- > Азбука
-
>
Европа
- > Австрия
- > Беларусь
- > Бельгия
- > Ватикан
- > Венгрия
- > Германия
- > Греция
- > Дания
- > Испания
-
>
Италия
- > Алессандрия
- > Аоста
- > Асти
- > Бергамо
- > Болонья
- > Брешия
- > Венеция 2007-2012
- > Венеция 2014-2016
- > Вентимилья
- > Верона
- > Верчелли
- > Виченца
- > Генуя
- > Иврея
- > Казерта
- > Катания
- > Комо
- > Кремона
- > Кьявари
- > Лаванья
- > Ланчано
- > Лекко
- > Ливорно
- > Милан 2007-2012
- > Милан 2014-2017
- > Модена
- > Монфальконе
- > Монца
- > Неаполь
- > Новара
- > Павия
- > Падуя
- > Пальманова
- > Парма
- > Пескара
- > Пиза
- > Помпеи
- > Портофино
- > Пьяченца
- > Равенна
- > Рим
- > Римини
- > Санремо
- > Санта-Маргерите
- > Сиракуза
- > Специя
- > Терамо
- > Триест
- > Турин
- > Удине
- > Флоренция
- > Чивитавеккья
- > Латвия
- > Люксембург
- > Мальта
- > Монако
- > Нидерланды
- > Норвегия
- > Польша
- > Португалия
- > Сан-Марино
- > Сербия
- > Словакия
- > Словения
- > Турция
- > Финляндия
-
>
Франция
- > Авиньон
- > Антиб
- > Аркашон
- > Арль
- > Безансон
- > Бержерак
- > Бокер
- > Бордо
- > Вильфранш
- > Грасс
- > Гренобль
- > Дижон
- > Канны
- > Каркассон
- > Ле-Канне
- > Либурн
- > Лион
- > Марсель
- > Ментона
- > Монпелье
- > Ним
- > Ницца
- > Оранж
- > Орлеан
- > Париж
- > Перпиньян
- > Реймс
- > Сен-Рафаэль
- > Сен-Тропе
- > Тараскон
- > Тулон
- > Тулуза
- > Шамбери
- > Шартр
- > Хорватия
- > Чехия
- > Швейцария
- > Швеция
- > Эстония
- > Видео
- > Саквояж
- > Контакты
Терамо * Teramo
Самые древние археологические находки на месте нынешнего Терамо относятся к I тысячелетию до н.э. В те времена здесь была стоянка одного из италийских племен – претуци (древний италийский народ, обосновавшимся в I тысячелетии до н.э. в центральной Италии), город не выделялся своим уникальным месторасположением и не имел военной или торговой направленности хозяйствования. В 290 году до н.э. город получил статус римского муниципия - войско во главе с римским консулом Мания Курия Дентато пришли в Терамо и захватили город. Времена правления императоров Августа и Адриана принесли городу период расцвета и бурного развития: возводились бани, языческие храмы, театры. Самое первое, дошедшее до нас имя, город получил от финикийцев. Мореплаватели-первопроходцы назвали поселение древних италийцев Петрут – «возвышенное и окруженное водами место». В античную эпоху город был известен под названиями Праетутиум и Интерамния. После падения Рима город страдал от военных нападений - в 410 году город был разрушен вестготами, отстроен заново лишь к 568 году. В это время город упоминается как Апрутиум – название сохранилось до XII века. Видоизменившись, данное название (как считается) дало и название всему региону – Абруццо. Впоследствии название Интерамния превратилось в Интерамне, Терамне, Интерамниум, Терамниум и, наконец, в Терамум. Через некоторое время завоёван лангобардами и стал частью владений маркизов из Фермо, затем частью Сполетского герцогства. За эти земли сражались норманнские правители и герцоги Апулии. С 1140 года Терамо вошёл в состав Сицилийского королевства, позднее став частью Неаполитанского королевства. В 1155 году город снова был почти полностью разрушен. Вскоре вошёл в состав герцогства Атри. Серьезная перемена власти случилась, когда земли этой местности в руки Анжуйской династии, который произошел в XIV веке. С конца XIV века начинается период упадка из-за постоянных междоусобных распрей и землетрясения 1380 года. В 1806 году французские власти разделили регион Абруццо на две провинции: Л’Акуила и Терамо, с тех пор город стал провинциальным центром. В 1861 году Терамо входит в состав объединённого Итальянского королевства.
2018 год
Решение о посещении городка Терамо принято. Добираться сюда легко и приятно: билет стоит €5, предстоит преодолеть 64 км. Сначала надо ехать вдоль Адриатического моря на север, затем от станции Джулианова (Giulianova) электропоезд поворачивает на запад, в горы. В пути предстоит провести чуть более часа, поезд менять не придётся. Пассажиров немного, поезд очень комфортабельный - вот бы так всё время путешествовать. Но некоторые маршруты в Италии загружено довольно сильно.
Станция Терамо тупиковая, дальше пути нет. Выйдя из поезда присмотрел сразу варианты возвращения - сообщение с Пескарой достаточно регулярное, чуть ли не каждый час. Поэтому решил не торопиться к определённому времени: как нагуляюсь - вернусь. Станция практически пустынная, люди тут появляются только к отходу поезда. Иду на разведку. И как вяжется эта "пустынность" и информация, что станция, "построенная в романо-классическом стиле и являющаяся памятник на уровне Италии, обслуживает ежегодно 1,5 миллиона туристов!? Сложно поверить, но возможно всё меняется с началом туристического сезона.
