- > Азбука
-
>
Европа
- > Австрия
- > Беларусь
- > Бельгия
- > Ватикан
- > Венгрия
- > Германия
- > Греция
- > Дания
- > Испания
-
>
Италия
- > Алессандрия
- > Аоста
- > Асти
- > Бергамо
- > Болонья
- > Брешия
- > Венеция 2007-2012
- > Венеция 2014-2016
- > Вентимилья
- > Верона
- > Верчелли
- > Виченца
- > Генуя
- > Иврея
- > Казерта
- > Катания
- > Комо
- > Кремона
- > Кьявари
- > Лаванья
- > Ланчано
- > Лекко
- > Ливорно
- > Милан 2007-2012
- > Милан 2014-2017
- > Модена
- > Монфальконе
- > Монца
- > Неаполь
- > Новара
- > Павия
- > Падуя
- > Пальманова
- > Парма
- > Пескара
- > Пиза
- > Помпеи
- > Портофино
- > Пьяченца
- > Равенна
- > Рим
- > Римини
- > Санремо
- > Санта-Маргерите
- > Сиракуза
- > Специя
- > Терамо
- > Триест
- > Турин
- > Удине
- > Флоренция
- > Чивитавеккья
- > Латвия
- > Люксембург
- > Мальта
- > Монако
- > Нидерланды
- > Норвегия
- > Польша
- > Португалия
- > Сан-Марино
- > Сербия
- > Словакия
- > Словения
- > Турция
- > Финляндия
-
>
Франция
- > Авиньон
- > Антиб
- > Аркашон
- > Арль
- > Безансон
- > Бержерак
- > Бокер
- > Бордо
- > Вильфранш
- > Грасс
- > Гренобль
- > Дижон
- > Канны
- > Каркассон
- > Ле-Канне
- > Либурн
- > Лион
- > Марсель
- > Ментона
- > Монпелье
- > Ним
- > Ницца
- > Оранж
- > Орлеан
- > Париж
- > Перпиньян
- > Реймс
- > Сен-Рафаэль
- > Сен-Тропе
- > Тараскон
- > Тулон
- > Тулуза
- > Шамбери
- > Шартр
- > Хорватия
- > Чехия
- > Швейцария
- > Швеция
- > Эстония
- > Видео
- > Саквояж
- > Контакты
Виченца * Vicenza * Vicensa * Vicetia
Виченца расположена у отрогов гор Боричи, при слиянии рек Баккильоне и Ретроне. Первыми освоили территорию нынешней Виченцы эуганийцы. Это произошло за 2 тысячи лет до н.э. Примерно к VII веку до н.э. аборигенов потеснили венеты – индо-европейские племена, пришедшие из Иллирии. Когда в ходе второй Пунической войны римляне подчинили себе Галлию и Иллирию, Виченца вошла в состав Римской Империи. Было это в 177 году до н.э. Римляне прозвали городок Висетия – от латинского «висус» – деревушка. Следы регулярной римской планировки отчётливо видны в центральных кварталах города. Уже тогда, в I веке до н.э., это был довольно крупный город, с мощёными улицами, роскошными дворцами, изящными мостами через реки и каналы. В окрестностях обжигали кирпич, добывали мрамор для построек. После падения Империи сюда пришли варвары. В 568 году Виченца обрела независимость и получила право чеканить собственную монету. В 773 году на территорию Италии вступил Карл Великий, и город оказался во власти франков. В августе 899 года из-за альпийских гор нахлынули орды венгров и разграбили город. В 962 году значительная часть Италии, в том числе и Виченца, вошла в состав Священной Римской империи. В течение IX-X веков власть в Виченце принадлежала духовенству во главе с епископом. Но к 1115 году население добилось его смещения, и Виченца стала свободным городом-коммуной под управлением магистрата. Многие годы Виченца противостояла давлению со стороны Венеции и Падуи. Магистрат сменили представители веронской династии дела Скала. Правление Скалиджеров закончилось в 1387 году, после того, как Виченцу захватил миланский клан Висконти. В 1404 году жители Виченцы восстали против миланских наместников и обратились за помощью к Венеции. Это помогло вернуть городу прежние права. С середины XV до конца XVII века в Виченце развивались текстильная промышленность и производство керамики. В городе возникла Олимпийская академия, объединившая поэтов, прозаиков, художников, архитекторов. Одним из выдающихся членов Олимпийской академии стал зодчий Андреа Палладио. По его проектам построено множество частных и общественных зданий, полностью преобразивших облик Виченцы. Дома в этом стиле появились в Голландии, Польше, России, а в XVIII веке в Америке был построен «Белый дом». В апреле 1797 года войска Наполеона Бонапарта заняли Виченцу. В последующие пару десятков лет город переходил несколько раз от Австрии к Италии и обратно. Окончательное освобождение пришло в 1866 году. Во время Второй мировой войны город сильно пострадал от бомбёжек.
