
- > Беларусь
- > Бельгия
- > Ватикан
- > Венгрия
- > Германия
- > Греция
- > Дания
- > Испания
-
>
Италия
- > Алессандрия
- > Аоста
- > Асти
- > Бергамо
- > Болонья
- > Брешия
- > Венеция 2007-2012
- > Венеция 2014-2016
- > Вентимилья
- > Верона
- > Верчелли
- > Виченца
- > Генуя
- > Иврея
- > Казерта
- > Катания
- > Комо
- > Кремона
- > Кьявари
- > Лаванья
- > Ланчано
- > Лекко
- > Ливорно
- > Милан 2007-2012
- > Милан 2014-2017
- > Модена
- > Монфальконе
- > Монца
- > Неаполь
- > Новара
- > Павия
- > Падуя
- > Пальманова
- > Парма
- > Пескара
- > Пиза
- > Помпеи
- > Портофино
- > Пьяченца
- > Равенна
- > Рим
- > Римини
- > Санремо
- > Санта-Маргерите
- > Сиракуза
- > Специя
- > Терамо
- > Триест
- > Турин
- > Удине
- > Флоренция
- > Чивитавеккья
- > Латвия
- > Люксембург
- > Мальта
- > Монако
- > Нидерланды
- > Норвегия
- > Польша
- > Португалия
- > Сан-Марино
- > Сербия
- > Словакия
- > Словения
- > Турция
- > Финляндия
-
>
Франция
- > Авиньон
- > Антиб
- > Аркашон
- > Арль
- > Безансон
- > Бержерак
- > Бокер
- > Бордо
- > Вильфранш
- > Грасс
- > Гренобль
- > Дижон
- > Канны
- > Каркассон
- > Ле-Канне
- > Либурн
- > Лион
- > Марсель
- > Ментона
- > Монпелье
- > Ним
- > Ницца
- > Оранж
- > Орлеан
- > Париж
- > Перпиньян
- > Реймс
- > Сен-Рафаэль
- > Сен-Тропе
- > Тараскон
- > Тулон
- > Тулуза
- > Шамбери
- > Шартр
- > Хорватия
- > Чехия
- > Швейцария
- > Швеция
- > Эстония
- > Видео
- > Саквояж
- > Контакты
Иврея * Ivrea
В V веке до н.э. окрестности нынешней Ивреа были заселены кельтским племенем салассов. На территории было построено укреплённое поселение. Город появился как пост римской кавалерии примерно в 100 году до н.э. под именем Аугуста Епоредиа. Он был основан для защиты одного из традиционных торговых путей через северную часть Италии в Альпы. После падения Римской империи (в VIII веке) Ивреа стала принадлежать Лангобардскому королевству (княжеству) франков. В VIII веке княжество было преобразовано в маркграфство королевства франков. Маркграфством правила династия Анскаридов (Иврейская династия). Один из маркграфов - Ардуин, в 1002 году стал королём Италии. Он правил до 1014 года, а Ивреа в этот период была столицей Итальянского королевства. Генрих II (император Священной Римской империи) сломил сопротивление Ардуина и с конца XI века до середины XII века синьорами Ивреа были местные епископы. Во второй половине XII века маркграфы Монферрата активно пытались потеснить епископскую власть в Ивреа. В XII веке Ивреа была свободной коммуной, но в 1238 году император Фридрих II прибрал Иврею к рукам. Вскоре город снова стал яблоком раздора между епископами, правителями Монферрата, графами Савойи и другими претендентами. Городок занимал стратегически важную позицию – аванпост перед Альпами. В 1356 году Иврея стала собственностью графа Амадея VI Савойского. По XVIII век (за исключением недолгих периодов испанской и французской оккупации в XVI веке) Ивреа оставалась в зависимости от Савойского графства. Тогда в Иверее возникло стихийное восстание крестьян против епископа и графа. В результате восстания крестьяне добились некоторых свобод, но руководители мятежа были публично казнены. В 1468 году по воле Иоланды Французской был построен канал, который снабжал водой рисовые поля вокруг Ивреи. В XV-XVIII веках Иврею оккупировали то испанцы, то французы. 26 мая 1800 года войска Наполеона вступили в город. В 1814 году власть над территорией была возвращена Савойе, которая входила в состав Сардинского королевства. В 1860 году Ивреа вошла в объединенную Италию. С 1859 года по 1927 год Ивреа была столицей одноименного округа провинции Турина. В 1927 году Ивреа была переподчинена Аосте, но уже в 1945 году снова вошла в состав провинции Турина. Огромную роль в истории Ивреа сыграла знаменитая на весь мир компания «Оливетти», основанная в городе в 1908 году и долгое время бывшая крупнейшим работодателем и меценатом в Ивреа. Благодаря «Оливетти» в городе возводились не только производственные и офисные структуры, но и целые жилые кварталы.