Сначала решил просто осмотреться. Вблизи станции имеется супермаркет и небольшое поселение - тут совершенно ничего интересного, никакой старины. Обратил внимание на местную церковь - это приход Святейшего Сердца (Parrocchia Sacro Cuore). Скорее всего - это просто новый район городка Терамо - вокруг есть всё необходимое для жизни.
С центром города я определился достаточно быстро - надо двигаться дальше, в западном направлении. Это я увидел и по карте, и по колокольне Кафедрального собора, которую видно издалека. Городок окружён практически со всех сторон небольшими горами, так что картины вокруг получаются просто потрясающие. Осталось дождаться солнечной погоды и чтобы деревья и трава зазеленели на полную катушку.
Может быть есть и другие пути к историческому центру, но от ж/д станции удобнее всего пройти пешком через мост Святого Фердинандо (Ponte S. Ferdinando). Когда идёшь по нему - не сильно понятно, что это мост, вроде как обычная дорога. Но если посмотреть сбоку, становится понятно - мост, истинно мост анженерной работы. И довольно высокий.
Между железнодорожной станцией и центром города проходит довольно глубокий овраг (или как его местные называют) - решили, наверное, не тянуть железную дорогу через овраг - проще построить рядом с городком. Идя по мосту с удовольствием разглядываю, что там внизу. А там протекает небольшая речушка Веццано (Torrente Vezzola).
На карте есть и упоминание такого места, как Parco Fluviale Tordino Vezzola - или речной парк. Одним словом могу назвать это Зелёной зоной. Здесь расположились дорожки, скамейки, какие-то спортивные площадки и всё такое прочее. Сам город назвать слишком зелёным не могу - наверное отдыхать ходят сюда. Довольно красиво и ухожено.
На склоне холма заметно какое-то необычное здание - это местный суд (Tribunale di Teramo). На мой взгляд это больше напоминает какие-то спортивные или студенческие общежития. Ну, суд так суд... Мост закончился и я могу свернуть в сторону суда по улице Чезаре Беккариа (Via Cesare Beccaria). Но там не интересно - куда как интереснее у старинного здания, судя по карте - это женский монастырь францисканского ордена Братьев Меньших (Ordine Francescano Frati Minori) - необычное название... Здание выглядит довольно старинным, хоть и ощущается современная реконструкция. Издалека выглядит симпатичным и элегантным, но если стать под его стенами, то сразу возникает ощущение старинной крепости, явно оборонительного характера. Наверное, это был первый рубеж оборонительных укреплений.
Рядом располагается церковь Мадонна-делле-Грация (Chiesa della Madonna delle Grazie) или церковь Милостивой Богоматери. У него есть название Santuario della Madonna Delle Grazie - т.е. Святилище Мадонны, которая является небесным покровителем Терамо. Первая церковь на этом месте появилась в 1153 году. В то время она носила имя Сант-Анджело-делла-Донне. В 1449 году монастырь передали францисканцам - они и сменили название на современное. К 1475 году из-за необходимости расширения монастыря началась реконструкция. В то же время начали строить колокольню. С XVI века церковь становится очень популярной и здесь проводятся многочисленные общегородские службы и мессы. В 1687 году начинается серьёзная реконструкция церкви и фасад приобретает барочные черты. Тогда же часть колокольни реконструируют - теперь она выглядит так же, как в 1687 году. Но, как оказалось, церковь была разрушена и её романо-барочный вид был утрачен - к 1900 году её полностью перестроили и сейчас перед нами церковь в стиле Ренессанс (Возрождения). В то время, как церковь практически современная (исключая колокольню), здание монастыря осталось таким, как и прежде (с небольшими надстройками)
С удовольствием увидел открытые двери и церкви и устремился туда. Потрясающе! Оказалось, что некоторые элементы прежней церкви были сохранены и на них даже сохранены и восстановлены фрагменты наиболее ценных фресок XV века. Церковь украшают довольно интересные полотна XIX века. Внутри храма довольно насыщенные краски - в сочетании с позолотой они создают очень интересный интерьер. Храм достаточно большой, что говорит о его популярности у местного населения.
Невозможно не восхититься алтарным образом Мадонны-делла-Грацие - это главная Святыня церкви. Деревянная статуя была изготовлена в XV веке. Мантия Мадонны покрыта настоящим золотом, на коленях она держит Младенца. Автором произведения считают Себастьяно ди Кола да Казентино. По поверью, её даровали монахам в период между 1470-1476 годами. Есть альтернативное утверждение, что автором статуи явился художник Фраттоли.
Выхожу из церкви и оказываюсь у каких-то археологических развалин, вернее - остатков фундамента. Судя по карте это место называется Домус романо (Domus Romano). Если говорить современным языком - это археологические фрагменты старинного жилого дома римского периода истории. Вот только, был ли это дом обычного горожанина или обеспеченного - нигде не написано...
Оказывается, всё это время я находился в парке Ивана Грациани (Parco Ivan Graziani). Иван Грациани - популярный итальянский композитор и гитарист, родился в 1945 году в Терамо. В городе его настолько почитают, что его скульптура (я думаю, что я ничего не путаю) располагается напротив фигуры Джузеппе Гарибальди. А это о многом говорит...