2012 год
Из Вероны в Виченцу я отправился на поезде в 13:18 и уже в 14:00 я был в этом городке. Потратив на дорогу всего 40 минут (я купил билет сразу до Венеции за 7,4€, чтобы не толкаться в очередях), я оказался в этом славном городке. В прошлый раз я так и не смог из-за проливного дождя как следует осмотреть его и пропустил очень многие достопримечательности. Да и на этот раз у меня в распоряжении оказалось лишь 63 минуты на его осмотр. Можно было, конечно, остаться тут ещё на 30 минут (до следующего поезда на Венецию), но тогда на осмотр города гондол и каналов у меня оставалось бы совсем мало времени. С расположением города в общих чертах я был знаком, так что мне не составило труда сразу найти то, что в прошлый раз осталось «неохваченным». От железнодорожного вокзала, расположенного в парке Кампо Марцо (Марсово Поле) я по виа Рома добрался до исторического центра. Вижу красивый парк Сальви (Giardino Salvi) - очень хочется прогуляться за этими воротами, но времени как всегда мало.
Вход в него через старую сторожевую башню, стоящую у остатков крепостной стены, некогда окружавшей город. А там вы попадаете на улицу Андреа Палладио – это, наверное, центральная улица города. Основные достопримечательности Виченцы сконцентрированы именно вокруг неё. Как и в Вероне, в Виченце много интересного: старинные дворцы, храмы, памятники и замки. Всё это надо искать в самом центре города, в лабиринте узких улиц. То, что именно здесь располагается всё самое интересное, мне подсказал вид со стороны - ещё на пути от вокзала к центру я увидел многочисленные башни и купола, сконцентрировавшиеся в одном месте. В городе огромное количество построек, архитектором которых стал Андреа Палладио. Он разработал этот стиль, его принципы и особенности. Это он сам понастроил такие красивые здания в Виченце, а впоследствии понадостроили его ученики, а затем и их ученики.
Я начала осмотр города, как и полагается, с главной площади большинства городов - пьяцца Дуомо. Соответственно, первым строением стал Кафедральный собор - Cattedrale Santa Maria Annunciata. Но вначале я всё-таки оценил общую картину - она оказалась очень притягательной. Несмотря на то, что это центр города, вокруг было очень спокойно. Возможно, что в "торговые дни" здесь более шумно...
Кафедральный собор Виченцы было не так-то просто уместить в один кадр - фасад и купол никак не хотели умещаться рядом. На месте нынешнего кафедрального собора в V, XI, XIII веках были построены церкви - от них уцелели лишь фрагменты фундамента - их можно увидеть, если спуститься в подвал нынешнего Кафедрального собора. Собор воздвигли в 1430 году, но тот изысканный фасад из мрамора, что всем так нравится, соорудили лишь в 1467 году. Купол собора появился и того позже - в 1558 году к его проектированию приступил Андреа Палладио. В соборе располагается немало живописных полотен эпохи Возрождения. Среди них «Поклонение Волхвов» Франческо Маффеи, полиптих «Dormitio Virginis» работы Лоренцо Венециано, «Мадонна с младенцем» Бартоломео Монтанья. А алтарь, изготовленный в XVI веке, окружают 12 картин.
Рядом располагается красивое строение (Curia Vescovile di Vicenza), про которое я первоначально подумал - театр. Но это оказалась епископская курия, при которой работает Епархиальный музей. Было жарко, возможно именно поэтому людей было мало. Но судя по столикам кафе, выставленным на площадь, в более прохладные часы (ближе к вечеру) здесь становится довольно-таки оживлённо...
На эту же площадь выходит и ещё одно строение - Palazzo delle Opere Sociali. Как я понял - там всё и сразу, включая театральный зал и различные социальные службы. Здание было построено в XIX веке, но рядом располагается кирпичная башня. Очень похоже на сторожевую башню средневекового замка или фрагмент крепостной стены. Как принято говорить, "от старой обстановки осталась"...
Молельня Oratorio del Gonfalone тоже выходит своим фасадом на площадь Дуомо. Она появилась в 1596 году, скульптор постарался перенять стиль работы Андреа Палладио. Строение кажется достаточно скромным, но алтарь (выполненный в 1640 году) просто великолепен.
