Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гидра * Идра * Ύδρα * Hydra

Название Гидра произошло от обильных вод, хлеставших из источников в древние времена. Но в прежние времена остров называли Гидреей. Согласно археологическим данным, Гидра была заселена начиная с периода позднего Неолита (3000 - 2600 годы до н.э.). В XIII веке до н.э. остров населяли дропи - земледельцы, скотоводы, рыбаки. Они изначально жили в горных районах Парнас и Ити. Два века спустя дропи исчезают, и, теряются всякие следы жизни на острове. Большинство местных жителей из-за частых пиратских нападений, покинули остров, или, подались вглубь острова (в горы). На остров стремились только деятели искусства - писатели и художники, за природной красотой, вдохновлявших их на создание потрясающих произведений. В XV веке, на острове лишь несколько фермерско-земледельческих земель. В XVI-XVII веках, на остров подаются многие беженцы, город застраивается и приобретает современный вид. Гидру населяли рыбаки и моряки, которые с каждым поколением становились все более профессиональными мореплавателями и успешными торговцами. К XVII веку остров постепенно приобрел мощный торговый флот, который в дальнейшем, в период наполеоновских войн монополизировал перевозки по всему Средиземному морю. В XVIII веке - это уже густонаселенный остров, принимающий бурное участие в военных действиях страны. К концу XVIII века, имеет огромную военно-морскую силу. К началу XIX века Гидру стали называть «маленькой Англией» - столь велико для такого небольшого острова было число богатых судовладельцев. Население острова составляло 25.000 человек, а флот насчитывал около 120 современных хорошо оснащенных судов, позволявших вести морскую торговлю, не опасаясь кораблей Османской империи и средиземноморских пиратов. Тогда и были построены богатые особняки, 6 монастырей и более 300 церквей, составляющие современную картину острова. К началу национально-освободительной войны против турок 1821 года население Гидры составляло около 30.000 человек, люди прибывали сюда в поисках убежища. Число кораблей достигало 150. Здесь находились богатые судовладельцы - Кунтуриотисы, Миаулис, Сахтурис, Тобазис и другие, которые оснащали за свой счёт корабли, расходуя целые состояния, чтобы оказать помощь восстанию. Флот Гидры в содействии с флотами островов Спецес и Псара нанес весьма существенный урон турецкому флоту. Победы жителей Гидры и их соратников на море стали основным фактором успеха борьбы греческого народа. К XX веку, несмотря на активную деятельность населения в рыболовстве, добыче и торговле губками, и, прочим, медленно, но верно, экономика острова идёт на спад. Гидра стала первым греческим островом, открытым для иностранных туристов. Происходит небольшой экономический подъём, из-за большого притока художников, кинематографов, а, затем и туристов. На Гидре в 1956 году Джон Негулеско снял свой знаменитый фильм «Мальчик на дельфине» с Софи Лорен и Аланом Лэддом, а в 1960-м Майкл Какояннис - фильм «Федра» с Энтони Перкинсом, Ральфом Валлоне и Мелиной Меркури.

2015 год

Решаю, что посещение острова Гидра заменит мне путешествие в Патры. Накануне видел на кассах в Пирейском порту название «Гидра» (местные называют остров Идра) среди  маршрутов, куда можно отправиться на катере, но расписание не узнавал - поэтому еду в порт наобум. На месте оказалось, что именно тот самый «пузырь на воде», который официально называют «Морской кот № 6» идёт на остров Гидра с остановкой на острове Порос. Отправление в 9:00, в пути примерно 2 часа (обманули, оказалось 2,5 часа), цена 25,5€ в одну сторону. Прикинув время, которое останется мне на осмотр острова, покупаю сразу и обратный билет на 13:30. К оплате принимают пластиковые карты. Рейсы выполняет та же фирма, что возила меня в прошлом году на остров Эгина на «летающих дельфинах» - Hellenic Seaways. На таком же катере я когда-то уже летал через Балтику из Таллина в Хельсинки и обратно. Очень комфортное судно. Некоторое время (при приближении к порту назначения и при отходе от него) можно находиться на верхней открытой палубе – так что кадры острова с воды должны получиться красивыми и сочными.