Я не зря говорил, что монастырь францисканцев был расположен вне городских стен - вот и доказательство: ворота Мадонны (Porta Madonna), ранее ворота Короля. Поразительно, но никакой информации о крепостных стенах Терамо, его воротах я практически не встречал: ни времени постройки и разрушения, ни характеристик ворот, их количества и прочих подробностей. Могу лишь сказать, что ворота достаточно простые по своей конструкции, хотя и весьма внушительные. Сначала думал, что они были перестроены со времён Средневековья, поскольку выглядят достаточно "свежо"... Однако, оказалось, что они построены в XIX веке в честь приезда Фердинанда I Бурбона в Терамо - этакая Триумфальная арка. Нынешнее название, скорее всего, от расположенного рядом собора - Chiesa della Madonna delle Grazie.
Я в городе! От ворот Мадонны в центр идёт проспект Микетти (Corso de Michetti). Самая обычная улочка в самом обычном итальянском городке. Достаточно тихо, практически нет транспорта. Открыты какие-то "сонные" магазинчики, фирмы, табачные киоски, закусочные и прочие заведения. Несколько раз встречаются велосипедные мастерские - наверное, очень популярный здесь вид транспорта.
Идя по дороге заметил, что одна из улочек слева ведёт к пьяцца дель Кармине (Piazza del Carmine) - решил свернуть и посмотреть, что там и как. Внимание привлекла церковь, расположенная на площади - это приход дель Кармине (Parrocchia del Carmine). Рядом располагается полицейский участок - вокруг было множество карабиниеров. Очень жаль, что церковь оказалась закрыта - за довольно современным фасадом (в хорошем состоянии) находится сложенная из камня церковь. Уверен - внутри очень интересно...
Особенно мне понравилась колокольня церкви дель-Кармине. Как я понял - идёт её реконструкция. Под скрепляющими старинную колокольню конструкциями видны старинные кирпичи - судя по всему, конструкция довольно старинная. Если судить по надписи на флюгере - постройка 1850 года. Но, думаю, что колокольня заметно более старинная.
Подошёл к дороге, которую можно назвать кольцевой (Circonvallazione Spalato) - сразу за ней и парой домиков начинаются высокие холмы или горы - тут уже заканчивается город. Думаю, что в старинные времена здесь даже и крепостные стены не строили - природа сама защищала Терамо. Погоду бы улучшить - картинки получились бы супер.
Вновь возвращаюсь сначала на площадь Кармин, а потом и на проспект Микетти. Очень интересное сочетание - старинные арки (то ли стены, то ли водовода, то ли какого дворца) и современные здания, поднимающиеся из-за них. Обидно, но не встретил никакой полезной информации об этих самых арках. А под ними работает несколько магазинов...
Сложно себе представить, что в таком старинном здании располагается местная налоговая инспекция (Commissione Tributaria Provinciale Di Teramo). Что тут было раньше - сказать трудно. Судя по тому, что это практически единое строение с соседней церковью, тут мог располагаться монастырь. Увидев открытый вход - заглянул во внутрь. Охранница ни слова не сказала, только поздоровалась. А я буквально на цыпочках прошёл внутри и сфотографировал внутренний дворик. Исторический памятник!
Рядом располагается церковь Сант-Антонио или Святого Антония (Chiesa di Sant'Antonio). Совершенно не примечательный фасад, однако со следами старинных фресок. Как я и предполагал, рядом с церковью находился монастырь Миноритов - церковь принадлежала тоже им. Строительство церкви датируют XIII веком. Имя Антония Падуанского церковь получила только в первой половине XIX века, до этого она была названа в честь Франциска Ассизского.
В 1309 году началось строительство двухярусной колокольни, а в 1327 году решили значительно расширить и саму церковь. Очередная перестройка церкви началась в 1557 году - интерьер храма решили изменить в стиле барокко. Наверное, именно с того времени и осталась та простота оформления храмов, которая была присуща францисканцам. Оказалось, что не так-то просто сфотографировать церковь снаружи - не хватает места на улицах вокруг, чтобы уместить её вместе с колокольней в кадр. Решил сфотографировать с Яблочной дороги (Largo Melatino), которая проходит рядом с собором...
Я не сразу узнал, что внутри храм состоит из двух неравных частей: большая – это церковь Святого Франциска, меньшая - это капелла Святого Антония, разместившаяся в бывшей монастырской трапезной. В церкви Святого Франциска слева и справа располагаются часовни. В центре апсиды - статуя Богоматери. Над ней - изображение коронации Пресвятой Девы Марии. Внутри оказалось совершенно не так, как ожидалось (судя по фасаду). Очень красиво, просторно, стильно, но чуть мало света.
В церкви практически никого не было. И тут прошло обычное такое рядовое чудо - ко мне подошла какая-то местная служительница (она в это время протирала полы) и с заговорническим видом поманила мену куда-то "за поворот". Почему она решила показать мне что-то интересное? Наверное, тут просто люди другие и не привыкли (как в Российских храмах) кричать "не пущать". Я с интересом последовал за служительницей.
Через решётку я увидел какое-то помещение - судя по всему это и есть та самая бывшая трапезная, которая теперь является капеллой Святого Антония. Бабушка куда-то убежала и через минуту оказалась в капелле, видать взяла ключ и теперь открыла мне капеллу, пригласив зайти. И вновь куда-то убежала - через секунду включилось освещение.