2015 год
Ивреа или Иврея - можно говорить и так, и так. Во-первых - это пересадочная станция на пути в Аосту. А во-вторых, было у меня желание, просто здесь пересесть на поезд до Турина и не изучать этот город с камерой и фотоаппаратом в руках. И это была бы просто невероятная глупость с моей стороны. А причин было несколько - дождь, который меня уже намочил в Аосте и... дождь, который продолжался и здесь. Правда-правда, очень хотелось сесть и поехать дальше в Турин в теплом и сухом вагоне поезда. Но я вышел на железнодорожной станции Иврея… И вовсе не пожалел, что променял тёплый вагон на прогулку по Иврее.
Между Турином (станция Торино Порто Нуово) и Ивреей 62 километра, примерно час пути и €5,75 за билет в одну сторону. Когда наш поезд уже почти подошел к железнодорожной станции в Иврее (я возвращался из Аосты), я увидел просто сногсшибательную картину: река течет на некотором возвышении, а потом водопадом срывается куда-то вниз, а вокруг построены дома. Вот это оригинальное зрелище. Интересно, к этому месту можно как-то подобраться? Ведь видел мельком и не успел ничего рассмотреть в деталях. Ради только этой картины уже стоит осматривать город.
Сразу у железнодорожного вокзала начинаются непонятки - станция с залом ожидания в одной стороне, биллетерия (билетная касса) в другой, через пути и по переходу над рельсами. Решил, что с билетом разберусь потом, а пока посмотрю расписание обратно в Турин. Оказалось, что можно уехать и через 2,5 часа, и через 3, и даже через 3,5 часа. Решил остановиться на 15:32. 3 часа вполне хватит на все, и даже посетить соседний большой торговый центр. Двигаться в сторону исторического центра лучше всего по Corso Costantino Nigra.
Выхожу на улицу и не вижу ничего интересного и нового: катятся машины и брызгаются водой из луж, а вокруг серые скучные домики. Но, оказалось это только начало. Знаете, как если только начинаешь читать книгу, и она кажется сначала неинтересной, но стоит углубиться в нее и тогда начинается все самое интересное. Так же и здесь - для меня интересное в Иврее началось с фонтана-водопада. В каменной стене устроили небольшой водопад и назвали это дело фонтаном Камилло Оливетти. Очень оригинально. Не сразу понятно, что ты оказался на мосту - просто продолжение улицы. Если требуется попасть в центр города, то лучше повернуть направо на Corso Cavour. Я же решил повернуть налево и дойти до старого моста по Corso Giuseppe Garibaldi.
Я оказался у реки Дора Балтеа (Fiume Dora Bàltea), а вокруг стояли дома. Один угловой дом расположился на фундаменте, который был построен прямо в воде - нижние этажи явно не использовались, они почти были залиты водой. У меня ощущение, что река ведёт себя довольно агрессивно и явно воды в ней больше, чем обычно. Интересная тут на воде устроена система измерения уровня воды - на веревках подвешены мерные шесты и они частично уходят в воду. Точно такие же я видел в Халкидах. Может это новая европейская методика отслеживания поведения рек?
Ближе к фонтану располагается понте Изабелла, а немного дальше понте Веккьо (старый мост). Мосты напоминают очень старинные постройки, как римские. Тонкие длинные опоры и кирпичные арки. Вроде мосты не новые, а транспорт передвигается по ним очень активно, и даже тяжелые автобусы – вот строили на совесть.