Буквально рядом невозможно не остановиться у оригинального строения - это почтовое отделение (возможно, Главпочтамт). В Италии это мой любимый стиль времён Муссолини. Архитектура громоздкая, монументальная, мощная, даже хочется сказать "неуклюжая". Но мне она почему-то нравится...
Как всегда в подобных небольших городках, некоторые площади и улицы совершенно пустынны, а в некоторых местах можно увидеть сразу просто огромное количество людей. Чаще всего, они просто тусуются у знаменитых мест (сидят на ступеньках, к примеру) или устраиваются за столиками многочисленных закусочных и ресторанчиков. Сидят себе, давно выпив чашку кофе, и просто читают газеты. Или, заказав копеечный аперитив с долькой апельсина, сидят и болтают часами. Иногда за столиками можно встретить такие типажи! Мне повстречалась одна местная сеньора, на которую я просто не мог не обратить внимания (жаль сфотографировать было неудобно). Она была в огромной шляпе, из-под которой виднелся огромный рот, так как губы были накрашены неестественно яркой помадой и сильно выделялись на бледном лице. Она приподняла полы шляпы, осмотрелась, загадочно улыбнулась мне. Через пару минут я обратил внимание, что она встала из-за столика и шатающейся походкой отправилась куда-то по одной из узких улочек. Наклюкалась, старушка…
Итак – я на площади Сеньории. Моё внимание привлекла огромных размеров (особенно, если стоять практически, у её основания) башня – это Торе Биссара. Она располагается у базилики Палладиана – это самое величайшее творение Андреа Палладио. Её начали строить в 1549 году, а закончили через 30 лет, уже после смерти архитектора. Раньше здесь тоже было городское управление Палаццо делла Раджоне, а когда оно обвалилось, Андреа Палладио поверх старого готического фасада создал новое ренессансное строение с белыми мраморными колоннами. Стоит знать - слово "базилика" в данном случае не имеет никакого религиозного подтекста. Андреа Палладио использовал римское значение слова "базилика" - со времен Древнего Рима именно там обсуждали важные вопросы, проводили судебные заседания, торговали. Здание открыто для посещения всеми желающими - можно выбраться на балкон и полюбоваться с него на площадь Сеньории.
Теперь Торе Биссара - красавица-башня, стоящая рядом. Она входила "в комплект" к зданию семейства Биссара - это уже спустя столетие её выкупил муниципалитет. Хотел бы я посмотреть на город с высоты её смотровой площадки (а это 82 метра), расположенной на башне. Но времени у меня было катастрофически мало. Башня впервые упоминается в 1174 году. Часы тут просто уникальные. Механизм был установлен в 1378 году и работает до сих пор. Это шедевр не только механики, но и астрономии – помимо времени, часы расскажут и о лунных фазах.
Практически напротив Паладдо делла Раджоне находится Палаццо дель Монте ди Пьета - считается, что оно было построено в 1486 году при покровительстве блаженного Марко да Монтегало. Церковь Святого Винченцо оказалась словно встроена во дворец Монте ди Пьета. Судя по названию, церковь должна быть особо почитаема в Виченце, ведь Святой Винченцо (Викентий) - небесный покровитель города. Церковь была построена в XVII веке в смешанном стиле: готика и барокко. Фасад выглядит очень по-средневековому - его украшают не только барельефы, но и многочисленные статуи.
Слева располагается ещё одно знаменитое строение Виченцы - Лоджия Капитана (Loggia del Capitaniato). Интересно, в городе кроме Палладио кто-то что-то построил? Строительство заняло 7 лет, с 1565 по 1572 годы. Я долго не мог понять, что же мне напоминает это строение своим обликом? И вспомнил - Триумфальную римскую арку. Сочетание материалов довольно интересное: кирпичная кладка и белая штукатурка. Во время строительства лоджии венецианцы победили турок в битве при Лепанто, поэтому на боковых фасадах можно заметить изображения трофеев, взятых у турок. До строительства Лоджиа дель Капитанио на этом месте располагалось строение, где была резиденция военного представителя Венеции в Виченце. Посещать Лоджию было некогда, а так-то по ней проводятся экскурсии. Наверное, там можно увидеть какие-то средневековые штучки...
Не заметить две колонны, установленные на восточной стороне площади Синьории (невдалеке от башни Биссара) просто невозможно. Одна стела-колонна увенчана скульптурой льва (лев - символ Венецианской республики). Подобные колонны ставились Венецией в тех городах, которые оказались в её подчинении. Но, вместе с тем, города были и под защитой Венецианской республики. На второй колонне установлена статуя Христа. Колонны хоть и были установлены с разницей почти в два века (1464 и 1640 годы соответственно), но смотрятся достаточно гармонично.