Оказалось, что капелла святого Антония красиво украшена картинами, а венчает её высокий купол, в котором имеется восемь окон. В центре купола изображён Святой Антоний. По периметру капеллы красивые коринфские колонны, много позолотоы. В алтаре - статуя Богоматери Непорочной. В углах под куполом имеются аллегорические изображения главных человеческих добродетелей: стойкости, справедливости, благоразумия и воздержания. Из-за местной бабушки я бы дополнил капеллу аллегорическим изображением человечности и доброты - она их заслужила.
Словами "Граце милле" я поблагодарил старушку и с чувством большой благодарности отправился дальше - решил не шагать сразу к Кафедральному собору, а обойти исторический центр городка с северной стороны - туда как раз и надо было идти по Яблочной дороге. Но на перекрёстке не мог не обратить внимание на какую-то изящную аркаду. Что это? От какого сооружения она осталась? Чем была в древности? Информации я так и не встретил, но уверен - постройка не современная. Возможно рынок или лавки купцов...
Идя по Яблочной дороге обратил внимание на бифорум: это когда окно разделено на две оконных проёма колонной или столбом. Смотрится очень стильно и замечательно подходит для такого старинного города, как Терамо. Не смог пройти мимо, а всё потому, что эти окна - единственное украшение этого дома! Красивое, наверное это было здание в Средние века, когда оно было отдельностоящим, с большими красивыми арками внизу.
На карте увидел отметку - Дом Яблок (Casa dei Melatino). Наличие собственного имени у дома означает, что это не просто постройка, а с историей и вовсе не новодел... Постройку дома Мелатино относят ко времени, не позднее 1236 года. Здание самое обычное - хаотично разбросанные окна - именно так и выглядели средневековые дома-крепости. Можно заметить, что на первом этаже когда-то были стрельчатые арки. Сейчас здесь располагается музей керамики и фарфора.
Чуть дальше Яблочного дома увидел небольшую церковь Святого Луки (Chiesa di S. Luca). Совсем крохотная постройка, напомнила мне небольшие уличных храмы в Греции. Обратил внимание, что построена и из кирпича, и из камней (это и есть "романская кладка") - возможно было восстановление. Первоначально она была построена в 1372 году. И даже собственная колокольня с одним колоколом имеется на крыше. Заметил, что на боковом окошке имеется яркий витраж. Жаль, но было закрыто...
Яблочная дорога перешла в Via Aurelio Saliceti и через некоторое время упёрлась в здание-арку. Судя по всему, это прежние городские ворота, которые к настоящему времени совмещены с каким-то трёхэтажным зданием. Судя по всему, здание брошено и давно не видело ремонта. А могло бы получиться красивое строение. Если верить карте, то это Яблочные ворота (Porta Melatina), скорее всего, созвучно названию улицы.
Оказавшись снаружи ворот я увидел очень красивую картину - в крепостную стену (сохранились её фрагменты) вписаны несколько ворот и других строений. Получается, что рядом с Яблочными воротами находятся ворота Отшельников (Porta delle Recluse), они ведут на другую улицу - улицу Отшельников (Via delle Recluse). Как я выяснил позднее, все окрестные помещения занимала Психиатрическая больница (Ospedale Psichiatrico di Teramo)!!! Мало того - это была одна из самых старейших и больших заведений данного профиля в центральной Италии. Больница существовала 675 лет )с 1323 года, когда тут открыли приют для больных и нуждающихся), а психиатрическую помощь оказывала 117 лет (в период с 1881 по 1998 годы)! Средневековый вид не сохранился - перед нами плоды реставрации XIX века.
Я ещё немного решил пройти вдоль крепостной стены со встроенными в неё зданиями. Вокруг стены проходят достаточно оживлённые дороги, здесь же разместились крупные объекты инфраструктуры, которые не получилось уместить в городе: АЗС, автостанция, стоянки для автомобилей и достаточно протяжённые зелёные зоны. Отсюда же переброшено несколько мостов на другой холм над рекой Веццано.
Обойдя по кольцевой дороге Рагуза (Circonvallazione Ragusa) фрагмент крепостной стены и встроенные в неё сооружения, оказался перед выбором: куда пойти? Посчитал, что правая дорога привела бы меня явно не в исторический центр. И наоборот, левая дорога просто обязана привести меня к Кафедральному собору и к остальным достопримечательностям.
По склону холма, над парком у реки Веццано, расположилось некоторое количество домиков различной архитектуры: довольно живописное место. В чём-то здесь даже интереснее жить, чем внутри крепостных стен - тут есть места для собственного авто, больше зелени и более современная (т.е. комфортная для проживания) архитектура.
Но я решил отправиться вверх, к центру по улице Веццано (Via Vezzola). Передо мной возникло какое-то хаотичное нагромождение построек различного времени и назначения. Что мне особенно понравилось - местами попадались элементы построек, выполненные из "дикого камня". Непросто предположить, что одно из зданий на улице - ночной клуб...
Далее у меня по курсу церковь Святого Августина (Chiesa di Sant'Agostino). Её фасад выходит на одноимённую площадь (Piazza S. Agostino), которая больше напоминается (вернее, используется) автостоянку. Превосходный фасад с накладными колоннами заметно отличается от остальной постройки - как и многие церкви в округе церковь выполнена из кирпича и камня, но фасад у неё "накладной" - что резко контрастирует, но выглядит привлекательно. Мне не очень повезло - внутри было закрыто... Слева располагается дом Августина - сейчас в нём располагается Государственный архив.