Дома по берегам русла реки (оно мне больше напомнило глубокую промоину в скале) под стать старинным мостам - тоже старинные, несколько «нагроможденные» друг на друга, за ними имеется колокольня какого-то собора, а потом и сам собор стало видно. И дорога на этой набережной построена очень оригинально - внизу каменные арки, практически как мост, только он опоясывает одну из сторон скалы, где и располагается район города. Куда-то вверх уходит корсо (набережная) Джузеппе Гарибальди.
Итак - колокольня церкви. Это оказалась Chiesa di San Grato Vescovo. Не нашёл про неё совершенно никакой информации. По виду - старинная постройка. Чем-то напоминает небольшой рыцарский средневековый замок. Я немного прогулялся по старинным улицам (и это далеко не «веселые симпатичные кривые старинные улочки» в итальянском стиле, как в Бергамо или Брешии). Тут всё как-то строго, готически, по-военному, что ли. А еще мрачно, пустынно и по-средневековому. И не делают картину более веселой современные рестораны, магазинчики и прочие заведения, устроенные на первых этажах. А тут еще серое небо и дождь периодически поливает сверху. Мрачно, но увлекательно!
Вновь возвращаюсь к мосту Изабеллы, но теперь уже сворачиваю на корсо Камилло Кавур, переходящая затем в корсо Умберто I. Начинаю по своей любимой технологии срезать слой за слоем. На набережной выстроились красивые строения, довольно современные, но в помпезном туринском или генуэзском стиле. Здесь же масса памятников, которые напоминают о старых и новых событиях в истории города и региона. На небольшой piazza Perrone установлен бюст кому-то (не выяснил), и хорошо видна колокольня церкви Сан-Джованни (Chiesa di San Giovanile).
Может я не прав по поводу мрачности – это все из-за погоды. Но что вы хотите: идет дождь, я мокрый и злой, что мне мешают снимать, да к тому же - и людей вокруг практически нет. И закрыто почти все вокруг - оказалось, что у них тут тоже сиеста (и это на севере-то Италии)! Время работы магазинов: 09:00 - 13:00 и 15:30 - 19:00. Именно в этот период затишья я и попал в Иврею. Периодически с набережной заруливаю на соседние небольшие площади. Cbvgfnbxysq gfhr Giardino Marinai d'Italia - из него выхожу на piazza Vittorio Emanuele I и замечаю красивую башню со шпилем с флюгером. Думал, что очередная церковь, но оказалось, что шпиль Ратуши (муниципалитета). Оставляю её осмотр на потом.
По набережной Умберто I я дошагал практически до конца исторического центра – пора было сворачивать вглубь. Среди деревьев разглядел красивый фасад какого-то учебного заведения - Liceo Classico e Internazionale Carlo Botta. Он расположился в палаццо Degli STVDI.
Я давно уже приметил башню посреди сада Giardini Giusiana и решил повернуть сразу у нее. Это оказалась башня Санто-Стефано (Torre di Santo Stefano). Она такая одинокая, дошла к нам из XI века, когда была частью бенедиктинского аббатства. Часть аббатства была разрушена в 1558 году, а остальное разрушили уже в 1757 году – не хватало места под парк. Осталась лишь башня. Есть информация, что ее строили из римских кирпичей, естественно, в романском стиле. И результат? Сейчас тут несколько деревьев и красивый газон. А так было бы целое старинное аббатство…
С набережной сворачиваю на Corso Botta и оказываюсь у интересного с архитектурной точки зрения современного строения. Это какой-то развлекательный комплекс с кинотеатром и заведениями питания. Очень необычно смотрится в окружении старинной архитектуры. У меня появилась ассоциация - космический корабль из какой-нибудь фантастической саги.
А напротив, на большой площади, привлекает внимание почтовое отделение. Очень симпатичное и вовсе не в муссолиниевском стиле 30-х годов XX столетия. Скорее, напоминает какой-то павильон в королевском саду. Очень жизнерадостный и яркий посреди мрачной (из-за дождя) действительности.