Морской кот № 6Морской кот № 6

Остров Эгина мы прошли без остановки. Когда я был там в прошлом году, то мы причаливали с другой стороны острова и там виды были более впечатляющими. Оказалось, что с его оборотной стороны всё очень скромненько - зелёные скалы и микроскопические населённые пункты кое-где. Наша первая остановка - остров Порос. Он заметно больше острова Гидра, но оказалось, что почти все пассажиры собрались посетить остров Гидра. Наверное, если есть достаточно времени, то желательно провести немного времени и там, и там. А напротив острова Порос располагается уже материковый порт Галатас. Как мне показалось, здесь ничего кроме туризма и не развито: туристы, отдых богатых жителей греческой столицы - вот и всё. Может, правда что-нибудь и выращивают особенное. Но туристы в восхищении от одного внешнего вида - старинные постройки (или под старину), город расположился на склоне холма. Наверху храм и красивая колокольня, которую видно издалека. Большая часть набережной покрыта барами, кафе и ресторанами. А береговая линия заставлена катерами и яхтами.

Остров ПоросОстров Порос

А мы отправляемся дальше и буквально через полчаса пришвартовываемся к главному и одноименному городу острова - Гидра. Проходя мимо острова, я обратил внимание, что большая его часть – голые скалы, кое-где видны небольшие монастыри. Ввиду того, что остров лишён современного транспортного сообщения (исключая водное такси), то в монастырях и одиноко расположенных виллах практически абсолютная уединённость их обитателям гарантирована.

Остров ГидраОстров Гидра

Город расположился практически амфитеатром от небольшой бухты Саронического залива. Бухта настолько мала, что даже стандартные и довольно небольшие суда вынуждены двигаться только в одном направлении, не имея возможности развернуться в бухте. А если уже на пристань зашёл один среднего размера корабль, второму придётся ждать на рейде. Эгина, конечно, в вопросе просторности бухты, далеко впереди – там построены причалы, выходящие в море. Оказалось, что водное движение на Гидре очень оживлённое. Буквально за полчаса в порт пришло несколько крупных пассажирских катеров (наш вмещает до 1000 человек), а потом ещё подходили многочисленные небольшие катера с разных окрестных островов. И даже подошло к Гидре большое парусное судно, но осталось на рейде ближе к крепости.

Гидра - город-амфитеатрГидра - город-амфитеатр

Многочисленные пушки, якоря и прочие атрибуты военно-оборонительной жизни острова говорят о его бурной военной истории. В добавок к ним – многочисленные крепостные стены (фрагменты), бастионы, и снова пушки… А еще – здесь множество кошек. Наверняка, с рыбой для них тут нет проблем – вот пушистые мяукалы развелись на острове в огромных количествах. Вода вокруг просто идеально прозрачная. В районе порта спуск к воде практически невозможен – всё вокруг покрыто камнем. В некоторых местах вниз идут каменные ступени, но спускаться по ним не рекомендуют надписи-предупреждения. Пляжи на острове имеются, но несколько в стороне от главного поселения.

Набережная. Исторический музей и музей ГидрыНабережная. Исторический музей и музей Гидры

На правом берегу располагаются просто шикарные «капитанские» особняки в несколько этажей, окружённые высокими крепкими стенами – мне они напомнили небольшие крепости. Всё угловатое, массивное, сделанное на века. Хотя, вместе с тем, и достаточно комфортное жильё, с неплохими садами во внутренних дворах.

"Капитанские" особняки"Капитанские" особняки

Здесь всё самое интересное располагается, конечно же, на набережной. Но и за её пределами есть на что посмотреть. Хотя, смешно говорить тут про удалённость от набережной – любой объект метров 300-400 от набережной. Я начал осмотр острова  именно с набережной. В моём распоряжении оказалось 2 часа - должно хватить. Почти сразу у причала работает большой Историко-архивный музей - часть приехавших туристов (включая группы школьников) отправились сразу туда.

Историко-архивный музейИсторико-архивный музей

А я решил пройти немного дальше вдоль набережной и оказался в... Даже и не знаю, как назвать это место? Вроде и не крепость, вроде и не набережная - возможно, что из старинной крепости сделали фрагмент набережной. Это довольно высокая точка, с которой хорошо виден противоположный берег и другие окрестности. Может быть, укреплённый форт или бастион?