Начиналась очень оригинальная застройка - здание достаточно современное, но оригинальное по своей форме, повторяет контур улицы. Судя по надписи - тут работает какая-то служба по трудоустройству (Openjobmetis). Людей в этой части города оказалось минимум, а машин и того меньше, только те, что припаркованы. Не очень нравится лишь то, что вокруг практически нет зелени - каменный мешок...
Окрестные улицы не дали мне никакого повода для радости, но и не огорчили - совершенно обычные кварталы, спокойная жизнь и ничего особенного. Незаметно я оказался на центральной улице Терамо - проспекте Святого Георгия (Corso S. Giorgio). Улица просто шикарная, идеально выложенная плитами, пешеходная. Вдоль неё расположились различные заведения, магазины, государственные учреждения. Тут оказалось довольно многолюдно - особенно на контрасте с пустынностью соседних кварталов.
Улица упирается в колокольню Кафедрального собора, но я туда пока не собираюсь - сначала решил изучить южные районы исторического центра. Хоть в поле зрения и итальянские флаги, но ощущение (почему-то Швейцарии или севера Италии). Побывал в местном "магазине платьев", в котором есть не только платья - называется он Sottosopra (Sottosopra) или "Вверх ногами", а также подходит слово "Беспорядок". С чего? Почему? В этом универмаге всё достаточно прилично и в полном порядке.
Решил дойти до конца проспекта Святого Георгия, но не вниз, а вверх. И оказался на довольно большом пространстве, которое именуется площадью Джузеппе Гарибальди (Piazza Giuseppe Garibaldi). У меня сложилось впечатление, что здесь когда-то располагались крепостные стены и ворота, которые сейчас снесли. От площади во всех направлениях расходятся дороги (насчитал восемь направлений), большинство веером вверх, в северо-западном направлении. Оказалось, что на площади располагается целый ЗАМОК! Castello della Monica - или замок делла Моника. Серое здание и есть замок: В 1889 году художник Дженнаро делла Моника решил построить "средневековый замок" в неоготическом стиле. Окончание работ произошло лишь в 1917 году. Строительство велось на месте старой церкви - некоторые элементы разрушенного храма были использованы в отделке вновь строящегося замка.
С площади хорошо виден приход Непорочного Сердца Марии (Parrocchia Cuore Immacolato Di Maria). Это достаточно современная постройка, если судить по виду храма, его архитектуре. Как я понимаю, если пойти дальше (мимо церкви), то окажусь в современных кварталах - мне это малоинтересно. Обратил внимание, что на карте большой круглый зелёный газон в центре площади подписан как Ipogeo - в переводе это означает либо "катакомбы", либо "подземелье". Возможно, это просто подземная автостоянка, а возможно...
Зная очертания города и расположение в нём достопримечательностей, решаю отправиться в южном направлении, по аллее Джузеппе Мазини (Viale Giuseppe Mazzini). Замечательное место. Как я могу предположить - это центральный променад в Терамо - тут много зелени (цветущей), много пространства, много интересного вокруг.
Слева и справа по аллее выстроились здания самых разных стилей и времени постройки. Могу предположить, что на месте аллее когда-то была городская крепостная стена, которую снесли (возможно в начале XX века) и её место заняла аллея и новые дома. Обратил внимание на местный банк (Banca Di Teramo) - современное здание...
Но восполнить его современность, наверное, решили оригинальными скульптурами. Вроде ничего особенного, но выполнена скульптура в стиле средневековых произведений искусства или стиля Ренессанс (Возрождения). Достаточно интересно, как лично мне показалось. Рядом были и другие статуи, но мне понравилась именно эта. Чуть позже я познакомился с работами скульптора Венаццо Крочетти и его "Рыцарем мира" и "Всадником мира" - могу предположить, что это тоже работа этого известного скульптора или подражание его стилю. Произведение очень похоже на ту скульптуру, что установлена у фонтана "Памяти Павших" в конце аллеи Джузеппе Мазини.
Жаль, очень жаль, что для Терамо в интернете нет хорошей карты, где бы были подписаны все местные достопримечательности. Могу предположить, что это самый обычный рядовой дом, но с большой долей вероятности он может иметь и собственное имя - палаццо такое-то... Очень стильное произведение архитектурного искусства...
Вдоль аллеи заметил целую галерею бюстов известных людей. Не стал фотографировать имена, указанные ниже - мне они всё равно ничего не скажут. Скорее всего - это какие-то местные известные люди. Возможно, что тут есть и такие, которые хорошо известны в Италии и были уроженцами этого города.
В конце аллеи располагается фонтан, вокруг и в центре которого располагаются скульптуры. Называется он Monumento ai Caduti di Venanzo Crocetti или Памятник Павшим, автором которого выступил римский скульптор Венанцо Крочетти (Venanzo Crocetti). Судя по всему, родился скульптор в 1913 году в городке Джульянова (я его проезжал). В центре фонтана скульптура "Рыцарь мира" (Il Cavaliere della Pace). Я отыскал информацию, что именно эта скульптура была прототипом и пробой пера всемирно известной скульптуры "Всадник мира" - более поздние скульптуры были основаны на опыта работы над фонтаном в Терамо.
Одна из его скульптур, которая установлена у фонтана особенно поразила меня - это скульптура "Посвящается павшим на земле" (Dedicata ai Caduti della terra). Она была изготовлена в период 1959-1962 годов. Её высота чуть более 4 метров, но впечатление производит колоссальное. Посмотрев на неё, начинаешь буквально представлять себе поле битвы после окончания сражения, когда приходит время ангелов...