Я оказался на Via Palestro - это практически параллельная набережной улица, которую я бы назвал главной улицей города. Сюда выходят фасады многочисленных заведений города: храмы, заведения питания, муниципальные заведения и различные фирмы. Сейчас же, из-за дождя, она оказалась практически пуста. К тому же мрачности ей придала сиеста, почти всё вокруг было закрыто. На большой площади Ottinetti я заметил Museo Civico Pier Alessandro Garda (городской музей Александра Гарда). А ещё вокруг было сложено множество столов и стульев кафе и ресторанов. Наверняка, в хорошую погоду здесь яблоку негде упасть, чтобы не попасть в сидящего за столиком туриста или местного жителя.
Совсем рядом заметил фасад церкви San Lorenzo. Так и хочется сказать, что "фасад находится в ремонте". Таких простых фасадов я видел мало. Практически голая стена с несколькими козырьками... Сложно сказать, почему так. Скорее всего, церковь не из новых...
Оказавшись внутри, я был просто поражен контрастом внешнего и внутреннего убранства. Внутри оказалось, как я называю это, словно ты попадаешь в шкатулку с драгоценностями. Нет, бывали шкатурлки и побогаче, но здесь оказалось просто великолепно. Внутри никого не оказалось, был включён полный свет и можно было спокойно все отснять, рассмотреть и даже присесть, чтобы "подумать о вечном".
Сканируя улицы, я периодически оказывался на небольших площадях с разными заведениями: вот мэрия, вот городской театр, вот еще какие-то общественные здания. Чуть только небольшое свободное пространство – так сразу и площадь. Решил на некоторое время уйти с Via Palestro, поскольку увидел указатель - castello (замок). О! Так тут еще и замок имеется! И я отправился под проливным дождем куда-то вверх по лабиринту улиц. По дороге мне встретился Teatro Giacosa - Театр Джакоза, который расположился на небольшой площади у Via Gariglietti.
Добравшись до Via Sant'Arborio Varmondo заметил, что вокруг появилось ещё больше старинных строений, каких-то заборов, полуразрушенных домиков. Заметил я и какую-то церковь впереди - это оказалась Chiesa di San Nicola da Tolentino (церковь Святого Николая Толентийского). Оказалось закрыто...
А из-за поворота показалось невероятное нагромождение куполов, шпилей, колоколен - это был местный Дуомо (или Кафедральный собор). Он оказался закрыт, так что судить могу только о внешней красоте - очень даже симпатичный. Его фасад выходит (вместе с еще несколькими зданиями) на небольшую площадь с названием Piazza Castello (Замковая площадь). Собор посвящен Успению Божией Матери. Фасад у собора совсем свежий – XIX век. А вот сам собор и его предшественники дошли до нас из далёких времён.
Оказывается, в древнеримскую эпоху здесь располагался храм с театром (оригинально: храм и театр в одном помещении). В IV-V веках из-за того, что Ивреа стала главным городом епархии, храм переделали в христианский. И такие трансформации производились с храмом неоднократно – потому и мало что осталось от давних времен. Хотя в одной из крипт собора до сих пор располагается романский саркофаг, в который помещены мощи святого покровителя города – Сан Бессо. А в капелле Сантиссимо Сакраменто этого же собора хранятся мощи Святого Савино – еще одного небесного покровителя Ивреи.
Piazza Castello рассмотреть как следует мне помешал дождь, приходилось снимать из-под деревьев, каких-то балконов и из-под арок... Площадь располагается на приличной высоте над городом… Вот он - Castello d' Ivrea, Замок Иврея (или крепость Иврея). Есть и еще одно название – Замок Красных башен (красных – по цвету кирпича). Звучит смешно, когда знаешь, что его приказал построить граф Амедео VI ди Савойя, известный как Зеленый граф в 1358 году. Ощущение такое, что замок нужно было построить очень быстро, фантазии и времени было мало - вот и построили это сооружение.
Самый примитивный вариант - четыре высоченных башни, соединенных высокими стенами. Из-за особенностей местного рельефа получилась постройка в форме трапеции. А ведь замок возводили до 1000 строителей в течение 40 лет! Не увидел ни ворот, ни чего-то другого. Вокруг все просто вымерло. Конечно, ведь тут с 1700 по 1970 годы была тюрьма – мрачное место, хоть и самое центральное в старой части города. Увидеть это сооружение из красного кирпича тоже можно далеко не со всех мест города.