КрепостьКрепость

Здесь и памятник имеется. Его установили Миаулису Андреасу-Вокосу – это был греческий адмирал, который в 1821 году участвовал в освободительной войне от османского влияния. Заметил, что у Миаулиса такие же штаны со спущенной мотнёй, как были модны несколько лет назад у рэперов всего мира. История и мода повторяются…

Памятник адмиралу Миаулису Андреасу-ВокосуПамятник адмиралу Миаулису Андреасу-Вокосу

А теперь пора отправляться на противоположный берег. Там много интересного и старинного: какие-то стены, башни, бастионы. Проходя по набережной, вижу основной местный транспорт - копытных. Говорят, что возят всех ослики, но я видел тут и лошадок, и пони и гибридов всех этих представителей. Владельцы осликов водят и по одному животному, и парами и сразу целыми небольшими караванами. Для удобства посадки пассажиров есть даже небольшие лесенки (как подиум для награждения спортсменов).

Местное и единственное средство передвиженияМестное и единственное средство передвижения

Я заметил, что местные жители легко и просто запрыгивают на животных, а вот туристы... Каких только звуков они не издают при посадке, а потом при езде можно услышать ещё более оригинальные крики и вздохи. Животных подготовлено достаточно, так что хватит и на местных, и на всех туристов. А всё почему? Просто здесь законодательно запретили использование разных самодвижущихся устройств. Правда, это не касается мусоровозных машин, пожарных и прочих спецслужб.

Местный общественный транспортМестный общественный транспорт

А передвигаться из одного населённого пункта в другой в черте острова удобнее всего на водном такси - катерах и моторных лодках. Довезут быстро и говорят, что недорого. Я заметил, что для перевозки грузов по городу и дальше в его окрестности, местное население использует особые здоровенные тачки. И таскают их далеко не ослики, а местные жители.

ТачкаТачка

Как и в большинстве небольших приморских городков, в Гидре практически весь припортовый район занят магазинам по продаже туристических товаров и заведениями питания - их столиками заставлена большая часть набережной. На случай жарких дней, заранее подготовлены многочисленные верёвки с навесами, но сейчас пока не жарко и видны в основном верёвки. Так хоть можно увидеть памятник одному из участников Первой мировой войны 1914 года, который расположился на набережной. Посетителей в кафе и ресторанах достаточно - как всегда, заказывают вино, минералку, сок, мороженое. Хоть я и оказался здесь во время обеда, но не заметил ни на одном из столиков «плотной пищи». Может быть, здесь принято плотно ужинать?

Памятник в окружении столиков кафеПамятник в окружении столиков кафе

Хорошо видна из любой части набережной мраморная колокольня с часами. У её основания располагается вход-арка в музей и церковь. Рядом расположена и красивая ажурная (тоже мраморная) колокольня местной церкви. Правда, колоколов в ней я не заметил. Если смотреть издалека, то они располагаются практически рядом. Правда, как следует рассмотреть колокольню я смог только со смотровой площадки над городом. 

Мраморная колокольняМраморная колокольня

Тут в одном месте располагаются сразу и музей, и церковь. Это Кафедральный собор Гидры – храм Успения Богородицы. Он был построен в 1648 году как монастырь. Церковь небольшая по размеру, но видно, что довольно старинная и намоленная. Хоть здесь и был запрет на видеосъёмку, но я снял несколько кадров, а вот фотографировать тут не запрещено.

Кафедральный соборКафедральный собор

Мне показалось, что здесь очень много старинных и почитаемых икон. Есть и нетленные мощи святых. Но особенно меня поразил иконостас - он выполнен из мрамора. Может такое есть и в других местах, но я подобного раньше не встречал (может, просто не обращал внимания). Здесь проходила экскурсия для итальянских туристов, и гид очень много рассказывала про одну икону - она тоже очень необычная. Огромный оклад из серебра, а сама икона очень скромных размеров в самом центре.

В Кафедральном собореВ Кафедральном соборе

У входа располагаются два бюста местных героев - Андреа Миаулиса, Лазароса Кундуриотиса. Напротив (или даже вокруг) церкви и располагаются помещения музея. Его внешний вид напомнил мне итальянский дворик, а почему-то не греческий. Может это, я себе так представляю, а может и на самом деле так. Из греческого здесь я увидел только большие кувшины, которые теперь приспособлены под горшки для растений. А когда-то именно в одном из таких жил Диоген...