В самом конце аллеи Мазини начинается площадь Данте Алигьери (Piazza Dante Alighieri), которая идёт в восточном направлении. Здесь я заметил два интересных мне объекта. Первый - церковь и монастырь капуцинов (Chiesa e convento dei Cappuccini). Постройка очень скромно выглядящая снаружи, создана из кирпича и камня, а внутри оценить не смог - было закрыто. Монастырь занимает довольно большую территорию, но всё это оказалось за забором. Церковь и монастырь были построены монахами ордена Святого Бенедикта в XI-XII веках, после 1573 года владения перешли в руки ордена капуцинов. Церковь была построена в барочном стиле, но фасад был неоднократно переделан.
Рядом оказалось здание, которое привлекло моё внимание: на карте совершенно ничего про него не написано, но похожие по стилю палаццо я встречал в Риме и других городах Италии. Особенно замечателен в таком палаццо "пентхаус", который со всех сторон состоит из аркады с окнами. Не удивлюсь, что и в Терамо этот палаццо имеет собственное имя и довольно длинную историю...
Решил, что пора возвращаться в исторический центр: архитектура здесь весьма перемешанная. Скорее всего, город застраивался точечно: что-то сохранилось из старинных построек, некоторые соорудили на рубеже XIX-XX веков, а что-то построили и вовсе недавно. В целом получилось довольно оригинально. Интересное здание встретил на Via Gabriele D'Annunzio - тут сразу много заведений: кафе, магазины, бытовое обслуживание - говоря по-нашему - многофункциональный торговый центр.
Сделав крюк, я вновь вышел к площади Данте Алигьери и оказался у забора монастыря капуцинов. И тут было невозможно оказаться на его территории. Практически вся площадь превращена в огромную автостоянку - она совершенно портит картину. Сложно воспринимать старинные здания, монастыри и ряды современных автомобилей.
Центральное место на площади занимает какое-то учебное заведение - возможно, лицей (Liceo Coreutico Statale Melchiorre Delfico). Честно говоря, здание больше напоминает какой-то королевский или герцогский дворец или место, где размещаются власти города или региона. Но карты говорят, что тут учебное заведение. И вновь никаких названий...
Рядом, на Vico del Nardo располагается какое-то явно историческое здание. Не исключаю, что это средневековая постройка явно какого-то не слишком обеспеченного дворянина - небольшой палаццо. Возможно, что и какое-то торговое помещение, дошедшее до нас из Средних веков. На здании имеется надпись Casa del Mutilato - искалеченный дом. Над входом заметил фрагмент старинных фресок - какое-то изображение религиозного характера: Мадонна в окружении Святых. Здесь же имеется и афиша - возможно галерея или музей...
Невдалеке, на улице Кардуччи (Via Giosuè Carducci) расположено шикарное здание местной Ратуши или мэрии (Comune di Teramo). Совершенно никакой информации о годе постройки здания, архитектурном стиле и прочих особенностях. Очень неприлично, когда в сети интернет практически невозможно найти информации о достопримечательностях города.
Всё, хватит прогулок по кварталам - пора приступать к осмотру наиболее интересных мест города. Я вновь выбираюсь на проспект Святого Георгия (Corso S. Giorgio) и у меня практически весь обзор занимает колокольня Кафедрального собора. Это, наверное, самое удобное место для того, чтобы её рассмотреть во всех деталях... Красиво и старинно!
Выбираюсь наконец на площадь Мучеников Свободы (Piazza Martiri della Libertà). Проспект Святого Георгия заканчивается двумя красивыми зданиями, которые хоть и не одинаковы, но имеют общие архитектурные черты: и там, и там первые этажи имеют аркады и под ними располагаются многочисленные коммерческие заведения: бутики, магазины, кафе, офисы и всё такое прочее. Честно говоря, не думал, что в таком небольшом городке будут такие солидные здания. Всё-таки Италия развивалась достаточно равномерно...
Рядом с Кафедральным собором находится небольшое, но весьма заметное сооружение - Епископский дворец (Palazzo Vescovile). Палаццо Весковиле датируется 1374 годом. В облике дворца нет ничего особенного и привлекает к нему внимание пятистворчатое окно с балконом на втором этаже. В центре здания находится небольшой внутренний дворик. Сейчас здесь работают многочисленные магазинчики, киоски, кафе и прочие полезные всем заведения. В здании были смешаны черты светской и религиозной архитектуры.
Перемещаюсь на другой конец площади Мучеников - обращаю внимание на небольшое здание, на первом этаже которого и рядом на улице работает кафе. На улице довольно тихо и посетители кафе мирно беседуют о чём-то своём. Вдруг к паре пожилых женщин подскакивает "местный житель" из недавно приехавших и начинает предлагать купить у него зажигалки для плит, очки, какие-то украшения, бельевые верёвки и прочее. На продавца не обращают внимания, он подходит с другой стороны - история повторяется. Скорее всего, такое происходит не в первый раз и у местного населения уже выработался иммунитет. А новые граждане и не стараются понять, что не так они делают...
И напоследок - самое интересное... Кафедральный собор Святой Марии (Cattedrale di Santa Maria Assunta), на площади - это главная достопримечательность. Но, как оказалось, собор смотрит на площадь "не передом"... На площадь выходит его западный фасад, а парадным считается восточный. Правда и с западной стороны он смотрится очень привлекательно - вполне привычный кирпичный фасад без украшений, да и колокольня видна отсюда неплохо. Но всё-таки - мне надо на восточную сторону.