Зато рядом имеется смотровая площадка, откуда можно увидеть часть Ивреи. Мне особенно понравилось смотреть не на черепичные крыши (хотя и тут есть чем зацепить глаз - колокольня одного из храмов, шпиль и башня местной Ратуши), а рассматривать улицу Via Quattro Martiri внизу. Они так симпатично поворачивают и выглядят так смешно и по-игрушечному с высоты…
Совсем скоро я спустился на эти самые улицы и уже отправлялся обратно к железнодорожной станции. Хотя по дороге я и успел немного осмотреть окрестности – мне понравилось. Дождь все продолжал мешать наслаждаться духом Ивреи, а интересные места всё ещё попадались, так что, хочешь - не хочешь, а доставать камеру и фотоаппарат приходилось снова и снова.
Я успел посетить несколько неприметных снаружи храмов (с очень простенькими и давно неремонтированными фасадами), но очень шикарных внутри. И даже синагога мне понравилась. Людей все еще не прибавилось на улицах, так что было несколько неуютно – одному ходить по незнакомому городу немного странно… Естественно, что я на некоторое время остановился на piazza Ferruccio Nazionale – это административный центр Ивреи. Здесь располагается Ратуша/Муниципалитет (именно его башенка и видна с набережной). Вот бы посмотреть на эту площадь в яркий солнечный денёк или в предрождественские дни...
На эту же площадь, или чуть-чуть рядом, на улицу выходит и кирпичный фасад Chiesa Sant'Ulderico - церкви Святого Ульдерико. Судя по фасаду, церковь неоднократно достраивалась и перестраивалась. В неё даже "вошла" старинная колокольня (судя по окошкам и другому качеству кирпичной кладки)...
Внутри оказалось открыто, поэтому было глупо пройти мимо. Внутри никого не оказалось, недостаток света не дал возможность сделать красивую фотографию. Но и так заметно, что церковь старинная, достаточно ухоженная (так и не узнал, сколько ей сотен лет).
У меня оставалось немного времени (удивительно, но и такое бывает) и я решил пройтись по огромному супермаркету. Тем более, что в Турине, похоже, с нормальными супермаркетами вообще беда. Придется ехать в Турин с пакетом покупок. А положил я в него упаковку со своей любимой Мортаделлой (попросил продавщицу не только нарезать мне 300 граммов этой вкуснятины, но и подержать этот нереально огромный батон колбасы, чтобы сфотографировать), по баночке сыров Рикота и Маскарпоне, батончик сырокопченой салями (такая с белым налетом), упаковку с мягкими итальянскими булками (как багет, только вкуснее) и большую пачку настоящего туринского кофе Лавацца (выбрал самый дорогой - такой у нас стоит в пару раз дороже). Обратил внимание, что по сравнению с Грецией, молочные продукты здесь стоят намного дороже (в 2-3 раза) - даже небольшой кусочек пармиджано реджано или гран падано вытягивал на 400-500 рублей. Решил, что по этим сырам я еще не соскучился.
Город оставил массу впечатлений. Про Иврею я бы сказал так: здесь мне понравились больше не конкретные достопримечательности, а сам дух города, его атмосфера и устройство (особенно эти перекаты на реке, водопады и прочее). Мне он показался очень комфортным для жизни, тихим и спокойным. Но при этом тут есть все необходимое. И даже за самыми модными штуками ехать в Турин или Милан не надо – все можно купить на месте. Но и некоторые местные постройки трудно будет забыть – этот мост (наряду с мостами во Флоренции, Павии и Вероне) я запомню навсегда. Да и сама река вместе с человеческими возможностями сотворили такую красоту, что долго не забудешь. Тем более, такое в черте города я видел впервые. Как и современный кинотеатр, который мне напомнил космический корабль, состоящий из разных отсеков. И море зелени не только вокруг набережной, но и встречающейся по городу. Я рад, что не поддался на соблазн остаться в теплом вагоне поезда, а познакомился с новым для себя итальянским городом.