Буквально "за углом" (на месте, где когда-то располагался Форум) находится церковь Санта Мария ин Форо. Другое её название - церковь Святой Марии Сервитов (Сервиты - орден служителей Девы Марии). Её построили к 1328 году и до 1788 года она принадлежала ордену Сервитов. Фасад и этой церкви приписывают Андреа Палладио. Основные стили, в которых оформлена церковь - готика и романика. Одной из самых ценных реликвий церкви считают полотно «Мадонна с младенцем и святыми Себастьяно и Рокко», которую в 1533 году написал Бенедетто Монтанья.
Я слышал о том, что в Виченце сохранился Театро Олимпико – первая в Европе крытая сцена со времен Древнего Рима. Она появилась благодаря Андреа Палладио, который в 1580 году получил от Олимпийского комитета Виченцы заказ на его постройку. Заканчивал строительство уже его ученик. Открывали сцену в 1585 году трагедией Софокла «Царь Эдип».
«Интересно бы было очутиться здесь лет 300-400 назад. Может быть, тут было бы не так красиво и чисто, но всё равно! В городке на 100 тысяч жителей был свой театр (как оказалось не один), своя академия архитектуры, свои сады и парки. Впоследствии, многие города обошли Виченцу и ей подобные городки по численности жителей. Но, какими же были правители таких городов, которые считали, что в этом месте должно быть всё своё. Наверное, многие люди в те времена, поэтому и не спешили покинуть свои города и переселиться в столицы».
Театр окружён старинными строениями с башней, внутри располагается красивый небольшой сквер с многочисленными старинными статуями. Я бы назвал это место музеем древностей под открытым небом. Театро Олимпико - действующий театр, но в силу отсутствия в нём отопления и кондиционирования, он функционирует только в тёплое время года. Зато посетить расположенный здесь музей можно в любое удобное время. Смотрел я на это всё и думал:
На соседней площади Маттеотти располагается ещё один палаццо, который невозможно пропустить. Это дворец Кьерикати, в котором сейчас располагается городская картинная галерея (пинакотека). Дворец начал строится в 1550 году по заказу графа Джироламо Кьерикати (отсюда и название). Дворец вызывает смешанные ощущения: странная смесь дворца и общественного заведения, странная смесь ренессансного и античного стилей. Здесь представлены живописные и скульптурные работы известных мастеров XIII-XIX веков: Мантенья, Веронезе, Тинторетто, Бассано, Карпиони, Питтони, Тьеполо и других. А также уникальные исторические документы, манускрипты, чертежи, печати и монеты. Я обратил внимание на многочисленных молодых людей и девушек, которые расположились в тени его колонн, на ступенях лестниц и находились в прострации - наблюдали за травинками или веточками, слушали музыку, прикрыв глаза, просто жмурились от солнца. И я почему-то подумал - что творцы, мыслители, философы именно в подобной атмосфере расслабленности, отсутствии дум о хлебе насущном и создают свои творения. Они и века спустя поражают нас своей красотой, изысканностью и продуманностью. И с чего у русских столь популярно выражение «художник должен быть голодным». Я не скажу, что Леонардо да Винчи всегда был с золотом в кармане, были голодные времена и у него. Но чаще он не задумывался о куске хлеба и просто творил. Заметил, что Виченца своей атмосферой наводила меня на философские размышления о сущем...
Туристов в Виченце для воскресенья оказалось потрясающе мало. Встречались некоторые туристы из России (судя по «мяукающему» говору, из столицы), так они очень интересовались «насчёт посетить открытый универмаг и прикупить вон тот купальник за 5€». Это я уже заметил на обратном пути, когда спешил на вокзал. На станции я обратил внимание, что очень много приезжает в Виченцу туристов с огромными чемоданами. А в городе отелей не столь много. И я вспомнил, что в окрестностях Виченцы имеется немало курортов и санаториев. Здесь очень замечательные воды и грязи. А на свой поезд я зря спешил - его задержали практически на 20 минут, так что, мог бы и ещё погулять по этому чудесному городку. В пути до Венеции мы практически наверстали упущенное время, так что прибыли практически вовремя.
2008 год
После Вероны я отправился на запад, в Виченцу. Городок невелик – всего 110 тысяч жителей, но его исторический центр, архитектурный облик и многочисленные памятники оставляют очень приятные воспоминания. До отхода поезда обратно в Милан, у меня оставалось часа полтора и я посчитал, что этого времени хватит на осмотр города. Как оказалось, всё самое интересное в Виченце я успел увидеть.