Оказалось, что вокруг Кафедрального собора расположилось довольно много интересных и старинных построек. Вернее, правильно будет говорить, что это Кафедральный собор расположился вблизи "культовых" построек, если выстраивать рассказ в правильном хронологическом порядке. Мне очень нравится местная архитектура - она ничем не уступает по своей красоте и стилю крупным городам Италии. Некоторые фасады домов оштукатурены таким образом, чтобы можно было понять, как сложены дома (видна кладка), можно было увидеть очертания старинных (уже снесённых построек) - теперь так принято создавать имидж старинных кварталов.
Обидно, что не подписано на картах название большинства построек в Терамо. Если убрать признаки современности (автомобили, вывески, дорожные знаки и т.п.), возникнет полное ощущение, что ты оказался в Терамо в Средние века. Некоторые здания здесь напоминают что-то среднее с местом жительства и крепостью. Наверное, в те времена иначе нельзя было обеспечить собственную безопасность богатым семьям.
Не пошёл к главному входу Кафедрального собора у самого собора, а решил обойти лишний квартал по улицам Via Vittorio Veneto и Via Ciotti. Сделал это специально, чтобы сразу оказаться у Римского Амфитеатра (Anfiteatro Romano a Teramo). Правда, некоторое время не мог разобраться, где находится просто театр, а где амфитеатр. Те постройки, что с юга от Кафедрального собора - это амфитеатр.
Строительство амфитеатра датировано I веком. Некоторое время театр функционировал, но затем информация о нём отсутствует. До XVI века развалины театра были покрыты строительным мусором. Епископ Терамо в 1583 году для строительных работ приказал расчистить территорию, где находился театр. Он представлял собой постройку в форме эллипса: такой была сцена и стены с воротами. Театр был построен для проведения на его сцене гладиаторских боёв и других зрелищных мероприятий.
В наше время Римский театр больше напоминает какой-то "поворачивающей" формы крепостную стену (кстати, и в качестве крепости театр в Средние века использовали). Теперь очень трудно определить, где тут были арки-ворота, где стояли скульптуры, где были окна... Не только время способствовало разрушению постройки - для местных жителей театр являлся источником строительного материала для возведения новых построек.
Вся обстановка вокруг Римского амфитеатра (улица Vincenzo Irelli) очень подходит ему по стилю - здания построены из похожего по стилю кирпича и камней. Ощущение старины, которой практически две тысячи лет, возникает не сразу. Надо обойти вокруг, постоять, подойти поближе и снова отойти. Сочетание археологических руин и более современных в некоторых местах смотрится немного странно. Не узнавал, есть ли возможность побывать внутри. Хотя, там кроме стен практически ничего не осталось - что там смотреть.
Хоть и кажется, что смотреть тут особо не на что, уходить не хочется. Понимаешь, что этим стенам около двух тысяч лет. Они были построены во времена Римской империи. Остаётся только поражаться крепости этой постройки и "долготерпению" строительного материала того времени. С одной стороны хотелось бы, чтобы постройка была восстановлена, достроена и вновь использовалась как театр. Но с другой стороны это и нереально, да и не будет уже того трепетного отношения к старине глубокой...
Совсем рядом я увидел руины Римского театра Терамо (Teatro Romano) - буквально в нескольких метрах от развалин Римского амфитеатра и у Кафедрального собора. Театр был построен немного позднее Римского амфитеатра - в начале II века (при императоре Адриане). Про театр могу сказать, что он выглядит "более сохранившемся", чем соседний амфитеатр. Историки говорят, что по периметру располагалось 20 арок (к нынешнему времени в нормальном состоянии только 2 арки). Для такого небольшого городка "зрительный зал" на 3 тысячи человек - очень солидная и даже статусная постройка.
При строительстве продумали практически всё: даже места для зрителей расположили так, чтобы их не слепило солнце. С окончанием властвования Римской империи закончилась и слава театра - он, как и амфитеатр, стал источником строительного материала для более важных построек. Некоторые артефакты, которые были найдены при археологическом изучении театра в начале XX века поместили в Археологическом музее Терамо.
А теперь пришла пора отправляться в Кафедральный собор. Там слышно какое-то движение - наверное, начинается какое-нибудь предпасхальное шествие. Мне показалось, что колокольню собора лучше всего можно рассмотреть именно от Амфитеатра и Римского Театра - вид получается просто великолепный. Руины театров придают колокольне "исторического веса" - получается очень колоритно.
Я на небольшой площади Богатыря (или Силача) Винченцо Орсини (Piazza Ercole Vincenzo Orsini). Именно на эту площадь выходит главный фасад Кафедрального собора в Терамо (Cattedrale di Santa Maria Assunta). Собор посвящен Богоматери, но позднее я прочитал, что он освящён ещё и в честь Небесного покровителя города - Святого Бернарда.. Построили его в XII веке - он полностью соответствует своему времени - романо-готические черты заметны сразу.
Заметил, что двери в собор приоткрыты и оттуда раздаётся голос священника - всё в порядке, значит его не закроют в спешном порядке на сиесту. Поэтому решил немного осмотреть фасад. В его облике намешано очень много различных элементов - накопилось за время жизни собора. Но я решил более пристальное внимание обратить на львов, которые расположились у входа... Почему он какой-то "пришибленный"? Его становится жалко...