Дворик у Кафедрального собораДворик у Кафедрального собора

Я выбрался из этого музейного дворика обратно в лабиринт улиц. Какие они тут необычные - узкие, очень кривые, часть и просто выглядит как лестницы. Правда, эти лестницы очень аккуратно сделаны, куски мрамора и других камней на ступенях тщательно промазаны раствором. А в некоторых местах даже побелены - на них даже немного неудобно наступать, а то вдруг измажутся...

Улицы-лестницы ГидрыУлицы-лестницы Гидры

Гидра для меня была чем-то похожим на слоёный пирог - я планировал открывать её для себя слоями, улицу за улицей. И вот, когда с набережной я практически разобрался, то пришёл черёд следующим слоям. И я по одной узкой улице-лестнице начал взбираться вверх. Чем выше, тем шире становились ступени и чаще они стали разветвляться. Наверное, не все местные жители хотят, чтобы туристы пользовались этими улицами – хватит туристам и района набережной.

Улицы ГидрыУлицы Гидры

Но я воспользовался и оказался на одной из площадок (не смотровых, а просто открытых к обзору с них). Вид становился просто потрясающим - я видел теперь сверху те места, с которых начинал осматривать город. В одном месте у открытого окна работал художник - он смотрел вниз на город, а потом наносил увиденные штрихи на свой холст. Я не стал его смущать и пошёл дальше. Попадались мне не только шикарные жилые дома и какие-то общественные организации, но и брошенные строения. Некоторые из них сейчас ремонтируют, а некоторые так и стоят никому не нужными.

На одной из смотровых площадокНа одной из смотровых площадок

Петляя по улочкам, я выбрался ещё к одному музею. Он располагается очень высоко и у его стен устроена замечательная смотровая площадка. Это место принято называть "историческим домом Лазаря" (Ιστορική Οικία Λαζάρου Κουντουριώτη). Побывать внутри у меня времени не нашлось, но американские туристы чего-то там нашли и криками на всю округу рассказывали друг другу о своих впечатлениях.

Дом ЛазаряДом Лазаря

На смотровой площадке я заметил бюст какого-то одноглазого пирата. Но пираты они лишь в нашем восприятии - именно так выглядели народные греческие герои прошлых веков, бюсты которых можно нередко встретить в парках и на площадях различных греческих городов. Так что, это и есть Лазарь (я так предполагаю)...

Бюст ЛазаряБюст Лазаря

Отсюда я смог увидеть не только уже виденный ранее город-амфитеатр, но и другую сторону горы, которую не видно снизу. Интересно! Там кипит обычная жизнь, люди идут домой с покупками, кто-то возится в саду, а кто-то идёт в церковь. Интересно смотрится церковь Святой Екатерины - мне она чем-то напомнила горный монастырь

Церковь Святой ЕкатериныЦерковь Святой Екатерины

Церквей здесь на первый взгляд немного, но это они очень сильно замаскированы под обычные жилые дома. Некоторые отличают лишь небольшие детали: скромный крест на крыше или микроскопическая колоколенка. Наверное, самый оригинальный из них – монастырь Пророка Ильи (1815 года).

Монастырь Пророка ИльиМонастырь Пророка Ильи

На окрестных холмах, если присмотреться, можно заметить старинные постройки, какие-то фундаменты, остатки стен, башен и прочих сооружений. А кое-где по склонам холмов сооружены террасы для занятий сельским хозяйством. А вот и колокольня Кафедрального собора наконец-то попала в кадр - приходится внимательно всматриваться в сплошной ковёр черепичных крыш...

Колокольня Кафедрального собораКолокольня Кафедрального собора

Я заранее присмотрел себе дорогу, по которой спущусь вниз, поскольку, не зная правильного расположения улиц, очень быстро сможешь заблудиться в этом лабиринте. Хотя, заблудиться здесь – это лишние 5 минут, чтобы правильно сориентироваться и выбраться к набережной. Чем ниже я спускался, тем больше становилось небольших площадей, маленьких сквериков и прочих общественных мест. Дома на острове в основном двух типов: сложенные из камня и оставленные как есть, а другие тоже сделаны из камня, но оштукатурены и аккуратно побелены. Интересно, а все эти здания действительно старинные или просто построены под старину? Оказалось, что в местных палаццо (дворцах) жили местные богачи – владельцы и капитаны местных кораблей (они тут считались аристократами).