В центр города ведёт Римский проспект, вокруг раскинулось Campo Marzo - Марсово Поле, большой красивый сквер с газонами, клумбами и очагами деревьев. Виченца сразу же показалась мне очень спокойным городком, где нет множества личного и общественного транспорта. Да и с пешеходами тоже был небольшой напряг - вокруг было слишком мало людей...
Судя по башням, исторический центр располагается в северо-восточном направлении от ж/д вокзала. Вход в него через арку, рядом с которой расположилась Замковая Башня. А вот самого замка я так и не нашёл... Башня - хороший ориентир и красивая достопримечательность. Что там внутри - не разбирался...
Пройдя под аркой, я сразу же оказался на Замковой площади (пьяцца Кастелло). В самом центре располагается памятник народному герою Италии Джузеппе Гарибальди. Статуя была установлена в 1887 году, сюжет традиционный - Гарибальди облачён в накидку. Вокруг располагается несколько дворцов (палаццо Порта-Бреганзе и Тьене Бонин Лонгаре), архитектором которых выступал, естественно, Андреа Палладио. А мне было интересно просто шагать по улице и рассматривать местные строения. Практически любое из сооружений я легко мог бы назвать "палаццо" - дворцом. И очень многие из них были построены в венецианском стиле. Его выдают окна - именно такие можно встретить практически во всех старинных (да и современных) венецианских палаццо.
На улицах кипела обычная жизнь обычного небольшого городка. На туристов местные жители практически не обращали внимания. Занимались своими делами, шагая из магазина в магазин, облюбовав столики местных кафе и ресторанов. Уже на обратном пути, когда меня застал сильный ливень, я смог в полной мере оценить местные подаркадные тротуары, по которым можно пройти чуть ли не половину города и не промокнуть...
Город пришлось осматривать практически бегом (от туч). На их фоне умопомрачительно красиво смотрелись строения из светлого камня – церкви, Муниципалитет, старинные дома. Бегло осмотрев всё вокруг улицы Палладио, я перебрался на другую сторону речки Баккильоне по мосту Ангелов. С моста открывается просто невероятный вид - во все стороны разбегаются улочки, а на берегу реки устроились разнообразные палаццо (домами назвать эти строения не могу).
Я немного углубился в жилые кварталы Виченцы на другом берегу Баккильоне. Если не считать просто превосходные фасады некоторых домов, то ничего особенного я не увидел. Людей было очень мало, машин тоже. Каких-то площадей, магазинов и прочих интересных мест не встретил. Возможно, что большинство местных жителей попрятались из-за приближения грозовых туч? Единственное место, где царило некоторое оживление - окрестности церкви Сан-Пьетро.
Пора было возвращаться в исторический центр Виченцы. Мимо университета Падуи, перейдя по двум мостам обе реки (Баккильоне и Ретроне) я оказался наконец-то снова на площади Синьории. По дороге успел немного рассмотреть спальные районы Виченцы. С точки зрения туриста - очень красиво. С точки зрения местных жителей - не знаю. Наверное, не всегда удобно жить в памятниках... В некоторых местах очень живописно и красиво, а в некоторых стоило бы провести ремонт...
Я выбрался на площадь Синьории... И тут разверзлись небеса и начался сильнейший ливень. Некоторое время я постоял под арками одного из строений на площади. Пытался даже отснять на видео атмосферу - до этого я не оказывался в подобных местах во время дождя. Интересно наблюдать за замершей жизнью городка во время ливня. Кто-то спрятался под арками вместе со мной, а кое-кто так и остался сидеть за столиком уличного кафе под огромным зонтом. Я позавидовал этим людям - им некуда было торопиться. Снимать из-под зонта оказалось очень неудобно. Но и промокнуть совсем мне не хотелось. Пришлось делать перебежки от одного строения к другому.
Ливень вскоре закончился. Пора было, устало передвигая ноги, шагать к вокзалу. Шагая к вокзалу я вспоминал прочитанные строки о Виченце: улицы Виченцы украшают палладианские дворцы, которые хотя и носят имена разных известных родов Венеции и Виченцы, объединены единым стилем их архитектора – Андреа Палладио. Именно этот архитектор сформулировал принципы архитектурной композиции, проиллюстрировал их собственными проектами. По его книгам до сих пор обучаются архитекторы всего мира. Мне предстояло провести в поезде три часа. Поездки в итальянских поездах меня ничуть не напрягают. В дополнение к достаточному комфорту даже в вагонах второго класса, было просто интересно наблюдать за простыми итальянцами. Приятными и милыми людьми.