Не успел я зайти в Кафедральный собор, как увидел, что через центральные двери собора наружу направляется торжественное предпасхальное шествие - сначала долго выходили священники в яркой праздничной одежде, а потом следом начали выходить и простые прихожане. Теперь понятно, почему в городе на улицах было не так много жителей...
Людские массы двигались по центральному нефу, а я оказался в левом нефе - можно было двигаться во встречном направлении. Вот и хорошо - смогу спокойно осмотреть собор, когда все уйдут. Собор не показался мне слишком большим, но количество людей, которые здесь находились, явно не ограничивалось сотней-другой... Начинаю осматривать собор...
Внутри, конечно, можно увидеть черты романского храма, сооружённого в XII веке. Но вместе с тем, как я понимаю, тут появились и черты более поздних архитектурных стилей. На стенах и сводах много позолоты, лепнины, скульптурных изображений. Во внутренней отделке представлены резные и скульптурные шедевры итальянских мастеров. Скорее всего, это последствия реконструкции 1700 года - тогда и появились эти барочные элементы дизайна.
Нельзя не залюбоваться и античными камнями (из старинных построек), которые теперь стали частью колонн и стен Кафедрального собора. Именно для строительства этого храма и были частично разобраны на строительные материалы соседние Амфитеатр и Римский театр. Надо сказать, что мне очень нравятся романские и готические соборы, которых сохранилось немного. Нравятся своими прямыми линиями, толстыми гладкими стенами, своей простотой и величием.
Позднее я уточнил, что строительство датировано периодом с 1156 по 1176 годы. В то время главным предназначением собора было хранение мощей Святого Бернарда. Правда, практически сразу после строительства, собор начали модернизировать: в 1300 году епископ Арчиони решил, что собору стоит придать готические черты.
В соборе, на первый взгляд, не слишком много украшений и предметов религиозного искусства. Но когда начинаешь осматривать собор неспешно, то замечаешь сперва одно, затем другое. К примеру, мне понравились фрагменты фресок, которые сохранились в соборе. Один фрагмент заметил на стене, другой увидел практически под потолком...
И внутри снова встретил львов - они держат на себе колонны. Только рассматривая фотографии я заметил, что у львов... человеческие лапы. Могу ошибаться, но я чётко вижу согнутые фаланги пальцев - надо почитать литературу, почему произошло такое объединение: лев + человек.
Стрельчатые арки, треугольный фронтон над входом с окном-розой - это всё готические черты, которые придали собору в 1300 году. В основаниях треугольника разместились скульптуры: на вершине - скульптура Спасителя, про остальных не уточнил. Оказалось, что как и во многих других случаях, древний вид был возвращён собору лишь в начале XX века.
Непросто оказалось найти на небольшой площади точку для того, чтобы сделать фотографию, которая уместит в себе весь Кафедральный собор, включая колокольню. К слову - её строительство датируют 1300 годом - временем, когда собору старались придать готические черты. Очень оригинально она смотрится - такое ощущение, что её строили в разные века, по ярусу за 100 лет - конструкция получилась интересной и разнообразной.
Да тут всё вокруг во львах! Оказалось, что справа от Кафедрального собора располагается фонтан Двух львов (Fontana dei Due Leoni) - во время моего визита он был закрыт строительными конструкциями, как и соседнее строение - явно какое-то палаццо, только (как обычно) не подписанное... Судя по всему - довольно старинная постройка. Народ постепенно начинал расходиться в разные стороны света - предпасхальное шествие закончилось.
Я повернул на проспект Винченцо Черулли (Corso Vincenzo Cerulli) - он должен был привести меня к церкви Святого Антония - круг замкнулся. Город оказался достаточно интересным, было бы ещё подписано что и где... Такое шикарное строение - а его названия и истории не знаю. Правда, рассмотреть тут можно не всё - очень узкие улицы. Здание выглядит просто великолепно: смесь красоты дворца и мощи крепости.
Практически напротив этого палаццо, на другой стороне улицы я заметил (в тупичке) небольшую церквушку, которая обозначена как Chiesa di Santa Caterina - т.е. церковь Святой Екатерины. Или я раньше просто не обращал на это внимание, или действительно впервые вижу частную церковь. Принадлежит она семейству Костелли. Трудно представить, но эта церковь была построена в IX веке. Правда, теперь перед нами творение архитекторов, изменивших облик храма в 1803 году. Удивительно красивое сочетание кирпича и камня, кладка датирована XIV веком. А сами камни ещё Римской эпохи (наверное, из Амфитеатра или Римского театра). Ничего не могу сказать о внутреннем убранстве церкви, возможно её иногда и открывают для обычных людей, но по каким-нибудь важным религиозным праздникам...
Оказалось всё верно: впереди тот самый старинный "торговый центр" с аркадой и церковь Святого Антония. До железнодорожной станции минут 20 пешком, если даже не сильно спешить. Часа три - вполне достаточно, чтобы познакомиться с основными достопримечательностями Терамо. Если посетить некоторые музеи, то надо добавить ещё пару-тройку часов. Терамо из тех городов, с описанием которых придётся много поработать, чтобы понять, где ты был и что ты видел...
В окнах небольших лавочек я встречал огромные и (наверняка) тяжеленные круги сыра Пармиджано Реджано и Грана Падано. Они напомнили мне, что пора побывать в супермаркете и купить сыр с собой в дорогу. Время ещё оставалось и я решил побывать в местном супермаркете: тут я нашёл то, что искал - коктейль из морепродуктов. Ну, и сыра немного прикупил, к вечерней бутылке игристого вина Asti...