Местная архитектураМестная архитектура

Улицы кажутся мне пустыми, но ближе к набережной постепенно начинают появляться живые люди (всего на острове живет около 3.000 человек). Некоторые из них передвигаются верхом на копытных. А вот и супермаркет. В нём цены для обычных людей, вот только американские напитки в банках и бутылках стоят просто заоблачных денег. Пачку натурального сока (1 литр) можно купить за 0,85€, а 0,5 колы стоит 1,32€. Таким образом, намекают «покупайте греческое»?  Интересно наблюдать, как местное население общается друг с другом - одна большая семья, все друг друга знают. И что приятно, туристам стараются не показывать, что они тут чужие. Наоборот, всячески приглашают, пропускают, советуют всё самое лучшее. Есть очень симпатичные отели и какие-то общественные здания (мне они напомнили очень маленький дворец).

Hotel IdrousaHotel Idrousa

Время заканчивалось (кто бы знал, что кораблик задержится на полчаса и я мог бы это время провести с большей пользой, чем в прогулках вокруг причала) и пора было двигаться к месту посадки/высадки пассажиров.

На улицах ГидрыНа улицах Гидры

Людей собралось уезжать с острова достаточно много. Кто-то в отсутствии теплохода решил пообедать и с тревогой вглядывался в море - не идёт ли еще корабль и успеют ли они дожевать свои бутерброды. А кто-то просто расслаблялся в теньке. Как мне рассказал продавец в магазинчике сувениров, многие приезжают на Гидру на одну ночь - больше здесь делать нечего. А вот пробыть тут сутки, погулять вечером по городку, попробовать его кухню - это самое то. Был бы у меня лишний день – провёл бы его на острове.

ТавернаТаверна

Я посетил несколько сувенирных магазинов, но ничего особенного не нашёл. Если на Эгине местная фишка фисташки и мёд, то здесь на первый взгляд ничего особенного. Магниты стандартные и дорогие (в несколько раз дороже, чем в Афинах). Кружки, ложки и прочее - снова стандартное. Видел я кораллы, но их очень неудобно везти, а так красиво. Есть и парочка магазинов с оригинальными местными поделками. Например, классные модные очки в деревянной оправе. Или изделия из шамотной глины. Были и разные шорты, рубашки и обувь, но всё это не вызывало желания купить - слишком стандартно. Хотя, можно было бы купить игрушку-ослика, как символ острова Гидра.

Сувенирные лавкиСувенирные лавки

Почти в самом конце осмотра сувенирных бутиков я зашёл в один, где продавец спросил из какой я страны. Узнав, что из России, он поспешил поздороваться по-русски и начал рассказывать о имеющемся в магазине товаре и о жизни вообще (пускай, и короткими фразами). Зато по-русски. А какие у него были эмоции. Было заметно, что они искренние. Приятно, что отношение к русским не у всех европейцев (по наводке их заокеанских друзей) отрицательное. Продавец рассказал, что вот у него рубашки местного производства (простенькие такие, с греческим орнаментом), но они оригинальные. Или вот - скатерти, их делают вручную одновременно 8 человек, и делают их в местном монастыре. Цена снижена со 185€ до 110€. Он ещё и жену научил разговаривать по-русски - она тоже предлагала что-то, но я не запомнил. Я спросил у него, часто ли здесь бывают русские. Он ответил, что практически ежедневно, приезжают на 2 часа в составе круизов по трём островам (Эгина, Порос и Гидра - 2 часа на каждом) и успевают не только все осмотреть, но и купить себе сувениры. К слову, такая экскурсия стоит 99€. Некоторые иностранцы предпочитают приезжать на Гидру с ночёвкой. Решил всё-таки ещё немного прогуляться внутрь кварталов и не зря - смог увидеть церковь Святой Варвары. Но она почему-то не попала в объектив фотоаппарата. Но замечательно, с разных ракурсов получилась изумительная колокольня церкви.

Колокольня церкви Святой ВарварыКолокольня церкви Святой Варвары

Вот и всё, на горизонте показался наш корабль. Мы быстренько уселись по своим местам и отправились обратно в Афины. Впечатлений от посещения острова осталась масса - все исключительно положительные. Не было ни одного момента, который бы вызвал негатив. Молодцы всё-таки греки, особенно в тех местах, где занимаются исключительно обслуживанием туристов. Хотя, ничего не могу сказать плохого о греках и в других городах - плохих людей тут нисколько не больше, чем в остальных местах нашего мира.

На главную     Европа

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?